В чём прелесть сказок А.С. Пушкина?
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Разработка урока литературного чтения "В чём прелесть сказок А.С. Пушкина". 4 класс. Дети вспоминают сказки А.С. Пушкина, выясняют в чём их прелесть, разбириаются, чем авторская сказка отличается от русской народной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема: "В чем прелесть сказок Пушкина?".
4 класс.
Цель: Систематизировать, обобщить, расширить знания детей о творчестве и сказках А.С.Пушкина.
-вспомнить сказки А.С. Пушкина, выяснить, в чём их прелесть, чем авторская сказка отличается от русской народной;
-развивать речь детей, обогащать словарный запас, артистические способности учащихся;
-воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видеоролик, выставка сказок А.С.Пушкина, рисунки, таблички с надписями.
Оформление доски: портрет А.С. Пушкина, детские сюжетные рисунки к сказкам А.С. Пушкина.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Эмоциональное вхождение в урок.
(видео ролик «В гостях у сказки»)
3. Определение темы урока.
- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (ответы детей)
- Правильно о сказках. Какие сказки вы вспомнили из нашего сюжета? (ответы детей).
-Хорошо. На какие две группы можно разделить все сказки?
(авторские и русские народные).
- Назовите увиденные русские народные сказки
(репка, курочка Ряба и т.д.)
- Какие авторские сказки нам встретились?
(сказки А.С. Пушкина)
-Молодцы! Сегодня мы на уроке окунемся в волшебный мир сказок А.С.Пушкина.
Кому принадлежат слова: - "Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма"? (ответы детей)
Да, действительно, каждая сказка А.С.Пушкина интересна, прелестна.
На уроке мы выясним, в чем же их прелесть? Что можно с ними сделать?
- Назовите мне, пожалуйста, сказку А.С. Пушкина, в которой постоянно исполняются чьи – то желания?
(Сказка о рыбаке и рыбке).
- Правильно. Давайте мы тоже загадаем свои желания на урок, Каким вы хотите видеть этот урок? (ответы детей).
-У меня тоже есть желание: "Я хочу, чтобы вы все были активными на уроке".
В конце урока мы посмотрим, сбылись ли наши желания и почему.
4. Актуализация знаний учащихся.
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
- Какая сказка вам запомнилась больше всех и почему? Чему учит сказка? Над чем заставила задуматься?
5. Систематизация и обобщение знаний.
-Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о А.С. Пушкине?
(ответы детей, учитель редактирует)
- Я могу с уверенность утверждать, что ему в жизни очень повезло. О чём я?
(о няне).
-Да. Благодаря няне у маленького Саши привился интерес к сказкам. Вот почему он написал их так много. Посмотрите. Наши слова подтверждаются выставкой книг А.С. Пушкина.
- Ребята, давайте пробежимся по сказкам Пушкина и выразительно прочитаем отрывки из них.
http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-pushkina-online.html
(ссылка ведёт к сказкам А.С. Пушкина. Дети выбирают сказку, находят понравившийся эпизод и выразительно читают)
6. Сообщение новых знаний.
-Ребята, что вы знаете о няне маленького Саши, кроме того, что она рассказывала ему на ночь сказки? (ответы детей)
-Послушайте сообщение Свиридовой Юли.
*Сообщение «Арина Родионовна» (Свиридова Юлия).
Фамилия Арины Родионовны - Яковлева. Вся их семья была крепостной. Детей было семеро. Тятенька умер, когда Арине было 10 лет. Пришлось идти работать. Так в трудах выросла, не училась, не пришлось. В 23 года её выдали замуж. Муж был крепостным деда П.Ганнибала, вот она и стала крепостной. У Арины Родионовны родилось две дочки и два сыночка. Когда у Арины Родионовны родился последний сынок, её взяли кормилицей для старшей сестры Пушкина - Оленьки. Сразу же переехали в Москву, через полтора года родился Сашенька. Тогда Арина Родионовна и осталась няней в их доме.
- Пополнился ваш багаж знаний? (да)
8. Систематизация знаний.
-А теперь скажите, ребята, а легко ли запоминаются стихи и сказки А.С.Пушкина? (да)
-Давайте проверим.
( Викторина «Знаете ли вы сказки А.С. Пушкина»).
(прилагается к уроку)
-Ребята, вы знаете, что такое пантомима?
Илье было дано задание найти в словаре Ожегова толкование этого слова.
Давайте послушаем его.
Илья: -Пантомима - это представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимикой.
Сейчас мы и займёмся пантомимой. Наша задача узнать сказку и героя. Кто желает удивить своим талантом, показать героя или сюжет из сказок А.С. Пушкина?
(показывают)
Было ли нам легко изображать персонажей мимикой и жестами?
9.Заключительный этап урока.
Черный ящик. Дети задают вопросы. Учитель отвечает: "Да", "Нет".
Предмет, который лежит в чёрном ящике, относится к сказкам А.С.Пушкина? (кораблик, рыбка, зеркало, яблоко, петушок)
10. Подведение итога работы.
Вывод:
Так в чем же прелесть сказок Пушкина?
( Сказки А.С.Пушкина интересные, их легко читать, узнавать, необычные герои, можно читать по ролям, инсценировать, учат нас быть честными, не жадными и т.д.).
13.Рефлексия.
Давайте посмотрим, сбылись ли наши желания. Было ли вам интересно, узнали ли вы новое, было ли трудно на уроке?
Чтобы вы ещё хотели узнать?
У меня на столе свечка, подсвечник и перо. Как вы думаете, для чего я их принесла?
Всем детям дарю по гусиному перу.
14.Домашнее задание.
На выбор:
- в Интернете найти материал о том, как писали раньше;
- найти, из чего делали чернила раньше;
- попробовать самому сочинить небольшую сказку или стихотворение.
Литература.
- С.В. Кутявина "Поурочные разработки по литературному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2006 г.
- С.В. Кутявина "Поурочные разработки по внеклассному чтению" 4 класс, М., "Вако", 2009 г.
- С.И. Ожегов "Словарь русского языка" М., "Русский язык" 1990 г.
- Г.П. Попова "Классные часы в 1-4 классах" Волгоград, "Учитель" 2008 г.
- Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко "Внеклассные мероприятия 1-4" М., "Вако", 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

Литературное чтение - КВН "Что за прелесть эти сказки!"
КВН "Что за прелесть эти сказки!" можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения или на классном часе, посвещенному А.С. Пушкину....
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"
На уроке дети доказывают в чем прелесть сказок А.С.Пушкина. Их легко читать, иллюстрировать, пересказывать, инсценир...
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Внеклассное чтение в 3 классе. "Что за прелесть эти сказки!" или путешествие по страницам сказок А.С.Пушкина
Содержится углубленный материал о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Содержится анализ прочитанных сказок....

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....

Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...