Урок внекласного чтения по произведению С.Я.Маршака "Кошкин дом"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В жи В жизни мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несут в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от ко от которых всем становится плохо. Поэтому на уроках, во внеклассной жизни и вообще всегда нужно учится жить так, чтобы всем рядом с нами было хорошо, учиться расти быть добрыми и отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить, не причиняя никому боли.
Данный урок внеклассного чтения посвящен теме дружбы, сопереживания, взаимовыручки. И в гостях у ребят один из самых любимых детских писателей-С.Я.Маршак и его замечательное произведение "Кошкин дом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_po_marshaku.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА.
1. Актуализация знаний и объявление темы урока.
Учитель: В жизни мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несут в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от которых всем становится плохо. Поэтому мы с вами на урока, во внеклассной жизни и вообще всегда учимся жить так, чтобы всем рядом с нами было хорошо, учимся расти добрыми и отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить, не причиняя никому боли.
Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен теме дружбы, сопереживания, взаимовыручки. И в гостях у нас один из самых любимых детских писателей.
Посмотрите на экран. Восстановите пропущенные буквы и фамилиях поэтов и писателей, соедините их между собой и вы получите фамилию автора, с произведениями которого мы будем сегодня работать.
На экране:
…ориц, Б..рто, Д..агунский, Пу..кин, Би..анки, Жит..ов.
Получилось : МАРШАК.
Один из сегодняшних проектов –« Любимые произведения С.Я.Маршака». Давайте посмотрим, какие произведения этого замечательного поэта вы знаете и любите.
( учащиеся знакомят класс со своими проектами – называют произведение и показывают рисунок)
Учитель: А сейчас давайте представим, что мы с вами находимся в детском театре. Перед нами выступят герои произведений Маршака, а вы постараетесь узнать их и определить название произведения, из которого они к нам пришли.
1. « Мне, коту усатому, скоро год.
И красив я, лодыри, и умен,
А письму и грамоте не учен.
Школа не построена для котят,
Научить нас грамоте не хотят.»
( Кот из стих. «Кот и лодыри».)
2 Пела ночью мышка в норке:
«Спи, мышонок, замолчи,
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи».
( Мышка из «Сказки о глупом мышонке».
3. «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить ?»
(Человек рассеянный из сказки «Вот какой рассеянный».
Уч.- Кто автор этих произведений? ( С.Я.Маршак).
Самой первой книжкой, с которой дети сталкиваются в своей жизни, чаще всего бывает какая-нибудь книга С.Я.Маршака. Писатель К.Чуковский заметил, что ему всегда казалось, будто в литературе не один Маршак, а целых пять. Как вы думаете, почему?
( Помимо Маршака, писавшего для детей, был еще Маршак-лирик, автор мудрых и глубоких взрослых стихов, и Маршак-сатирик, автор острых сатирических стихов. А еще Маршак-сказочник, Маршак-переводчик. Он перевел на русский язык английские, немецкие, итальянские, чешские, польские стихи. Маршак был первым, кто познакомил нас со стихами Джанни Родари. А еще был Маршак-драматург, автор замечательных пьес.
П. РАБОТА ПО ТЕМЕ.
1.Уч.:- Сегодня мы поговорим об удивительнейшем произведении С.Я.Маршака. В гостях у нас
«Кошкин дом».
- К какому жанру относится это произведение? ( пьеса-сказка)
- Что такое сказка? Что такое пьеса?
- Как начинается пьеса?
- В пьесе часто встречаются ремарки. Что это такое?
( ответы детей)
Уч.:- Когда мы берем в руки любую книгу, прежде всего мы обращаем внимание на обложку. Посмотрите на слайд, На экране- обложки к различным изданиям пьесы. Давайте и мы с вами, используя заместители жанров и тем, сделаем обложку для нашей пьесы.
( дети выполняют работу, проверяют по слайду и объясняют)
Уч.:- В сказках Маршака живут народные сюжеты, песенки, пословицы, считалки. И для пьесы «Кошкин дом» Маршак нашел опору в короткой детской песенке, которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем.
( учащиеся поют «Тили-тили-тили-бом…»)
Уч.:- Я задала вам дома самостоятельно ознакомиться с произведением. По плану, который дан на слайде, мы постараемся вспомнить содержание пьесы.
План: 1. Богатый кошкин дом. 4. После пожара.
2. Бедные котята. 5.Новый дом.
3. Гости.
- Но мы не просто будем передавать содержание каждой части, а постараемся дать характеристику персонажей, определить, кто из них положительный, кто отрицательный и почему. Постараемся показать в своем проекте, как они должны выглядеть, какая у них походка, как разговаривают. В чес особенно ярко проявляются черты их характера. И даже попробуем представить, какая музыка могла бы соответствовать каждому из них.
Но прежде всего объясните мне, как вы понимаете слово «персонаж»?
(Ответы детей)
Уч.:- Персонаж придуман, создан автором. Автор заставляет его говорить те или иные слова, совершать хорошие или дурные поступки, описывает его внешность, жилище, позволяет нам увидеть его мысли – и таким образом он нам открывает его характер, душу.
- Какие существуют способы изображения персонажей? Давайте вспомним о них, а потом проследим, какие способы изображения персонажей Маршак использует в своем произведении.
Способы изображения персонажей: прямая авторская характеристика, портрет, описание жилища, передача мыслей, состояние души может передавать пейзаж; персонажа характеризуют его речь, поступки; из уст другого персонажа.
Уч.:- Отсутствие характеристики также говорит о многом.
2.. Работа над первой частью-.
Уч.:- Итак, первая часть нашей пьесы – «Богатый кошкин дом».
- О чем говорится в этой части 7
Уч.:- Мы знаем, что многие сказки начинаются с чего ? ( с присказки).
- Найдите и прочитайте присказку.
- Какую рифму использует автор в присказке? Какие еще бывают рифмы?
- Прочитайте, как поэт описывает богатый Кошкин дом.
- А как поэт описывает кошку?
- Какие приемы использует автор, чтобы дать характеристику кошки?
- Какой мы видим кошку в начале повествования? Посмотрите на слайд и выберите слова, которые подходят к характеристике кошки.
- А как вы думаете, окружающим нравится сама кошка, или что-то еще? ( не сама кошка, а ее наряды, богатая одежда, богатая обстановка).
- Прочитайте, как автор пишет об этом.
- А что мы можем сказать о коте Василии? ( лакей, прислуга, век служил в дворниках, стал таким же, как и хозяйка- бесчувственный, безразличный.)
- Наш следующий проект –« Герои произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом». Кто из вас
Выбрал героем кошку или кота Василия? ( дети знакомят со своими проектами)
3. Работа над второй частью «Бедные котята»
- Давайте дадим характеристику котятам. Какие они? Используем прилагательные.
( бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные и т.д.)
- Прочитайте, что они говорят о себе коту Василию.
- Если бы мы хотели написать музыку к этой части, какая она должна быть? Почему?
- Какие качества кошки проявляются в этой части? ( ответы детей)
- Обобщаем( на слайде слова и портрет кошки, читают хором и объясняют значение слов)
Кошка: безжалостная, жестокая, отсутствует милосердие и простые человеческие качества: понимание, сочувствие, любовь к ближним)
- Какой герой кошка в этой части?
- Прочитайте, как она говорит о том, как надо поступить с котятами.
- Смотрим далее по тексту, Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо топить. И вдруг интонация ее голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась? ( пришли гости)
4.Работа над третьей частью «Гости».
- Представьте нам, пожалуйста, гостей нашей красавицы кошки ( дети знакомят со своими проектами)
- Что в общем можно сказать обо всех гостях? ( ответы детей)
- Обобщаем( на слайде) : Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.
Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и ее домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеясь, что гости не придут.
- Почему мы решили, что они глупые, недалекие?
- Какие методы использует Маршак для описания героев-гостей? ( портреты, передача мыслей, их речь, поступки).
- Какую музыку мы смогли бы написать для этой части?
- Как вы думаете, что является кульминацией сказки? ( сцена пожара)
- Что случилось с Кошкиным домом? Почему, по какой причине он сгорел?
Уч.:- Разгорелся огонек и наделал много беды .Вы, ребята, должны всегда помнить, что огонь-озорник и любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры.
- Какой огонь был сначала? Подберите эпитеты.
-Что же сделал огонь потом? Читаем со слайда строки из пьесы.
- Какая часть речи помогает нам представить, как горит огонь? (глаголы)
-Назовите глаголы, которыми автор характеризует действие огня.( олкутал, объял, взобрался, вскарабкался, разлетелся, встал, машет красным рукавом).
- Какие литературные приемы использует автор в этих строфах?(олицетворение, эпитеты)
-Что такое эпитеты?
-Как сказать несколькими словами, что происходило в доме кошки во время пожара?
- Какой должна быть интонация при чтении? А если бы мы подбирали музыку, какой она должна была бы быть?.
5. Работа над четвертой частью «После пожара»
Уч.:- Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий?
- Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе?
( ответы детей)
Вывод: Потеряв дома и угодья, кошка-погорелица теряет и своих друзей. Уже никто не восхищается ею, никто не зовет на «пирог козлиный с капустой и малиной», ни на пшено в курятнике. И бывшей барыне-кошке и ее дворнику Василию приходится бросить барские повадки.
- И что же, так никто и не помог кошке? ( помогли котята)
- Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась? ( они были добрые и умели прощать)
- Какие же правила доброты и взаимопонимании я выполняли котята?
Уч.:- Давайте сформулируем эти правила доброты и взаимопонимании я и постараемся всегда их выполнять.
На слайде ( дети читают) :
- помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;
- прощать ошибки других, жалеть людей;
- не быть жадными ;
- понимать других людей.
- Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Только выполняя эти правила доброты и взаимопонимания вы вырастите достойными людьми.
Физкультминутка-клип о дружбе.
6. Работа над шестой частью «Новый дом».
- О чем мы узнали из этой части?
- Какими стали кошка и кот?
- Как вы думаете, теперь они смогут посочувствовать тому, кто попал в беду?
- Можно ли сказать теперь о кошке: «Не угодья, не дома, хороша она сама»?
- Какой вывод можно сделать? ( Человека красит не одежда, а его поступки, то, какой он)
ИТОГ.
- Мы видим, что с развитием сюжета сказки характеры героев меняются. Богатые красавица – кошка и кот превращаются в обездоленных, умоляющих о помощи. Но на их просьбы никто из их бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Мы чувствуем, что и дружба здесь какая-то странная, что это вовсе и не друзья, потому что в трудную минуту их не оказалось рядом.
- Кого же мы можем назвать настоящими друзьями? Почему? (Потому что именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помнят зла и приютили их )
Уч.:- Эта сказка очень поучительная. Читая ее, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.
_ «Друг познается в беде.» Что я сказала? А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы еще знаете?
Уч.:- Еще один наш проект – долгосрочный, называется «Что значит настоящий друг?». Вы многие подготовили свои сочинения, подобрали пословицы и поговорки, интересные высказывания. Об этом мы поговорим попозже. А сейчас внимание на экран. Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль нашего произведения.
- А подходит ли поговорка «Как аукнется, так и откликнется»? Почему нет?
Уч.:- Ребята, так кто же такой друг? ( ответы детей)
-Обратимся к словарю Ожегова : «Друг- это человек, связанный с кем-то дружбой».
- А что такое дружба? ( высказывания детей).
- Словарь Ожегова: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии , привязанности, общности интересов».
Уч.- Какое прекрасное слово – « дружба». Произносишь его – и вспоминаешь своего друга, с которым интересно поиграть и посекретничать о своем.
- Произносишь слово «дружба» - с разу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Это забавный Маугли со своим умным Балу. Это Львенок и мудрая Черепаха. Это Вини-Пух со своими друзьями.
- А что для вас друг? ( ответы детей. Учащиеся знакомят со своими проектами).
-Ребята, понятие «друг». «дружба» намного шире. Посмотрите на экран и давайте прочитаем, кто еще может быть другом
На слайде:
- Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.
- Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.
- Друг – это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту.
- Друг – это старая любимая игрушка, которая выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Уч.:- На экране слова, который обозначают различные поступки людей. Давайте выберем те, которые подходят к понятию «дружба».
На слайде:
1. Выручать. Завидовать.
2. Поддерживать. Обзывать.
3. Говорить правду. Командовать.
4. Делиться. Жадничать.
5. Уважать. Ябедничать.
6. Помогать во всем. Обижать.
7. Уметь радоваться чужим успехам. Драться.
Уч.: - А теперь давайте еще раз обобщим, как должен вести себя друг: Выручать, поддерживать, говорить правду, делиться, уважать, помогать во всем, радоваться чужим успехам.
Уч.:- Друзья помогают человеку стать лучше, исправить ошибки. Хорошая дружба полезна каждому из нас.
Ш. ИТОГ.
- Любая сказка оказывает на человека огромное воздействие. Добро побеждает зло, честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие. Поэтому, читайте сказки, читайте как можно больше сказок и читайте в любом возрасте. Они помогут стать настоящими людьми.
Уч.:- Ребята, поднимите, пожалуйста . руки те, кому было интересно на уроке .
- А вы знаете, что люди, которые работают с интересом, живут долго, радостно и весело.
- А закончим наш урок песней о дружбе.
Учащиеся с учителем поют песню о крепкой дружбе.
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 – В КЛАССЕ.
ТЕМА: « ТЕМА ДРУЖБЫ , ВЗАИМОВЫРУЧКИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
В ПЬЕСЕ САМУИЛА ЯКОВЛЕВИЧА МАРШАКА
« КОШКИН ДОМ».
ЦЕЛЬ: 1. ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СКАЗКОЙ – ПЬЕСОЙ САМУИЛА
ЯКОВЛЕВИЧА МАРШАКА «КОШКИН ДОМ».
2. ДАТЬ ПОНЯТИЕ СЛОВ «ДРУГ», «ДРУЖБА».
3. ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ,
УМЕНИЕ СОЧУВСТВОВАТЬ И СОПЕРЕЖИВАТЬ.
УЧИТЕЛЬ: ДЖИОЕВА ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА.
ВЛАДИКАВКАЗ, 2011 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"
Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...
Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"
В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...
Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"
Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....
Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".
Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...
"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.
Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...