Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Помещикова Ольга Юрьевна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Класс: 4

Учитель: Помещикова О.Ю.

Тема урока:

                                   Д. Н. Мамин – Сибиряк  «Приёмыш»

Цель урока:

  • познакомить детей с творчеством Д. Н. Мамина – Сибиряка, проанализировать произведение «Приемыш», расскрыть основные особенности творчества писателя.

Задачи:

  • развитие навыков связной речи, творческого воображения, мышления;
  • формирование   навыков осознанного, правильного, выразительного чтения;
  • формировать навыки сопопставления, аргументации собственного мнения, анализа;
  • воспитание любви к природе, к животным.

Оборудование:

  • портретД.Н. Мамина – Сибиряка;
  • учебник «Литературное чтение» 2 часть под редакцией Л. Климановой,
  • выставка книг Д. Н. Мамин – Сибиряк;
  • произведение «Приёмыш»;
  • раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы  познакомимся с писателем Д. Н. Мамин – Сибиряк, посмотрим на его жизненный путь, прочитаем его произведение «Приемыш», вместе пообсуждаем и порассуждаем над этим произведением, будем учиться высказывать своё мнение и слушать чужое.

II. Введение в тему урока:

Обратите внимание на доску, там каждый из вас может прочитать слова Агнии Барто, которые танут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку: «Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы считаете, почему именно эти слова взяты за эпиграф и какою роль они будут играть на уроке литературного чтения?

Обобщение учителя:

Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.

III. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

Чтение наизусть стихотворения на выбор: В.Я.Брюсов «Опять сон», С. А. Есенин «Бабушкины сказки», М. И.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», В.Я.Брюсов «Детская».

 IV.    Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Работа с корректурной пробой.

-Зачеркните в ряду буквы а/у.

у п а р и а у ё м у а ы у ш а

-Выпишите неподчёркнутые буквы. Что за слово получилось?

-Как вы понимаете значение данного слова?

-Какие ассоциации, ощущения возникают у вас, когда вы слышите это

слово?

- Каково ваше отношение к этому слову?

 V.    Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писателем Мамин – Сибиряк, прочитаем его рассказ «Приёмыш».

Мамин – Сибиряк -  это псевдоним писателя, настоящая его фамилия Мамин.

1.   Рассказ об авторе (заранее подготовленного учащегося)                    

     Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли на Урале. Он рос в бедной семье. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным, Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем.

     В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

     Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».

В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

     90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

Обобщающее слово учителя:

     За свою жизнь написал коло 150 рассказов, сказок, очерков, повестей для детей. Вы все читали «Алёнушкины сказки» Мамина - Сибиряка, а «Приёмыш», один из его рассказов. Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

VI.     Чтение рассказа «Приемыш»

  1. Слова на доске: протока, Сайма, бобылём, особняком, схиреет,  сгрудятся, грезилось, дескать.

Объяснение значения трудных слов.

2.Чтение 1 части, обсуждение прочитанного.

- Почему хозяина избушки не оказалось дома?

- Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

3. Чтение 2 части:

- Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем.                       

- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

- Почему Тарас не подрезал Приёмышу крылья?

4. Чтение 3 части:

- Что вы узнали о жизни Тараса?

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

- Останется Приёмыш с Тарасом или всё-таки улетит?

5.  Чтение последней части рассказа учителем.

- Я буду читать, а вы слушайте и думайте над вопросом. Совпало ли ваше мнение с текстом (заслушиваются ответы учащихся).

- Почему же расстались трое друзей?

- Как это случилось?

- Легко ли расставаться с другом?

VII.   Анализ произведения.

Как Приёмышу жилось у Тараса?

- Как старик к нему относился?

- Почему Тарас называл Приёмыша «особенной птицей»?

- Умышленно или случайно Приёмыш улетел от Тараса?

- Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?

- Как изменился старик после отлёта лебедя? Почему?

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее?

Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

- Докажите, что Соболько и Приёмыш были дороги Тарасу.

- О чём беспокоился старик?

VIII. Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, вернётся ли к Тарасу лебедь весной?

- Вам бы хотелось, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу? Получится ли у них такая же дружба?

Вывод: Приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой, они жертвуют своей жизнью. Такой любви, надо учиться у лебедей - нам, людям.

IX. Домашнее задание

(Творческое задание)

- Написать продолжение этой истории.

X. Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Что осталось непонятным для вас?

- Что заставило задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Д.Н.Мамин - Сибиряк"Приёмыш"

Цели: расширить знания  учащихся о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка; обеспечение целостного восприятия и осмысления, глубокого понимания текста через практическую целостность; расширение чита...

Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс

Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" (Литературное чтение, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по литературному чтению 4 класс, УМК "Школа России"...

Мамин - Сибиряк Приёмыш

Цель. Познакомить учащихся с произведением «Приёмыш» Мамина – Сибиряка Д. Н.Задачи. Познакомить с произведениями  Мамина -  Сибиряка Д.Н. разных жанров....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....