КТП по литературе 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Ушанова Анна Анатольевна

КТП по литературе УМК "Школа России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_literature_4_kl.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс.

136 часов, 4 часа в неделю.

Авт. программы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина

Раздел. Название темы.

Дата по плану

Элементы содержания.

Универсальные учебные действия.

Дата

фактич.

Летописи. Былины. Жития  (11 ч)

1.

Введение. Знакомство с учебником

Познакомить с новым учебником, с его содержанием, системой условных обозначений; обобщить знания за прошлый учебный год

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

2.

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом

После летнего отдых привлечь детей к чтению книг; узнать как расширился читательский кругозор учащихся; развивать память, речь. мышление

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

3.

Летописи. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений.

Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

4.

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и  исторических источников.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

5.

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»

Познакомить с отрывками из летописей; развивать интерес к истории; развивать внимание и наблюдательность

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст,  использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

6.

Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Познакомить с отрывками из летописей; развивать интерес к истории; развивать внимание и наблюдательность

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

7.

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Тема, идея произведения. Особенности языка произведения.

Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

8.

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнаухиной

Тема, главная мысль, события, последовательность. Перевод былины в прозаическое произведение, обучение пересказу.

9.

Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри»

Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

10.

Сергий

Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому»

Образные языковые средства. Историческая правда и литературный вымысел в произведениях. Языковой анализ текста

Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

11.

 «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

12.

Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития». Оценка достижений. Проект «создание календаря исторических событий»

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

Чудесный мир классики (22 ч)

13.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Познакомить с новым разделом: уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

14.


П.П.  Ершов. «Конёк-
Горбунок»

Знакомство с биографией автора. Волшебная сказка, её своеобразие. Анализ языковых средств произведения. Различные виды чтения.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

15.


П. Ершов «Конёк-
Горбунок». Сравнение литературной и народной сказки.

Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать творчество П. Ершова.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту

16.

П. П. Ершов «Конёк-
Горбунок». Характеристика героев.

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка. Составление монологического высказывания  с опорой на авторский текст.

17.

А. С. Пушкин.
«Няне»

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности

18.

А. С. Пушкин.
«Туча», «Унылая пора!..»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту

19.

А. С. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать название и основное содержание изученного произведения.

Уметь анализировать поведение героев

20.

А.С.  Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Характеристика героев

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

21.

А.С.  Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях». Деление сказки на части

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Восстановление последовательности событий. Работа над составлением плана.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы

22

Внеклассное
чтение. Урок – КВН по сказкам
А. С. Пушкина

Тема, главная мысль, события, последовательность

Знать сказки А. С. Пушкина.

Уметь различать сказки народные и литературные

23

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя.

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова.

Уметь различать жанры произведений

24

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

Обучение составлению
небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;
оценивание событий, героев произведения.  Чтение по ролям

Уметь составлять  небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на со ставные части, составлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

25

М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке

Устное изложение
текста по плану.

Участие в диалоге
при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

26.

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Характеристика героев.

Устное изложение
текста по плану.

Участие в диалоге
при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

27.

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть).

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

28.

Л. Н. Толстого «Детство»

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя. Жанры литературных произведений (автобиографическая повесть). Составление характеристики героя.

Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную
тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

29.

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня.

Тема, главная мысль, события, последовательность. Жанры литературных произведений, басня как жанр. Своеобразие басен писателя. Подбор пословиц и поговорок к произведению.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

30.

Внеклассное
чтение. Творчество Л.Н. Толстого

Тема, главная мысль, события, последовательность

Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

31.


А. П. Чехова «Мальчики»

Знакомство с творчеством автора. Отличительные особенности рассказа и сказки. Работа над основным содержанием прочитанного.

Знать отличие рассказа от сказки.

Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

32.

А. П. Чехов «Мальчики».

Главные герои рассказа – герои своего времени.

Понимание основного содержания услышанного. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Составление плана.

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

33.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Знать/понимать:изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст;
 определять тему и главную мысль произведения

34.

Оценка достижений

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Поэтическая тетрадь (12 ч)

35.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания

Познакомить с новым разделом: уметь формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения

36.

Тоска по родине и красоте родной природы
в лирике

Ф. И. Тютчева. «Еще земли
печален вид…», «Как неожиданно
и ярко…»

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Настроение лирического героя. Работа над образными средствами языка.

Настроение лирического героя. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского,
Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина.

37.

А.А.  Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка»

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

38.

Картины весенней природы и настроение
в стихах Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух
чист!..»

Знакомство с творчеством поэта. Учиться наблюдать взаимосвязь поэзии с др. видами искусств. Общие сюжетные линии с произведениями А.С. Пушкина (Буря мглою…) Образные средства языка.

Знать лирические произведения о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

39.

Картина сельского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». Ритм стихотворения.

Уточнение сведений о творчестве поэта. Наблюдение над изменением ритма стихотворения, его целесообразностью. Осознанность и выразительность чтения

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы

40.

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

Осознанность и выразительность чтения. Уточнение сведений о творчестве поэта. Обучение составлению   оценочных  суждений о прочитанном произведении.

Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

41.

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник»

Образные языковые средства. Уточнение сведений о творчестве поэта. Герои стихотворений, их эмоциональное состояние. Работа над вариативностью интонирования

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

42.

Н. А. Некрасова «В зимние

сумерки нянины сказки…»

Анализ образных средств языка, их роль в произведении.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

43.

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

Знакомство с жизнью и творчеством поэта. Анализ образных средств языка, их роль в произведении. Словесное рисование. Практическое рисование.

Знать творчество И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

44.

Внеклассное чтение . Родные поэты.

Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Знать книги о жизни трудового народа

45.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Осознанность и выразительность чтения. Тематические, авторские выставки книг, их анализ. Образные средства языка, их роль в поэтическом произведении. Восстановление стихотворных строк. Знакомство с понятием «строфа».

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

46.

Оценка достижений

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Литературные сказки (16  ч)

47.

Знакомство с новым разделом, прогнозирование его содержания.
В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»

Знакомство с биографией автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту

48

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Составление плана сказки

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки. Виды планов. Составление плана текста (эмоционального).

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

49.

В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Подробный пересказ

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки.

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя

50.

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе». Особенности данного литературного жанра

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

51.

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе». Текст – описание в содержании художественного произведения.

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Знать творчество В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

52.

В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе». Герои литературного текста

Уточнение знаний о творчестве автора. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

53.

 П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Своеобразие языка. Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Знать творчество П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

54.

П. П. Бажова «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

55.

П. П. Бажова «Серебряное копытце». Герои художественного произведения.

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения

56.

С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек»

Знакомство с творчеством писателя. Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные

57.

С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек». Герои произведения.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Анализировать характер, мотивы поведения героев

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

58.

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Деление текста на части

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Виды пересказов, их отличительные черты. Взаимосвязь плана и вида пересказа. Групповая работа (составление плана заданного вида).

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

59.

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.

Групповая работа (составление плана заданного вида).

Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями

60.

Внеклассное чтение . сказки любимых писателей.

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения.

Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины.

Уметь использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам

61.

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики»

Выражение личного отношения к прочитанному. Создание небольшого устного текста на заданную

тему. Иллюстрирование сказок.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

62.

Оценка достижений. Контрольная работа.

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Делу время – потехе час (9  ч)

63.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.  
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с творчеством автора. Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном

64.

 «Сказки о потерянном времени»
Е. Л. Шварца. Нравственный смысл произведения.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

65.

В. Ю. Драгунский. «Главные реки».

Уточнение сведений об авторе. Жанр – юмористический рассказ. Участие в диалоге, высказывание оценочных суждений с опорой на текст. Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

66.

В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Создание небольших письменных ответов на поставленный
вопрос по прочитанному произведению.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства

67.

В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

68.

В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения

69.

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе

Рассказ о своих
впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

70.

Обобщающий урок
«Делу – время,  

потехе – час»

Умение составлять простейшие задания для викторины

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст

71.

Оценка достижений

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

Страна детства (8 ч)

72.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. С. Житков. «Как я ловил
человечков».

Уточнение сведений жизни автора. Анализ произведения. Обсуждение причин, эмоционального состояния и поступков героев. Обучение умению вести диалог.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии)

73.

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Герой произведения.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

74.

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

Уточнение сведений из жизни автора. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту

75.

К. Г. Паустовский «Корзина
с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Восстановление последовательности событий. Оценка событий, поступков героев.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

76.

М. М. Зощенко. «Елка».

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Участие в диалоге
при обсуждении произведения. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

77.

Обобщающий урок «Страна детства»

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

78.

Оценка достижений

Различение жанров
произведений. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства

79.

Внеклассное
чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь приводить примеры произведений фольклора

Поэтическая тетрадь (5 ч)

80.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

Знакомство с творчеством автора. Словесное рисование. Наблюдение над взаимосвязью интонации и эмоциональной составляющей произведения.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения

81.

С. А. Есенин. «Бабушкины
сказки»

Уточнение сведений о жизни и творчестве поэта. Тема, главная мысль. Организация обсуждения тематики, подбор произведений. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

82.

М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Знакомство с биографией и творчеством автора.. Интонирование произведений. Тема, главная мысль.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию

83.

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Оценка достижений.

Литературные игры. Работа над выразительным чтением, изменением интонирования в зависимости от настроения автора или эмоционального состояния

Уметь читать стихотворные произведения наизусть

84.

Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного народа

Природа и мы (12 ч)

85.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

Уточнение сведений об авторе. Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.

Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

86.

Д. Н. Мамина-Сибиряка
«Приемыш». Отношение человека к природе.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

87.

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька».

Знакомство с творчеством автора. Тема, главная мысль, герои произведения. Словесное рисование. Соотношение с иллюстрациями.

Знать творчество А. И. Куприна.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

88.

А. И. Куприна «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.

Расширение границ понятия «тема» рассказа. Нравственные уроки произведения. Работа над изменением концовки рассказа.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

89.

М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка»

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения

Знать творчество М. М. Пришвина.

Уметь определять тему и главную мысль произведения

90.

М. М. Пришвин в рассказе «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка

Уточнение сведений об авторе. Анализ текста. Причины и последствия поступков. Обучение аргументации. Понимание содержания литературного произведения

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы

91.

 Е. И. Чарушин «Кабан».

Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать творчество Е. И. Чарушина.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

92.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа

Знакомство с творчеством автора. Главная мысль, темы произведения. Тематическое многообразие Понимание содержания литературного произведения

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений

93.

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Жанровое своеобразие произведения

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства

94.

Обобщение по разделу «Природа и мы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Ориентация в содержании текстов.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе

95.

Проект «Природа и мы». Оценка достижений

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Уметь различать
элементы книги
(обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал

Поэтическая тетрадь (8 ч)

96.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

97.

Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

Знакомство с творчеством и жизнью автора. Картины природы в стихотворении. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства

98.

С. А. Клычкова «Весна в лесу». Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах

Сведения о творчестве автора. Динамика создания картин природы при помощи языковых средств. Сопоставление произведений  художественной литературы и произведений
живописи

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

99.

Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Настроение, выраженное в стихах

Работа над поэтическим произведением. Средства выразительности языка и их роль в создании эмоционального фона. Декламация произведений.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы

100.

Н. М. Рубцова «Сентябрь».

 Тема природы и Родины в стихах

Знакомство с творчеством автора. Организация диалога, формирование умения доказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения

101

С. А. Есенина «Лебедушка»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства

102.

Обобщение  урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

103.

Оценка достижений

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Родина (8 ч)

104.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

105.

И. С. Никитина «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте

Систематизация сведений о творчестве автора. Тема и главная мысль. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного

106.

С. Д. Дрожжина «Родине». Авторское отношение к изображаемому

Знакомство с творчеством автора. Тема Родины и малой Родины. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений

107.

А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске...»

Тема, главная мысль. Подбор заголовка. Роль сравнения в произведении. Словесное рисование, обоснование цветовой палитры. Декламация произведений.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы

88

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади
в океане»

Тема войны в произведении. Установление причин событий. Умение выразительно читать наизусть
стихи перед аудиторией.

Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту

108

Обобщающий урок «Родина»

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Чтение отрывков наизусть. Составление монологического высказывания по теме.

Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

109.

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

Показать богатство литературы, повествующей о ратных подвигах нашего народа; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь

Проявление бережного отношения к близким людям

110.

Проект «Они защищали Родину»

Умение представить свой проект

Уметь оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну», «лирические произведения в стихотворной форме»

111.

Оценка достижений

Проверить полученные при изучении раздела знания.

Уметь искать необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль

Страна Фантазия (7 ч)

112.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»

Главная мысль, герои рассказа. Объяснение причин поступков героев с использованием доказательств.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

113.

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

114.

К. Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

Знакомство с творчеством автора. Жанровые особенности произведения. Анализ поступков героев. Различение жанров произведений.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев

115.

К. Булычёв «Путешествие Алисы».

Сравнение героев рассказов фантастического жанра.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

116.

Путешествие по стране Фантазии.

Обобщить знания по изученному разделу; развивать память, речь, мышление, творческие способности

Проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в нее использовании

117.

Оценка достижений.

Проверить полученные при изучении раздела знания.

Уметь искать необходимую информацию в соответствии с заданием; определять основную мысль

118.

Внеклассное чтение  «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных)

Система событий, составляющих основу художественного произведения

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг

Зарубежная литература (18 ч)

119.

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»

120.

Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Знакомство с зарубежными авторами, их своеобразием. Анализ текста. Работа с деформированным текстом. Вариативность заголовка. Портрет героя на основе текста.

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

121.

Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

122.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных
переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

123.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

124.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

125.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

Деление текста на части. Виды плана. Работа над планом. Пересказ фрагментов сказки.

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

126.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Внеклассное
чтение № 16:  В стране литературных героев

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг

127.

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Знакомство с творчеством автора. Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы

128.

 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Уметь составлять
небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

129,

130.

С. Лагерлеф. «Святая ночь»

Особенности произведения. Нравственные уроки произведения. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

131.

 С. Лагерлеф. «В Назарете». Святое семейство.

Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст.  Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

132.

С. Лагерлеф. «В Назарете». Иисус и Иуда.

Анализ произведения. Причины и последствия поступков, с опорой на текст.  Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план

133.

Внеклассное  чтение. Урок-отчет «Путешествие по дорогам любимых книг»

Показать, как много  учащиеся прочитали, как это хорошо – много знать; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи; прививать любовь к книгам.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

134.

Контрольная работа за 2 полугодие.

Проверка сформированности умений читать выразительно (выражать настроение, делать логические паузы и ударения), выполнять задания по тексту.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

135.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Тематическая выставка книг и рисунков, их взаимосвязь. Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Знать произведения зарубежных авторов.

Уметь выразительно читать

136.

Урок-игра «Литературные  тайны»

Итоговый урок, обобщение и систематизация знаний. Конкурсная программа на знание авторов, текстов, терминологии.

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся  по литературному чтению

(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию;

полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе событий, герое);

знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;

делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;

составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);

самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;

читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), недостаточно выразительно, допускает от 3 до 5 ошибок;

передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план с помощью наводящих вопросов учителя; воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, допускает более 6 ошибок;

пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;

не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;  при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе во 2 классе. Математика: «Решение логических задач». Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

Цель: учить детей решать логические задачи,  закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве  И.А.Крылова....

Конспект комбинированного урока-проекта (литература+музыка) "Пушкин в литературе и в музыке".

Конспект содержит материалы по теме "Пушкин в литературе и в музыке". Представлены подробные выступления детей в творческих группах....

Статья для учителей татарского языка и литературы "Современные технологии обучения на уроках татарского языка и литературы"

  Информационные технологии рассматриваются как один из компонентов целостной системы обучения. Они не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной дея...

Древнерусская литература презентация Литература Древней Руси Сергий Радонежский

Литература, 8 класс, презентация, раасказывающая о житии Сергия Радонежского...

"Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух" (предисловие). Особенности переводной литературы" (УМК "Перспектива")

Конспект урока литературного чтенияТема урока: «Переводная литература для детей. Борис Заходер "Винни - Пух (предисловие). Особенности переводной литературы»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Детская литература - своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература - часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детейчитателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной д...