Буква Б и звуки [б] [б']
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Буква Б и звуки [б] [б‘]" (УМК "Школа России") нацелен на ознакомление учащихся с новой буквой и звуками. В урок включены игровые, познавательные и развивающие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_b.docx | 32.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки [б], [б’], буквы Бб.
Цели:
-организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б и звуками [б], [б‘];
-научить давать характеристику звукам [б], [б’] в словах;
-способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.
-продолжить формировать учебно-организационные, коммуникативные умения;
Оборудование: таблица «Звуки речи», карточки для вычеркивания букв - ЛБУЖБУЗАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ (29 шт.), сигнальные карточки
Ход урока:
I. Организационный момент.
-Мы уже привыкли к тому, что к нам на урок часто приходят гости. Посмотрите на их изображения и назовите наших гостей.
(На доску вывешиваются изображения Белоснежки и Буратино)
II. Введение в тему урока:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своем
Живут гномы всемером.
С ними поселилась я.
-Скажите, о ком речь?
- Кто такая Белоснежка?
Белоснежка – героиня сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
В сказке братьев Гримм - гномы трудолюбивые, очень серьезные.
-Кто такой Буратино?
Буратино - это герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»
- Произнесите про себя имена героев, определите, первый звук в слове, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Звуки [б] и [б‘] и буква, которая их обозначает)
-Давайте вместе, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируем цели нашего урока
(развитие общеучебных универсальных действий)
Познакомиться с …..
Учиться отличать ….
Учиться читать …..
(предположения детей)
Цель урока:
- познакомиться с новыми звуками, буквами, которые их обозначают;
- учиться отличать новые звуки от других звуков речи, определять их местоположение в словах;
- учиться читать слова, предложения с новой буквой.
III.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
1. Исследование слов (развитие исследовательских умений)
- Предлагаю вам побывать в роли исследователей
- (В парах) Исследуйте слова Белоснежка и Буратино, выделите первые звуки в словах, дайте им характеристику.
(дать характеристику звукам в этих словах)
[Б] – согласный, звонкий, твердый, парный
[Б’] - согласный, звонкий, мягкий, парный
2. Примените полученные знания
- Ребята, а теперь давайте попробуем составить схемы этих слов
Составление схем в словах БЕЛОСНЕЖКА и БУРАТИНО
3. Ребята, почему-то наша Белоснежка одна.(мотивация)
Что-то я не вижу гномов. Где же они, как вы думаете? (спрятались)
У Белоснежки гномы-шалунишки, С вами поиграть они хотят. Никогда им не встречалось, Столько умненьких ребят! |
- Если вы докажете гномам, что вы умные, сообразительные, то сможете с ними познакомиться.
- Готовы справиться с любыми заданиями?
4. Упражнение в определении звука в словах.
Вот и первое задание.
- Выбрать угощение для 1 гнома
- Определите, есть ли звук «б», «б’» в слове.(Дети встают)
- Да – руки вверх, если нет – присесть.
Брусника, малина, клубника, бублик, конфета, булочка, земляника, голубика, апельсин, торт, арбуз.
- Я тоже приготовила угощение для гномика(яблоко, вишня, груша, бананы, виноград, абрикосы, булка).
Как вы считаете, все ли любит наш гном?(Нет, в словах виноград, груша, вишня- нет звука [б])
- Сколько угощений получил гномик! Он так обрадовался.
- Давайте с ним познакомимся.
5. Определение местоположения звука в словах.
-2-й гном даёт нам следующее задание:
- Он предлагает вам отгадать загадки и поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове.
Загадки
- Чёрные, кривые,
От рождения все немые.
А как только встанут в ряд –
Сразу все заговорят (буквы)
- На лесной опушке
Стоят подружки. Платьица белены,
Шапочки зелёны. (берёза)
- Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью – под кроватью. (ботинки)
- Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)
- Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (бабочка)
- Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает. (барабан)
«Звуковая птичка»
Береза, белка, рябина, грибок, барсук, боровик, бабочка, пушок.
- Справились с заданием, вы правильно определяли местонахождение звука в слове. Молодцы, ребята!
- Вот и 2-й гномик появился.
Буквы - Б б
6. Ребята, 3-й гном предлагает вам научиться читать слова с новой буквой.
- Гномик просит вас найти на полотне новую букву.
- Как она называется? (Бб)
- На что похожа буква Б? (предположения детей)
Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров! (На бочонок с краном, на толстяка в кепке)
Детям предлагается сделать букву из проволоки.
Каждый ребёнок получает нитку и конструирует букву из ниток.
- Назовите ее соседей в алфавитном ряду.
Игра «Наборщик»
Из букв слова БЛОКНОТ собери новые слова (блок, кот, тон, лот, бок, окно, лоб, он, оно, кон)
7. Физминутка.
-Давайте весело и дружно выполним физминутку, 4-й гном сразу покажется нам.
Гномы шли, шли, шли, или По дорожке, по дорожке
Земляничку нашли. Скачем мы на правой ножке
Сели, поели, И по этой же дорожке
И опять пошли. (2 раза) Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём.
- Выполнили физминутку, вот и 4-й гномик нашелся.
8. Упражнение на концентрацию внимания.
Следующее задание приготовил вам 5-й гномик.
(дети работают на заранее подготовленных листочках)
а) Что за ужас, что за хлам?
Везде буквы по углам.
Букву нужную найдем
И в овал ее возьмем. (Взаимопроверка)
КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ |
- Сколько раз встретилась буква Б? (5)
- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.
- Какие слова спрятал в ряду 5-й гном? (азбука, букварь, буквы)
- Определите, твердый или мягкий звук в этих словах?
б) -К словам нужно подобрать антонимы, которые будут начинаться со звука [б] (вспомнить, что такое антонимы)
Маленький (большой)
Чёрный (белый)
Здоровый (больной)
Бедный (богатый)
Дальний (ближний)
-Ребята, вы выполнили всё правильно. Молодцы!
IV. Закрепление знаний и способов деятельности.
1. Чтение слогов с новой буквой.
2. 6-й гномик приготовил вам очень сложную работу.
- Гном приготовил вам таблицу.
- Сформулируйте задание.
бу | бус | булка |
би | бир | балет |
ба | бар | барсук |
бо | бом | альбом |
бр | бра | зебра |
- По каким признакам слова можно разделить на 2 группы?(одуш.-неодуш., с согл. – с гласн., удар на 1 слоге – удар. на 2 слоге)
- Гном убедился в том, что вы можете выполнять такую трудную работу со слогами и словами, и надеется, что вы теперь сможете прочитать ему сказку.
3. Чтение текста и работа над содержанием.
- О ком эта сказка?
- К кому попала Белоснежка?
- Какое слово для вас было новым, непонятным?
«очаг» - приспособление, где разводят и поддерживают огонь
- Что еще узнали из сказки?
- Что делала Белоснежка в доме у гномов?
- Составьте схему первого предложения
/_____ _____ _____ _____.
-Что такое «по»? (предлог)
-Для чего служит маленькое слово «по» в предложении?(для связи слов)
- Придумайте название к сказке. «В гостях у гномов»
-6-й Гномик очень доволен вашей работой.
- Гномик предлагает вам обязательно прочитать сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» .
Мы не просто знакомились с гномами, но и открывали для себя новые знания.
- Что нового вы для себя открыли?
4. Ну а 7-го гномика мы порадуем своими знаниями, и он обязательно с вами познакомится.
- Звук «б» – согласный, звонкий? Да
- В слоге – «би» – звук б – твердый? Нет
- В слове билетик звук б– мягкий? Да
- Справились с заданием.
Вот и 7-й гномик появился.
- Вся компания в сборе.
V. Рефлексия.
На столах у вас лежат сигнальные карточки.
Поднимите вверх ту карточку, котораясоответствует насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке и продвинулись в своём развитии:
Зелёный цвет – мне очень понравилось на уроке, я получил новые знания;
жёлтый цвет – мне было хорошо на уроке.
VI. Итог урока.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке.
Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...
Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...
Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. УМК «Школа России» Целевая установка: Понимать и сохранять учебную зад...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.
Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...
Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.
Цели деятельности учителя: Закрепление звуков [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...