Урок литературного чтения 3 класс Занков
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
во 2-м классе.
Д.Н. Мамин-Сибиряк.
«Сказка о храбром Зайце, длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Задачи урока:
- активизировать вдумчивое чтение, формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;
- развивать умение анализировать текст, понимать и сравнивать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным;
- воспитывать внимательное отношение к мнению одноклассника, умение работать дружно.
Урок направлен на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Личностные УУД:
учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
- Регулятивные УУД:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
- Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
основам смыслового восприятия художественных текстов;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
- Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование: учебник, текст народной сказки, портрет автора, выставка произведений автора, иллюстрации детей, мультимедиа-презентация к уроку, текст пословицы, маски героев народной сказки-вороны и зайца.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
Девиз: "Один в поле не воин"
У: Как понимаете смысл этого высказывания?
Д: Если работает команда, коллектив, то дело спорится.
У: Ясно формулируйте свои мысли, правильно стройте высказывания, слушайте внимательно друг друга. Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку и друг другу. Настроение хорошее и работа будет спориться. Надеюсь на плодотворную работу.
2. Знакомство с творчеством писателя. (Приложение 1, слайд 1)
1. Сообщение о жизни и творчестве Мамина-Сибиряка
У: Сегодня в гостях Д. Н. Мамин -Сибиряк, замечательный русский писатель, который жил более 100 лет назад в далеком Зауралье. Рос в семье потомственного священнослужителя, но стать им не захотел. Образование не получил в связи с тем, что в семье не было денег, но всю свою жизнь занимался самообразованием.
К детской читательской аудитории писатель обратился очень рано - любил детей.
За 30 лет творческой деятельности написал более полутораста рассказов, очерков, повестей, сказок для детей. Сегодня будем говорить о сказках, написанных автором. В них, как и полагается в сказках, звери и птицы ведут себя совсем как люди.
Д. Н. Мамин-Сибиряк один воспитывал свою тяжелобольную дочь Аленушку. Девочка часто и тяжело болела, не могла заснуть, и отец сочинял и рассказывал ей удивительные сказки. Когда дочке шел 5-й год, в свет вышла книжка "Аленушкины сказки". Более ста лет прошло, а мы читаем его произведения.
И сегодня будем говорить об одном из них, которое вошло в сборник "Аленушкины сказки"
2. Выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка (носит ознакомительно-рекомендательный характер).
3. Введение в тему урока.
Проверка домашнего задания.
У: Чем вы упрочили ваши знания?
Д: Прочитали "Сказку о храбром Зайце - длинные уши, косые глаза, короткий хвост" и нарисовали героя таким, каким смогли представить.
4. Сообщение темы урока.
У: Д. Н. Мамин-Сибиряк "Сказка о храбром Зайце- длинные уши, косые глаза, короткий хвост".
5. Актуализация знаний. Подведение к цели урока.
У: Вам понравилось это произведение? А чем понравилось?Расскажите.
(Ответы детей)
У: Какую информацию смогли почерпнуть в названии самого произведения?
Д: Сказка- жанр; о Зайце- герой; храбрый-отношение автора; длинные уши, короткий хвост... –описание.
У: Что удивило в названии сказки?
Д: Заяц трусливый, а автор назвал его храбрый.
У: Обратимся к рисункам. Поднимите руки, кто представил зайца хвастливым? Храбрым? Глупым?
У: Ответьте на вопросы. (Приложение1, слайд 2)
Какой не может быть сказка?
а) народной
б) поэтической
в) абсолютно правдивой
г) литературной
д) волшебной
Д: Абсолютно правдивой.
У: Вывод: А.С. Пушкин "Сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!"
6. Цель урока. Определить мудрость сказки, которую хотел передать автор своим читателям.
7. Речевая разминка. (Приложение1, слайд 3)
У: Подготовим речевой аппарат для четкой и ясной дикции.
(Читаем с выделением ударного гласного)
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
8. Проверка первичного восприятия текста.
У: О чем узнали из зачина сказки?
Д: Родился в лесу зайчик, который всего боялся...
У: Внимательные читатели, смогут восстановить сюжетную линию произведения и мы узнаем ее продолжение. (Дети вставляют пропущенные слова в текст, слайд 4)
"Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост."
- Никого я не боюсь! - крикнул ---------- во весь лес.
Сейчас ---------- остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
- Слушайте вы, трусы! Тут язык у ---------- точно примерз.
---------- подпрыгнул кверху, точно мячик, : и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Ходили, ходили, нет нигде храброго ----------
- А ловко напугал Волка ---------- ! - решили все.
С этого дня храбрый ---------- начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Словарная работа: примерз язык; задал стрекача, душа в пятки, выскочить из собственной кожи.
9. Физкультминутка.
Уж я бегал, бегал, бегал - и устал.
Сел на стульчик, а бегать перестал.
Вижу, по небу летит галка,
А потом еще летит галка,
А потом еще летит галка,
А потом еще летит галка.
Почему я не летаю?
Ах, как жалко!
Надоело мне сидеть,
Лучше песенку напеть,
Но идет сейчас урок
Подожду пока звонок.
10. Анализ произведения.
У: Найдите в тексте эпизод, который поможет понять нам, как другие зайцы отреагировали на слова зайчика? (Никого я не боюсь и волка не боюсь, и лисицы, и медведя,… другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался)
У: Почему же над ним смеялись и зайчики, и зайчихи, и зайцы?
Д: Потому что понимали, что волка не одолеть. И заяц только хвастал.
У: А как же автор называет сородичей зайца под конец сказки? Прочитайте.
Д: Молодец, косой!- закричали все зайцы в один голос...
У: Давайте поставим фрагмент мультфильма и ответим на вопрос: «Почему автор называет сородичей - все?»
Д: Зайцы пережили ужасное потрясение, связанное с нападением волка, а перед лицом опасности все оказались равны.
У: Как же так, поведение всех зайцев одинаковое и только один заяц удостоен звания храброго зайца?
Д: Он не храбрый, а стечение обстоятельств помогло зайцу остаться в живых и увести беду от сородичей.
11. Проверка понимания основной мысли сказки.
Работа в парах.
У: Соберите пословицу и дайте оценку поступку зайца.
Пословица:
Не тот храбрец, кто хвалится, а тот, кто молча со страхом своим борется.
У: Какой урок можно извлечь из сказки каждому из нас?
Д: Чувство страха присуще всем, но надо его побороть...
12. Проблемное задание. Исследователь! Докажи,...(Приложение 1, слайд 5)
У: Сказку, которую прочитали- авторская. Литературная сказка пишется на мотив народной сказки, в основе которой может быть их до 10.
Внимание! Послушайте народную сказку "Заяц-хвастун" и докажите, что авторская сказка написана на мотив народной.
Русская народная сказка. «Заяц-хвастун»
Жил – был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.
Вот забрался он раз к одному крестьянину снопы воровать, видит – там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:
- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!
Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:
- А ну, скажи, как ты хвастался?
- А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Потрепала его ворона за ушки и говорит:
- Смотри, больше не хвастай!
Испугался заяц и обещал больше не хвастать.
Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает – надо бы вороне помочь.
А собаки увидели зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал – собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.
Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.
- Ну, - говорит ему ворона, - ты молодец: не хвастун, а храбрец.
Словарная работа:
Крестьянин - сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных.
Признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или в селе.
Снопы - связки сельскохозяйственных растений,(льна, злаковых, бобовых).
Потрепала - ласково похлопала, погладила.
Выбились - очень утомились, изнемогли.
(Вначале дети слушают сказку в исполнении ученицы, после словарной.)
Чтение по ролям используя маски героев народной сказки-вороны и зайца.
Сравнение сказок
Литературная сказка | Народная сказка |
узнали о том, что в лесу родился трусливый зайчик, который повзрослел и перестал всех бояться | говорится о том же |
Вывод: зачин литературной сказки написан на мотив народной.
Рефлексия:
У: Чему же научила нас народная сказка?
Д: Не хвастать.
У: Кто же говорит эти слова?
Д: Ворона зайцу.
У: Какая ворона в диалоге с зайцем?
Д: Мудрая.
У: Какая сказка понравилась больше?
В литературной сказке много подробностей, читать интереснее...
Вывод: Сказка превращает сочинителя в творца. Никто не запрещает рассказчику сочинять новые детали, додумывать, домысливать.
13. Домашнее задание.
У: Пересказать одну из сказок по желанию.
14. Итог урока.
У: Какое задание на уроке понравилось? Какое запомнилось?
Что вам захотелось досказать по теме урока? О чем хотите узнать на следующем уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....