Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_literaturnoe_chtenie_2kl.docx | 82.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено и принято» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО ______/Колпакова Н.В. / ФИО Протокол № 1 от «27» августа 2014г. | Заместитель директора по УМР МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» ______ / Морозова Л.А. / ФИО «___»___________ 2014г. | Директор МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» ______ / Дроздов С.С./ ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
__Колпаковой Натальи Викторовны, I квалификационная категория__
Ф.И.О., категория
по ___________литературному чтению во 2 классе________________
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2014г.
2014 - 2015 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Планируемых результатов начального общего образования.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013 учебный год
- Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой
развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать:
средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
- приобщение к литературе как искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
- Содержание тем учебного курса
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Круг детского чтения. Тематика».
2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Круг детского чтения. Тематика.
1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран).
Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.
3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.
— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших
текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов
искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.
— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.
— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.
— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.
— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.
— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.
— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).
— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)
— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.
V. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
— объяснять заглавие прочитанного произведения;
— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;
— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
— отгадывать загадки;
— находить в тексте слова, характеризующие поступки
героя;
— различать слова автора и героев;
— определять тему произведения по заглавию;
— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно выбирать и читать книги;
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
- определять содержание книги по заглавию, аннотации;
- находить в словаре значение неизвестного слова.
Критерии оценок:
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
- Способ чтения: чтение целыми словами.
- Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
- Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
- Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
- Выразительное чтение текста;
- Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
- Выразительное чтение наизусть;
- Составление простого плана;
- Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
- Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
- - урок изучение нового материала;
- - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- -комбинированный урок;
- -урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний
- урок-закрепление знаний
- урок-повторение знаний
- урок – игра
- проверка знаний
Учебное оборудование:
- техические средства ( проектор, компьютер, магнитофон)
- учебные (столы, доска)
- Собственно учебные средства:
- наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устного контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии и принципы обучения:
Традиционные технологии:
- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-Игровые технологии.
Технологии развивающего обучения:
-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Принципы обучения:
- Принцип научности обучения
- Связи теории с практикой
- Системности
- Принцип сознательности и активности в обучении
- Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
- Принцип наглядности
- Доступность обучения
- Принцип прочности усвоения знаний
Формы подведения итогов:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
- Работа в паре, в группе
- Написание отзывов на прочитанное произведение
- Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы (сочинения, изложения)
IV. Календарно - тематическое планирование
по литературному чтению
предмет
Классы 2
Учитель Колпакова Н.В.
Количество часов
Всего 132 час; в неделю 4 час.
Плановых контрольных уроков ______, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Административных контрольных работ _______
Планирование составлено на основе программы «Литературное чтение» ( авт. Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина.)
программа
Учебники Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская В.Г.Горецкий,; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
____________________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
- Перечень учебно-методического обеспечения
1. ФГОС начального общего образования.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. «Просвещение». 2010г.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, 2. Москва. «Просвещение». 2011г.
4. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Ф. Климанова, М.В.Бойкина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
5. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
6. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2013.
7. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013 – (В помощь школьному учителю.)
№ | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Планируемые результаты | |||
Раздел «Любите книгу». (9 часов) | |||||||
Тема: «Любите книгу» (3 часа) | |||||||
1 | Любите книгу. Рассказы о любимых книгах | 2.09 | Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения. | Знать структуру учебника и уметь в нём ориентироваться Уметь: - находить в учебнике нужную информацию и работать с ней; - распределять книги по разным основаниям; - отвечать на поставленные вопросы к тексту | |||
2 | Ю.Энтин «Слово про слово». | 3.09 | |||||
3 | В.Боков. «Книга – учитель…». Г.Ладонщиков «Лучший друг». | 4.09 | |||||
Тема: «Книги из далёкого прошлого» (3 часа) | |||||||
4 | Книги из далёкого прошлого и современные книги | 8.09 | Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу. | Уметь: - планировать свою деятельность (составлять план урока под руководством учителя); - осмысленно воспринимать текст на слух; - самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова; - самостоятельно составлять высказывание по теме произведения. | |||
5 | Славянская письменность | 9.09 | |||||
6 | Н. Кончаловская «В монастырской келье». | 10.09 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (1 час) | |||||||
7 | Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература. | 11.09 | Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают. | Уметь: - группировать книги по разным основаниям; - подбирать книгу для выставки, презентовать книгу; - работать с библиотечным каталогом. | |||
Тема: «Мои любимые художники – иллюстраторы» (2 часа) | |||||||
8 | Мои любимые художники-иллюстраторы | 15.09 | Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся с о старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают над пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей». | Знать профессиональные особенности художников-иллюстраторов. Уметь соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста. Уметь участвовать в коллективной беседе. Испытывать потребность в самостоятельном чтении. | |||
9 | Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Пословицы. | 16.09 | |||||
Раздел «Краски осени». (13 часов) | |||||||
Тема: «Краски осени» (4 часа) | |||||||
10 | А.С.Пушкин «Унылая пора...» А.Аксаков «Осень». | 17.09 | Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по-разному. Предлагают свои варианты названия картин. | Эмоционально воспринимать стихотворный и прозаический текст на слух. Уметь участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному. Уметь создавать свой текст( под руководством учителя). Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. | |||
11 | Работа с репродукциями картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи «Осень». | 18.09 | |||||
12 | А.Майков «Кроет уж лист золотой…» | 22.09 | |||||
13 | С.Есенин «Закружилась листва золотая» | 23.09 | |||||
Тема: «Осень наступила» (3 часа) | |||||||
14 | А.Плещеев «Осень наступила». | 24.09 | Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла. | Уметь: - сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению; - различают и используют в речи средства художественной выразительности; - умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение. | |||
15 | И.Токмакова. «Опустел скворечник» | 25.09 | |||||
16 | Осенние загадки. Пословицы. | 29.09 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа) | |||||||
17 | Мы идём в библиотеку. С.Маршак «Сентябрь». «Октябрь». | 30.09 | Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту. | Уметь: - классифицировать книги по разным основаниям; - презентовать понравившуюся книгу; - находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); - находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию. | |||
18 | Н.Сладков «Сентябрь». Л.Яхнин «Осень в лесу» | 1.10 | |||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | |||||||
19 | Наш театр. Н.Сладков «Осень» | 2.10 | Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень». | Уметь: - правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте; - коллективно обсуждать прочитанное; - читать текст по ролям. | |||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (3 часа) | |||||||
20 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Чем стихи отличаются от прозы. | 6.10 | Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу». | Уметь: - осмысленно читать учебный текст; - обобщать пройденный материал; - находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени. | |||
21 | Н.Никитин «Встреча зимы» | 7.10 | |||||
22 | И.Бунин. «Листопад». А.Майков «Летний дождь». | 8.10 | |||||
Раздел «Мир народной сказки». (17 часов) | |||||||
Тема: «Мир народной сказки» (1 час) | |||||||
23 | Мир народной сказки | 9.10 | Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок «Заюшкина избушка». | Уметь: - классифицировать книги по различным основаниям; - рассказывать текст сказки с помощью иллюстраций. | |||
Тема: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт» (3 часа) | |||||||
24 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». | 13.10 | Коллективная игра «Собери все сказки о лисе». Инсценирование фрагментов различных сказок о лисе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Выделение главных героев, сравнение их с другими героями сказки. Рассказывание сказки по иллюстрациям. Определение ключевых слов в будущем тексте. Прогнозирование содержания сказки «Хитрая лиса» по заголовку» Сравнение русской народной сказки и корякской. | Уметь: - давать характеристику главному герою сказки, сравнивать его с другими героями; - находить в сказках отражение быта, традиций культуры определённого народа, сочинившего сказку; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | |||
25 | Битый небитого везёт | 14.10 | |||||
26 | Корякская сказка «Хитрая лиса» | 15.10 | |||||
Тема: «У страха глаза велики» (3 часа) | |||||||
27 | Русская народная сказка «Зимовьё» | 16.10 | «Парад живых героев сказок» - представление сказочного героя по реплике, произнесённой им. Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Моделирование сказки методом составления диафильма. Воспроизведение сказки с помощью диафильма. Сравнение сказок, выявление сходства и различия. Чтение сказки «Пых», сравнение со сказкой «У страха глаза велики». | Уметь: - выделять главную мысль в тексте; - характеризовать героев на основе текста и иллюстраций; - составлять план текста и подробно пересказывать по плану; - сравнивать и обобщать; -работать в группе. | |||
28 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 20.10 | |||||
29 | Белорусская сказка «Пых» | 21.10 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа) | |||||||
30 | Мы идём в библиотеку. Работа с тематическим каталогом | 22.10 | Знакомство с выставкой книг. Знакомство с русскими народными сказками в библиотеке. Выбор книги на основе тематического каталога. Самостоятельное чтение хантыйской сказки «Идэ». | Уметь: - работать с тематическим каталогом, находить книги по различным основаниям; - самостоятельно находить ответы на заданные вопросы. | |||
31 | Хантыйская сказка «Идэ» | 23.10 | |||||
Тема: «Ближе матери друга нет» (5 часов) | |||||||
32 | Ближе матери друга нет | 27.10 | Работа с выставкой прочитанных ранее книг сказок. Определение области, где жили нанайцы. Работа с заголовком и иллюстрацией. Слушание сказки. Высказывают предположения о том, чему учит сказка. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Работа по вопросам учебника. | Уметь: -находить в сказках отражение быта, традиций народов; - самостоятельно определять мотивы действий героев; - строить собственные суждения; - выбирать подходящую интонацию; - составлять собственные тексты. | |||
33 | Нанайская сказка «Айога» | 28.10 | |||||
34 | Ненецкая сказка «Кукушка». | 29.10 | |||||
35 | Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка». | 30.10 | |||||
36 | Сравнение нанайской сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка». | 10.11 | |||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | |||||||
37 | Наш театр. Сказка «Лиса и журавль». | 11.11 | Формулируют основную задачу урока, основные шаги. Определение профессий, необходимых для постановки спектакля. Слушание сказки. Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Рефлексия на сыгранную роль. | Уметь: - делить текст на диалоги и текст автора; - выразительно читать диалоги персонажей сказки; - голосом передавать характеристику героя. | |||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | |||||||
38 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Работа со сказками. | 12.11 | Чтение раздела. Деление всех изученных сказок на группы. Работа с выставкой прочитанных книг, классификация сказок. Описание любимых сказочных героев. Выполнение заданий в творческой тетради. | Уметь: - классифицировать по разным основаниям (различие сказок по видам); - работать с различными видами текста; -самостоятельно составлять текст. | |||
39 | Лиса – сказочный герой и животное. | 13.11 | |||||
Раздел «Весёлый хоровод»(10 часов) | |||||||
Тема: «Весёлый хоровод» (2 часа) | |||||||
40 | Весёлый хоровод | 17.11 | Прогнозирование содержания урока. Работа над лексическим значением непонятных слов. Работа с выставкой книг. Работа с репродукцией картины Б Кустодиева «Масленица». Знакомство с экспозицией музея. | Уметь: - распознавать особенности фольклорных форм; - осмысленно воспринимать произведения живописи; - участвовать в коллективном обсуждении. | |||
41 | Музей народного творчества | 18.11 | |||||
Тема: «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы» (3 часа) | |||||||
42 | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши | 19.11 | Знакомятся с малыми произведениями малых фольклорных жанров. Знакомство с закличками. Чтение приговорок., потешек, перевёртышей. Чтение произведений Э.Успенского и Ю.Мориц. Работают с рубрикой «Мы идём в библиотеку». Сравнивают авторские произведения с фольклорными работами. | Уметь: - слушать и слышать читаемый текст; - находить общее и отличия; - классифицировать книги по разным основаниям. | |||
43 | Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница» | 20.11 | |||||
44 | Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество | 24.11 | |||||
Тема: «Небывальщина» (1 час) | |||||||
45 | Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина» | 25.11 | Слушают сообщение о писателе Данииле Хармсе. Самостоятельно читают стихотворение. Работают в группе: сочиняют небольшое стихотворение – небывальщину. Сравнивают произведения Д.Хармса с фольклорными. | Уметь: - осмысленно и выразительно читать произведения; - сравнивать авторские и народные тексты. | |||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | |||||||
46 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 26.11 | Работают с выставкой книг. Отвечают на вопросы, определяют этапы выполнения заданий и выполняют их. Работают в паре: выполняют задание в творческой тетради. Читают и сравнивают два перевода стихотворения «Храбрецы». Определят интонацию при чтении. Выполняют задания в творческой тетради. | Уметь: - выразительно читать произведения устного народного творчества; - создавать текст на основе осмысления произведений устного народного творчества. | |||
47 | К.Чуковский «Храбрецы». С.Маршак «Храбрецы» | 27.11 | |||||
Тема: «Праздник, праздник у ворот» (2 часа) | |||||||
48 | Подготовка праздника «Весёлый хоровод» | 1.12 | Выделяют главные слова в названии праздника, подбирают к нему ассоциации. Определят цель проекта. Распределяются на группы, определяют тему презентации в каждой группе. Составляют текст к представлению. Распределяют роли. Размечают текст. Выбирают ведущих праздника, определяют последовательность презентации групп. | Уметь: - подбирать тексты в соответствии с заданием; - работать в группе; - выразительно рассказывать произведения устного народного творчества. | |||
49 | Праздник, праздник у ворот | 2.12 | |||||
Раздел «Мы – друзья» (10 часов) | |||||||
Тема: «Мы друзья» (3 часа) | |||||||
50 | Мы - друзья | 3.12 | Рассуждают о том, кого можно назвать настоящим другом. Знакомятся с пословицами о дружбе. Играют в игру Доскажи пословицу. Знакомятся с книгой В.Даля «Пословицы русского народа». Работают в паре: читают по ролям диалог Вани и Ани. Знакомятся с произведением М. Пляцковского «Настоящий друг». Прослушивают песню в исполнении артиста. Выразительно читают стихотворение. Составляют анкету «Мой настоящий друг» (стр.47, РТ). Знакомятся с произведением В.Орлова «Я и мы». | Уметь: - работать с книгой, отбирать необходимый для самостоятельной презентации материал; - позитивно общаться друг с другом. | |||
51 | Михаил Пляцковский «Настоящий друг» | 4.12 | |||||
52 | В.Орлов «Я и мы» | 8.12 | |||||
Тема: «Хорошая горка получилась» (2 часа) | |||||||
53 | Н.Носов «На горке» | 9.12 | Чтение рассказа Н.Носова «На горке». Воспроизведение рассказа по серии сюжетных картинок. Определение последовательности событий, изображённых на иллюстрациях. Работа в группе: воспроизведение текста по иллюстрациям. Выбор лучшего рассказчика в группе. Знакомство с книжной выставкой. Чтение и рассказ о понравившейся книге. | Уметь: - осмысливать прозаический текст; - делить текст на части, озаглавливать части текста и иллюстрации; - создавать свой текст на основе авторского текста; - находить в тексте ключевые слова, характеризующие главного героя. | |||
54 | Мы идём в библиотеку. Т.Коти «Замок на песке» | 10.12 | |||||
Тема: «Друзья познаются в беде» (2 часа) | |||||||
55 | С.Михалков «Как друзья познаются» | 11.12 | Знакомятся с особенностями жанра басни. Самостоятельно читают басню С.Михалкова «Как друзья познаются». Работают по вопросам учебника. Воспроизводят басню. Знакомятся с произведением Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Отвечают на вопросы. Знакомятся с выставкой книг. | Уметь: - делить текст на смысловые части, определять главный момент в развитии действия; - давать характеристику героя произведения с опорой на текст | |||
56 | Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» | 15.12 | |||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | |||||||
57 | Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» | 16.12 | Рассказывают об особенностях басни, знакомых из прошлых уроков. Работают с выставкой книг И.А.Крылова. Знакомятся с басней «Стрекоза и Муравей». Проводят подготовку к инсценированию басни, отбирают выразительные средства, работают в «Творческой тетради». Инсценируют басню. | Уметь: - определять особенности басни; - выделять главную мысль басни; - голосом передавать характеристику героя; - делить текст на диалоги и текст автора; - выбирать интонацию, подходящую к каждой роли. | |||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | |||||||
58 | «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Басня. Мораль басни. | 17.12 | Проверка домашнего задания. Отвечают на вопросы, выполняют задания, вспоминают произведения, пересказывают их. Работают в группе: составляют текст беседы по опорным словам («Творческая тетрадь», стр.46). Выполняют задания в «Творческой тетради (стр.47-49), в учебнике (стр.134-137). | Осмысленно принимать ценность дружбы. Знать специфические особенности басни. Уметь сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров. | |||
59 | Как пересказать произведение? | 18.12 | |||||
Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» (11 часов) | |||||||
Тема: «Готовимся к празднику» (2 часа) | |||||||
60 | Готовимся к празднику | 22.12 | Подбор ассоциаций к словосочетанию «Новый год». Создание программы праздника. Распределение на группы. Подготовка к празднованию Нового года в соответствии с выбором группы: отбор стихотворений, песен, игр. Выбор предложений по проведению праздника из «Творческой тетради» (стр.36). Создание театральных билетов, программок к празднику. | Участвовать в работе группы, обсуждать проблемы группы. Уметь: - работать с различными источниками информации; - находить средства художественной выразительности; - читать тексты с опорой на знаки препинания, логические паузы, эмоциональную окраску, своё отношение к содержанию текста. | |||
61 | Здравствуй, матушка Зима! | 23.12 | |||||
Тема: «Чародейкою Зимою околдован лес стоит…» (3 часа) | |||||||
62 | А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…» | 24.12 | Знакомство с особенностями поэтического произведения. Чтение стихотворения А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение стихотворения. Знакомство с произведением Ф.Тютчева, ответы на вопросы, повторное перечитывание. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Знакомство с произведениями С.Есенина. | Уметь: - находить средства художественной выразительности для создания образа в лирическом тексте; - выбирать нужную интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; - коллективно обсуждать прочитанное, высказывать своё суждение в группе или паре. | |||
63 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 25.12 | |||||
64 | С.Есенин «Поёт зима, аукает…»;«Берёза» | 29.12 | |||||
Тема: «Зимние праздники» (3 часа) | |||||||
65 | С.Чёрный «Рождественское». Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...» | 30.12 | Знакомство с произведениями С.Чёрного и Ф.Фофанова. Сравнение стихотворений. Знакомство со стихотворениями К.Бальмонта, С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина. Ответы на вопросы учебника. Сравнение стихотворений С.Маршака и С.Дрожжина. | Уметь: - находить средства художественной выразительности; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста; - сравнивать произведения живописи и литературы | |||
66 | К.Бальмонт «К зиме». С.Маршак «Декабрь» | 13.01 | |||||
67 | А.Барто «Дело было в январе...» С.Дрожжин «Улицей гуляет…» | 14.01 | |||||
Тема: «Загадки зимы» (1 час) | |||||||
68 | Загадки зимы | 15.01 | Работа над лексическим значением слова «Загадка». Чтение загадок. Выделение в тексте слов, на которые указывает загадка. Подбор слов-ассоциаций к отгадке. Чтение понравившихся загадок. | Уметь видеть средства художественной выразительности. Уметь сочинять загадки. | |||
Тема: «Праздник начинается, конкурс предлагается» (2 часа) | |||||||
69 | Подготовка к коллективному инсценированию | 19.01 | Создание рабочей группы. Разработка заданий для проведения праздника: подбор стихотворений о зиме, новогодних игр и конкурсов; материалов для украшения класса; классной газеты; подбор подарков и призов. Распределение заданий между всеми участниками праздника. | Развитие творческих способностей. Уметь участвовать в коллективной инсценировке. | |||
70 | Праздник начинается, конкурс предлагается | 20.01 | |||||
Раздел «Чудеса случаются» (17 часов) | |||||||
Тема: «Чудеса случаются» (5 часов) | |||||||
71 | Чудеса случаются | 21.01 | Знакомство со сказкой А.С. Пушкина. Работают с книгами, представленными на выставке. Знакомятся со сказкой А.С.Пушкина. Определяют строчки стихотворения, которыми можно подписать иллюстрации. Определяют, сколько раз в сказке повторяется одна и та же ситуация. | Уметь: - видеть слово в поэтическом тексте, которое помогает создать образ старухи, старика, моря, - умеют участвовать в коллективной беседе; - находить средства художественной выразительности; - выбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста | |||
72 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 22.01 | |||||
73 | Много захочешь – последнее потеряешь | 26.01 | |||||
74 | А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | 27.01 | |||||
75 | Создание обложки к книге А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 28.01 | |||||
Тема: «Герои литературных сказок» (4 часа) | |||||||
76 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» | 29.01 | Работа с выставкой книг по теме: «Литературные сказки». Анализ представленных книг. Чтение присказки, особенности присказки. Чтение сказки. Сравнение зайца из сказки с зайцами в других сказках. Составление портрета зайца из русских народных сказок. Знакомство с книгой Дж.Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Выразительное чтение. | Уметь: - сравнивать сказки; - создавать собственные тексты на основе художественных; - классифицировать книги по различным основаниям. | |||
77 | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 2.02 | |||||
78 | Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса» | 3.02 | |||||
79 | Дж.Харрис «Братец Лис и Братец Кролик» | 4.02 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа) | |||||||
80 | Э.Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки» | 5.02 | Знакомятся с произведениями «Чудесный олень» и «Оттаявшие звуки», перечитывают их с дополнительными вопросами. Создание собственной истории по аналогии с авторским текстом. Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказ о понравившихся книгах. | Уметь: - создавать собственный текст на основе художественного по аналогии; - выбирать и классифицировать книги по различным основаниям. | |||
81 | Мы идём в библиотеку. Сказки Г.Х.Андерсена | 9.02 | |||||
Тема: «Мои любимые писатели» (3 часа) | |||||||
82 | К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона» | 10.02 | Знакомство с К. Чуковским и его творчеством. Читают в учебнике статью о Чуковском, работают с выставкой книг | Уметь: - самостоятельно читать произведения и осмысливать их; - определять главную мысль произведения; -сравнивать героев и их поступки в разных произведениях. | |||
83 | К.Чуковский «Бибигон и пчела» | 11.02 | |||||
84 | Бибигон и барон Мюнхаузен | 12.02 | |||||
Тема: «Наш театр» (2 часа) | |||||||
85 | Наш театр. Определение этапности подготовки к спектаклю. | 16.02 | Знакомятся с темой урока «Наш театр». Определяют этапность подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство со сказкой «Краденое солнце». Работа в группе: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. Инсценирование сказки. | Уметь: - осмысливать содержание произведения; - определять характер героев, события, картины, представленные в произведении; - выбирать интонацию, подходящую для чтения каждой роли; - создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. | |||
86 | Наш театр. Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце» | 17.02 | |||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1 час) | |||||||
87 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». | 18.02 | Работают с выставкой книг: распределяют произведения на авторские и литературные. Рассказывают об особенностях народной и литературной сказки. Чтение болгарской сказки «курица, несущая золотые яйца». Сравнение болгарской сказки и сказки А.С.Пушкина (сюжет сказки, герои сказки, главная мысль сказки). | Уметь: - находить специфические особенности литературной сказки; - сравнивать народную и литературную сказку; - пересказывать сказку, соблюдая жанровые особенности. | |||
Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!» (11 часов) | |||||||
Тема: «Весна, весна! И всё ей радо!» (2 часа) | |||||||
88 | Весна, весна! И всё ей радо! Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…» | 19.02 | Работа с рубрикой «Читаем и наблюдаем» в «Творческой тетради» (стр.67-68). Знакомство с темой урока: определение опорных слов, подбор слов-ассоциаций. Чтение диалога Ани и Вани, чтение сообщения профессора Самоварова. Чтение стихотворения Ф.Тютчева. Определение симпатий автора, выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам. | Уметь: - находить слова, которые помогают представить картины, изображённые автором; - высказывать своё суждение; - передавать свои чувства при чтении. | |||
89 | И.Никитин «Весна». А.Плещеев «Весна». Т.Белозёров «Подснежники» | 24.02 | |||||
Тема: «В душу уже просится весна…» (2 часа) | |||||||
90 | А.Чехов «Весной». А.Фет «Уж верба вся пушистая…». А.Барто «Апрель» | 25.02 | Знакомство с произведением А.Чехова «Весной». Перечитывание текста с дополнительными вопросами. Сравнение произведения со стихотворениями А.Фета и А.Барто. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне: выбор жюри, объяснение критериального аппарата (соответствие теме, выразительность при чтении). Подведение итогов конкурса, определение победителя. | Уметь: -осмысливать произведение; находить слова в тексте, которые позволяют увидеть картины весны, созданные автором; - высказывать своё суждение; Эмоционально воспринимать произведение. | |||
91 | Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне | 26.02 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа) | |||||||
92 | С.Маршак «Март». И.Левитан «Ранняя весна» | 2.03 | Знакомство с книгами о весне на выставке. Выбор и презентация своей книги. Знакомство с репродукцией картины Левитана «Ранняя весна». Путешествие по картине: подбор слов, которые помогут представить реку, небо, снег. Самостоятельное знакомство с произведением С.Маршака «Март». Создание небольшого текста по картине И.Левитана. Самостоятельное чтение стихотворений И.Токмаковой, Саши Чёрного. | Уметь: - выбирать книгу по разным основаниям, представлять (презентовать выбранную книгу; - соотносить изображаемое с литературным текстом, аргументировать свой выбор | |||
93 | И.Токмакова «Весна». Саша Чёрный «Зелёные стихи». | 3.03 | |||||
94 | Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна». | 4.03 | |||||
Тема: «Наш театр» (2 часа) | |||||||
95 | Наш театр. С.Маршак «Двенадцать месяцев» | 5.03 | Определение этапности подготовки к инсценированию произведения (чтение произведения, распределение ролей, отбор средств для создания образа, инсценирование, рефлексия). Знакомство с пьесой-сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев». Работа в группах: распределение ролей, отбор средств выразительности для инсценирования сказки. | Знать особенности пьесы. Уметь: - определять главную мысль произведения; - при помощи голоса передавать характер героев. Осмысление характеров героев и их поступков под руководством учителя. | |||
96 | Наш театр: инсценирование сказки «Двенадцать месяцев». | 10.03 | |||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | |||||||
97 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 11.03 | Создание своей выставки книг по прочитанным в этом году произведениям. Создание текста о весне. Коллективное редактирование получившихся текстов. Представление своих работ. | Уметь создавать различные тексты под руководством учителя по заданному алгоритму. Умение находить средства художественной выразительности (олицетворение). | |||
98 | Создание текста о весне | 12.03 | |||||
Раздел «Мои самые близкие и дорогие» (2 часа) | |||||||
99 | Мои самые близкие и дорогие. Р.Рождественский «На земле хороших людей немало» | 16.03 | Знакомство с темой урока, чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Рассматривание фотографии (стр.69), беседа по фотографии. Представление своей домашней фотографии в классе. Чтение стихотворения Р.Рождественского «На земле хороших людей немало». Чтение стихотворения Ю.Энтина о маме. Создание текста о маме. | Осознавать значимость в жизни человека близких и дорогих людей – родителей. | |||
100 | Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили» | 17.03 | |||||
Тема: «Нет лучше дружка, чем родная матушка» (1час) | |||||||
101 | Нет лучше дружка, чем родная матушка | 18.03 | Представление письменных работ о маме. Создание коллективного текста о маме. Работа в рубрике «Мастерская писателя» («Творческая тетрадь», стр.70-71). Знакомство со стихотворением А.Барто «Перед сном». Чтение пословиц (стр.73). Чтение стихотворения Р.Сефа. Создание иллюстраций к прочитанным стихотворениям. | Осмысленное чтение произведений, определение главной мысли произведения. Умение подбирать интонацию, помогающую передать эмоциональную составляющую текста. | |||
Тема: «Лад и согласие – первое счастье» (1 час) | |||||||
102 | Лад и согласие – первое счастье | 19.03 | Знакомство с произведением Дж.Родари «Кто командует?» Работа по вопросам учебник. Знакомство с выставкой книг, работа в библиотеке. Выбор книг по желанию, презентация своей книги. Составление каталога на тему: «Книги о маме». | Уметь: - определять главную мысль рассказа; - создавать текст с опорой на художественный текст; - работать с библиотечными каталогами и находить нужную книгу в библиотеке. | |||
Тема: «Если был бы я девчонкой» (2 часа) | |||||||
103 | Если был бы девчонкой… Э.Успенский «Разгром» | 23.01 | Знакомство с произведениями Э.Успенского. Игра для мальчиков «Представьте себе…». Чтение стихотворения «Если был бы я девчонкой…». Знакомство со стихотворением «Разгром». Перечитывание с дополнительными вопросами. Чтение стихотворение Б.Заходера «Никто». Сравнение стихотворений «Разгром» и «Никто». | Осмысление главной мысли произведения под руководством учителя и самостоятельно. Чтение с опорой на знаки препинания, логические паузы и своё отношение к содержанию текста. Формирование потребности в самостоятельном чтении. | |||
104 | Б.Заходер «Никто» | 1.04 | |||||
Тема: «Наш театр» (1 час) | |||||||
105 | Наш театр. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | 2.04 | Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения: чтение произведения, распределение ролей, отбор средств выразительности для создания образа. Работа в группе. | Уметь: - определять главную мысль произведения; - самостоятельно определять интонацию слов героев. Разыгрывание выбранной роли с опорой на выразительные средства. | |||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (1час) | |||||||
106 | Маленькие и большие секреты страны Литературии | 6.04. | Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание текста поздравительной открытки. Коллективное редактирование созданных текстов. Создание иллюстрации к поздравительной открытке. | Создание поздравительной открытки для мамы и текста поздравительной открытки. Умение работать с книгами, отбирать необходимый материал из книг. | |||
Раздел «Люблю всё живое» (16 часов) | |||||||
Тема: «Люблю всё живое» (2 часа) | |||||||
107 | Люблю всё живое. Саша Чёрный «Жеребёнок» | 7.04 | Знакомство с названием нового раздела. Чтение диалога Ани и Вани. Чтение высказывания Самоварова. Знакомство с произведением Саши Чёрного «Жеребёнок», выразительное чтение. Знакомство со стихотворением С.Михалкова «мой щенок». | Осмысленное чтение произведений под руководством учителя; умение находить слова, которые позволяют увидеть созданную автором картину. Умение участвовать в коллективной беседе, отвечая на поставленные вопросы. | |||
108 | С.Михалков «Мой щенок» | 8.04 | |||||
Тема: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт» (3 часа) | |||||||
109 | Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт. С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок» | 9.04 | Знакомство с произведением Г.Снегирёва «Отважный пингвинёнок». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами. Составление таблицы вопросов по осмыслению художественного произведения. Определение главной мысли произведения. Анализ пословиц (стр.93). Знакомство с произведением М.Пришвина «Ребята и утята». Чтение и перечитывание с дополнительными вопросами произведения Е.Чарушина «Страшный рассказ». Работа по вопросам учебника. Сравнение произведений. | Знакомство с прозаическими текстами; осмысление произведений под руководством учителя. Уметь: - делить текст на смысловые части и озаглавливать их, составлять план и пересказывать текст; - определять главную мысль произведения; - составлять план прочитанного произведения. | |||
110 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 13.04 | |||||
111 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | 14.04 | |||||
Тема: «Нелегко снимать зверей» (2 часа) | |||||||
112 | Нелегко снимать зверей. Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц» | 15.04 | Знакомство с текстом о зайце из энциклопедии и стихотворения Н.Рубцова. Сравнение текстов, выяснение позиции автора. Знакомство с произведением Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Определения типа текста. | Уметь: - сравнивать различные виды текстов; - выбирать книгу по различным основаниям, представлять выбранную книгу; - участвовать в коллективной беседе; - создавать собственные произведения, альбомы о животных | |||
113 | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 16.04 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа) | |||||||
114 | Мы идём в библиотеку. Сказки и рассказы о животных | 20.04 | Знакомство с книгами В.Бианки на выставке. Определение, что объединяет эти книги. Деление книг на группы. Выбор книги из представленных, рассказ о книге. Знакомство с жизнью и творчеством В.В.Бианки. Знакомство с произведениями В.Бианки на книжной выставке. Чтение произведения «Хитрый лис и умная уточка». Определение жанра произведения. | Знакомство с книгами В.Бианки. Знакомство с жанром «сказки-несказки». Умение выбирать книги по различным основаниям. Умение находить главную мысль, опорные слова, составлять план и пересказывать текст. | |||
115 | Мои любимые писатели. В.В.Бианки | 21.04 | |||||
116 | В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка» | 22.04 | |||||
Тема: «О чём плачет синичка?» (2 часа) | |||||||
117 | Н.Сладков «Сосулькина вода». «Весенний звон». «Лисица и ёж». | 23.04 | Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Самостоятельное чтение рассказов Н.Сладкова. Определение жанра произведений. Чтение диалога ежа и лисицы по ролям. Знакомство с книгами Н.Сладкова, рассматривание. Составление каталожных карточек. | Знакомство с произведениями Н.Сладкова. Умение находить в тексте слова, характеризующие героев. Умение самостоятельно составлять рассказ по рисункам. | |||
118 | В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» | 27.04 | |||||
Тема: «Наш театр» (2 часа) | |||||||
119 | Наш театр. Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» | 28.04 | Знакомство с темой урока. Определение этапности подготовки к инсценированию произведения. Работа в группе: распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Драматизация рассказа. | Знакомство с произведениями В.Бианки. Уметь осмысливать произведение с помощью интерпретации текста. Уметь выразительно читать произведение. Формировать творческие способности через драматизацию. | |||
120 | В.Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок» | 29.04 | |||||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа) | |||||||
121 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Как написать отзыв о прочитанном произведении | 30.04 | Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Создание отзыва на книгу, представленную на выставке. Коллективное редактирование получившихся текстов. Презентация своих работ. Чтение и перечитывание стихотворения А.Барто «Думают ли звери?» Создание каталога книг по выбранной теме. | Познакомиться с понятием жанра рассказа, научно-познавательного текста. Уметь: - оставлять отзыв о прочитанном произведении; - находить в тексте средства художественной выразительности; - самостоятельно составлять рассказ. | |||
122 | А.Барто «Думают ли звери?» | 5.05 | |||||
Раздел: «Жизнь дана на добрые дела» (14 часов) | |||||||
Тема: «Жизнь дана на добрые дела»(2 часа) | |||||||
123 | Жизнь дана на добрые дела. С.Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах» | 6.05 | Знакомство с темой раздела. Какие дела можно назвать добрыми. Работа с пословицей. Работа в «Творческой тетради» - запись совершённых добрых дел. Поиск добрых дел, о которых говорится в стихотворении С.Баруздина «Стихи о человеке и его делах». Знакомство с произведением Л.Яхнина «Пятое время года». Создание небольшого текста на тему. Коллективное редактирование текстов. | Осознавать понятия добрые дела, доброта, добренький, добро, жизнь дана на добрые дела. Уметь определять главную мысль произведения; создавать интерпретации текста на основе художественного текста. | |||
124 | Л.Яхнин «Пятое время года» | 7.05 | |||||
Тема: «Кто добро творит, того Бог благословит»(4 часа) | |||||||
125 | Кто добро творит, того жизнь благословит В.Осеева «Просто старушка» | 12.05 | Представление письменных работ. Знакомство с пословицами и поговорками. Чтение рассказа Л.Яхнина «Силачи». Определение главной мысли. Чтение произведения В.Осеевой «Просто старушка». Сравнение произведений Л.Яхнина и В.Осеевой. Знакомство с произведением Э.Шима «Не смей!», А.Гайдара «Совесть». Коллективная работа со словом совесть. | Осознавать нравственные понятия на основе чтения различных текстов. Уметь определять главную мысль произведения. Уметь находить слова в тексте, позволяющие характеризовать героя произведения. | |||
126 | Э.Шим «Не смей!» | 13.05 | |||||
127 | А.Гайдар «Совесть» | 14.05 | |||||
128 | Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса…» | 18.05 | |||||
Тема: «Кто скоро помог, тот дважды помог» (3 часа) | |||||||
129 | В.Осеева «Три товарища» | 19.05 | Представление своих работ «Что такое совесть». Знакомство с рассказом В.Осеевой «Три товарища». Знакомство с рассказом И.Пивоварова «Сочинение». Создание текста «Как я помогала маме». Коллективное редактирование работ. Создание иллюстрации к сочинению. | Осознавать: - нравственные ценности; - понятие совесть. Уметь: - самостоятельно определять главную мысль произведения; - находить слова, характеризующие героя, высказывать своё отношение к герою; - участвовать в коллективной беседе; - самостоятельно создавать текст, писать сочинение. | |||
130 | И.Пивоваров «Сочинение» | 20.05 | |||||
131 | Сочинение «Как я помогал маме» | 21.05 | |||||
Тема: «Мы идём в библиотеку» (3 часа) | |||||||
132 | Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н.Носов. | 25.05 | Знакомятся с выставкой, выбирают книгу из представленных. Знакомятся с творчеством писателя. Самостоятельно знакомятся с произведениями «Затейники», «Фантазёры». Определение, почему эти книги включены в раздел «Жизнь дана на добрые дела». | Познакомиться с произведениями Н.Носова. Уметь: - работать с книгой, распределять книги по группам; - определять основную мысль произведения; -находить опорные слова в тексте. | |||
133 | Н.Носов «Затейники» | 26.05 | |||||
134 | Н.Носов «Фантазёры» | 27.05 | |||||
Тема: «Наш театр»(1 час) | |||||||
135 | Наш театр. С.Михалков «Не стоит благодарности» | 28.05 | Знакомство с темой урока «Наш театр». Определение этапности подготовки к инсценированию произведения С.Михалкова «Не стоит благодарности». Чтение произведения. Работа в группе. Распределение ролей. Отбор средств выразительности для драматизации рассказа. Выразительное чтение по ролям. Драматизация произведения. Сравнение произведения с басней И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак». | Уметь: - определять этапность подготовки к инсценированию произведения; - выразительно читать произведение; - самостоятельно определять главную мысль произведения - сравнивать различные произведения; - создавать свой текст на основе художественного текста. | |||
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии»(1час) | |||||||
136 | Маленькие и большие секреты страны Литературии Юмористические произведения Н. Носова | Создание своей выставки книг по прочитанным произведениям в этом разделе. Определение юмористических произведений. Обсуждение понятий добрые дела и добра наживать. Пересказ любимых произведений Н.Носова. Создание списка рекомендуемой литературы для чтения летом. Работа в «Творческой тетради». | Обобщить знания по разделу. Уметь создавать тексты на основе интерпретации художественных текстов. Освоить систему нравственно-этических ценностей в ходе прочтения произведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное пл...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс УМК "Школа России"
развернутое...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Планета знаний" на год ( 102 часа, 3 часа в неделю)...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....