Всероссийский словарный урок посвящается дню словарей и энциклопедий 22 ноября.
классный час по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;
2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;
3) Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями;
4) Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык.
Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок, посвящается дню словарей и энциклопедии», портреты В.И. Даля и С. И. Ожегова, выставка энциклопедий и словарей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАТВЕЕВО-КУРГАСНКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Всероссийский словарный урок
посвящается дню словарей и энциклопедий
22 ноября.
Подготовила Максимова Е. П.,
учитель начальных классов
2015 год
Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;
2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;
3) Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями;
4) Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык.
Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок, посвящается дню словарей и энциклопедии», портреты В.И. Даля и С. И. Ожегова, выставка энциклопедий и словарей.
Ход урока.
- Организационный момент (2 слайд)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый!
- Постановка задач и целей урока (3 слайд)
Прочитайте великие высказывания:
«Язык есть вековой труд целого поколения»
«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»
А вот о чём будем говорить сегодня на уроке, вы должны сейчас угадать? (4 слайд)
По улице не ходит,
в окно не глядит,
никого не спрашивает,
но всё знает.
Кто его открывает, тот всё понимает.
(Словарь).
- Правильно, будем говорить о словарях, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.
Но наше занятие будет проходить в виде путешествия.
III. План урока (5 слайд)
А сейчас мы познакомимся с планом нашего путешествия.
1. Толковые словари.
2. Орфографические словари.
3. Орфоэпические словари.
4. Иностранные словари.
5. Фразеологические словари.
- Итак отправляемся в путешествие по стране русского языка. А передвигаться мы будем на поезде. На каждой остановке будут встречать вас мои помощники. Которые будут проводить интересные экскурсии и различные конкурсы. Будьте внимательны, за каждый правильный ответ будете получать жетоны. А в конце нашего путешествия мы определим самого лучшего знатока. Готовы? Начнём наше путешествие.
IV. Остановка "Толковые словари."
( )
-Добрый день, дорогие путешественники! Я толковый словарь. А знаете ли вы для чего я нужен? Молодцы, толковый словарь — это языковой словарь, разъясняющий значение слов какого либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.
-А сейчас мне нужны шесть добровольцев. Для Вас есть задание. Возьмите у меня по одному слову. Сейчас ваша задача угадать о каком старинном слове идет речь.
Уста – губы
Длань – рука, ладонь
Очи – глаза
Рушник – вышитое полотенце
Чёботы – сапоги
Жбан – кувшин с крышкой
-Спасибо большое, вы справились с заданием. Счастливого пути!
V. Остановка"Орфографические словари".
( )
- Здравствуйте! Я очень умный и сложный словарь. Я словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличаюсь от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрываю слово лишь в аспекте его правописания. Являюсь показателем современной ему орфографии.
- Итак проверим, хорошо ли вы знаете словарные слова? А вы знаете что такое словарные слова? Правильно, это слова написание, которых надо запомнить. У вас у каждого на столе лист и карандаш. Готовы. Тогда пишем словарный диктант. Я диктую, а вы правильно записываете. Помидор, огурец, картофель, капуста, земляника. Подпишите свои диктанты. А теперь сдайте.
Пока учителя проверяют я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка.
Молодцы. Я не ожидал, что вы такие все грамотные. До свидания!
VI. Остановка "Орфоэпические словари".
- Приветствую вас ребята! Я орфоэпический словарь - это словарь, который отражает орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.
- Итак, проверим правильно ли вы ставите ударение в словах. Мне нужны 3 добровольца. На доске вы видите, написаны слова, Ваша задача поставить ударение в словах. А Вы ребята смотрите на доску и помогаете нашим участникам, только говорить ничего нельзя, если правильно поставлено ударение хлопаете, а если неправильно топаете.
ТОрты ЗвонЯт НЕдруг
свЕкла алфавИт каталОг
ЗвонИт портфЕль квартАл
VII. Остановка " Иностранные словари ".
( )
- Хелоу! Гутен таг! Бон жур! Я, словарь иностранных слов - во мне содержатся слова иноязычного происхождения, более или менее специальные, и их объяснение. А сейчас я вам расскажу о происхождении нескольких слов, которые вы используете в своей речи.
акробат- акробат [гр. akrobates поднимающийся вверх] - артист, выступающий в специальном жанре циркового искусства - акробатике.
шаблон- шаблон [нем. schablone] - 1) образец, по которому изготовляются какие-л. одинаковые изделия.
ураган- ураган [фр. ouragan - исп. huracan - кариб.]- 1) ветер большой разрушительной силы, со скоростью более 30 метров в секунду; 2) тропический циклон с такими скоростями ветра.
кабинет- кабинет [фр. cabinet] - 1) комната для занятий, работы.
дельфин- дельфин [гр. delphis (delphinos)] - дельфины - сем. морских млекопитающих подотряда зубатых китов с длиной тела от 1,2 м до 3 м, у нек-рых видов до 10 м; обладаю. сложной голосовой сигнализацией и эхолокацией; в настоящее время используются как цирковые и лабораторные животные.
- Ребята, а кто из вас знает иностранные слова? Какие ? И из какого языка они к нам пришли ?
Спасибо, вам большое за внимание! Удачи вам в дальнейшем путешествии!
VIII. Остановка "Фразеологические словари".
( )
- Привет! "Пришли языком почесать?!" Ну я Вам сейчас устрою "головомойку".
Сегодня мы с вами будем бить баклуши, витать в облаках, бросать слова на ветер и возьмём себя в руки.
Учитель: А почему ты так странно говоришь?
- А вы ещё не догадались кто я?
- Что вы смотрите на меня как баран на новые ворота, надеюсь не обидел вас ведь я фразеологический словарь. Во мне собраны устойчивые неделимые словосочетания или выражения, обладающие определенным обособленным значением. Я, особенный!!!
- А сейчас, проверим, знаете ли вы фразеологизмы? Внимание на экран.(Слайд № )
Молодцы! А сейчас в конце вашего путешествия я хочу вам каждому выдать свидетельство "Знатока словарей." Спасибо большое за внимание, до новых встреч!
IX. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Оцените наше мероприятие? Сожмите руку в кулак, если вам понравилось поднимите большой палец вверх , если не понравилось, то опустите большой палец вниз.
X. Награждение.
- Сейчас мы отметит ребят, которые больше всего набрали жетонов. Считаем. Вручаем медаль. А остальные получают свидетельство "Знатока словарей".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны словари и энциклопедии
Информационный классный час...
Знакомство со словарями и энциклопедиями . Библиотечный урок 3 класс
Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру р...
Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля 22 ноября
Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля 22 ноября...
Всероссийский словарный урок в день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля - в рамках Года литературы: «Там русский дух, там Русью пахнет!»
В библиотеке Гимназии № 3 города Южно-Сахалинска 19 ноября 2015 года был проведён словарный урок ко дню рождения Владимира Ивановича Даля в рамках года Литературы. Познакомились с краткой биографией В...
Тема: Словари, справочники, энциклопедии.
Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Структура энциклопедий. Расположение ма...
Словарный урок «Наши помощники – словари»
Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...
Презентация "День словарей и энциклопедий"
Презентация "День словарей и энциклопедий"...