КТП 3 класс "Школа 21 века"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему
рабочая программа для 3 класса по программе "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter.docx | 74.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, положением о программе и на основе примерной и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2011.
Программа обеспечена следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Устав образовательной организации.
Основные образовательные программы НОО.
Примерные программы по учебным предметам.
Учебный план образовательной организации.
Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОО).
Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане: На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 102 часа в год (34 учебные недели по 3 часа в неделю).
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.
Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.
В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.
Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.
Содержание программы по литературному чтение.
Круг чтения
Учебный материал для чтения и обсуждения в классе:
• произведения устного творчества русского и других народов;
• стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
• художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литература; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество
Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Туга-рин Змеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни
Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого
«Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова
«Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова
Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка
«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна
«Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина
«Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», .«Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского
«Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака
«Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева
«Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара
«Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина
«Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей
III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).
Примерная тематика:
произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).
Жанровое разнообразие:
• более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды (выявление их особенностей);
• стихотворные произведения (наблюдение за ритмом, рифмой, строкой, строфой).
Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.
Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.
Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.
Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.
Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.
Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.
Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.
Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
• литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
• присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
• герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
• стихотворение, рифма, строка, строфа;
• средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.
Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.
Работа с текстом:
« осознание последовательности и смысла событий;
• вычленение главной мысли текста;
• знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
• деление текста на части и их озаглавливание;
• составление плана под руководством учителя;
• пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
• самостоятельное выполнение заданий к тексту.
Работа с книгой:
• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;
• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).
Навык чтения. Обучение осознанному чтению целыми слонами вслух и молча небольших произведений или глав из произведений. Умение читать текст выразительно, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию (тон, паузы, темп, логическое ударе-
ние). Темп чтения вслух не менее 60 слов в минуту и молча — не менее 80 слов в минуту.
Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений.
Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.
Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчётов.
Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные результаты освоения предмета «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети нтернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны научиться:
1)читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
2)читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
3)определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
4)пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
5)самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
6) работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
7)отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
8)пользоваться справочной литературой.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
- Технология личностно – ориентированного обучения;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно- коммуникационные технологии;
- Аудиовизуальная технология;
- Метод проблемного обучения;
- Метод самоконтроля;
- Групповой метод; Метод создания ситуации успеха; Фронтальная работа с классом
Основными формами текущего контроля являются:
В конце учебного года проводится комбинированная письменная контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе
*** уроки внеклассного чтения в программе обозначены , как дополнительное чтение
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Вид контроля | Примечание |
1 четверть 32ч. | |||||
Тема «Устное народное творчество» 16 ч Знать: – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина; – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); – различия жанров. Уметь: – называть произведения и выделять их особенности; – определять тему и жанр произведения; – называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных); – определять главную мысль сказки; – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды; – сравнивать сказки (былины) разных народов; – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; – характеризовать особенности речи сказителя; – использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; – работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией | |||||
1 | Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик» | Текущий | |||
2 | Малые формы фольклора: пословицы. | ||||
3 | Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» | ||||
4 | Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | ||||
5 | Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | ||||
6 | Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках | ||||
7 | Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова) | ||||
8 | Малые формы фольклора: скороговорки, потешки. | Наизусть | |||
9 | Обобщающий урок по теме; Устное народное творчество. Проверка навыка чтения | Тематический | |||
10 | Былины. «Добрыня и Змей» | ||||
11 | Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | ||||
12 | Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга | ||||
13 | Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича | ||||
14 | Обобщающий урок по теме: Былины Проверка навыка чтения | Тематический | |||
Басни 5 часов Знать: – литературоведческие понятия: басня, мораль; – о структуре басни; – о художественных особенностях басни. Уметь: – правильно называть басни из круга детского чтения; – различать сказку и басню; – сравнивать героев басни; – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова; – выразительно читать басни с листа и наизусть; – работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать | |||||
15 | Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград» | Текущий | |||
16 | И. Крылов «Ворона и Лисица», Эзоп «Ворон и Лисица» | Наизусть | |||
17 | Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок» | ||||
18 | Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса», А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник» | ||||
19 | Обобщающий урок по теме: Басни. | Тематический | |||
Произведения А. С. Пушкина. (10 часов) Знать: – литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм. Уметь: – находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения | |||||
20 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» | Текущий | |||
21 | Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») | ||||
22 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» | Наизусть | |||
23 | Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский. Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны» | ||||
24 | А. С. Пушкин. Стихи «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне». К.Г. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина» | ||||
25 | «Произведения А. С. Пушкина» | ||||
Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (5 часов) Уметь: – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; – понимать содержание стихотворения – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); – выразительно читать стихотворение; – давать оценку своему чтению | |||||
26 | Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» | Наизусть | |||
27 | А. Майков «Осень» | ||||
28 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…» | ||||
29 | Литературное слушание. И. Бунин «Листопад» | ||||
30 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» | Тематический | |||
Произведения Л.Н.Толстого – 11 часов | |||||
31 | Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк» | Текущий | |||
32 | Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан» | ||||
33 | Л. Толстой. Рассказы «Зайцы», «Лебеди». Дополнительное чтение. «Лев и собачка» | ||||
34 | Л. Толстой «Прыжок» | ||||
35 | Былина «Как боролся русский богатырь» | ||||
36 | Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок», былина «Как боролся русский богатырь» | ||||
37 | Литературное слушание. Книги Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение рассказов Л. Толстого «Ореховая ветка», А. Сергеенко «Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | ||||
38 | Произведения Л. Толстого. Обобщающий урок | Тематический | |||
Произведения Н.Некрасова- 7 часов Знать: – называть имя, отчество и фамилию поэта; – называть произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы); – понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный». Уметь: – находить справку о поэте в книгах- справочниках; – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения; – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения; – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию; | |||||
39 | Н. Некрасов «Крестьянские дети». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок» | Текущий | |||
40 | Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст) | ||||
41 | Н. Некрасов «Славная осень» | ||||
42 | К. И. Чуковский «Зеленый шум» | ||||
43 | Стихи о природе. | Наизусть | |||
44 | Произведения Н. Некрасова. Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем» | ||||
45 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» | Тематический | |||
Произведения А. П. Чехова. (6 часов) Уметь:– называть имя, отчество и фамилию писателя; – называть произведения А. П. Чехова (в рамках программы); – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа; – понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие – имя героя, заглавие – главная мысль); – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; – передавать краткое содержание изученного произведения | |||||
46 | А.П.Чехов « Степь» | Текущий | |||
47 | А.П. Чехов « Ванька» | ||||
48 | Судьба героя в рассказе « Ванька» | ||||
49 | Произведения А.П. Чехова | ||||
50 | Н.Шер о произведениях Чехова | ||||
51 | Обобщение по разделу « произведения А.П.Чехова» | Тематический | |||
Сказки зарубежных писателей. (4 часа) Знать: – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы). Уметь: – различать сказки народные и литературные; – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним; – передавать сюжет сказки, находить его части; – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей | |||||
52 | Ш. Перро «Подарки феи» | Текущий | |||
53 | И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус «Зимняя сказка» | ||||
54 | Литературное слушание. «В мире сказок». Сказки | ||||
55 | Обобщение по разделу «В мире сказок» Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания | Итоговый | |||
Стихи русских поэтов – 7часов Уметь: – выделять языковые средства художественной выразительности; – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора); – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения; – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть) | |||||
56 | И. Никитин «Русь» | Текущий | Наизусть | ||
57 | И. Никитин «Утро» | ||||
58 | И. Суриков «Детство» | ||||
59 | Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. И. С. Никитин «Помню я: бывало няня…» | Наизусть | |||
60 | С. Дрожжин «Привет», «Зимний день» | ||||
61 | Литературное слушание. Стихи о Родине. Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва» | ||||
62 | Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов» Текущая проверка навыка чтения | Тематический | |||
Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка Знать: – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; – произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – пересказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль; – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее 60–70 слов в минуту); – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение | |||||
63 | Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | Текущий | |||
64 | Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех» | ||||
65 | Литературное слушание. Рассказы о животных. Дополнительное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Постойко» | ||||
66 | Обобщение по разделу. Рассказы Д. Мамина-Сибиряка | Тематический | |||
Произведения А.Куприна Знать: – произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы). Уметь: – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы; – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану; – выделять в тексте описания, использовать их | |||||
67 | А. И. Куприн «Синяя звезда» | Текущий | |||
68 | А. Куприн «Барбос и Жулька» | ||||
69 | Дополнительное чтение. А. Куприн «Собачье счастье» | ||||
70 | Литературное чтение. А. Куприн «Ю-ю» | ||||
71 | Обобщение по разделу «Рассказы А. Куприна» | Тематический | |||
Стихи С.Есенина 7 часов Знать: – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения; – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина. Уметь: – определять тему и содержание стихотворения | |||||
72 | Есенин. Стихи о Родине | ||||
73 | С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…». Стихи о природе | ||||
74 | С. Есенин «Береза». Дополнительное чтение. Стихи о березе | Наизусть | |||
75 | С. Есенин «Бабушкины сказки» | ||||
76 | Литературное слушание. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение. «Топи да болота…», «Сыплет черемуха снегом», И. С. Тургенев «Деревня» | ||||
77 | Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина» Текущая проверка. Начитанность и читательские умения. | ||||
78 | Библиотечный урок. Стихи русских поэтов | Наизусть | |||
Произведения К.Паустовского 8 часов Знать: – произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы). Уметь: – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя; – различать художественные и научно-познавательные рассказы; – различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план; – пересказывать по плану (подробно и кратко); – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения; – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора); – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой) | |||||
79 | К. Паустовский «Стальное колечко» | Текущий | |||
80 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | ||||
81 | К. Паустовский «Кот-ворюга» | Наизусть | |||
82 | К. Паустовский «Какие бывают дожди» | ||||
83 | Литературное слушание. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» | ||||
84 | Обобщение по разделу «Рассказы К. Паустовского» Итоговая проверка. Сформированность учебной и читательской деятельности - диагностические тесты и задания | Тематический | |||
85 | Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.). Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип» | ||||
86 | И. С. Тургенев «Перепелка», «Воробей» | ||||
87 | Урок-концерт «Моя любимая книжка» | Итоговый | |||
Произведения С.Я. Маршака 4 часа Выделение языковых средств художественной выразительности | |||||
88 | С. Маршак «Урок родного языка» | ||||
89 | С. Маршак «Ландыш». В. Субботин «С Маршаком» | ||||
90 | Литературное слушание. С. Маршак «Кошкин дом» | ||||
91 | Обобщение по разделу «Произведения и книги С. Я. Маршака» Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты. | Тематический | Литературный диктант | ||
Произведения Л.Пантелеева 6 часов Знать: – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); – понятия «автор-рассказчик», «ав-тор – герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ». Уметь: – различать исторические и фантастические рассказы; – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко; – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; – составлять отзыв о прочитанном | |||||
92 | Л. Пантелеев «Честное слово» | Текущий | |||
93 | Л. Пантелеев «Камилл и учитель» | ||||
94 | Литературное слушание. Книги Л. Пантелеева. Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая» | ||||
95 | Обобщение по разделу «Рассказы Л. Пантелеева» | Тематический | |||
Произведения А.Гайдара – 5 часов Знать: – произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения. Уметь: – работать с сюжетом и планом; – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения; – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения; – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту; – читать выразительно подготовленный текс | |||||
96 | А. Гайдар «Горячий камень» | ||||
97 | А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы) | Тест | |||
98 | С. Михалков «Аркадий Гайдар». К. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение «С. В. Михалков «Ошибка» | ||||
99 | Литературное слушание. Детские книги о детях. Ю. Драгунский «Девочка на шаре» | Тематический | Литературный диктант | ||
Произведения М. Пришвина 6 часов Знать: – произведения М. Пришвина разных жанров. Уметь: – различать художественные и научно-познаватель-ные рассказы; – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения; – уметь представить книгу (правильно назвать, | |||||
100 | М. Пришвин «Моя Родина» | ||||
101 | М. Пришвин «Двойной след» | ||||
102 | М. Пришвин «Выскочка» | ||||
103 | М. Пришвин «Жаркий час». В. Чалмаев «Воспоминания о М. М. Пришвине» | ||||
104 | Литературное слушание. Детские книги о природе. Дополнительное чтение. В. Бианки «По следам» | ||||
105 | Обобщение по разделу «Книги писателей-натуралистов». Текущая проверка .Литературная эрудиция – литературные диктанты. | Тематический | |||
Произведения зарубежных писателей Знать: – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томп-сона, Дж. Чиарди). Уметь: – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей | |||||
106 | Дж. Лондон «Волк» | ||||
107 | Э. Сетон-Томпсон «Чинк» | ||||
108 | Проверка навыка чтения. Произведения зарубежных писателей | Итоговый | |||
109 110 | Литературное слушание. Книги для детей зарубежных писателей. Дополнительное чтение. Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик», «Об удивительных птицах», Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди» | Текущий | |||
111 | Обобщение по разделу «Произведения зарубежных писателей» | Тематический | |||
112 | Урок-викторина по произведениям, изученным в 3 классе | Текущий |
Перечень учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения.
1.Основная литература Л.А.Ефросинина:Литературное чтение 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012г Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений – М: Вентана-Граф, 2008. – 256 с. Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс Рабочая тетрадь №№ 1, 2, для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2014г. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморкова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 224с.). 2. Дополнительная литература Л.А.Ефросинина: Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. ; М: Вентана – Граф, 2013. Методические рекомендации к урокам литературного чтения. 3 класс. М.:Веитана-Граф, 2013. 3. Справочная литература Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений Иллюстрированнай словарь иностранных слов: ок.5000 слов и словосочетаний/ авт.-сост.Е.А.Гришина. –М.:АСТ:Астрель, 2008. – 319. |
Список литературы
- Л.А.Ефросинина:Литературное чтение 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012г
- Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс. Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений – М: Вентана-Граф, 2008. – 256 с.
- Л.А.Ефросинина: Литературное чтение 3 класс Рабочая тетрадь №№ 1, 2, для учащихся общеобразовательных учреждений, 3 класс. .- М.: Вентана-Граф, 2014г.
- Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморкова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 224с.).
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений
Иллюстрированнай словарь иностранных слов: ок.5000 слов и словосочетаний/ авт.-сост.Е.А.Гришина. –М.:АСТ:Астрель, 2008. – 319.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"
Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....
Контрольная работа по математике 3 классШкола России
Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"
Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...
Детство в творческом создании писателей XIX века и поэтов Серебряного века
В статье представлен материал о творчестве писателей и поэтов 19 века...
"Сквозь века, в века грядущие" интеллектуальная игра для учащихся 4-5 классов.
Эта игра посвящена 200 летию Бородинского сражения....
Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.
Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....
Учебно-методический комплект (конспект урока+учебный материал) Тема:«Россия в ХХ веке. События начала века.»
Цель: узнать о событиях в России ХХ века.Планируемые результаты:Личностные УУД:· Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положитель...