Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Цели: Способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, умению видеть заключенную в сказке народную мудрость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.chteniya_3_kl_sivka-burka.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
ТЕМА: ОСУЖДЕНИЕ ГРУБОСТИ И ЛЕНИ В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «СИВКА-БУРКА»
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с русскими народными сказками, обучения умению видеть заключенную | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях | Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7–8 предложений, проявляют активность и стремление высказываться, задавать вопросы | Личностные: выражают собственные чувства задач при работе с художественным произведением |
Образовательные ресурсы: иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы деятельности | ||
I. Организация начала урока | – Ребята, какой сегодня замечательный день! У вас добрые весёлые глаза. Давайте улыбнёмся друг другу и начнём нашу работу. На уроке вам понадобятся ваши знания, умения и внимание | Показывают готовность | Владеют навыками подготовки к уроку | ||
II. Сообщение темы и цели | – Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок. | Внимательно слушают | Принимают учебную задачу | ||
III. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. | – Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.) – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем? – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. | Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. | ||
2. Целевая установка. | – Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». | Внимательно слушают. | |||
3. Вступительное слово учителя. | – Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти | ||||
4. Первичное чтение сказки учителем (или хорошо читающими учениками). 5. Беседа по содержанию прочитанного. | – Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая её? – Кто из героев сказки вам понравился больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? | Читают сказку по цепочке. Отвечают на вопросы. | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. | ||
6. Словарная работа. | – Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов? Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать. Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. | Определяют совместно | Владеют навыками работы со справочной литературой. | ||
7. Работа с ил-люстрациями и репродукцией картины к сказке | – Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке. – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова? – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? | Отвечают на вопросы. | |||
| – Зачем она придумана? – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос. Физкультминутка Раз – подняться, потянуться, На четыре – руки шире, Два – согнуться, разогнуться, Пять – руками помахать. Три – в ладоши три хлопка, Шесть – на место тихо сесть Головою три кивка. | Выполняют движения физкультминутки согласно тексту | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | ||
IV. Продолжение работы над темой. 1. Работа над со-держанием первой части сказки. 2. Выборочное чтение. | – Найдите и прочитайте отрывки в тексте. а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.) б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.) в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) | Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. | ||
3. Чтение по ролям. | – Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть? | Читают текст по учебнику. Отвечают на вопросы. | Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). Формулируют ответы | ||
4. Беседа по содержанию прочитанного. | – Как начинается сказка? (Жил-был.) – Сколько сыновей было у старика? (Три.) – Число три – что это за число? (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев. – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) | ||||
5. Знакомство | – Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет? (Необычный.) – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть? – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.) – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить? (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».) – Заучим наизусть эти слова. – Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.) – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) – Прочитаем диалог Ивана с конем. – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой. – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. – Чем интересуются старшие братья? (Бытом.) – А что сказитель говорит о младшем? – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? | Зачитывают отрывок. Отвечают на вопросы. | на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию | ||
| – Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом? – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) – Какое испытание должны пройти герои? – Это следы древнего обряда. Считалось обязательным знаком почтения и уважения отнести на могилу еду. Перечитайте про себя это испытание и подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы пройти его. – Почему старший брат не хочет идти на могилу? – Как это его характеризует? (Трусливый, не уважает отца.) – А что же обещали братья Ивану, если он сходит за них? Прочитайте. Как это их характеризует? – Давайте сделаем вывод, кто же оказался настоящим героем? – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.) – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника. – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».) – Как описывает сказитель Сивку-бурку? – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? – Откуда же взялся такой конь? – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? – На чьей стороне сказитель? Почему? – Кто симпатичен вам? – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему? – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы Зачитывают отрывок. Зачитывают отрывок Зачитывают отрывок. Делают выводы и обобщения | |||
| Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо. Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части | Делают выводы и обобщения | |||
V. Тест | Предлагает выполнить тест (см. ресурсный материал) | Выполняют тестовые | Владеют навыками самостоятель-ной работы | ||
VI. Итог урока. Рефлексия | – Назовите героев сказки «Сивка-бурка». – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».) – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) – С каким настроением вы уходите с урока? | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию | ||
VII. Домашнее задание | 1 вариант: Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. 2 вариант: дочитать сказку до конца и разделить на части. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осуществляют поиск средств ее достижения |
Ресурсный материал
ТЕСТ
Обведи букву правильного ответа.
1. Укажи автора сказки. а) Русская народная сказка; б) чешская народная сказка; в) немецкая народная сказка; г) румынская народная сказка. | 2. Укажи значение слова «вещий». а) Мудрый; б) волшебный; в) предвидящий будущее; г) много знающий. | 3. Какая масть лошадей называется каурой? а) Светло-каштановая; б) тёмно-коричневая; в) чёрная; г) светло-серая. |
4. Сколько сыновей было у старика? а) Два; б) один; в) три; г) четыре. | 5. Как звали младшего сына? а) Илья Муромец; б) Алёша Попович; в) Иванушка-дурачок; г) Иван-царевич. | 6. О чём старик попросил сыновей? а) Постеречь ячмень; б) постеречь рожь; в) постеречь пшеницу; г) постеречь кукурузу. |
7. Кто выполнил поручение отца? а) Старший сын; б) младший сын; в) средний сын; г) соседский мальчик. | 8. Как Иван поймал вора? а) Схватил руками; б) накинул на шею верёвку; в) заманил в капкан; г) усыпил. | 9. Что вор предложил в обмен на свободу? а) Ковёр-самолёт; б) скатерть-самобранку; в) сапоги-скороходы; г) свою службу. |
10. Кто была Елена Прекрасная? а) Волшебница; б) дворянка; в) царевна; г) царица. | 11. Где жила Елена Прекрасная? а) В хижине; б) во дворце; в) в тереме; г) в светлице. | 12. Когда Иванушка допрыгнул до Елены Прекрасной? а) В первый раз; б) во второй раз; в) в третий раз; г) в четвёртый раз. |
13. Почему Иванушка перевязал руку? а) Сломал руку; б) ушиб руку; в) спрятал перстень; г) порезал руку. | 14. Как Елена Прекрасная нашла свой перстень? а) Высматривала в окно; б) потчевала гостей; в) наблюдала в бинокль; г) приглашала на танец. | 15. Чем закончилась сказка? а) Царевна горько плакала; б) Иванушка ускакал; в) Иванушка женился на царевне; г) старший брат женился на царевне. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение
Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...