урок по теме "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В данной разработке знакомимся с устным народным творчеством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА р. п. ПУШКИНО СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Предмет: литературное чтение
Класс: 3-й класс
Учитель: Исингалиева Жумаганым Андербековна
Программа: УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой
Раздел: Устное народное творчество
Тема « Илья Муромец и Соловей-разбойник»
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2ч. Ч.1., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; М.: Вентана-Граф, 2008.
2.Рабочая тетрадь №1: Литературное чтение 3 класс, Л.А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Карточки для индивидуальной работы.
4.Компьютер, презентация составлена в программе Power Point.
В уроке использован деятельностный подход к обучению – технология продуктивного чтения.
Тема раздела: «Устное народное творчество. Былины».
Тема: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели урока:
- формирование навыка полноценного восприятия и анализа произведения;
- формирование умения самостоятельного составления плана произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями, с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
- формировать умения отвечать на поставленные вопросы учителя к тексту; находить в тексте предложения, подтверждающие высказанные мысли.
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; развивать умение находить в тексте предложения, слова характеризующие героя, выражать своё отношение к героям, событиям, способствовать развитию интереса к чтению, обогащению словарного запаса ребёнка, развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- воспитание любви к устному народному творчеству, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности, чувство любви к своей Родине, своему народу.
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
I.Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация к уроку. | Настрой на работу. Работают с карточками. Записывают известные жанры (сказки, потешки, небылицы, загадки, пословицы, скороговорки). - Былина. Читают определение по В.И. Далю со слайда №3. Читают и отвечают на вопросы. Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли. Герои былин – богатыри. Они наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Но у каждого богатыря особый характер, поступки, поведение. | Давайте подарим друг другу свои улыбки! І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве. 1. У ребят на партах лежат карточки со схемой, в центре которой помещено слово “Фольклор”, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора. Какой жанр надо дописать? Проверка по слайду №2
А что означает слово - былина? Слайд №3 Обратите внимание на сказителей, их одежду, на музыкальные инструменты. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования. Другое определение из учебника. -Кого воспевают в былинах? С кем они боролись? Итак, былины – это, прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. |
|
II.Актуализация знаний. | 2 1 1 4 4 Ребята рассматривают картину и отвечают на вопросы учителя. - В центре картины - на вороном коне любимый народом Илья Муромец. Он смотрит вдаль. Справа - Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой на защиту Родины. Слева молодой и задорный Алёша Попович, у него в руках лук со стрелами. Стоят на страже Родины. Смотрят на слайд №5 и отвечают на вопрос. Это Илья Муромец. Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное с острым соколиным взглядом. Всё в нём просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и оружие, которое он готов пустить в ход. Смотрят слайд №6 | II Работа с картиной В.М. Васнецова .
Посмотрите на картину В.М. Васнецова «Богатыри». (Слайд №4) -Что же за герои поднялись на холм, с которого видны широкие просторы? -Кто знает их имена? - А что же они здесь делают? - Вы правы. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов. - Как зовут этого богатыря? Слайд №5 - Опишите его. Вместе с учениками формулируем тему урока. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
III. Развитие умений. Физминутка |
1. Работа с текстом «Илья Муромец и Соловей-разбойник» до чтения. - Мы будем читать былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. - Он из-под Мурома. Слушают своего одноклассника и отвечают на вопросы учителя. Рассказ подготовленного ученика об Илье Муромце: В селе Карачарово, что под Муромом, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. В жизни звали его Илья Иванович Гущин. «…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей...» – с этими словами покинул он родное село. Погиб, защищая Киев от набега врагов. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печёрской лавре. Надпись у изголовья перед его гробницей гласит: «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие. А в древнем Муроме на высоком берегу Оки установлен памятник легендарному богатырю. 2. Слушают былину. Отвечают на вопросы учителя. 3. Читают толкование слов. 4. Чтение цепочкой по абзацам. Анализ былины. Проверка: 1-я группа Вписывают слова из текста в предложенный абзац. 2-я группа - Записывают имена героев. 3-я группа - показывает составленный план всему классу.
4-я групп - называют, выбранные слова и с классом проверяют по слайду №12 Рассказ ученика о главных героях былины. Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям, работали в тетрадях.
| 1. Прочитайте заглавие. -Что мы будем читать?
Вспомним второй класс. – Откуда родом Илья Муромец. Слайды № 7-10 - Что узнали об Илье Муромце? Ваше отношение к нему. - Вот о каком богатыре и его подвиге мы будем читать. 2. Чтение былины учителем. Анализ текста былины, ответы на вопросы: - Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника? - Опишите внешний вид богатыря и Соловья-разбойника. - Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие? 3. Словарная работа. Слайд №11 4.Групповая и индивидуальная форма работы (задания на листочках и тетрадях). 1-2 группа работают в тетрадях 1-я группа – перечитайте первый абзац. Найдите слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца. 2-я группа – найдите в тексте имена героев былины. 3-я группа - составьте план былины. 4-я группа – выберите слова, характеризующие Илью Муромца. Слайд №12 Индивидуальное задание ученику: - Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому. Кто из них положительный герой, а кто - отрицательный?
– Что мы делали на уроке? – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙV. Итог. Рефлексия | – В основе былин лежат реальные события, что богатыри не плод народной фантазии. Илья Муромец защищал свою Родину. Сила была у него не мерянная и конь волшебный. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и настроение смайликами | -Что мы узнали? Что в прочитанной истории правдиво? – А какие события можно назвать выдуманными, волшебными? Существуют ли в наше время богатыри – защитники Отечества? -С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу | |
V. Домашнее задание. | По выбору учащихся: слайд 13 1 - пересказ былины 2 - кроссворд в тетради страница 30-31 3 – нарисовать портрет Ильи Муромца |
Используемые ресурсы:
1.Учебник: Литературное чтение 3 класс в 2ч. Ч.1., Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова; М.: Вентана-Граф, 2008.
2.Рабочая тетрадь №1: Литературное чтение 3 класс, Л.А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2012.
3. Методическое пособие: литературное чтение: 3 класс, Л.А.Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2009.
4. Презентация к уроку: «Илья Муромец».
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/bylina-ilya-muromets-i-solovei-razboinik
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.
Тест по литературному чтению по содержанию былины....
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».
Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)
Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...
Презентация к уроку ОРКСЭ Илья Муромец - русский святой
Детей всегда очень удивляет. что Илья Муромец - это реальный герой. святой земли русской....
Чуракова Н.А. Литературное чтение Былина «Илья Муромец и Святогор» 4 класс
Урок литературного чтение по программе ПНШ....
Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник
Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник...