Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Согласный звук {ш}. Буква ш. | 65.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте – чтение (1 Б класс, УМК «Школа России»).
Тема урока: Согласный звук {ш}. Буква ш.
Автор: Синцова Марина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20, г. Донецк, Ростовская область
Задачи:
- Приобретение обучающимися знаний о звуке « ш», букве Ш путём разрешения учебной проблемы
- Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёт характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться договариваться и работать в паре.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: проектор, презентация, модель воздушного шара, модель ворот.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель. - Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого. Молодцы! Никто не остался без места. Итак, урок начинается.
2. Мотивация.
Учитель. – Ребята, девизом нашего урока я выбрала следующее стихотворение:
Затруднение в ученье-
К новым знаниям ведёт.
Кто дорогу сам осилит,
Непременно их найдёт.
- Как вы думаете, почему я выбрала именно такие слова?
- Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была ценной, плодотворной?
3.Актуализация знаний.
- Кто живёт в царстве Алфавита?
- Что вы знаете о буквах? ( буквы видим, пишем; они обозначают гласные и согласные звуки).
- Какие звуки мы называем гласными? ( при их произношении выдыхаемый воздух не встречает преград, такие звуки состоят из голоса).
Дети читают стихотворение.
Гласные тянутся И закричать.
В песенке звонкой. В тёмном лесу звать и аукать «а - у» .
Могут заплакать Но не желают свистеть и ворчать.
- Какие же у них имена? ( чтение букв).
- Какие из них хитрые? Почему?
- Какие очень добрые? Почему?
- Какие звуки мы называем согласными? (при их произношении выдыхаемый воздух встречает преграды; они состоят из голоса и шума).
Дети читают стихотворение.
А согласные согласны
Шелестеть –« ш» , шептать- «ш» , свистеть- «с» ,
Даже фыркать – «ф» и скрипеть.
Но не хочется им петь.
- Что ещё знаете о согласных звуках? ( звонкие и глухие).
- Назовите имена букв, обозначающих согласные звуки ( чтение).
- А почему буквы наши друзья?
- Кого мы можем назвать настоящим другом?
- Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Работа с учебником.
- Ребята, назовите жильцов в домике Города букв (работа с лентой букв – с. 15).
(Буквы, обозначающие гласные звуки….., буквы, обозначающие согласные звуки….)
Постановка проблемы.
- Посмотрите, все ли домики заселены?
- Значит, что нам предстоит сегодня открыть на уроке?
4. Самоопределение деятельности.
- А вот новый звук спрятан в имени сказочного персонажа. Отгадайте загадку.
Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени ….. (Лариска). (картинка на слайде презентации)
- Кто догадался, кто этот сказочный герой? (старуха Шапокляк)
- Какой первый звук слышите в имени старухи?
- Какая цель нашего урока? (познакомиться со звуком «ш»)
- Какие задачи нам предстоит решить? (учиться отличать звук «ш» от других звуков, узнать какой буквой обозначается, учиться читать слова с новой буквой).
4.Открытие нового знания.
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие на…..угадайте. «Тяжела для всех наука, если в школе лень и скука. А чтоб было легко и не скучно полетим на шаре…… воздушном!»
- Но он появится только тогда, когда вы правильно составите схему слова
« шар» (один ученик у доски работает с карточками, остальные – в тетрадях).
Учитель. Назовите первый звук в слове «шар».
- Что вы можете о нём рассказать?( согласный, глухой).
- Ребята, нужно запомнить - « ш» всегда твёрдый.
- Попробуйте произнести его мягко. Не получается?
- «Ш» - шипящий звук.
- Молодцы! (открывается дверь и залетает модель воздушного шара). Вот теперь можно отправляться в волшебную страну.
5. Физкультминутка.
Звучит весёлая музыка, дети выполняют танцевальные движения и передают по очереди « воздушный шар».
6.Продолжение работы с новым материалом.
- Ой, ребята, наш « шар» залетел на страницу книги и остановился.( «Азбука» с.16)
- Что же случилось? Кто это на нашем пути?( Шамаханская царица)
- Это сказочница. Она любила фантазировать, сочинять сказки, чтобы спасаться от опасностей. Посмотрите, какая она серьёзная. Отпустит нас, если мы выполним её задания. Вы готовы?
Рассмотрите – ка всё внимательно,
Поразмыслите не спеша.
И отыщите обязательно
Все слова со звуком « ш».
Работа по странице «Азбуки». Работа над значением незнакомых слов( шатёр, груша, подушка, штаны, чаша, кувшин).
- Итак,ребята, давайте сделаем вывод, что узнали о звуке «ш»?
- Можем сказать, что решили учебную задачу?
7. Первичное закрепление.
- А теперь проверю я вас, а вы себя, умеете ли отличать звук «ш» от других звуков.
- Хлопайте в ладоши, если услышите звук « ш» в словах.
Шоколад, шум, жук, шампунь, крыса, шимпанзе, шорох, соска, кошка.
- Встаньте те, кто считает, что хорошо справился с заданиями. Молодцы все!
- Чему вы сейчас учились?
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Посмотрите, наш шар взлетает. Значит Шамаханскую царицу мы порадовали.Путешествуем дальше. Поможем нашему «шару» лететь быстрее( все вместе дуют).
- Что такое, снова «шар» остановился! Посмотрим. Он зацепился за что – то.
- Что это, ребята? (это ворота – на доске).
- Попробуем открыть! Кто сможет прочитать?( Город буквы Ш).
- Молодцы, правильно назвали букву по имени.
- Итак, звук «ш» на письме обозначается буквой «ша». Чтобы запомнить букву, запишем её в тетрадь.
- Почему мы видим две буквы? (на слайде )
- Пофантазируйте, на что похожа печатная буква «Ш».
Посмотри на букву «Ш»,
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать «Е и Ё».
Шагает кошка не спеша,
Коготки, как буква «Ш».
8.Пальчиковая гимнастика.
-Отгадайте загадку.
Что становится легче, когда его надувают?(шарик)
- Изобразите шарик с помощью пальчиков. Для этого соедините кончики всех пальцев, придав кистям форму шара.
- Слово «шарик» начинается с буквы «Ш». Послушайте стишок и изобразите букву с помощью пальчиков.
Три пальца встали дружно в ряд,
Как будто вышли на парад.
9.Продолжение работы по теме.
- Пока мы отдыхали, буква «Ш» пошла к своим друзьям в красный теремок. Она очень дружна с гласными, вместе они любят петь песни. Прочитаем их (чтение слогов – слияний по учебнику или на слайде презентации).
- Буквы очень любят играть. А вы?
- Буква «Ш» предлагает интересные задания.
1)Чтение слов с доски хором (или на слайде).
школа шина
кошка машина
карандаш малыш
Миша тишина
нашла избушка
- На какие группы можно разделить эти слова?(двусложные и трёхсложные)
- Какое слово можно считать лишним и почему?
2) Игра «Составь слово» (на слайде).
ги шка
ша пка ши ло
рик роко
3)Ребусы (на слайде).
ш ф
4) Составить слова из букв слова « шоколад»
5) Буква «Ш» пригласила в гости сказочных героев(изображены на одном листе подряд или на слайде). Назовите их.
Самоделкин, Красная Шапочка, Айболит, Золушка, Карлсон, Алёнушка.
- В каких именах сказочных героев встречается звук «ш»?
- Герои пришли с подарком. Отгадайте, что они принесли. По первым звукам имён героев составьте слово (сказка)( работа в паре).
6) Работа с текстом ( «Азбука» с. 20)
Чтение про себя.
- Отрывок из какой сказки вы прочитали?
Чтение по «цепочке».
- Найдите слова со звуком « ш» (место звука).
- А что произошло потом? (пересказ).
- О чём заставляет задуматься эта сказка? (работа в парах).
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Ребята, на какую улицу поселили мы букву Ш в городе букв?
- Какой результат совместной работы вы получили? Выберите фразу и продолжите (на слайде).
Я – знаю…
Я - умею…
Я – научился….
11. Итог урока.
-Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествие? Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения?
- Какие же знания от урока вы приобрели?
- Где можете применить эти знания? (дальше учиться читать и узнавать новое).
Буквы умные братишки.
Помогают читать книжки.
- Наш шар должен взлететь ( дуем вместе).
- Что – то не получается.
- Ребята, вы очень понравились букве Ш, она в шаре оставила вам сюрприз. Поэтому он стал тяжёлым и не может взлететь. Отгадайте, что это.
Посуду маме я помыла.
Она меня благодарила.
И чем – то дочку угостила.
Прямоугольник такой вкусный
С картинкой – девочкой негрустной.
Стоит та девочка в платочке.
Горят румянцем её щёчки.
Даю намёк ребятам тонкий
Зовут ту девочку……(Алёнкой)
Сейчас рифмуйте по порядку
Дала мне мама ……..(шоколадку).
(Шоколад раздаётся. Воздушный шар взлетает- уносится за дверь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".
Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у]. Буквы У, у»....
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".
Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»
Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....
Конспект и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки [с], [с′]. БУКВЫ С, с".
Конспект и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки [с], [с′]. БУКВЫ С, с". УМК "Школа России" 1 класс....
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:формирование знаний о звуках [х] [x]и букве Х; формирование навыка правильногокаллиграфического письма, орфоэпического чтения, форми...