КТП по литературе 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему
КТП по литературе УМК "Школа России" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_literature_4_kl.doc | 297.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.
136 часов, 4 часа в неделю.
Авт. программы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина
№ | Раздел. Название темы. | Дата по плану | Элементы содержания. | Универсальные учебные действия. | Дата фактич. |
Летописи. Былины. Жития (11 ч) | |||||
1. | Введение. Знакомство с учебником | Познакомить с новым учебником, с его содержанием, системой условных обозначений; обобщить знания за прошлый учебный год | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | ||
2. | Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | После летнего отдых привлечь детей к чтению книг; узнать как расширился читательский кругозор учащихся; развивать память, речь. мышление | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | ||
3. | Летописи. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||
4. | События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | |||
5. | Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | Познакомить с отрывками из летописей; развивать интерес к истории; развивать внимание и наблюдательность | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | ||
6. | Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | Познакомить с отрывками из летописей; развивать интерес к истории; развивать внимание и наблюдательность | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | ||
7. | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения. | Знать жанр устного народного творчества «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг | ||
8. | Прозаический текст былины в пересказе И. Карнаухиной | Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу. | |||
9. | Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста | Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | ||
10. | Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» | Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста | Знать произведение «Житие Сергия Радонежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | ||
11. | «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | |||
12. | Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «создание календаря исторических событий» | Различение жанров | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | ||
Чудесный мир классики (22 ч) | |||||
13. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Познакомить с новым разделом: уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока. | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | ||
14. |
| Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
15. |
| Герой произведения, иллюстрация и ее | Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту | ||
16. | П. П. Ершов «Конёк- | Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания с опорой на авторский текст. | |||
17. | А. С. Пушкин. | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности | ||
18. | А. С. Пушкин. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту | ||
19. | А. С. Пушкин. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | ||
20. | А.С. Пушкин. | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
21. | А.С. Пушкин. | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, | ||
22 | Внеклассное | Тема, главная мысль, события, последовательность | Знать сказки А. С. Пушкина. Уметь различать сказки народные и литературные | ||
23 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений | ||
24 | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | Обучение составлению | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план. Иметь представление о классической литературе | ||
25 | М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке | Устное изложение Участие в диалоге | |||
26. | М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Характеристика героев. | Устное изложение Участие в диалоге | |||
27. | Жизнь и творчество Л.Н. Толстого | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
28. | Л. Н. Толстого «Детство» | Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя. Осознанное, выразительное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную | ||
29. | Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня. | Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | ||
30. | Внеклассное | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
31. |
| Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного. | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев | ||
32. | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. | Понимание основного содержания услышанного. Участие | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
33. | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения | Знать/понимать:изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно | ||
34. | Оценка достижений | Различение жанров | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||
Поэтическая тетрадь (12 ч) | |||||
35. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | Познакомить с новым разделом: уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока. | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | ||
36. | Тоска по родине и красоте родной природы Ф. И. Тютчева. «Еще земли | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка. Настроение лирического героя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, | ||
37. | А.А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Весенний дождь», «Бабочка» | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста | ||
38. | Картины весенней природы и настроение | Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др. видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С. Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка. | Знать лирические произведения о весне. Уметь выделять образные языковые средства | ||
39. | Картина сельского быта. | Уточнение сведений о творчестве поэта. Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы | ||
40. | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» | Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению оценочных суждений о прочитанном произведении. | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы | ||
41. | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник» | Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства | ||
42. | Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» | Анализ образных средств языка, их роль в произведении. | Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | ||
43. | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование. | Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений | ||
44. | Внеклассное чтение . Родные поэты. | Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Знать книги о жизни трудового народа | ||
45. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | Осознанность и выразительность чтения. Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа». | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения | ||
46. | Оценка достижений | Различение жанров | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||
Литературные сказки (16 ч) | |||||
47. | Знакомство с новым разделом, прогнозирование его содержания. | Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать названия, основное содержание изученных произведений. Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту | ||
48 | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Составление плана сказки | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | ||
49. | В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Подробный пересказ | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя | ||
50. | В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | ||
51. | В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Текст – описание в содержании художественного произведения. | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану | ||
52. | В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста | Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | ||
53. | П. П. Бажова «Серебряное копытце». | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Знать творчество П. П. Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений | ||
54. | П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | Оценка иллюстрации | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | ||
55. | П. П. Бажова «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. | Оценка иллюстрации | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения | ||
56. | С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек» | Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные | ||
57. | С. Т. Аксакова «Аленький | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Анализировать характер, мотивы поведения героев | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы | ||
58. | С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Деление текста на части | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа. Групповая работа (составление плана заданного вида). | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | ||
59. | С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование. | Групповая работа (составление плана заданного вида). | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями | ||
60. | Внеклассное чтение . сказки любимых писателей. | Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие | Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины. Уметь использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам | ||
61. | Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики» | Выражение личного отношения к прочитанному. Создание небольшого устного текста на заданную тему. Иллюстрирование сказок. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | ||
62. | Оценка достижений. Контрольная работа. | Различение жанров | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||
Делу время – потехе час (9 ч) | |||||
63. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном | ||
64. | «Сказки о потерянном времени» | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
65. | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». | Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ||
66. | В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | Создание небольших письменных ответов на поставленный | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства | ||
67. | В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | ||
68. | В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения | ||
69. | Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | Рассказ о своих | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | ||
70. | Обобщающий урок потехе – час» | Умение составлять простейшие задания для викторины | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст | ||
71. | Оценка достижений | Различение жанров | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||
Страна детства (8 ч) | |||||
72. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков. «Как я ловил | Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | ||
73. | Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Герой произведения. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | ||
74. | К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». | Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | ||
75. | К. Г. Паустовский «Корзина | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
76. | М. М. Зощенко. «Елка». | Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||
77. | Обобщающий урок «Страна детства» | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||
78. | Оценка достижений | Различение жанров | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства | ||
79. | Внеклассное | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Уметь приводить примеры произведений фольклора | ||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | |||||
80. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения. | Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения | ||
81. | С. А. Есенин. «Бабушкины | Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | ||
82. | М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | Знакомство с биографией и творчеством автора.. Интонирование произведений. Тема, главная мысль. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию | ||
83. | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений. | Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния | Уметь читать стихотворные произведения наизусть | ||
84. | Устный журнал «Поэтическая тетрадь» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа | ||
Природа и мы (12 ч) | |||||
85. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. | Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | ||
86. | Д. Н. Мамина-Сибиряка | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
87. | А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». | Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями. | Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | ||
88. | А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. | Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | ||
89. | М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка» | Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения | ||
90. | М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | ||
91. | Е. И. Чарушин «Кабан». | Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
92. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа | Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений | ||
93. | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Жанровое своеобразие произведения | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства | ||
94. | Обобщение по разделу «Природа и мы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе | ||
95. | Проект «Природа и мы». Оценка достижений | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств | Уметь различать | ||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | |||||
96. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | ||
97. | Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства | ||
98. | С. А. Клычкова «Весна в лесу». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах | Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений | Уметь определять | ||
99. | Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Настроение, выраженное в стихах | Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | ||
100. | Н. М. Рубцова «Сентябрь». Тема природы и Родины в стихах | Знакомство с творчеством автора. Организация диалога, формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать её. | Уметь определять | ||
101 | С. А. Есенина «Лебедушка» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства | ||
102. | Обобщение урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы» | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||
103. | Оценка достижений | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | ||
Родина (8 ч) | |||||
104. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. | Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | ||
105. | И. С. Никитина «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. | Уметь определять | ||
106. | С. Д. Дрожжина «Родине». Авторское отношение к изображаемому | Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений | ||
107. | А. В. Жигулина «О, Родина! | Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений. | Уметь определять | ||
88 | Тема войны в произведении | Тема войны в произведении. Установление причин событий. Умение выразительно читать наизусть | Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | ||
108 | Обобщающий урок «Родина» | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме. | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать | ||
109. | Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» | Показать богатство литературы, повествующей о ратных подвигах нашего народа; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь | Проявление бережного отношения к близким людям | ||
110. | Проект «Они защищали Родину» | Умение представить свой проект | Уметь оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «лирические произведения в стихотворной форме» | ||
111. | Оценка достижений | Проверить полученные при изучении раздела знания. | Уметь искать необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль | ||
Страна Фантазия (7 ч) | |||||
112. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» | Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | ||
113. | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | ||
114. | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев | ||
115. | К. Булычёв «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра. | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
116. | Путешествие по стране Фантазии. | Обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности | Проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в нее использовании | ||
117. | Оценка достижений. | Проверить полученные при изучении раздела знания. | Уметь искать необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль | ||
118. | Внеклассное чтение «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | Система событий, составляющих основу художественного произведения | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | ||
Зарубежная литература (18 ч) | |||||
119. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» | ||||
120. | Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
121. | Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | ||||
122. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | ||
123. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
124. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
125. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
126. | Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | ||
Внеклассное | Рассказ о своих впечатлениях о произведении | Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг | |||
127. | М. Твен «Приключения Тома Сойера» | Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | ||
128. | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять | ||
129, 130. | С. Лагерлеф. «Святая ночь» | Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями | ||
131. | С. Лагерлеф. «В Назарете». Святое семейство. | Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | ||
132. | С. Лагерлеф. «В Назарете». Иисус и Иуда. | Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план | ||
133. | Внеклассное чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг» | Показать, как много учащиеся прочитали, как это хорошо – много знать; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; прививать любовь к книгам. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | ||
134. | Контрольная работа за 2 полугодие. | Проверка сформированности умений читать выразительно (выражать настроение, делать логические паузы и ударения), выполнять задания по тексту. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | ||
135. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | Знать произведения зарубежных авторов. Уметь выразительно читать | ||
136. | Урок-игра «Литературные тайны» | Итоговый урок, обобщение и систематизация знаний. Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии. | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературному чтению
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;
полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);
знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;
передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;
пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя; при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»
Цель: учить детей решать логические задачи, закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве И.А.Крылова....
Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".
Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....
Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"
Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...
Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский
Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы" 3 класс "Перспектива"
"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы"...
"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")
Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....
Детская литература - своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.
Детская литература - часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детейчитателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной д...