Урок литературного чтения для 4 класса "Курские писатели-детям". Н.Зыбин "Синичья карусель"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Машкина Татьяна Николаевна

Урок подготовлен по произведению Курского писателя Н.Зыбина "Синичья карусель". 

Цели урока: Познакомить с творчеством курских писателей,               

                            обобщить знания детей о зимующих птицах,          

                            познакомить с мероприятиями по охране птиц,

                            воспитывать бережное отношение к птицам и

                            всему живому, развивать речь, совершенствовать      

                            навык чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_sinichya_karusel.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  "Лицей №6" г. Курска им. М.А.Булатова

Урок литературного чтения

                                                                            Учитель 4 "Б" класса:

                                                                            Машкина

                                                                            Татьяна Николаевна

 

             

Тема урока:       Н. Зыбин "Синичья карусель"

Цели урока:      Познакомить с творчеством курских писателей,              

                            обобщить знания детей о зимующих птицах,          

                            познакомить с мероприятиями по охране птиц,

                            воспитывать бережное отношение к птицам и

                            всему живому, развивать речь, совершенствовать      

                            технику чтения.

Оборудование: выставка книг курских писателей, таблица        

                           "Зимующие птицы",  рисунки "Виды

                            кормушек", магнитофон, запись "Голоса птиц".

1 урок.

Целью 1 урока является знакомство с текстом.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Игра- приветствие.

                       Скажем "Здравствуйте!"  руками,

                       Скажем "Здравствуйте!"  глазами,

                       Скажем "Здравствуйте!"  мы ртом,

                       Станет радостно кругом.

  1. Введение в тему.

Рассказ учителя о курских писателях.

    Учитель: Богата талантливыми, незаурядными людьми курская земля. Это художники, композиторы, актеры, писатели. Курские писатели и по жизненному опыту, и по взглядам, и по манере своего письма – очень разные. Это прежде всего Е.Носов, К. Воробьев, Ф. Голубев, Н. Корнеев, Е. Полянский и многие другие. Но их творчество объединяет то, что непременной принадлежностью настоящего человека они считают совесть, честь, любовь к Родине, заботу о ближних своих, а своим предназначением – оставить после себя добрый след в жизни.

Анализ выставки книг «Курские писатели - детям».

- Сегодня мы познакомимся с произведением Н.В. Зыбина. Он родился в Липецкой области, с 12 лет жил в Воронеже. В 17 лет ушел в армию и прослужил 28 лет в различных гарнизонах от реки Эльбы до Тихого океана. Был солдатом, командиром, преподавателем военного училища. Живет в г. Курске.

       Встреча с этим писателем и его произведением   поможет вам стать настоящими читателями: чуткими, внимательными, наблюдательными, любящими.

    III. Подготовка к восприятию произведения.

Ученик читает стихотворение Г. Ладонщикова «Дельный совет».

Юрка с нашего двора                                      Но ребята зашумели:

Снегиря поймал вчера.                                    – Что ты, Юрка,                    

Всем хвалиться начал:                                     В самом деле,

- Вот!                                                                  Запер в клетке снегиря?

В клетке он теперь живёт.                                Отпусти, не мучай зря!

Снегири ведь не игрушки –

Наши гости снегири!

Ты бы лучше не ловушку,

А кормушку смастерил!

- Чем это стихотворение созвучно произведению, прочитанному вами дома?

    IV. Первичное восприятие текста.

- К какому жанру относится это произведение? (это рассказ, так как оно небольшое по объёму, мало действующих лиц, описан небольшой временной промежуток)

-  Как называется рассказ? Что такое карусель? ( Карусель – особо устроенное приспособление для кругового катания)

- Почему автор именно так его озаглавил?( Мальчик сделал кормушку для птиц в виде карусели).

- Какие мысли возникали у вас при чтении?

- Определите тему рассказа.

- Прочитаем рассказ вместе, проведём диалог с автором и попробуем определить, что же хотел Н. Зыбин сказать своим произведение другим людям.

    V. Работа с текстом во время чтения.

Текст напечатан в книге Н. Зыбина « София – Порт – Саид», Курск, 1993г.

1. Чтение I части вслух по смысловым частям с комментарием учителя.

 -Прочитайте по ролям диалог Андрея и Славика (подготовленные ученики)

Обратите внимание на интонацию при чтении.

Вопросы по ходу чтения:

- Как вел себя щегол в клетке?

- Что значит засуматошился?(Суматоха – беготня, суета, беспокойство).

- Как вы понимаете смысл пословицы:

Хорошо птице в золоченой клетке, а лучше – на зеленой ветке?

- Почему автор так начал свой рассказ?

- Что вы можете сказать о Славике?

-Подтвердите словами текста, что Славик действительно любил птиц (выборочное чтение).

- Как он готовился к зиме?

- Прочитайте, как ведут себя на кормушке разные птицы.

- Какие глаголы помогают нам представить поведение птиц?

(Голуби плюхаются, вороны пикируют на кормушку)

Плюхнуться – упасть, шлепнуться.

Пикировать – быстро вертикально спуститься с высоты вниз.

- Почему Славик решил сделать новую кормушку?

(Славик видел, что синицам не достаётся корма, так как в кормушке хозяйничают воробьи.)

- Как  он ее сделал? Прочитайте.

- Прочитайте описание самца, которого Славка прозвал Важным.

- Почему он его так назвал? (Важный, солидный вид, размеренные движения, черный галстук)

- Сразу ли привыкли синицы к новой кормушке?

- Прочитайте, как вели себя у кормушки молодые синички.

Ф/м    Игра «Шустрая синичка».

Наша синичка умеет выполнять команды. Посмотрим?

1. Глазами передвигаем синичку из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, вниз… Где, в каком домике наша синичка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за синичкой.

3. Управляем синичкой молча. (Направление задаёт учитель.)

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

      Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

   Головки опустим, на парту гляди.

(Вниз.)

       И снова наверх - где синичка летит?

(Вверх.)

                                        Глазами повертим, поищем её.

(По сторонам.)

                                        И снова читаем. Немного ещё.

- Почему кормушка получила название "Чертово колесо"?

- Как другие птицы отнеслись к новой кормушке?

- Что значит "воробьи сидели нахохлившись"? Как вы это себе представляете?

- Забыл ли Славик о других птицах?

- Почему Славик сделал кормушку именно для синиц?  

- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые показывают нам поведение этих птиц. (Вспорхнула, слетела, перелетела, прыгнула, поплыла, схватила, брала, отлетала).

- Не стало ли вам понятно, почему автор так начал свой рассказ? Как ведёт себя щегол в клетке и синицы на воле? (Птицам тяжело жить в неволе, щегол рвётся на свободу, синицы не могут сидеть на одном месте, они постоянно находятся в движении).

- Какой вывод можем сделать, прочитав первую часть?

- Мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и  смогут ли ваш корм есть птицы.

- Можно ли было бы на этом закончить рассказ? (Да). Почему?

(Мы узнали, что Славик любил птиц, кормил их, знал их повадки)

- Почему же автор пишет продолжение? Прочитайте дома вторую часть и ответьте на этот вопрос.

2 урок.

Цель 2 урока - анализ произведения и составление характеристики главного героя.

1. Аналитическое чтение.

- Почему автор решил написать продолжение рассказа? ( Может быть, автор жил в одном доме со Славиком и стал свидетелем описанных событий.)

Чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте проследим за тем, как развиваются события во второй части.

Вопросы после чтения:

- Какие чувства вы испытали при чтении? Что вы хотите мне сказать, чем поделиться? (Жалко синицу и Славика, который очень любил птиц и кормил их).

- Прочитайте 1 абзац.

- Что значит "пурга безумствовала"? ( Сильные порывы ветра поднимают и кружат в воздухе снег).

-Подберите синонимы (бушевала, свирепела)

- Что такое изморозь? (снежный слой, вид инея, образующийся в туманную морозную погоду)

- Кому автор сочувствует, кого жалеет? (Автору жалко птиц, которые не могут найти себе корма)

- Что его тревожит?

- Что предшествовало беде? ( Сначала  пришёл мальчишка с клеткой, затем рыжий кот, а потом два сорванца с рогатками)

-  Почему автор употребляет слова «мальчишка», «сорванцы»? ( Он хочет противопоставить этих ребят Славику).

- Прочитайте эпизод, где Славик встречает мальчика с клеткой.

- Какой приём чтения здесь лучше использовать?

- Расскажите, что случилось однажды вечером.

- Почему Славик назвал мальчишек "душегубами"? (Они убили птицу, а слово «душегуб» означает губитель душ, убийца)

- Какие чувства испытывал Славик, держа синицу в руках? (Ему было больно, жалко  синичку, которая стала для него почти другом).

- Прочитайте, как описывает автор убитую синицу и состояние мальчика.

- Автор назвал синичью карусель колесом жизни? Почему? (Жизнь продолжается, также на кормушку будут прилетать птицы, и у них всегда будет корм).

- Для чего же автор дописал свой рассказ? (Он хотел сделать рассказ не только познавательным, но и поучительным).

- Как можно по-другому озаглавить текст? Предложите свои названия. (Колесо жизни; Поступки Славика; Синичья кормушка; Друг птиц; Синичье «Чёртово колесо»)

2. Составление характеристики главного героя.

- Хотелось ли бы вам дружить со Славиком? Что вам в нём нравится? (Если Славик так любит птиц, значит, он был бы хорошим другом. Он добрый, заботливый).

- Каким был Славик? ( наблюдательным, внимательным, заботливым, изобретательным, умелым, смелым).

- А в чём же его смелость? (Славик не испугался ребят, не сидел дома, а выбежал на помощь своим пернатым друзьям).

- Хотели бы вы включиться в события, разворачивающиеся в рассказе?( Да).

- В качестве кого вы бы хотели участвовать  в действии, происходящем в рассказе?( Одноклассник Славика, кому он в классе рассказывал о своей кормушке; младший брат или сестра; сосед по дому).

- В ком из ребят своего класса вы наблюдали качество героя? (Тимофеев Женя любит животных и всё время что-то конструирует, умеет отстоять своё мнение)

- Чему мы могли бы научиться у Славика?( Любить животных, помогать им, знать повадки птиц, быть смелыми).

- Каждый ли из нас способен на такой поступок? ( Нет, кто-то может испугаться и несмотря на любовь к птицам, побояться заступиться за них.)

- А как автор относится к Славику? ( Он ему нравится)

- Какие конкретные факты, высказывания действующих лиц, свидетельствуют о таком отношении автора? (Автор пишет, что Славик действительно любит птиц; мужчина сказал, что он «молодец, не то, что эти»)

3. Определение идеи и главной мысли рассказа.

- Как вы думаете, зачем автор написал это произведение? (Он хотел познакомить нас с повадками птиц, сказать о необходимости подкармливать птиц зимой, научить совершать хорошие поступки).

- Какое настроение вызвало у вас прочитанное?( Мне понравился этот рассказ, он вызвал у меня различные чувства: восхищение Славиком, его поступками; сострадание его переживаниям).

-

       К. Паустовский в рассказе "Колотый сахар" писал:"Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы".

- Что имеет в виду К. Паустовский, говоря о "сухой" душе? (Черствая, безразличная, равнодушная. Такого человека ничто не трогает, не волнует).

- Как вы думаете, какая душа  у героя  рассказа Славика? Подберите эпитеты. (Добрая душа, чуткая, сострадающая, богатая).      

 

  4. Домашнее задание.

Славик смастерил кормушку в виде карусели.

 Нарисуйте к следующему уроку эту кормушку для птиц и напишите заметку в газету о том, как вы помогаете зимующим птицам.

 Оглянитесь вокруг: может кому-то нужна именно ваша помощь. Пусть в каждом дворе будет сделана кормушка для птиц и никогда у наших мальчишек не поднимется рука разорять гнезда и стрелять по птицам из рогатки.

- И закончить урок я хочу строчками поэта А. Яшина:

                       

                        Покормите птиц зимой,

                        Пусть со всех концов

                        К вам слетятся, как домой,

                        Стайки на крыльцо.

                     

                        Сколько гибнет их – не счесть…

                        Видеть тяжело.

                        А ведь в нашем сердце есть

                        И для птиц тепло.

     

                        Не богаты их корма,

                        Горсть одна нужна.

                        Горсть одна – и не страшна

                        Будет им зима.

                        Приучите птиц в мороз

                        К своему окну,

                        Чтоб без песен не пришлось

                        Нам встречать весну.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям» для 2 класса.

На уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, с которыми мы познакомились в разделе "Писатели - детям", поигра­ем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения....

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»

Цели урока:1.     Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.2.     Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.3....

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

Урок-обобщение к разделу: "Писатели-детям". Презентация к уроку.

Заключительный урок, нацеленный на повторение и обобщение пройденного материала. Помогает учащимся развивать память, внимание, логическое и образное мышление, поддерживать интерес к чтению, формироват...

Урок-обобщение к разделу: "Писатели-детям". Конспект урока.

Заключительный урок, нацеленный на повторение и обобщение пройденного материала. Помогает учащимся развивать память, внимание, логическое и образное мышление, поддерживать интерес к чтению, формироват...

Урок-обобщение по теме «Писатели детям». Оценка достижений

Конспект по литературному чтению "урок-обобщение по теме «Писатели детям». Оценка достижений" 2 класс...