статья "Внеклассное чтение"
статья по чтению на тему

Как привить ребёнку любовь к чтению? Несколько советов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное чтение19.48 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Статью подготовила

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №132» г. Перми

Устинова Ольга Владимировна.

г..Пермь, 2014

             Чтение для ребенка – это работа, требующая усидчивости и внимательности, – поэтому для большинства детишек оно не является любимым занятием. И справится с трудностями, возникающими перед младшим школьником, призван помочь урок чтения. На нем учат не только раскодировать печатные знаки и преобразовывать их в слова, но и понимать смысл прочитанного. Пересказы, ответы на вопросы, глубокий разбор произведения помогают запоминать слова, видеть их в тексте, что развивает беглое чтение. И когда появляются плоды этой работы – это когда ребенок начинает образно воспринимать прочитанное, появляется внеклассное чтение.

       С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса. По заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы на лето, который в обязательном порядке нужно прочитать. При обязательном чтении оформляется ещё читательский дневник, и в итоге интересное  начинание превращается в тягостную ношу, отбивающей всякое желание читать. Дети начинают капризничать.

           Для ребенка - в массовости, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и каждодневная кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, который делает первые шаги в освоении техники чтения, это очень непростая задача.

          Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем он читает, пересказывает прочитанное, отвечает на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает результат - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать то, что прочитал. И вот тут - то появляется внеклассное чтение.
          Внеклассное чтение - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, которое, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир. Для младшего школьника существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с огромным миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение.

            Так в чем же цель внеклассного чтения? Не только для ознакомления с миром книг, но в первую очередь в том, чтобы заинтересовать ребенка, привить любовь к чтению, к познанию чего-то нового. Поэтому если вы хотите навсегда отбить у человека любовь к чтению и ни в коем случае не позволить ему стать самостоятельным читателем, то проще всего это сделать через принуждение и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге. Единого списка литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя.

            Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают, поэтому произведение с большим количеством страниц ребенок вряд ли осилит. Или список литературы включает в себя количество книг, за лето, которое, ребенок не прочитает. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге. Нельзя перегружать детей, обязать прочитать все произведения.  Захочется ли ученику второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста – четыреста,  еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все  записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, то это произведение будет разбираться один урок, может, два. И все. Программа, все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Каменный цветок " П.Бажова или "Черную курицу" А.Погорельского  оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна, тяжела. Ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые учителем произведения по внеклассному чтению.

На произведения А. Милна, А. Линдгрен, Р.Киплинга, Н.Носова, А. Волкова, Р.Стивенсона и многих других классиков детской литературы, чьи произведения отличаются объемом и сложностью, необходима ни одна, а зачастую и ни две недели интенсивной работы. Это от 5 до 15 уроков. Но это слишком шикарно. Тогда  и нечего их вовсе давать в школе. Глубину и силу таких произведений невозможно воспринять за один урок. Да и уроки по одному произведению должны быть разные: и по работе с текстом, и по обсуждению прочитанного, и викторины, и творческие работы. Только тогда ребенок сможет полноценно понять то или иное литературное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...