Буква Б и звуки [б] [б']
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шебаршова Виктория Сергеевна

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Буква Б и звуки [б] [б‘]" (УМК "Школа России") нацелен на ознакомление учащихся с новой буквой и звуками. В урок включены игровые, познавательные и развивающие задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_b.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [б], [б’], буквы Бб.

Цели:

-организовать работу по ознакомлению с буквой Б, б и звуками [б], [б‘];

-научить давать характеристику звукам [б], [б’] в словах;

-способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

-продолжить формировать учебно-организационные, коммуникативные умения;

Оборудование: таблица «Звуки речи», карточки для вычеркивания букв - ЛБУЖБУЗАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ (29 шт.), сигнальные карточки

Ход урока:

I.      Организационный момент.

-Мы уже привыкли к тому, что к нам на урок часто приходят гости. Посмотрите на их изображения и назовите наших гостей.

(На доску вывешиваются изображения Белоснежки и Буратино)

II. Введение в тему урока:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

В чудном домике своем

Живут гномы всемером.

С ними поселилась я.

-Скажите, о ком речь?

- Кто такая Белоснежка?

Белоснежка – героиня сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»

В сказке братьев Гримм - гномы трудолюбивые, очень серьезные.

-Кто такой Буратино?

Буратино - это герой сказки А. Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик»

- Произнесите про себя имена героев, определите, первый звук в слове, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема: Звуки  [б] и [б‘] и буква, которая их обозначает)

-Давайте вместе, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируем цели нашего урока

(развитие общеучебных универсальных действий)

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

Учиться читать ….. 

(предположения детей)

Цель урока:

- познакомиться с новыми звуками, буквами, которые  их обозначают;

- учиться отличать новые звуки от других звуков речи, определять их местоположение в словах;

- учиться читать слова, предложения с новой буквой.

 

III.Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Исследование слов (развитие исследовательских умений)

- Предлагаю вам побывать в роли исследователей

- (В парах) Исследуйте слова Белоснежка и Буратино, выделите первые звуки  в словах, дайте им характеристику.

(дать характеристику звукам в этих словах)

[Б] – согласный, звонкий, твердый, парный

[Б’] - согласный, звонкий, мягкий, парный

 

2.     Примените полученные  знания

- Ребята, а теперь давайте попробуем составить схемы этих слов

 Составление схем в словах БЕЛОСНЕЖКА и БУРАТИНО

3.      Ребята, почему-то наша Белоснежка одна.(мотивация)

Что-то я не вижу гномов. Где же они, как вы думаете? (спрятались)

У Белоснежки гномы-шалунишки,

С вами поиграть они хотят.

Никогда им не встречалось,

Столько умненьких ребят!

- Если вы докажете гномам, что вы умные, сообразительные, то  сможете с ними познакомиться.

- Готовы справиться с любыми заданиями?

 

4. Упражнение в определении звука в словах.

Вот и первое задание.

- Выбрать угощение для 1 гнома

- Определите, есть ли звук «б», «б’» в слове.(Дети встают)

- Да – руки вверх, если нет – присесть.

Брусника, малина, клубника, бублик, конфета, булочка, земляника, голубика, апельсин, торт, арбуз.

- Я тоже приготовила угощение для гномика(яблоко, вишня, груша, бананы, виноград, абрикосы, булка).

Как вы считаете, все ли любит наш гном?(Нет, в словах виноград, груша, вишня- нет звука [б])

- Сколько угощений получил гномик! Он так обрадовался.

- Давайте с ним познакомимся.

5. Определение местоположения звука в словах.

-2-й гном даёт нам следующее задание:

- Он предлагает вам отгадать загадки и поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове.

Загадки

  1. Чёрные, кривые,

От рождения все немые.

А как только встанут в ряд –

Сразу все заговорят  (буквы)

  1. На лесной опушке

Стоят подружки. Платьица белены,

 Шапочки зелёны. (берёза)

  1. Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью – под кроватью. (ботинки)

  1. Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (белка)

  1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (бабочка)

  1. Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (барабан)

 «Звуковая птичка»

 Береза, белка, рябина, грибок,  барсук, боровик,  бабочка, пушок.

- Справились с заданием, вы правильно определяли местонахождение звука в слове. Молодцы, ребята!

- Вот и 2-й  гномик появился.

Буквы - Б б

6. Ребята,  3-й гном  предлагает вам научиться   читать слова с новой  буквой.

- Гномик  просит вас найти на полотне новую букву.

- Как она называется? (Бб)

- На что похожа буква Б? (предположения детей)

Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь Борис Бобров! (На бочонок с краном, на толстяка в кепке)

Детям предлагается сделать букву из проволоки.

Каждый ребёнок получает нитку и конструирует букву из ниток.

- Назовите ее соседей в алфавитном ряду.

Игра «Наборщик»

Из букв слова БЛОКНОТ собери новые слова (блок, кот, тон, лот, бок, окно, лоб, он, оно, кон)

7. Физминутка.

-Давайте  весело и дружно выполним физминутку, 4-й гном сразу покажется нам.

Гномы шли, шли, шли,            или                По дорожке, по дорожке

Земляничку нашли.                                Скачем мы на правой ножке

Сели, поели,                                        И по этой же дорожке

И опять пошли. (2 раза)                Скачем мы на левой ножке

                                                 По тропинке побежим,

                                                До лужайки добежим.

                                                На лужайке, на лужайке

                                                Мы попрыгаем, как зайки.

                                                Стоп. Немного отдохнём

                                                И домой пешком пойдём.

- Выполнили физминутку, вот и 4-й  гномик нашелся.

 

8. Упражнение на концентрацию внимания.

Следующее задание приготовил вам 5-й гномик.

(дети работают на заранее подготовленных листочках)

а) Что за ужас, что за хлам?

Везде буквы по углам.

Букву нужную найдем

И в овал ее возьмем.  (Взаимопроверка)

КБАЗБУКАИКАБУКВАРЬШУБУКВЫБ

- Сколько раз встретилась буква Б?  (5)

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

- Какие слова спрятал в ряду  5-й гном? (азбука, букварь, буквы)

- Определите, твердый или мягкий звук в этих словах?

б)  -К словам нужно подобрать антонимы, которые  будут начинаться со звука [б] (вспомнить, что такое антонимы)

 Маленький (большой)

Чёрный (белый)

Здоровый (больной)

Бедный (богатый)

Дальний (ближний) 

-Ребята, вы выполнили всё правильно. Молодцы!

IV. Закрепление знаний и способов деятельности.

1.  Чтение слогов с новой буквой.

2.  6-й гномик приготовил вам  очень сложную работу.

- Гном  приготовил вам таблицу.

- Сформулируйте задание.

бу

бус

булка

би

бир

балет

ба

бар

барсук

бо

бом

альбом

бр

бра

зебра

- По каким признакам слова можно разделить на 2 группы?(одуш.-неодуш., с согл. – с гласн., удар на 1 слоге – удар. на 2 слоге)

- Гном убедился в том, что вы можете выполнять такую трудную работу со слогами и словами, и надеется, что вы теперь сможете прочитать ему сказку.

 

3. Чтение текста и работа над содержанием.

- О ком эта сказка?

- К кому попала Белоснежка?

- Какое слово для вас было новым, непонятным?

«очаг» - приспособление, где разводят и поддерживают  огонь

- Что еще узнали из сказки?

 - Что делала Белоснежка в доме у гномов?

- Составьте схему первого предложения

/_____   _____    _____  _____.

-Что такое «по»? (предлог)

-Для чего служит маленькое слово «по» в предложении?(для связи слов)

- Придумайте название к сказке. «В гостях у гномов»

-6-й Гномик  очень доволен вашей работой.

- Гномик  предлагает вам обязательно прочитать сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» .

Мы не просто знакомились с гномами, но и открывали для себя новые знания.

- Что нового вы для себя открыли?

4.       Ну а 7-го гномика мы порадуем своими знаниями, и он обязательно с вами познакомится.

- Звук «б» – согласный, звонкий? Да

- В слоге – «би» – звук б – твердый? Нет

- В слове билетик звук б– мягкий? Да  

- Справились с заданием.

Вот и 7-й гномик появился.

- Вся компания в сборе. 

V.  Рефлексия.

На столах у вас лежат сигнальные карточки.

Поднимите вверх ту карточку,  котораясоответствует насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке и продвинулись в своём развитии:

Зелёный цвет – мне очень понравилось на уроке, я получил новые знания;

жёлтый цвет – мне было хорошо на уроке.

VI. Итог урока.

-  Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке.

Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Тема урока: Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о гласном звуке, познакомить с признаками гласных звуков и буквами их обозначающими. Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения ...

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Конспект урока русского языка. 2 класс. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы я , ю, е, ё и их функции в слове.

Цель данного урока: конкретизировать понятие гласных звуков; формировать умение сравнивать объекты на примере речевых элементов (звуков, букв). В уроке Вас могут заинтересовать примеры работы с интера...

Обучение грамоте. 1 класс. УМК "Школа России". Закрепление сведений о букве Мм, и звуках [м],[м’]. Обобщение изученного о буквах и звуках.

Цели деятельности учителя: Закрепление звуков  [м],[м’] и букв М,м, закрепление знаний об особенностях гласных и согласных, твёрдых и мягких звуков; формирование умения классифицировать по ...