Урок литературного чтения в 3 классе "Б. Заходер "История гусеницы"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Конспект урока  литературного чтения в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_3_klasse_.rar23.5 КБ
Файл Приложение к уроку13.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Урок литературного чтения в  3 классе

Тема: Б. Заходер «История гусеницы»

 

2014

Тема :   Б. Заходер «История гусеницы»

Цель: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера «История гусеницы»

Задачи:

  1. учить обосновывать свою точку зрения
  2. развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста
  3. воспитание чувства прекрасного через чтение  произведения.

               

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня мы занимаемся в группах. А что нам  для этого необходимо?

- Пожелаем друг другу удачи.

2. Актуализация знаний:

- Сегодня на нашем уроке снова Маша и Миша. Вместе с ними мы начинаем знакомство с новой большой главой.

- А как называется она,  попробуйте прочитать.

Запись на доске

Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К

Как рождается герой»)

- Откройте содержание учебника. Найдите название главы и определите, на какой странице начинается эта глава. Попробуем сформулировать цели урока.

3. Стадия вызова информации.

Постановка цели урока

- Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?

- А кто такой герой? -  составим кластер «Герой»

   

                     

- Проверим наши предположения. Обратимся в толковый словарь.

  1. Герой- это человек, совершивший подвиг.
  2. Герой – это главное действующее лицо произведения.

Какова же цель нашего урока?(Выяснить, кто такой сказочный герой)

Первичное восприятие

- Что же характерно для сказочного героя. А узнать это нам поможет Летучая Мышь

Плакат мыши      читают дети

  1. Сказочный герой уходит из дома  навстречу трудностям и опасностям.
  2. Преодолевает все препятствия.
  3. Возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.

  1. Динамическая пауза . Работа в группах «Исследователи»

Мы с вами сегодня будем исследователями сказок. Какие качества необходимы исследователям? Выберите в группе того, кто будет представлять результаты исследования.

- Предлагаю вам вспомнить русские народные сказки: «Колобок» и «Гуси Лебеди».

Группам даются  сюжетные картинки по сказкам. Детям нужно собрать их в определенной последовательности и определить, являются ли герои этих сказок настоящими сказочными героями. От каждой группы дети выходят по очереди к доске и прикрепляют картинки.

 

- Колобок уходит из дома?

- По дороге ему встречаются препятствия и опасности?

- Какие именно?

- Все ли препятствия ему удалось преодолеть?

- Возвращается ли он домой?

- Можем ли мы назвать  Колобка  настоящим сказочным героем?

Вывод: можем, но только наполовину. Он герой-неудачник.

- А Алёнушку  из сказки «Гуси –Лебеди» можем ли мы  считать настоящим сказочным героем?

4. Стадия осмысления информации.

Первичное ознакомление с текстом.

- Как вы думаете, а в современных сказках, у которых есть авторы,  герои себя ведут подобным образом? Какова цель этого этапа урока?

(На доске записано: «Выяснить: как ведёт себя герой современных авторских сказок»)

Как мы сможем реализовать эту цель? (изучить современную сказку)

– Итак, на уроке мы должны выяснить,  как ведёт себя герой современных авторских сказок. 

-Попробуем это проследить на сказке современного писателя Б. Заходера «История гусеницы»

(портрет писателя)

– Б. Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях.  Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вини Пух и все, все, все», Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, Алиса в стране чудес.

Слушание сказки (аудиозапись)

Вопрос: «Какой вам представляется гусеница»

  1. Физкультминутка с гусеницей.

Повторное чтение с остановками.

- Прочитаем первую  часть данного отрывка.

Читает первая группа детей по цепочке

- О  чем же первая часть?

- А что сказал Миша?   Прочитайте.  

 Составление сравнительной таблицы.

Предположения Миши и Маши на доске

Миша

Маша

тема

главная мысль

О Гусенице

«Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды вокруг много»

Наступила весна

«Наступила весна и везде сделалось очень красиво»

О Лесном Клопе и Тлях

Выражена словами Клопа

- Вы согласны с Мишей?

- Какова основная мысль первой части?

- Прочитайте, что говорит об этом Маша.

- Вы тоже так думаете?

- Прочитаем вторую  часть данного отрывка.

Читает вторая группа детей по цепочке

- О чем вторая  часть? (Миша)

- Какова основная мысль второй части?

- Прочитайте, что говорит об этом Маша.

- Вы согласитесь с Машей?

- Прочитаем третью часть.  

(Чтение про себя.)

- О чем третья часть?

- Миша считает, что тема третьей части … (дети читают на доске)

- Вы согласны с Мишей?

- Прочитайте, что думает Маша, какова главная мысль в третьей части?

Найдите его на иллюстрации в учебнике

- Найдите его слова.

«Нельзя же из–за еды забывать обо всем на свете».

Инд. Задание на выбор.

 - Кто желает поработать самостоятельно? Перечитайте последние два абзаца. Вы догадались, что случилось с гусеницей? (пофантазируйте и составьте рассказ).

Продолжим наше исследование.

- Посмотрим конец первой части и начало второй. Прочитайте выделенные цветом слова. («Хорошо»)

- Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаев наполнено одним и тем же смыслом и означает одно и то же?  

1 случай:  Для гусеницы хорошо, когда вокруг много крапивы.

2 случай: С наступлением весны для всех героев  вокруг стало красиво.

-   В какой части текста говорится о кузнечике? О птицах?

- Как гусеница их  называет?    Почему?

 Послушаем тех, кто работал  индивидуально на выбор.

6. Стадия рефлексии.

- Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем?

Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, на нужно прочитать всю сказку до конца.  

Составление синквейна «Гусеница»

н-р:

гусеница

прожорливая, сердитая

жует, ворчит, ползает

Радуется тому, что много крапивы

бедняжка

- Что понравилось на уроке?

- Какие были трудности?

Д/з

– Откройте и запишите в дневниках Д/З, стр. 88-92.
– Прочитайте ещё раз 1 часть сказки, по желанию  нарисовать  Гусеницу.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Миша

Маша

тема

главная мысль

О Гусенице

«Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды вокруг много»

Наступила весна

«Наступила весна и везде сделалось очень красиво»

О Лесном Клопе и Тлях

Выражена словами Клопа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"

Данная презентация используется в 3 классе на заключительном уроке литературного чтения по данному произведению ( УМК "Перспективная начальная школа")....

Методическая разработка урока литературного чтения Борис Заходер "История Гусеницы"

Данная разработка предназначена для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа".Её содержание соответствует ФГОС....

Михаил Яснов "Гусеница - бабочке", УМК "Перспективная начальная школа", урок литературного чтения в 3 классе

Рабочий урок по литературному чтению, которая позволяет увидеть метапредметные связи (окружающия мир, музыка, живопись, литература). Дети научатся применять свои знания в повседневной жизни, нах...

Конспект урока литературного чтения Как рождается герой. Б. Заходер история гусеницы.

Предмет: литературное чтение Класс: 3-7Тема: Как рождается герой. Б. Заходер история гусеницы.Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: формирование представления о сказочном герое через изуче...

Технологическая карта для проведения урока литературное чтение в 3 классе Борис Заходер «История Гусеницы» Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»

Технологическая карта урокаБорис Заходер «История  Гусеницы»Михаил Яснов «Гусеница - бабочке»Предмет: «Литературное чтение»Класс: 3Тема урока: Борис Заходер «История  Гусеницы», Михаил Яснов...

Конспект урока литературного чтения «Борис Заходер. История гусеницы (начало)» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление учащихся с содержанием произведения, формирование умения определять тему текста по заголовку. Планируемые результаты:Предметные:Уметь определять тему ...

Конспект урока литературного чтения «Борис Заходер «История гусеницы», Юнна Мориц «Жора Кошкин»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление учащихся с содержанием произведения, формирование умения определять тему текста по заголовку. Планируемые результаты:Предметные:Уметь определять тему текста...