Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:
- дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;
- развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
- наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
- развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
- воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: презентация с иллюстрациями к произведению, тесты
Ход урока
- Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:
- Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:
(Слайд №2)
Легенда, приданье народное,
Ребята её обожают,
Родители, если свободные,
Её тебе на ночь читают. (Сказка)
Звучит музыка «В гостях у сказки»
- На уроке мы познакомимся и проанализируем замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд №3)
III. Актуализация знаний
- - Докажите, что литературное произведение - это сказка. Что такое сказка?
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. (слайд №4)
- - К какому виду относится эта сказка? (слайд №5)
- - Почему она волшебная?
Признаки волшебной сказки (слайд №6)
1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) (слайд №7)
2.предмет из золота (яблоки, клетка, уздечка) (слайд №8)
3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) (слайд №9)
4) – Вспомните главных героев нашей сказки.
В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1." Красная Шапочка"
-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2."Три поросёнка"... ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3."Волк и семеро козлят" (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4."Волк и лиса" (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
- Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)
5) - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:
1. "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2."Иван Крестьянский сын и чудо-юдо" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
3."Сивка - Бурка" (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
- Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
6) - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)
- Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).
- Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)
Физкультминутка, скороговорка
IV. Проверка домашнего задания.
Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.
V. Изучение нового материала.
- Работа над сказкой.
Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6
- Дополнительная работа. Слайд 18-19
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
– Знакома ли вам эта картина?
– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?
– Каким изображен Иван?
– Какова Елена Прекрасная?
– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)
– А вот как другой художник – И. Билибин – изобразил эти же события.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».
– Чем похожи обе картины?
– Каким настроением они проникнуты?
– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?
- Тест к сказке (Слайд 20)
VI. Итог урока.
- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)
- Чему научила вас эта сказка?
Рефлексия со смайликами.
Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61
Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».
1. Назовите имя царя _____________________
2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________
3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________
4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________
5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________
6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»
___________________________________________
7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?
_____________________________________________________________________
8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________
9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?
______________________________________________________
10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________
11. Вспомните конец сказки. _____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...