Урок внекласного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели: 1. Обобщить знания учащихся о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, расширять круг чтения детей.
2. Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства. Развивать речь учащихся, память.
3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать интерес к классическому искусству. В нравственном аспекте ориентировать детей на общечеловеческие ценности и идеалы.
Оборудование: 1. Портреты А. С. Пушкина (художников О. А. Кипренского, В. А. Тропинина) и автопортреты.
2. Выставка книг.
3. Рисунки детей к прочитанным стихотворениям А. С. Пушкина.
4. Фотографии памятников А. С. Пушкину в Москве и в Санкт-Петербургу.
Ход урока:
Учитель: А. С. Пушкин! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые услышали его в раннем детстве, и ещё не умея читать, уже повторяли со слов мамы или бабушки:
«Ветер по морю гуляет
и кораблик подгоняет…».
- В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
« У лукоморья дуб зелёный,…».
- Пушкин будит в наших сердцах любовь к литературному слову, завораживает музыкой и простотой стихов. Этот урок мы назовём «Мой
Пушкин», и пройдёт он в форме устного журнала. Вы дома читали и учили стихотворения, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской природы. Пусть они и откроют первую страницу журнала.
Страница первая.
Учитель: В стихах А. С. Пушкина вы найдёте все четыре времени года.
У нас сейчас осень Кто желает рассказать стихотворение, в котором говорится об осени?
1 ученик: - Я хочу рассказать отрывок из поэмы « Евгений Онегин», посвящённый осени:
« Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало …»
2 ученик: - А я хочу напомнить всем стихотворение, в котором Пушкин говорит, как пришла зима и преобразила всю природу. Читая пушкинские строки, я как будто вижу перед собой картины замечательной русской природы.
«Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул завыл и вот сама …»
3 ученик: - Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.
«Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь друг прелестный …»
Учитель: - Как вы думаете учат ли нас чему-либо стихи Пушкина, воспевающие красоту русской природы
Ответы детей: - Любить природу, беречь природу, помнить, что человек частичка этой самой природы, Нельзя нарушать природное равновесие. Природа она живая.
Учитель:- Ребята вспомните глаголы-сравнения природы с живым существом.
Ответы учеников:
небо осенью дышало;
пришла, рассыпала клоками;
встаёт заря;
вот север … пришёл, дохнул;
буря … то заплачет, как дитя;
пробирается луна;
в багрец и золото одетые леса , и др.
Учитель: – Стихи Пушкина все очень хороши. Но и читать их надо умеючи: не спеша и не один раз, да при этом ещё и представлять себе мысленно всё то, о чём они говорят, что показывают.
Как это получилось у нас посмотрим увидим на второй странице нашего журнала.
Художественно – музыкальная страница.
В классе представлена выставка рисунков, которые нарисованы по стихам Пушкина.
Читая стихи А. С. Пушкина хочется не только рисовать, но и петь. Стихи , поемы и даже повести Александра Сергеевича Пушкина легли в основу многих музыкальных произведений. Например: опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, романсы «Я помню чудное мгновение» , «Зимний вечер» и многие другие.
Девочки нашего класса подготовили романс «Зимний вечер».
Исполнение романса
--А сейчас мы отдохнём встанем, глубоко вздохнем… физ. минутка
Следующая страница нашего журнала сказочная
На сказочной странице нашего журнала вас ожидает викторина.
ВИКТОРИНА:
- Где родился А. С .Пушкин?
- Дата его рождения?
- От кого маленький Саша Пушкин узнал русские народные сказки?
- Назовите сказки Пушкина.
- Из какой сказки эти строчки? Продолжите.
--«Три девицы под окном…»
--«Свет мой, зеркальце! Скажи…»
--«Жил старик со своею старухою…»
6. А сейчас узнайте героя по его словам. Кто так говорил?
--«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее »
--«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.»
--«Ох, ты дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.»
7.Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?
8. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон?
9. За какую плату согласился работать работник Балда?
10. Что поймал старик в невод во второй раз?
11. Что за стража обходила дозором славный город?
12. Кто подменял грамоты гонцу для царя Салтана?
(Итоги викторины, Награждение.)
Учитель: В сказочных образах пушкинских сказок – огромная жизненная правда – это как будто не вымышленные герои, а живые люди. Пушкин высмеивает человеческие недостатки и подчёркивает достоинства.
- Давайте вспомним, о чём же говорится в сказках Александра Сергеевича?
Ответы детей: О правде жизни,
о справедливости,
о добре и зле,
о зависти, корысти, властолюбии,
о людской лени,
о человеческом достоинстве, благородстве.
о ненасытноси и жадности
Учитель: И последняя страница нашего журнала посвящена
памяти великого поэта
Учитель: Надеялся ли Александр Сергеевич на память народную, на то, что его произведения будут помнить многие поколения?
Ученик: Я думаю, что ответом на этот вопрос послужит стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», которое я хочу прочитать.
Ученик читает наизусть стихотворение.
Учитель: Так ли это на самом деле?
Ученик: Да, во многих крупных городах России есть памятники Александру Сергеевичу, два из них мы видим в классе, именем Пушкина названы улицы, площади, библиотеки.
Ученик: В лицее, где учился Александр Сергеевич основан Пушкинский музей.
Ученик: Пушкину посвящают стихи и я хочу прочитать отрывок из стихотворения Анны Ахматовой:
Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных глухих берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов…
Учитель: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний разговор о Пушкине, но разве можно закончить Пушкинскую тему. И вашим домашним заданием будет сочинение «Почему я читаю Пушкина».
Итог урока: Мне хочется сказать вам, что все сегодня молодцы. Активно отвечали.
А, что вы хотите сказать в итоге нашего урока?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказки А.С. Пушкина внекласное чтение
Познакомить с творчеством Пушкина- сказочника, его биографией. Знакомить с понятием авторская сказка.Развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения. Воспитывать любовь к русской поэзии...
Тема: К. Д.Ушинский « Чужое яичко» внекласное чтение
К.Д.Ушинский "Чужое яичко".Птица материнской любви словно соткана из нежности и чистоты, которой она укрывает и оберегает новую жизнь, зарожденную в ней. Она словно ангел светлых небес, в сердце котор...
Конспект совместного урока по внекласному чтению "Чудо своими руками" для 3 и 4 классов
Открытый урок для педагогов и родителей в 3 и 4 классах с элементами театрализации по произведению американского писателя Доктора Сьюза "Слон Хортон ждет птенца"....
Урок внекласного чтения по произведению С.Я.Маршака "Кошкин дом"
В жи В жизни мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несут в себе доброту и радость. Д...
презентация "Детская летература для внекласного чтения "
Презентация "Детская летература для внекласного чтения "...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....