Обучение грамоте. 1 класс. Тема: звук [Ж ] , буква Ж . Правописание сочетания ЖИ .
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Дружинина Наталья Николаевна

1.Актуализация знаний.

   Задача учителя на этой стадии - вызвать уже имеющиеся у учащихся знания (на данном уроке      это : умение назвать буквы, дифференцировать их по различным признакам; умение различать понятия   БУКВА , ЗВУК ; умение характеризовать звуки ), с целью успешной работы над новым материалом и его усвоением. А так же активизировать и заинтересовать учащихся. Такой момент, как саморегуляция ( я всё знаю, я всё умею ) помогает учителю начать урок и настроить первоклассников на работу.

2.Целеполагание.

    Дополняя предложения :   УЗНАЮ…

                                                       БУДУ  УЧИТЬСЯ…

    Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.

3.Формирование новых знаний.

    На этом этапе учитель с участием детей ставит проблему ( из прочитанных слогов  ЖА-ЖИ-ЖУ   надо выделить определённый слог ). Учащиеся выделяют слог  ЖИ, пользуясь уже имеющимися   знаниями. А учитель, с помощью новой информации, помогает первоклассникам прийти к результату, которым является правило: ЖИ – ПИШИ  С  И.

4.Реализация продукта.

    Осуществляется посредством первичного закрепления знаний ( чтение слов по данной теме и вывод, который учащиеся делают самостоятельно ). К этому этапу относится и творческая работа  (инсценирование эпизода сказки).

5.Рефлексия.

    На данном этапе анализируем и перерабатываем полученную информацию. Осуществляется с помощью тестирования.

6.Итог урока.

    Дополняя предложения :    Я  УЗНАЛ…

                                                        Я  НАУЧИЛСЯ…

Учащиеся ещё раз повторяют полученную на уроке информацию.

Таким образом, я считаю, что данный урок способствует развитию учебно-познавательной компетентности учащихся, так как на уроке были использованы различные технологии обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ТЕМА :  ЗВУК [Ж ] , БУКВА  Ж . ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЯ     ЖИ .

                             ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.

              ЦЕЛИ : сравнить чтение буквы Ж  и других согласных перед гласным И и перед

                           другими гласными, установить противоречие между  уже полученным

                           и новым опытом, учить читать и писать слова с сочетанием  ЖИ, развивать

                           фонематический слух, логическое мышление, воспитывать интерес

                            к русскому языку.

1.Саморегуляция:      Я ВСЁ ЗНАЮ.

                                                     Я ВСЁ УМЕЮ.

2.Актуализация знаний.

На доске:    И Р В Ы З Й О А

-Назовите записанные буквы.

-Какое задание можете предложить? ( Разделить на группы: буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.)

                         И Ы О А                                        Р З В Й

-Посмотрите на группу букв, обозначающих гласные звуки. Что вы заметили?

(Учащиеся выделяют лишнюю букву: -И –показатель мягкости;

                                                                       -Ы –с этой буквы не начинается ни одно слово.)

-Посмотрите на группу букв, обозначающих согласные звуки. Что заметили?

(-Все звуки, которые обозначают данные буквы, звонкие;

 -Звуки  (Й),(Р)-непарные; (В),(З)-имеют пару(Ф),(С)

 -Звук (Й) –лишний, т.к. всегда мягкий.)

-Давайте прочитаем слоги (Азбука с.53)

                      РЫ- РИ

                      ВЫ- ВИ

                      ЗЫ- ЗИ

-Что вы заметили? (Все слоги открытые; буквы согласных звуков повторяются;

                                     в первом столбике слоги с Ы ,во втором – с  И ;

                                     в первом столбике согласные звуки твёрдые, во втором – мягкие.)

Вывод :  И – показатель мягкости согласных звуков.

Физ.минута.

-Послушайте стихотворение.  

Эта буква широка                                                      

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж –ж –ж –ж –ж – ж !

(Ученик читает стихотворение у доски, выполняя движения, остальные повторяют.)

-О какой букве идёт речь? (О букве Ж.)

Целеполагание.

Слайд:    Узнаю…                     ( Учащиеся дополняют предложения.)

                  Буду учиться …

-Что вы знаете о букве  Ж ? (Буква Ж обозначает твёрдый звук(Ж).Звук (Ж)- звонкий и парный.)

3.Формирование новых знаний.

-Прочитаем слоги с буквой Ж в Азбуке.

                    ЖА – ЖИ – ЖУ

-Что заметили? (Слог  ЖИ  - лишний, т.к. после (Ж) слышим (Ы),звук (Ж) остался твёрдым.)

Учитель:

-На письме звук (Ы) будем обозначать буквой И. Так  сложилось исторически. Сочетание ЖИ надо запомнить и писать с буквой  И.

Слайд :     Правило: ЖИ  пиши с буквой  И.

4.Закрепление знаний.

   Упражнение в чтении слов:

МИЛ-МЫЛ            ЖИЛ                 ЖИВ                     ЛУЖИ

БИЛ-БЫЛ               ЖИЛА              ЖИВЫ                  НО……

ВИЛ-ВЫЛ               ЖИЛИ              ЖИВОЙ               ЛЫ……

-Вставьте пропущенные слоги, сделайте вывод.

-Подумайте, слова из какого столбика часто встречаются в русских народных сказках?

(жил- жила- жили)

5.Творческая работа.

-Прочитайте начало сказки, вставьте пропущенную букву:

    Ж…ЛИ – БЫЛИ…………….СТАРИК  СО   СТАРУХОЙ.

-Какую букву вставили? Почему? ( ЖИ  пиши с буквой  И.)

-О какой сказке пойдёт речь? (Колобок.)

Ученик в роли Колобка читает стихотворение у доски. Учащиеся вспоминают всех героев сказки и в пустой кружок вписывают нужную букву:

Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусечкам скребён,                                    СЛАЙДЫ

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от……………………….

Учитель:    Прыг на горку, с горки –скок, покатился колобок…

                    Хочет знать скорее- кто его хитрее?

                    (ЛИСА.)

-Давайте посмотрим ,что случилось с колобком?

(Инсценирование заключительного эпизода сказки.)

6. Рефлексия.

    Тест:   -После какой буквы не пишется   Ы ?

                - В какой строчке пропущена только буква  И ?

                  морж…                гриб…                    круг…

                 снеж…нка           мал…на                 ж…раф

7.Итог урока.

-Дополните предложения:

Я узнал…                          

Я научился…                                                            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Звуки ф и ф \'. Буквы Фф" 1 класс

Урок строится на проблемно-диалогической технолгии, технологии оценивания учебных действий учащихся....

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"

Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...