Урок-исследование по литературному чтению "Л.Н.Толстой - граф, военный, учитель, великий писатель"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Данный урок первый из 11 по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Урок-исследование содержит презентацию "Л.Н.Толстой - учитель",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.n.tolstoy_-_uchitel.pptx | 2.26 МБ |
konspekt_uroka.docx | 66.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лев Николаевич Толстой 1828-1910
“путешествием по школам Европы”
В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза.
Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников.
Чаще всего знания он излагал в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью.
Один из ее учеников, Василий Морозов, рассказывает: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки... Порядок у нас был образцовый за все три года”.
«милый Лев Николаевич» Л.Н.Толстой помог открыть более 20 начальных школ в Тульской губернии.
Используемые ресурсы : https://ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич http://lib.znaimo.com.ua/docs/323/index-960970.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическое_учение_Льва_Толстого http://tolstoyschool.com/oshkole/istorija-shkoly.html
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Донской Тульской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №12» ______________ /Г.А. Семина/ ТЕМА: «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель»
учитель начальных классов первой квалификационной категории БУКСБАУМ С.А.
Февраль, 2014 г. г.Донской
|
- Ф.И.О. учителя: Буксбаум Светлана Андреевна
- Класс: 4-а
- Дата: 21 февраля 2014 года
- Предмет: литературное чтение
- Тема урока: «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель. Л.Н.Толстой о человечности и русском человеке в рассказе «Кавказский пленник».
- Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок (из 11) по теме.
- Цели урока:
Личностные УУД, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учеников к изучаемому предмету
- Создать условия для актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы
- Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала
Личностные УУД, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности
Познавательные УУД, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст
- Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать ту часть биографии писателей М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого, которая связана со службой на Кавказе
- Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в прочитанном или услышанном на уроке материале
- Обеспечить развитие у школьников умений выделять и классифицировать понятия из ряда представленных в Листке исследователя
Познавательные УУД, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры
- Содействовать развитию у школьников умений использовать наблюдение как научный метод познания
- Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения
Регулятивные УУД, ориентированные на развитие информационной культуры школьников
- Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию
- Обеспечить развитие у школьников умения работать с разными источниками информации (выступление одноклассников, рассказ учителя, работа с учебной статьёй в учебнике), составлять план, тезисы
Регулятивные УУД, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников
- Создать условия для развития у школьников умений «приостанавливать» свою деятельность
- Обеспечит развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого
- Содействовать развитию у школьников умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия
Регулятивные УУД, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью
- Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность
- Создать условия для развития у школьников умения работать, соблюдая временной режим
- Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности
Коммуникативные УУД, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся
- Содействовать развитию у школьников умений общаться
- Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи
Предметные цели
- Помочь учащимся целостно представить личночть Л.Н.Толстого - графа, учителя, военного, великого писателя
- Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по изучаемой теме, фактов, понятий, связанных со службой Л.Н.Толстого на Кавказе и в последующем описанных в его произведении «Кавказский пленник»
- Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, созданных на уроке
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации их знаний в рамках исследования темы
- Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме
- Организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий
- Тип урока: комбинированный
- Организация пространства: на выбор учащихся – групповая, в паре или индивидуальная работа, фронтальная работа
- Методы: словесные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные с использованием элементов исследовательской деятельности
- Ресурсы:
- Персональный компьютер, мультимедиа – проектор, интерактивная доска
- Учебник («Литературное чтение» В.А.Лазарева – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.)
- Зрительный ряд - мультимедийные презентации «Л.Н.Толстой - военный», «Л.Н.Толстой – учитель Яснополянской школы»,
- Выставка книг Л.Н.Толстого
План урока.
№ этапа | Название этапа урока | Формируемые УУД | Содержание этапа урока |
1. | Этап самоопределения и мотивации к учебной деятельности Цель этапа: включение в учебную деятельность | Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД | Организационный момент. |
2. | Этап включения в систему знаний и повторения. | Регулятивные УУД | Беседа по теме изучаемого раздела «Каждый выбирает по себе» |
3. | Постановка учебной задачи (Введение в тему урока). | Личностные УУД | Новый автор изучаемого раздела – новые проводник по теме и новое произведение. |
3.1 | Построение проекта выхода из затруднений(открытие нового знания) Цель этапа: построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению | Коммуникативные УУД | Фронтальная работа. Цель – где и как добыть информацию по теме исследования. |
4. | Открытие новых знаний. | Познавательные УУД | Обмен информацией по теме исследования. |
4.1. | Этап обмена информацией | Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Сообщение ученика и просмотр презентации «Л.Н.Толстой – учитель» ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |
4.2. | Контроль результатов первичного запоминания | Регулятивные УУД | Викторина по итогам прослушанного сообщения. Цель – понимание услышанной информации, её коррекция. Физ. Разминка. |
4.3. | Самостоятельная исследовательская работа со статьей учебника и самопроверка Цель этапа: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха. | Регулятивные УУД Познавательные УУД | Работа с учебником - самостоятельное исследование по теме «Детство Л.Н.Толстого. Традиции воспитания в семье Толстых» |
4.4. | Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Личностные УУД | Фронтальная работа с классом. Цель – понимание прочитанной информации, её коррекция. |
4.5. | Этап обмена информацией | Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Сообщение ученика о «Случае на вокзале» с Л.Н.Толстым по теме «Л.Н.Толстой – граф» ПРИЛОЖЕНИЕ 2. |
4.6. | Контроль результатов первичного запоминания | Регулятивные УУД | Фронтальная работа с классом. Цель – понимание смысла услышанной информации во время прослушивания сообщения, коррекция знаний. |
4.7. | Индивидуальная рефлексия по итогам второго выступления | Познавательные УУД Регулятивные УУД | Обмен информацией, записанной в «Листах исследователей», а так же её доработка и коррекция |
Физминутка | |||
4.8. | Этап обмена информацией | Познавательные УУД Коммуникативные УУД | Сообщение учителя и просмотр презентации на тему «Л.Н.Толстой – военный» ПРИЛОЖЕНИЕ 3 |
4.9 | Контроль результатов первичного запоминания и этап подготовки (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения нового произведения «Кавказский пленник» | Регулятивные УУД | Фронтальная работа с классом. Цель – понимание смысла услышанной информации во время прослушивания сообщения, коррекция знаний. Подготовка к изучению нового произведения. |
5. | Рефлексия. (Итог урока) Цель этапа: самооценка результатов деятельности. Осознание места новых знаний, границ применения новых знаний | Регулятивные УУД | Работа с «Листами исследователя». Цель – обмен информацией, доработка и коррекция. Итог - «Какие качества характера я хотел бы воспитать в себе?» ПРИЛОЖЕНИЕ 4 |
Этапы урока | Планируемая деятельностьучителя | Планируемая деятельность учащихся. | Методические комментарии. |
1.Этап самоопределенеия и мотивации к учебной деятельности2. Этап включения в систему знаний и повторения. 3. Постановка учебной задачи (Введение в тему урока).Построение проекта выхода из затруднений (открытие нового знания)4. Открытие новых знаний.4.1. Этап обмена информацией4.2.Контроль результатов первичного запоминания4.3.самостоятельная работа с самопроверкой (Работа с учебником - самостоятельное исследование)4.4. включение в систему знаний и повторение4.5. Этап обмена информацией4.6.Контроль результатов первичного запоминания4.7. индивидуальная рефлексия по итогам второго выступления4.8. Этап обмена информацией4.9. контроль результатов первичного запоминания иэтап подготовки (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения нового произведения «Кавказский пленник»5. Рефлексия. (Итог урока) | (дети стоят у доски вокруг учителя, парты расставлены таким образом, чтобы обеспечить групповую, индивидуальную или работу в парах) - Насегодняшнем уроке литературного чтения мы принимаем гостей. Это учителя начальных классов школ города Донского. - Давайте вспомним название раздела, который мы сейчас изучаем. - С прозведением какого автора мы работали несколько последних уроков? -- Какой урок преподал нам Владислав Петрович Крапивин в своём произведении «Путешественники не плачут»? - Сегодня мы продолжим работу в этом разделе. Следующий проводник, следующий учитель наш в этом разделе…Вы узнали этого человека? Что вы знаете об этом человеке? Учитель обобщает ответы детей: Это очень известный во всём мире писатель, его произведения переведены на могие языки мира, его творчество изучают в школах, колледжах, институтах и университетах во всём мире. Мы – счастливчики, мы родились с ним на одной земле. Это нашс вами земляк. В прошлом году мы были в доме, где родился, вырос и практически всю свою жизнь провёл Л.Н.Толстой. - Сегодня мы выступаем в роли исследователей. Тема нашего исследования - ……. Слушая, читая, изучая, наблюдая мы заполним «Листок исследователя» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4). - Но сначала, давайте решим как мы будем работать индивидуально, в парах или в группах? Примите решение и займите места. Раздаём «Листы исследователя». Изучите их внимательно. - Слушая, читая, изучая, наблюдая мы заполним «Листок исследователя» в течении всего урока. Как только необходимая информация прозвучит, вы будте готовы записать её в нужное место, а в конце урока поделимся результатами нашего исследования. А откуда мы возмём эти знания? А ещё? Я признаюся, что произведение, которое нам предстоит изучить, очень интересное. Действие происходит на Кавказе в позапрошлом веке. Именно в тех краях и проходил военную службу Л.Н.Толстой. Вот об этом я вам и расскажу. Итак, мы начинаем. Не забываем о «Листах исследователя». После работы с презентацией Комарова Соня проводит викторину: на интерактивной доске репродукции 4 картин. Необходимо подумать какая из них подойдёт для иллюстрации школы Л.Н.Толстого. (Необходимо обосновать свой выбор) Учитель : - Как не странно это прозвучит, но имея блестящее образование, Л.Н.Толстой продолжал учиться всю жизнь. В молодости – наукам, а в зрелом возрасте – быть человеком. И учился этому у простых крестьян, у матерей и отцов тех детей, которых он учил в своей Яснополянской школе. Посмотрите на серию фотографий и его слова. -Какие пункты «Листка исследователя» вы уже заполнили или начали заполнять? - Ребята, откройте учебник. На странице 53 помещена учебная статья о Л.Н.Толстом. Сейчас вы самостоятельно ознакомитесь с ней и параллельно продолжите заполнять «Листок исследователя». - На работу сколько надо вам времени? Начинаем работать. - Какая информация вам показалась очень интересной. Что по мнению Толстого значит «жить честно»? Что значит беспокойная совесть? - Какие пункты «Листка исследователя» вы уже заполнили или начали заполнять? Какой пункт ещё не исследовали? - Интересные открытия сделал о Л.Н.Толстом Скачков Артём. Давайте попросим его поделиться ими с нами. Не забываем новые сведения отражать в «Листке исследователя». - «Я тогда честно заработал, а вы честно расплатились...» как вы думаете, какое ключевое слово в этом высказывании? Как вы понимаете это выражение? - Труд никогда не оскорбляет человека, любой труд заслуживает уважения, а вот равнодушие и лень может оскорбить. Толстой не кичился (важничал) своим титулом, по сути он стремился быть обыкновенным человеком. Что это значит, быть обыкновенным человеком? -Какие пункты вы заполнили в «Листке исследователя»? ФИЗМИНУТКА. Сейчас я буду называть слова из пункта 9 «Листка исследователя», а вы если это слово или высказывание подходит к личности Л.Н.Толстого будете поднимать руки вверх и хлопать, а если нет, то нужно присесть на корточки. Итак, начали. - Наступила моя очередь обменяться с вами информацией. Как я уже говорила, она будет касаться службы Л.Н.Толстого на Кавказе. Презентация «Л.Н.Толстой.Служба на Кавказе» СЛАЙД 12 Я не зря рассказала вам эту историю. Дело в том, что некоторое время спустя Л.Н.Толстой специально для «Четвёртой русской книги для чтения» пишет рассказ, который он назвал «Кавказский пленник». Ноябрь, 1872 года. Давайте подумаем, о чём может быть оно? Забегая немного вперёд, я заинтригую (озадачу) вас: в этом произведении есть загадка… СЛАЙД 13
Нам только предстоит узнать все подробности сюжета произведения, изучать его мы будем 11 уроков. Но уже сегодня вы получите домашнее задание – прочитать первую главу. - А пока давайте подведём итог нашей исследовательской работе. - На все ли вопросы вам удалось получить ответы на сегоднешнем уроке? - Какой вопрос, на ваш взгляд, требует ещё обдумывания? Я прошу подумать вас над ними и мы их обсудим позже. А сейчас давайте вместе обменяемся результатами наших исследований. 1-8 вопросы обсуждаем. 9 вопрос – прочитайте слова, которые вы оставили без внимания. Сколько их? - 10 и 11 вопросы помогут подвести итоги исследования человеческих качеств Л.Н.Толстого и они помогут вам ответить на 12 пункт исследования. Прочитайте фразу в конце «Листка исследования». Как вы понимаете её? Чему же учит нас Лев Николаевич Толстой примерами из своей жизни, ситуациями описанными в его многочисленных произведениях? Может это и есть разгадка того, что уже много лет его произведения помнят, читают, они интересны жителям всего мира и поистине являются великими. | Ответы детей: - «Каждый выбирает по себе» Стуация выбора – тема всего раздела «Каждый выбирает для себя». - В.П.Крапивин «Путешественники не плачут» - Надо быть сильным человеком, который не мирится со злом, хотя и не может его побороть. Володька делает выбор для себя. Он не может наказать взрослых, не может выгнать их, но он уходит сам ночью в лес, который роднее, чем дом дяди Вити. - Лев Николаевич Толстой. Ответы детей
- «Лев Николаевич Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель» Дети рассаживаются в зависимости от того как они будут работать (индивидуально, в группах или в паре) Дети высказывают свои предположения: - Из учебника. - Вы, Светлана Андреевна, может быть поделитесь с нами знаниями. - Комарова Соня - Я готова поделить своими знаниями по теме «Л.Н.Толстой – учитель». - Скачков Артём – А я могу рассказать о случае, который произошёл со Л.Н.Толстым на вокзале. Я заглянул в учебник и увидел ссылку на детский журнал «Простоквашино».
К доске выходит Комарова Соня. Она рассказывает о Л.Н.Толстом как об учителе Яснополянской школы и демонстрирует презентацию «Л.Н.Толстой –учитель». Дети слушают, формулируют выводы наблюдений и заполняют «Листок исследователя» Дети подходят к интерактивной доске для лучшего рассматривания, выбирают репродукцию и обосновывают свой выбор. Дети обсуждают увиденные фотографии, на которых Л.Н.Толстой изображён с крестьянами и высказывают своё мнение.
Обсуждаем количество времени для самостоятельной работы. Ответы детей. Дети осуществляют самопроверку и предварительную оценку своих наблюдений. Рассказ Скачкова Артёма. Дети слушают рассказ и продолжают заполнение «Листка исследователя» Дети высказывают своё мнение. Ответы детей. - Почти все пункты заполнены. Осталось поработать с 9-ым пунктом. Физминутка. Дети слушают рассказ учителя, смотрят презентацию и делают пометки в «Листе исследователя» Дети высказывают предположения. Дети записывают домашнее задание. Дети формулируют конечный результат своей работы на уроке, называют основные позиции по итогам исследования, осуществляют самооценку, самопроверку. Дети обмениваются мнениями, выслушивая ответы друг друга, по необходимости поправляют, дополняют исследования в «Листах исследователя» Дети отвечают, используя информацию из «Листка исследователя», формулируют и высказывают своё мнение по данному вопросу. | Цель этапа: включение в учебную деятельность На интерактивной доске название раздела, который изучается на последних уроках литературного чтения «Каждый выбирает для себя» На интерактивной доске слева портрет Л.Н.Толстого, правая часть доски закрыта занавесом Постановка цели урока Открывается занавес справа и появляется тема «Лев Николаевич Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель» На следующем листе интерактивной доски портрет Л.Н.Толстого и «Листок исследователя» Цель этапа: построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Изменение места работы, позы можно считать физ.разминкой На интерактивной доске репродукции 4 картин. На следующем листе интерактивной доски серии фотографий. Цель этапа: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха. Цель этапа: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного ПРИЛОЖЕНИЕ 2. На 1 листе интерактивной доски подборка фотографий и репродукций картин с изображением Л.Н.Толстого за плугом, Л.Н.Толстой на коне в крестьянской одежде, Л.Н.Толстой в военной форме, Л.Н.Толстой в крестьянской одежде с посохом и т.д. На 1 листе сканированные страницы журнала «Простоквашино» с текстом рассказа и иллюстрациями к нему. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Цель этапа: самооценка результатов деятельности. Осознание места новых знаний, границ применения новых знаний. На классной доске открывается запись: «Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого - склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому - глаз художника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям...» Л.Н. Толстой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СЛАЙД 1.
Лев Николаевич Толстой родился ………………………………..
СЛАЙД 2.
Он открыл бесплатную школу для крестьянских детей в Ясной Поляне, родовом имении, когда ему было
22 года от роду. В каком году это произошло?
Толстой понимал, что обучение было делом непростым. Он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с опытными учителями, начинает интересоваться опытом разных стран.
СЛАЙД 3.
Он едет за границу. Он назвал эту поездку “путешествием по школам Европы”. Толстой посетил тогда Германию, Францию Швейцарию, Англию, Бельгию. Там он узнавал о том, как учат детей в этих странах и ему не понравилось, он видел невежество, грубость и понимал, что русских детей нужно учить по другому.
СЛАЙД 4.
Яснополянская школа распахнула свои двери навстречу первым ученикам. Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу было встречено крестьянами с недоверием. В первый день лишь 22 ребенка несмело переступили школьный порог. Но прошло пять-шесть недель, и число учеников возросло более чем в три раза.. посчитайте, сколько детей училось в яснополянской школе для крестьянских детей?
Яснополянская школа для крестьянских детей помещалась рядом с домом писателя - во флигеле, который сохранился до наших дней. Это было небольшое помещение, куда дети могли приходить или не приходить. За прогулы никто детей не наказывал. Учеба здесь сильно отличалась от обычных школ
СЛАЙД 5
Дети крепостных крестьян в то время учились в основном у дьячков и отставных солдат. Главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Толстой же построил обучение на полной свободе учеников. Занятия начинались в 8-9 часов утра. В полдень - перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3-4 часа. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Уходить ученики могли, когда захочется, даже прямо с урока. В зависимости от возраста, подготовленности и успехов ученики делились на три группы: младшую, среднюю, старшую. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божьему, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению.
СЛАЙД 6.
Сам Лев Николаевич писал учебники и преподавал в старшей группе математику, физику, историю, некоторые другие предметы . Чаще всего знания по основам науке он излагал в форме рассказа. Этим методом обучения Толстой владел в совершенстве. Его рассказы были полны яркостью, искренностью и эмоциональностью. Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей в Яснополянской школе не ругали и не наказывали. Толстой в своем отчете описывает случай, когда он наказал мальчика-вора, повесив на него позорную табличку. В результате мальчик не только не задумался над своим поведением, но и еще больше обозлился на всех учеников и вообще людей. Наказание всегда порождает агрессию. Агрессия, в свою очередь, ни к чему хорошему не приводит.
СЛАЙД 7
Один из ее учеников, Василий Морозов, рассказывает: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки... Порядок у нас был образцовый за все три года”.
СЛАЙД 8. Ученики очень любили Льва Николаевича. Сохранился рисунок, на котором дети написали «милый Лев Николаевич» Л.Н.Толстой помог открыть более 20 начальных школ в Тульской губернии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рассказ ученика.
- Для начала давайте вспомним некоторые произведения Льва Николаевича.
- Помните его сказку «Три медведя» и рассказ «Филиппок»? Уверен, что да. А приходилось читать рассказ про льва, которому в клетку подкинули маленькую собачку? Все думали, он её тотчас растерзает. Но лев подружился с ней. А когда её не стало, он затосковал. Ему дали другую собачку. Но... Если не читал, обязательно прочти.
- Между тем граф Лев Николаевич Толстой был, как говорили тогда, человеком из высшего общества, прекрасно знал несколько языков.
- В молодые годы поступил на военную службу, стал офицером.
- Толстой терпеть не мог грубость, жестокость. Даже на войне его расстраивало, когда он слышал, как ругаются солдаты. А он хотел, чтобы все говорили правильным, чистым языком, а не «мусорным». Ругань он считал мусором.
- Чтобы лучше узнать труд простых людей, Толстой шил сапоги, / ходил за плугом, колол дрова, убирал лопатой снег. Он, случалось, надевал крестьянскую одежду, не раз ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну.
Однажды произошёл такой случай.
СЛУЧАЙ НА ВОКЗАЛЕ.
Некая дама, приехав на привокзальную площадь на извозчике, оказалась в безвыходном положении. У неё вещи. Рядом, как назло, ни одного носильщика.
А поезд должен скоро отойти от перрона. И тут дама увидела мужичка - в сапогах, в опоясанной косоворотке, который тоже направлялся в сторону перрона.
- Голубчик, - обратилась она к нему, - не поможешь ли поднести вещи к вагону? Я заплачу!
Мужичок согласился. Взял вещи и поднёс к поезду. И, хотя дама его не просила, внёс их в вагон и помог даже разместиться. Очень довольная дама дала ему двадцать копеек. Мужичок взял монетку, поблагодарил и перешёл в свой вагон классом пониже.
Минул год. Дама присутствовала на благотворительном собрании в одном из московских институтов. Выступали разные влиятельные лица- профессора, попечители, члены общественного совета при институте. Вот председательствующий объявил, что сейчас перед собравшимися выступит граф Лев Николаевич Толстой.
Лев Николаевич говорил с кафедры по-французски, а дама, глядя на него, то краснела, то бледнела, и чувствовала страшное сердцебиение. В выступающем она узнала... того самого мужичка, который поднёс ей за 20 копеек вещи к вагону.
В перерыве, сама не своя от волнения, она подошла к Толстому.
- Лев Николаевич... ради Бога... извините меня. Я вас тогда на вокзале так оскорбила своим действием...
Толстой узнал её и сказал:
- Успокойтесь, голубушка. Ничего страшного не произошло. Я тогда честно заработал, а вы честно расплатились...
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СЛАЙД 1
Вскоре 1851 году Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Сколько лет тогда было графу?
СЛАЙД 2
В то время Российская империя воевала за присоединение горных районов Северного Кавказа к России. (не забыть рассмотреть репродукции картин ТВК внимание к оружию и внешнему виду воевавших)
СЛАЙД 3.
С одним из героев этой войны мы знакомы. Посмотрите на репродукцию с его картины. Это ……….
СЛАЙД 4
Обратите внимания на годы жизни. Могли ли они встретиться на Кавказе?
СЛАЙД 6,7
По картинам Лермонтова мы имеем представление о том, как выглядела природа Кавказа. Горы, а между ними – ущелья. Ещё часто встречались горные реки и ручьи.
СЛАЙД 8
Передвигались в горах на лошадях, при чём это были не просто лошади, а лошади приспособленные и воспитанные специально для быстрых скачек по горной местности, это лошади очень выносливые и приспособленные к скачкам в горах,
СЛАЙД 9
Основным оружием была шашка, а вот ружья были редкостью. Рассматривая репродукции с картин мы видели как выглядело это оружие.
СЛАЙД 10, 11
Жители Кавказа издавна занимались (вспомните урок окр. мира, посвящённый горам Кавказа, чем занимаются местные жители? Овцеводством) А в то время основным занятием была война. Часто на этой войне брали в пленников, которые в плену работали на хозяина: занимались чёрной домашней работой. Их плохо кормили, били, а если попадался богатый пленник, то за него просили выкуп у родных. Поэтому русские солдаты предпочитали не попадать в плен на этой войне.
Так вот, с Л.Н.Толстым на Кавказской войне случилось происшествие.
« Мирный чеченец Содо, с которым Лев Николаевич был дружен, купил молодую лошадь и пригласил друга проехаться с ним из крепости, где был расположен тогда отряд русского войска. С ними поехали верхом еще два офицера артиллерии. Несмотря на запрещение начальством таких поездок ввиду их опасности, они ничем не вооружились, кроме шашек. Испытав свою лошадь, Содо предоставил ее другу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, скакать не умеет. Они были уже верстах в пяти от крепости. Неожиданно перед ними показалась группа чеченцев человек в двадцать. Чеченцы начали вынимать ружья из чехлов и разделились на две партии. Одна партия преследовала двух офицеров, поскакавших обратно в крепость, и настигла их. Один из них был изрублен, а другой попался в плен. Содо, а за ним и Лев Николаевич пустились по другому направлению, к казачьему пикету, расположенному в одной версте. Гнавшиеся чеченцы уже приближались к ним. Им предстояла перспектива лишиться жизни или очутиться в плену и, следовательно, сидеть в яме… Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Содо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьем, но, как на беду, оно не было заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Содо, для того, чтобы отомстить, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Толстого и его друга. Они успели приблизиться к пикету, где зоркий часовой издали заметил погоню… Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Листок исследователя. Тема: «Лев Николаевич Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель» Вопросы для исследования:
____________________________________________________________ Детство:
____________________________________________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________ Взрослая жизнь:
____________________________________________________________
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
Вспыльчивый, смирный, открытый, любознательный, образованный, решительный, любил путешествовать, настойчивый, добивался своего, упорный, задиристый, мужественный, опасливый, высокомерный, робкий, терпеливый, щедрый, корыстный, добрый, внимательный, боязливый, бесшабашный, увлекающийся, требовательный, трудолюбивый, не любил, когда врут и ругаются матерными словами, любил порядок.
___________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________
______________________________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ «Способности даны каждому: одного природа одарила музыкальным слухом, другого - склонностью к изучению наук, третьему дала руку мастера, четвертому - глаз художника, а кому-то даровала только доброе сердце, готовое бескорыстно служить людям...» Л.Н. Толстой |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ
https://ru.wikipedia.org/wiki/Толстой,_Лев_Николаевич
http://lib.znaimo.com.ua/docs/323/index-960970.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогическое_учение_Льва_Толстого
- Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 4 класс В.А.Лазарева Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
- me_Met_LitChten4_Laz.pdf-Foxit Phantom-[me_Met_LitChten4_Laz.pdf]
- Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград:
Учитель, 2013. – 174 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
План урока литературного чтения по теме: "Обобщение по разделу великие русские писатели".
Ребята вновь соприкаснутся с произведениями великих русских писателей. будут совершенствовать навыки выразительного чтения, читать выборочно, работать над лексическими значениями слов....
Урок-исследование по литературному чтению "Л.Н.Толстой - граф, военный, учитель, великий писатель"
Данный урок первый из 11 по теме "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого. Урок-исследование содержит две презентации "Л.Н.Толстой - учитель", "Л.Н.Толстой - военный", а также материалы интерактивной доски....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"
Представлена подробная технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"
Представлена презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула"(программа "Школа России"...
Урок-исследование по литературному чтению ""«Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».
Применение исследовательской деятельности значимо и актуально на этом уроке ,так как способствует формированию:Личностных УУДадекватная самооценка;испытывая чувство радости узнавания ...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по теме : «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».
Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:· способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...