Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ПНШ ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1.doc522 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая  программа по предмету «Литературное чтение» разработана на  основе  программ   «Обучение грамоте»  Н.Г.Агарковой,  Ю.А. Агаркова  (92 часа)  и по предмету «Литературное чтение» Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской (40 часов),  входящих  в  УМК «Перспективная начальная школа»,  созданных   в  соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009год).

      Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

      Цель курса — обучение первоначальному чтению на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

В силу особенностей, присущих «Литературному чтению», решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
  • духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
  • литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
  • библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX - начала XXI века.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литературное  чтение»

Содержательные линии:

1. Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн - не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разными целями: для составления общего впечатления в рамках ознакомительного чтения: для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популярных детских журналов в рамках просмотрового чтения: для привлечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения: для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

Этическая сторона диалогического общения - использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне - рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

Формирование библиографической культуры Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учебник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации - все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».

2. Литературоведческая пропедевтика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни - авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины - фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей - коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет — наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира — мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

3.        Элементы творческой деятельности (интерпретация лите-
ратурного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

4.        Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональное™ России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

               МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Задачи обучения грамоте решаются на уроках русского языка и литературного чтения. Содержание курса «Обучение грамоте» подчеркивает интегрированный характер этого периода с учетом специфики учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Продолжительность курса «Обучение грамоте» (23 учебные недели, 9 ч в неделю, 207 часов в год). Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Курс «Обучение грамоте» по литературному чтению длится  92 часа, а затем начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

В 1-м классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 40 часов, во 2-м, 3-м и 4-м классах — по 136 часов в год (4 часа в неделю).

              ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры содержания образования в  силу особенностей учебного предмета выделяем:

• Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей важна, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:

  • сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;
  • накопит опыт понимания того, что литература - это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

•        получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию

(накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

•        овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1 -го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
  • читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

     • рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:

  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;
  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;

     •        обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка — закличку; рассказ — сказку и т. д.).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
  • находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года   обучения

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

    •         ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

•        работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а)        в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке;

б)        в рамках коммуникации как взаимодействия:

     •        видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий

обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
  • обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА   ( 92ч + 40 ч)

№ п/п

Название разделов

Кол-во часов

Обучение   грамоте

92 часа

1

Подготовительный  период

9 час

2

Основной звукобуквенный период

72  час

3

Заключительный период

11 час

Литературное  чтение

40 часов

Итого:

132 часа

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (9 ч)

1. Чтение (9 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Учащиеся должны знать/ понимать:

на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы — элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь:

составлять предложения из 2-4 слов и рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (72 ч)

1. Чтение (72 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки  (непарные по глухости/звонкости и парные по твердости/мягкости)

Согласные звуки [м, м', н, н', л, л', р, р', й] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных' согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости/мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом □') фиксируются мягкие, другим (без апострофа □) — твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

Термин «сонорные» детям не дается. Он заменяется словом «звонкие»

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й'] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й'] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков

с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й'а], [й'о], [й'у], [й'э] в начале слова ([й'ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай'ан] — баян, [р'исуй'у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н'о]- нё; [ру]- ру; [р'у]- рю; [ла]- ла; [л'а]- ля; [мэ]- мэ; [м'э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д'], [т]-[т'], [з]-[з'], [с]-[с'], [г]-[г'], [к]-[к'], [в]-[в'], [ф]-[ф'], [б]-[б'], [п]-[п'] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д'-т', з-с, з'-с', г-к, г'-к', в-ф, в'-ф', б-п, б'-п'] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима. Даня — Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [и'] после разделительных мягкого «ь» и твердого «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й'] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й'], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й'], перекодирование её в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х', ч', щ', ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х', ч', щ', ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё {шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, то есть чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (11 ч)

1. Чтение (11 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все начиналось, б) главная часть: что произошло с героями, в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Литературное  чтение» раздела  «Азбука» к концу заключительного периода обучения грамоте

Учащиеся должны знать/ понимать:

структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

•читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

озаглавливать прослушанный текст

  Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1-м классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения — остается актуальной и на протяжении второго года обучения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью. Чтение по ролям, чтение по цепочке.

Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.

Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)

Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.

Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов (чтение вслух закли-чек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).

Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.

Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Малые жанры фольклора: прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Русские писатели и поэты: Л. Толстой «Косточка»; М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература
Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак, Дж. Ривз.

      Проза

 Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок); Г. Остер «Эхо»;

 С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

 Ю. Коваль «Полет», «Снегири и коты», «Береза»;

 Д. Биссет «Шшшшш!», «Бац», «Под ковром»;

 Н. Друк «Сказка»;

 Б. Заходер «Серая звездочка»


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование  разделов  и  тем    

Кол-во  часов

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Формы контроля

Дата проведензанятия

Раздел 1.           Подготовительный период обучения грамоте. 

9

1

1.1

Вводный урок. Знакомство  с первой учебной книгой – “Азбукой”

1

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Составление предложений по иллюстрациям.

Слушание текста сказки.

Пересказ содержания сказки. Составление рассказа на основе иллюстрации.

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Соотнесение  иллюстраций с частями текста

Выделение структурной единицы языка – предложение.

Составление предложений из 2-3 слов.  

Пересказ текста.

Составление рассказа из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели, с использованием соответствующих фишек, подбор слов, обозначающих действия предметов, признаки предметов.

Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией.

Составление предложений на основе тематических иллюстраций. Выборочный пересказ. Заучивание  стихотворения наизусть.

Личностные УУД

Формирование  мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности,  развитие готовности к сотрудничеству и  дружбе.

Учет разных мнений и умение обосновать собственное, выделение нравственного содержания поступков на основе различения моральных норм

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Развитие доброжелательности,  доверия и внимательности к животным, развитие эмпатии и сопереживания

Познавательные УУД

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам)

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Умение слушать и вступать в диалог, учет разных мнений и умение обосновать собственное,

 аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Познакомиться с учителем и одноклассниками.

Формирование картины мира культуры как ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Текущий контроль

01.09

2

1.2

Речь устная и письменная. Слушание сказки “Заюшкина избушка”

1

Текущий контроль

03.09

3

1.3

Текст. Предложение. Слово. Сказка “Колобок”

1

Текущий контроль

04.09

4

1.4

Предложение. Интонация.  “Как хлеб на стол пришел”

1

Текущий контроль

05.09

5

1.5

Слова – предметы. Живые и неживые предметы. “Доброе дело”

1

Текущий контроль

08.09

6

1.6

Текст. Живые и неживые предметы.   “Попугай”

1

Текущий контроль

10.09

7

1.7

Слова – предметы. Слова – действия.  “Неудачная прогулка”

1

Текущий контроль

11.09

8

1.8

Слова – признаки. “Догадливая лягушка”.

1

Текущий контроль

12.09

9

1.9

Слова – помощники. “Зимние заботы”, “Наши гости”

1

Текущий контроль

15.09

Итого   по  разделу:

9

 Раздел 2.     Основной, звукобуквенный период обучения грамоте

72

10

2.1

Буквы А,а и звук [ а ]

1

Чтение и понимание текста.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов  только те, в которых есть заданный звук.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов  только те, в которых есть заданный звук.

Подбор слов с заданным звуком.

Чтение и понимание текста.

Декламация стихотворений.

Фиксация на схеме слова гласного звука с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции.  

Конструирование печатных букв с помощью элементов-шаблонов.

Формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Личностные УУД

Самоопределение,  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

знаково-символическое моделирование

Коммуникативные УУД

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения, умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Текущий контроль

17.09

11

2.2

Буквы А,а и звук [ а ]

1

Текущий контроль

18.09

12

2.3

Буквы О,о и звук [ о ]

1

Текущий контроль

19.09

13

2.4

Буквы О,о и звук [ о ]

1

Текущий контроль

22.09

14

2.5

Буквы У,у и звук [ у ]

1

Текущий контроль

24.09

15

2.6

Буквы У,у и звук [ у ]

1

Текущий контроль

25.09

16

 2.7

Буквы Э,э и звук [ э ]

1

Текущий контроль

26.09

17

 2.8

Буквы Э,э и звук [ э ]

1

Текущий контроль

29.09

18

 2.9

Буква ы и звук [ ы ]

1

Текущий контроль

01.10

19

 2.10

Буквы И,и и звук [ и ]

1

Текущий контроль

02.10

20

2.11

Гласные звуки.

1

Текущий контроль

03.10

21

2.12

Ударение. Гласные ударные и безударн

1

Текущий контроль

06.10

22

2.13

Буквы М, м и  звуки [ м ], [ м' ].

Согласные мягкие и твердые звуки

1

Текущий контроль

08.10

23

2.14

Буквы М, м и  звуки [ м ], [ м' ]

1

Чтение в схемах и текстах буквенной записи слов по слогам и орфоэпически.

Деление слова на слоги.

Декламация стихотворений.

Чтение закрытых и неприкрытых слогов и открытых слогов-слияний с твердыми и мягкими согласными звуками

Перекодирование звуковой формы слов из условно-графической в буквенную и наоборот.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Личностные УУД

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой: знаково-символическое моделирование

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,  уважение иной точки зрения; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Текущий контроль

09.10

24

2.15

Буквы Н, н и  звуки [ н ], [ н' ]

1

Текущий контроль

10.10

25

2.16

Буквы Н, н и  звуки [ н ], [ н' ]

1

Текущий контроль

13.10

26

 2.17

Буквы Л, л и  звуки [ л ], [ л' ]

1

Текущий контроль

15.10

27

 2.18

Буквы Л, л и  звуки [ л ], [ л' ]

1

Текущий контроль

16.10

28

 2.19

Буквы Р, р и  звуки [р ], [ р' ]

1

Текущий контроль

17.10

29

 2.20

Буквы Р, р и  звуки [р ], [ р' ]

1

Текущий контроль

20.10

30

2.21

Буквы Й, й и  звук  [ й' ]

1

Текущий контроль

22.10

31

2.22

Буквы Й, й и  звук  [ й' ]

1

Текущий контроль

23.10

32

2.23

Буквы Я, я и  звуки [ й' ] [ а ]

1

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв я, ё, ю, е на письме.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Чтение текста с изученными буквами.

Формулирование ответов на вопросы по прочитанному тексту.

Составление звукобуквенных схем слов.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных)

Личностные УУД

Развитие самооценки личности,  адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия, смыслообразование, ориентация

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой,

Коммуникативные УУД

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет. Умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

Текущий контроль

24.10

33

2.24

Буква Я обозначает мягкость согласных

1

Текущий контроль

27.10

34

2.25

Буквы Ё, ё и  звуки [ й' ] [ о ]

1

Текущий контроль

29.10

35

2.26

Буква Ё  обозначает мягкость согласных

1

Текущий контроль

30.10

36

 2.27

Буквы Ю, ю и  звуки [ й' ] [ у ]

1

Текущий контроль

31.10

37

 2.28

Буква Ю обозначает мягкость согласных

1

Текущий контроль

10.11

38

 2.29

Буква Е обозначает мягкость согласных

1

Текущий контроль

12.11

39

 2.30

Буква Е обозначает мягкость согласных

1

Текущий контроль

13.11

40

 2.31

Ь – показатель мягкости согласных

1

Текущий контроль

14.11

41

 2.32

Буквы Д, д и  звуки [д ], [ д' ]

1

Наблюдение над смыслоразличительной функцией звуков.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов, текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного исходного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей.

Чтение и отгадывание загадок.

Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Чтение текста с изученными буквами.

Составление предложений по иллюстрациям и схемам.

Пересказывание текста.

Деление слов на слоги.

Чтение и отгадывание загадок.

Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Чтение текста с изученными буквами.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного исходного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей.

Личностные УУД

Самоопределение,  формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой:

Поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации; анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Коммуникативные УУД

Умение договариваться,  находить общее решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

Текущий контроль

17.11

42

 2.33

Буквы Д, д и  звуки [д ], [ д' ]

1

Текущий контроль

19.11

43

2.34

Буквы Т, т и  звуки [т ], [ т' ]

1

Текущий контроль

20.11

44

2.35

Согласные звон.-глух [т ]-[д ], [д' ]-[т']

1

Текущий контроль

21.11

45

2.36

Буквы З, з и  звуки [з ], [ з' ]

1

Текущий контроль

24.11

46

 2.37

Буквы З, з и  звуки [з ], [ з' ]

1

Текущий контроль

26.11

47

 2.38

Буквы С, с и  звуки [с ], [ с' ]

1

Текущий контроль

27.11

48

 2.39

Согласные зв.-глух. [з]-[ с ]  [з' ]-[ с' ]

1

Текущий контроль

28.11

49

 2.40

Буквы Г,г и  звуки [г ], [ г' ]

1

Текущий контроль

01.12

50

2.41

Буквы Г,г и  звуки [г ], [ г' ]

1

Текущий контроль

03.12

51

2.42

Буквы К,к и  звуки [к ], [ к' ]

1

Текущий контроль

04.12

52

2.43

Согласные зв.-глух.  [г]-[ к ]  [г' ]-[ к' ]

1

Текущий контроль

05.12

53

2.44

Буквы В,в и  звуки [в ], [ в' ]

1

Текущий контроль

08.12

54

2.45

Имена  собственные

1

Текущий контроль

10.12

55

2.46

Буквы Ф,ф и  звуки [ф ], [ ф' ]

1

Текущий контроль

11.12

56

 2.47

Согласные зв.-глух.  [в]-[ ф ]  [в' ]-[ ф']

1

Текущий контроль

12.12

57

 2.48

Буквы Б,б и  звуки [б ], [ б' ]

1

Текущий контроль

15.12

58

 2.49

Буквы Б,б и  звуки [б ], [ б' ]

1

Текущий контроль

17.12

59

 2.50

Буквы П,п и  звуки [п ], [ п' ]

1

Текущий контроль

18.12

60

2.51

Согласные зв.-глух.  [б]-[ п ]  [б' ]-[ п' ]

1

Текущий контроль

19.12

61

2.52

Буквы Ж,ж и  звук [ж ]

1

Текущий контроль

22.12

62

2.53

Буквы Ж,ж и  звук [ж ]

1

Текущий контроль

24.12

63

2.54

Буквы Ш,ш и  звук [ш ]

1

Текущий контроль

25.12

64

2.55

Буквы Ш,ш и  звук [ш ]

1

Текущий контроль

26.12

65

2.56

Согласные зв.-глух.  [ж]-[ ш]

1

Текущий контроль

12.01

66

 2.57

Разделительный мягкий знак.

1

Обозначение на письме звуков [й] с помощью сочетаний разделительных «ъ» и «ь» знаков  и гласных букв.

Чтение слов, предложений и текстов с изученными текстами.

Чтение звуковой схемы слов со звуком [й], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем орфоэпическ

Текущий контроль

14.01

67

 2.58

Чтение слов с разделительным Ь знаком

1

Текущий контроль

15.01

68

 2.59

Разделительный  твёрдый знак

1

Текущий контроль

16.01

69

 2.60

Буквы Х,х и  звуки [х ], [ х' ]

1

Проведение звукобуквенного разбора.

Чтение слогов, слов, предложений и текстов.

Написание сочетаний чк – чн, ча, ща, чу, щу.

Чтение слов с сочетаниями же, ше, шо, шё, жо, жё, че, чщ, чё, ще, що, щё, чк,чн,чт,щн.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного исходного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей.

Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Чтение и отгадывание загадок.

Личностные УУД

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе

развития познавательных интересов, учебных мотивов. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации. Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение необходимой информации, сбор, анализ и оценка информации. Построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Регулятивные УУД 

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Текущий контроль

19.01

70

2.61

Буквы Х,х и  звуки [х ], [ х' ]

1

Текущий контроль

21.01

71

2.62

Буквы Ч,ч и  звук  [ ч' ]

1

Текущий контроль

22.01

72

2.63

Буквы Ч,ч и  звук  [ ч' ]

1

Текущий контроль

23.01

73

2.64

Чтение слов с сочетания  чк,чн,чк.

1

Текущий контроль

26.01

74

2.65

Буквы Щ,щ и  звук  [ щ' ]

1

Текущий контроль

28.01

75

2.66

Буквы Щ,щ и  звук  [ щ' ]

1

Текущий контроль

29.01

76

 2.67

Буквы Ц,ц и  звук [ц ]

1

Текущий контроль

30.01

77

 2.68

Буквы Ц,ц и  звук [ц ]

1

Текущий контроль

02.02

78

 2.69

Буквы русского алфавита

1

Текущий контроль

04.02

79

 2.70

Алфавит русской азбуки

1

Текущий контроль

05.02

80

2.71

Звуки  и буквы

1

Текущий контроль

06.02

81

2.72

Праздник  «Азбуки»

1

Текущий контроль

Итого   по  разделу:

72

Раздел 3.    Заключительный период обучения грамоте

11

82

3.1

В. Берестов «Верблюжонок».

1

Чтение и понимание текста.

Выразительное чтение, формулирование ответов на вопросы по содержанию текста.

Декламация стихотворений.

Звукобуквенный разбор.

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Чтение и отгадывание загадок.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание  помощи тем, кто в ней нуждается

Познавательные УУД

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Текущий контроль

83

3.2

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

1

Текущий контроль

84

3.3

К.Чуковский «Мудрец…»

1

Текущий контроль

85

3.4

Я.Козловский «Солнце…», В.Берестов «Утро»

1

Текущий контроль

86

3.5

А. Блок «Ветхая избушка».

1

Текущий контроль

87

3.6

А. Усачёв «Бегает цыплёнок»

1

Текущий контроль

88

3.7

Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть».

1

Текущий контроль

89

3.8

Г.Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки».

1

Текущий контроль

90

3.9

Г.Граубин «Шишкопад», Б. Заходер «Песня игрушек»

1

Текущий контроль

91

3.10

С. Маршак «Алфавит»,

1

Текущий контроль

92

3.11

В. Берестов «Читалочка»

1

Итого   по  разделу:

11

Раздел 4.      Литературное чтение

40

93

4.1

Начало пути: волшебные предметы и помощники. «Про белого бычка»

1

Идентифицирование  малых жанров, наблюдение включения одного жанра в другой.

Отработка навыка чтения, воспитание чувства юмора.

Совершенствование навыка чтения.

Обсуждение поэтических образов, фантазия, как особый поэтический взгляд на мир.

Осмысление роли поэтов и художников в познании мира

Личностные УУД

самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач; смыслообразование и нравственно-этическая ориентация;

Регулятивные УУД

контроль и самоконтроль  процесса и результатов учебной деятельности;

Познавательные  УУД

поиск  и выделение необходимой информации 

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;  

Коммуникативные УУД

коммуникация как взаимодействие - учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

Текущий контроль

94

4.2

Законы докучной сказки. «Про сороку и рака»

1

Текущий контроль

95

4.3

Секреты считалок. Стихи А.Барто

1

Текущий контроль

96

4.4

Тайны загадок. Как устроена загадка?

1

Текущий контроль

97

4.5

Заклички: обращение к Природе

1

Текущий контроль

98

4.6

Трудности  скороговорок.

1

Текущий контроль

99

4.7

Хвосты слонов. Г.Остер «Эхо»

1

Обнаружение и сравнение «хвостов» слов, нахождение рифмы.

Освоение понятия  «рифма».

Введение термина «рифма».

Подведение к выводу, что поэзия – это не просто рифмованные строки.

Совершенствование навыка чтения, поиск рифмующихся строк.

Текущий контроль

100

4.8

Созвучные концы слов. Д.Хармс  «Очень-очень вкусный пирог»

1

Текущий контроль

101

4.9

Н. Носов «Приключения Незнайки»

1

Текущий контроль

102

4.10

Рифма и смысл. И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки»

1

Текущий контроль

103

4.11

Рифма и смысл. А.Дмитриев «Шлагбаум», Д.Ривз «Рифма»

1

наизусть

104

4.12

Кумулятивные сказки: «Репка» рнс.

1

Знакомство с композиционными особенностями кумулятивной сказки.

Совершенствование навыка чтения

Личностные УУД

самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД 

поиск  и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов; работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками;

установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям

Текущий контроль

105

4.13

Кумулятивные сказки: «Теремок» рнс.

1

Текущий контроль

106

4.14

Кумулятивные сказки:Три медведя рнс

1

Текущий контроль

107

4.15

Кумулятивные сказки: Маша и медведь

1

Текущий контроль

108

4.16

Д. Биссет «Шшшш!»

1

Знакомство с звукописью, обнаружение звукописи в стихотворных произведениях.

Обнаружение звукописи в прозаических и стихотворных произведениях.

Совершенствование навыка чтения

Текущий контроль

109

4.17

Д. Биссет «Бац!

1

Текущий контроль

110

4.18

Заклички, считалки, скороговорки Д. Ривз, Е.Благининой,  А. Усачёва

1

Текущий контроль

111

4.19

М. Ботодицкая «Разговор с пчелой»,

С. Чёрный «Песня мухи»

1

Текущий контроль

112

4.20

Д. Биссет «Под ковром»

1

Текущий контроль

113

4.21

Л. Толстой «Косточка»

1

Текущий контроль

114

4.22

М.Горький «Воробьишко»

1

Текущий контроль

115

4.23

Б. Заходер « Серая звёздочка»

1

Идентифицирование  малых жанров, наблюдение включения одного жанра в другой.

Отработка навыка чтения, воспитание чувства юмора.

Совершенствование навыка чтения.

Обсуждение поэтических образов Фантазия-поэтический взгляд на мир.

Текущий контроль

116

4.24

Б. Заходер « Серая звёздочка

1

Текущий контроль

117

4.25

А.Усачёв «Буль-буль»

1

Текущий контроль

118

4.16

Чувство юмора в поэзии. Тим Собакин (Немножко необычное стихотворение)

1

Текущий контроль

119

4.27

Б. Заходер «Где поставить запятую?»

1

Текущий контроль

120

4.28

Виктор Лунин «Целыми днями».

1

121

4.29

Э. Успенский «Разгром».

1

наизусть

122

4.30

 Б. Заходер «Рапуны», Приятная встреча

1

Обсуждение темы особого восприятия мира поэтами и любителями природы

Знакомство с жанрами прибаутки и небылицы,

Сопоставление литературных и художественных образов

Распознавание жанровой принадлежности текста

Совершенствование навыка чтения

Личностные УУД

самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач;

Регулятивные УУД

контроль и самоконтроль  процесса и результатов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

поиск  и выделение информации (работа с текстом иллюстрациями

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям; коммуникация как взаимодействие– учёт позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

Текущий контроль

123

4.31

Прибаутка и небылица. И.Токмакова «В одной стране».

1

Текущий контроль

124

4.32

С.Козлов «Туман».

1

наизусть

125

4.33

С.Воронин «Необыкновенная ромашка

1

Текущий контроль

126

4.34

И.Токмакова «Разговоры»

1

Текущий контроль

127

4.35

Ю.Коваль «Полёт»

1

Текущий контроль

128

4.36

Ю.Коваль «Снегири и коты»

1

Текущий контроль

129

4.37

Ю.Коваль «Берёза»

1

наизусть

130

4.38

Н.Друк «Сказка»

1

Текущий контроль

131

4.39

Искусство иллюстрации

1

Текущий контроль

132

4.40

 «Как хорошо уметь читать»

1

Текущий контроль

Итого   по  разделу:

40

Всего по курсу:

132


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

  1. Чуракова Р.Г. Концептуальные основы развивающей личностно-ориентированной дидактической системы обучения. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  3. Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

4.        Проектирование основной образовательной программы школы/ Под ред. Р.Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник,2013

Учебно-методическая литература

1  класс

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2013
  3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

4.        Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение.  1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2013

Ключевые слова

Азбука

Алфавит

Безударные гласные звуки

Буква

Гласные звуки

Глухие согласные

Звонкие согласные

Звук

Парные согласные

Письменная речь

Предложение

Слова

Слог

Согласные звуки

Текст

Ударение

Ударные гласные звуки

Устная речь

Список литературы

Программа по курсу «Литературное чтение»:

  1. Агаркова, Н.Г., Агарков, Ю.А. Азбука [Текст]: Методическое пособие 1 кл. Программа по обучению грамоте (чтение)  /Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.,2013г.,  11-20с

2. Чуракова, Н.А., Малаховская, О.В., Программа по литературному чтению [Текст]:  «Программы по учебным предметам», Р.Г. Чуракова. -  М.:  Академкнига/учебник , 2013 г. - Ч.1:  19-112 с.    

Учебно-методические пособия для учителя

  1. Агаркова, Н.Г., Агарков, Ю.А. Азбука [Текст]: Методическое пособие 1 кл. /Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.,2013
  2. Чуракова, Н.А., Малаховская, О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение [Текст]:  1-4 класс/ Н.А. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник.,2013

Методические пособия для учащихся:

  1. Агаркова, Н.Г., Агарков, Ю.А.  Азбука [Текст]: Учебник по обучению грамоте и чтению 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник.,2013г
  2. Малаховская О. В. Литературное чтение [Текст]: Тетрадь для самостоятельной работы 1 класс/ О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник., 2013г
  3. Чуракова, Н.А. Литературное чтение [Текст]: учебник 1класс/ Н.А. Чуракова. - М.:        Академкнига/Учебник.,2013г
  4. Чуракова Н.А. Литературное чтение [Текст]: Хрестоматия 1 класс/Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник.,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога 1 класса по ФГОС

Рабочая программа педагога для учащихся 1 класса разработана на основе Концепции стандарта второго поколения (ФГОС НОО). Включает в себя пояснительные записки и поурочно-тематические планирования к ка...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС УМК Школа Росии на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по математике по ФГОС для 1 класса по учебной линии "Школа Росии" составлена на 2012-2013 учебный год...

рабочая программа "Математика.3 класс"Моро ФГОС

рабочая программа по математике 3 класс к учебнику Моро. Составлена по ФГОС II поколения. Актуальна для...

рабочая программа "Математика.3 класс"Моро ФГОС

рабочая программа составлена по учебнику Моро Фгос II поколения. Актуальна для Республики Татарстан....

Рабочие программы для 1 класса по ФГОС

Вашему вниманию представлены рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1 класса по ФГОС 2 поколения....

Рабочие программы для 1 класса по ФГОС

Рабочие программы по ФГОС...

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС УМК "Школа 2100"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.Может быть использована учителями начальных классов....