Урок внекласного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Москалева Наталия Дмитриевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vn_cht.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   Цели: 1. Обобщить знания учащихся о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, расширять круг чтения детей.

2. Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства. Развивать речь учащихся, память.

3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству. В нравственном аспекте ориентировать детей на общечеловеческие ценности и идеалы.

   Оборудование: 1. Портреты А. С.  Пушкина (художников О. А. Кипренского, В. А. Тропинина) и автопортреты.

2. Выставка книг.

3. Рисунки детей к прочитанным стихотворениям А. С. Пушкина.

4. Фотографии памятников А. С. Пушкину в Москве и в Санкт-Петербургу.

     Ход урока:

  Учитель: А. С. Пушкин! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые услышали его в раннем детстве, и ещё не умея читать, уже повторяли со слов мамы или бабушки:

«Ветер по морю гуляет

 и кораблик подгоняет…».

  - В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:

« У лукоморья дуб зелёный,…».

   - Пушкин будит в наших сердцах любовь к  литературному слову, завораживает музыкой и простотой стихов. Этот урок мы назовём  «Мой

Пушкин», и пройдёт он в форме устного журнала. Вы дома читали и учили стихотворения, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской природы. Пусть они и откроют первую страницу журнала.

                        Страница первая.

  Учитель: В стихах А. С. Пушкина вы найдёте все четыре времени года.

У нас сейчас осень Кто желает рассказать стихотворение, в котором говорится об осени?

  1 ученик: - Я хочу рассказать отрывок из поэмы « Евгений Онегин», посвящённый осени:

  « Уж небо осенью дышало,

  Уж реже солнышко блистало …»

  2 ученик: - А я хочу напомнить всем стихотворение, в котором  Пушкин говорит, как пришла зима и преобразила всю природу. Читая  пушкинские строки, я как будто вижу перед собой картины замечательной русской природы.

  «Вот север, тучи нагоняя,

  Дохнул завыл и вот сама …»

  3 ученик: - Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и  веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.

  «Мороз и солнце; день чудесный!

  Ещё ты дремлешь друг прелестный …»

    Учитель: - Как вы думаете  учат ли нас чему-либо стихи Пушкина, воспевающие красоту русской природы

  Ответы детей: - Любить природу, беречь природу,  помнить, что человек частичка этой самой природы, Нельзя нарушать природное равновесие. Природа  она живая.

  Учитель:- Ребята вспомните глаголы-сравнения природы с живым существом.

  Ответы учеников:

             небо осенью дышало;

             пришла, рассыпала клоками;

             встаёт заря;

             вот север … пришёл, дохнул;

             буря … то заплачет, как дитя;

             пробирается луна;

              в багрец и золото одетые леса , и др.

Учитель: – Стихи Пушкина все очень хороши. Но и читать их надо умеючи: не спеша и не один раз, да при этом ещё и представлять себе мысленно всё то, о чём они говорят, что показывают.  

    Как это получилось у нас посмотрим  увидим на второй странице нашего журнала.

              Художественно – музыкальная страница.

        В классе представлена выставка рисунков, которые нарисованы по стихам Пушкина.

     Читая стихи А. С. Пушкина  хочется не только рисовать, но и петь. Стихи , поемы и  даже повести Александра Сергеевича Пушкина легли в основу многих музыкальных произведений. Например: опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, романсы «Я помню чудное мгновение» ,  «Зимний вечер» и многие другие.

       Девочки нашего класса подготовили романс «Зимний вечер».

   Исполнение романса  

     --А сейчас мы отдохнём  встанем, глубоко вздохнем… физ. минутка

    Следующая страница нашего журнала сказочная

      На сказочной странице нашего журнала вас ожидает викторина.

                  ВИКТОРИНА:

  1. Где родился А. С .Пушкин?
  2. Дата его рождения?
  3. От кого маленький Саша Пушкин узнал русские народные сказки?
  4. Назовите сказки Пушкина.
  5. Из какой сказки эти строчки? Продолжите.

--«Три девицы под окном…»

--«Свет мой, зеркальце! Скажи…»

--«Жил старик со своею старухою…»

6. А сейчас узнайте героя по его словам. Кто так говорил?

   --«Ты прекрасна, спору нет;

        Но царевна всех милее,

        Всех румяней и белее »

   --«Буду служить тебе славно,

        Усердно и очень исправно.»

    --«Ох, ты дитятко девица!

        Пёс проклятый одолел,

        Чуть до смерти не заел.»

7.Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?

8. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?

9. За какую плату согласился работать  работник Балда?

10. Что поймал старик в невод во второй раз?

11. Что за стража обходила дозором славный город?

12. Кто подменял грамоты гонцу для царя Салтана?

   (Итоги  викторины, Награждение.)

   Учитель: В сказочных образах пушкинских сказок – огромная жизненная правда – это как будто не вымышленные герои, а живые люди. Пушкин высмеивает человеческие  недостатки и подчёркивает достоинства.

    - Давайте вспомним, о чём же говорится в сказках Александра Сергеевича?

   Ответы детей:  О правде жизни,

                                о справедливости,

                                 о добре и зле,

                                 о зависти, корысти, властолюбии,

                                 о  людской лени,

                                 о  человеческом достоинстве,  благородстве.

                                 о ненасытноси и жадности

   Учитель: И последняя страница нашего журнала посвящена

                                   памяти великого поэта

    Учитель:  Надеялся ли Александр Сергеевич на память народную, на то, что его произведения будут помнить многие поколения?

   Ученик:  Я думаю, что ответом на этот вопрос послужит стихотворение  А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое я хочу прочитать.

        Ученик читает наизусть стихотворение.

   Учитель:  Так ли это на самом деле?

   Ученик:    Да, во многих крупных городах России есть памятники Александру Сергеевичу, два из них мы видим в классе, именем Пушкина названы улицы, площади, библиотеки.

   Ученик:   В лицее, где учился Александр Сергеевич основан Пушкинский музей.

    Ученик:  Пушкину посвящают стихи и я хочу прочитать отрывок из стихотворения Анны Ахматовой:

           Смуглый отрок бродил по аллеям

           У озёрных глухих берегов,

           И столетие мы лелеем

           Еле слышный шелест шагов…

     Учитель: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний разговор о Пушкине, но разве можно закончить Пушкинскую тему. И вашим домашним заданием  будет сочинение «Почему я читаю Пушкина».

       Итог урока: Мне хочется сказать вам, что все сегодня молодцы. Активно отвечали.

       А, что вы хотите сказать в итоге нашего урока?

      Ответы детей.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки А.С. Пушкина внекласное чтение

Познакомить с творчеством Пушкина- сказочника, его биографией. Знакомить с понятием авторская сказка.Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к русской поэзии...

Тема: К. Д.Ушинский « Чужое яичко» внекласное чтение

К.Д.Ушинский "Чужое яичко".Птица материнской любви словно соткана из нежности и чистоты, которой она укрывает и оберегает новую жизнь, зарожденную в ней. Она словно ангел светлых небес, в сердце котор...

Конспект совместного урока по внекласному чтению "Чудо своими руками" для 3 и 4 классов

Открытый урок для педагогов и родителей в 3 и 4 классах с элементами театрализации по произведению американского писателя Доктора Сьюза "Слон Хортон ждет птенца"....

Урок внекласного чтения по произведению С.Я.Маршака "Кошкин дом"

В жи         В жизни мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несут в себе доброту и радость. Д...

презентация "Детская летература для внекласного чтения "

Презентация "Детская летература для внекласного чтения "...