Всероссийский словарный урок посвящается дню словарей и энциклопедий 22 ноября.
классный час по русскому языку (4 класс) на тему

Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;

2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;

3) Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями;

4) Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык.

Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок, посвящается дню словарей и энциклопедии», портреты В.И. Даля и С. И. Ожегова, выставка энциклопедий и словарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ МАТВЕЕВО-КУРГАСНКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Всероссийский словарный урок

посвящается дню словарей и энциклопедий

22 ноября.

Подготовила Максимова Е. П.,

учитель начальных классов

2015 год

Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.

Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;

2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;

3) Развивать умения учащихся работать с книгами и словарями;

4) Воспитывать любовь к родному языку, гордость за великий русский язык.

Оборудование: мультимедиа, презентация «Всероссийский словарный урок, посвящается дню словарей и энциклопедии», портреты В.И. Даля и С. И. Ожегова, выставка энциклопедий и словарей.

Ход урока.

  1. Организационный момент (2 слайд)

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

А почему он важный -

Скажет каждый!  

  1. Постановка задач и целей урока (3 слайд)

Прочитайте великие высказывания:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

А вот о чём будем говорить сегодня на уроке, вы должны сейчас угадать? (4 слайд)

По улице не ходит,

 в окно не глядит,

никого не спрашивает,

 но всё знает.

Кто его открывает, тот всё понимает.

(Словарь).

- Правильно, будем говорить о словарях, о русском языке, о его величии и богатстве. Каждый человек должен знать и изучать свой родной язык.

Но наше занятие будет проходить в  виде путешествия.

III. План урока (5 слайд)

А сейчас мы познакомимся с планом нашего путешествия.

1. Толковые словари.

2. Орфографические словари.

3. Орфоэпические словари.

4. Иностранные словари.

5. Фразеологические словари.

- Итак отправляемся в путешествие по стране русского языка. А передвигаться мы будем на поезде. На каждой остановке будут встречать вас мои помощники. Которые будут проводить интересные экскурсии и различные конкурсы. Будьте внимательны, за каждый правильный ответ будете получать жетоны. А в конце нашего путешествия мы определим самого лучшего знатока. Готовы? Начнём наше путешествие.

IV. Остановка "Толковые словари."

(                                  )

-Добрый день, дорогие путешественники! Я толковый словарь. А знаете ли вы для чего я нужен? Молодцы, толковый словарь — это языковой словарь, разъясняющий значение слов какого либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.

-А сейчас мне нужны шесть добровольцев. Для Вас есть задание. Возьмите у меня по одному  слову.  Сейчас ваша задача угадать о каком старинном слове идет речь.

 Уста – губы

Длань – рука, ладонь

Очи – глаза

Рушник – вышитое полотенце

Чёботы – сапоги

Жбан – кувшин с крышкой

-Спасибо большое, вы справились с заданием. Счастливого пути!

V. Остановка"Орфографические словари".

(                                         )

- Здравствуйте! Я очень умный и сложный словарь. Я словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличаюсь от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрываю слово лишь в аспекте его правописания. Являюсь показателем современной ему орфографии.

- Итак проверим, хорошо ли вы знаете словарные слова? А вы знаете что такое словарные слова? Правильно, это слова написание, которых надо запомнить. У вас у каждого на столе лист и карандаш. Готовы. Тогда пишем словарный диктант. Я диктую, а вы правильно записываете. Помидор, огурец, картофель, капуста, земляника. Подпишите свои диктанты. А теперь сдайте.

Пока учителя проверяют я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Молодцы. Я не ожидал, что вы такие все грамотные. До свидания!

VI. Остановка "Орфоэпические словари".

-  Приветствую вас ребята! Я орфоэпический словарь - это словарь, который отражает орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.

- Итак, проверим правильно ли вы ставите ударение в словах. Мне нужны 3 добровольца. На доске вы видите, написаны слова, Ваша задача поставить ударение в словах. А Вы ребята смотрите на доску и помогаете нашим участникам, только говорить ничего нельзя, если правильно поставлено ударение хлопаете, а если неправильно топаете.

ТОрты                     ЗвонЯт                             НЕдруг

свЕкла                     алфавИт                           каталОг

ЗвонИт                    портфЕль                         квартАл

VII. Остановка " Иностранные словари ".

(                             )

- Хелоу! Гутен таг! Бон жур! Я, словарь иностранных слов - во мне содержатся слова иноязычного происхождения, более или менее специальные, и их объяснение. А сейчас я вам расскажу о происхождении нескольких слов, которые вы используете в своей речи.

акробат- акробат [гр. akrobates поднимающийся вверх] - артист, выступающий в специальном жанре циркового искусства - акробатике.

шаблон- шаблон [нем. schablone] - 1) образец, по которому изготовляются какие-л. одинаковые изделия.

ураган- ураган [фр. ouragan - исп. huracan - кариб.]- 1) ветер большой разрушительной силы, со скоростью более 30 метров в секунду; 2) тропический циклон с такими скоростями ветра.

кабинет- кабинет [фр. cabinet] - 1) комната для занятий, работы.

дельфин- дельфин [гр. delphis (delphinos)] - дельфины - сем. морских млекопитающих подотряда зубатых китов с длиной тела от 1,2 м до 3 м, у нек-рых видов до 10 м; обладаю. сложной голосовой сигнализацией и эхолокацией; в настоящее время используются как цирковые и лабораторные животные.

- Ребята, а кто из вас знает иностранные слова? Какие ? И  из какого языка они  к нам  пришли ?

Спасибо, вам большое за внимание! Удачи вам в дальнейшем путешествии!

VIII. Остановка "Фразеологические словари".

(                                )

- Привет! "Пришли языком почесать?!" Ну я Вам сейчас устрою "головомойку".  

Сегодня мы с вами будем бить баклуши, витать в облаках, бросать слова на ветер и возьмём себя в руки.

 Учитель: А почему ты так странно говоришь?

- А вы ещё не догадались кто я?

- Что вы смотрите на меня как баран на новые ворота, надеюсь не обидел вас ведь я фразеологический словарь. Во мне собраны устойчивые неделимые словосочетания или выражения, обладающие определенным обособленным значением. Я, особенный!!!

- А сейчас, проверим, знаете ли вы фразеологизмы?  Внимание на экран.(Слайд № )

Молодцы! А сейчас  в конце вашего путешествия я хочу вам каждому выдать свидетельство "Знатока словарей." Спасибо большое за внимание, до новых встреч!

IX. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Оцените наше мероприятие? Сожмите руку в кулак, если вам понравилось поднимите большой палец вверх , если не понравилось, то опустите большой палец вниз.

X. Награждение.

- Сейчас мы отметит ребят, которые больше всего набрали жетонов. Считаем. Вручаем медаль. А остальные получают свидетельство "Знатока словарей".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны словари и энциклопедии

Информационный классный час...

Знакомство со словарями и энциклопедиями . Библиотечный урок 3 класс

Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру р...

Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля 22 ноября

Всероссийский словарный урок посвящается дню рождения Владимира Даля 22 ноября...

Всероссийский словарный урок в день рождения великого российского лексикографа Владимира Ивановича Даля - в рамках Года литературы: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

В библиотеке Гимназии № 3 города Южно-Сахалинска 19 ноября 2015 года был проведён словарный урок ко дню рождения Владимира Ивановича Даля в рамках года Литературы. Познакомились с краткой биографией В...

Тема: Словари, справочники, энциклопедии.

Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Структура энциклопедий. Расположение ма...

Словарный урок «Наши помощники – словари»

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...

Презентация "День словарей и энциклопедий"

Презентация "День словарей и энциклопедий"...