Конспект урока внеклассного чтения К. И.Чуковский «Доктор Айболит» (произведение в прозе).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Задачи:

- расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского

- вызвать интерес ребят к предложенной книге, являющемся лучшими образцом детской литературы, привлечь их к активному чтению;

- формировать умение анализировать произведения, выявлять в них поучительные моменты и применять их в своей жизни; прививать интерес к детской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chukovskiy_vneklassnoe_chtenie.docx12.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения (игра-викторина)

    Тема:     К. И.Чуковский  «Доктор  Айболит»  (произведение в прозе).

Цель - формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского.

Задачи:

-  расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского

-  вызвать интерес ребят к предложенной  книге, являющемся лучшими образцом детской литературы, привлечь  их к активному чтению;

- формировать умение анализировать произведения, выявлять в них поучительные  моменты и применять их в своей жизни; прививать интерес к детской литературе.

Оборудование : книга К. И.Чуковского «Доктор  Айболит» ( проза  и  стихи), портрет  писателя, иллюстрации  к  страницам  книги,  предметы  персонажей  сказки.

Ход  урока

1. Орг.момент

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

 2. Рассказ учителя о К. И.Чуковском.

   В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы.   Этот человек  заслужил у ребят почетное звание "дедушка". Звали этого человека Корней Иванович Чуковский.

      Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Мать, Екатерина Осиповна, зарабатывала на жизнь стиркой белья. Учеба в то время была платная, и все же  сына удалось отдать  в гимназию, но мальчика все равно отчислили из 5 класса за то, что семья была бедная. Чтобы помочь семье мальчик перепробовал много профессий, а в каждую свободную минуту бегал в библиотеку. Он очень много читал и учебу закончил экстерном. Вскоре, на рынке ему удалось купить на деньги, которые он заработал, учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве. Английский язык ему очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.  К.И.Чуковский считал труд переводчика очень важным. Он перевел «Приключения Барона Мюнхаузена», «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера». И с этими книгами  мы обязательно  познакомимся позже. В 1962 году, когда Чуковскому было 80 лет, ему присвоили почетное звание доктора литературы, для получения которого он был приглашен в Англию.

   Настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков.  Николай очень любил посещать различные выставки картин. И затем свои мысли о картинах он записывал. С 1901 года его пригласили работать в газету критиком. А было ему тогда всего 19 лет. С тех пор он имел постоянный заработок и стал жить отдельно от семьи. А вскоре женился.   Детским поэтом-сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так. Заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Эта сказка была самой первой.  Или  другой случай. Утром плакала дочка, она не хотела умываться. Он вышел из своего кабинета, взял ее на руки и сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» Так появился его знаменитый «Мойдодыр».

  Ребята,  вам было предложено дома прочитать произведение К.И.Чуковского «Доктор Айболит» в прозе.  Мы с вами провели даже урок в библиотеке. Наталья Ярославовна познакомила нас  и с другими книгами Чуковского. Я сегодня очень рада за ребят,  которые попробовали себя в роли художника-иллюстратора этой книги. Молодцы!

А сейчас мы проверим ваши знания по прочитанному.  Итак, мы  отправляемся  в  путь. Начинаем  нашу  игру – викторину по  сказке «Доктор  Айболит».

1 тур.  «Общеразвивающий».

1) Сколько  частей  в  этой  сказке? (2) Назовите  их:

         1 часть -  «Путешествие  в  страну  Обезьян»

         2 часть -  «Пента  и  морские  разбойники»

2) Доктор  отправляется  в  страну  Обезьян, а  где  находится  эта  страна? ( в Африке)

3) Кто  были  его  помощники? ( утка Кика, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба)

4) Кого  лечил  доктор? (зверей). Как  об  этом  было  написано  объявление?

                Открыта  больница  для  птиц  и  зверей,

                Идите  лечиться  туда  поскорей!

5) Кто  такая  Варвара? (злая  сестра  доктора)

6) А  кто  такие  Таня  и  Ваня? ( дети, которых  Доктор  когда-то  вылечил  от  скарлатины  и  кори, они  тоже  помогали  ему )

7) Кто  такой Пента? (маленький  мальчик, сын  рыбака; его  отец  отказался  разбойничать)

8) У  пиратов  был  предводитель – самый  главный  пират. Как  его  звали? ( Бармалей)

 2 тур. «ЗВЕРИНЫЙ  ЯЗЫК»

1) Однажды  к  доктору  пришла  лошадь  и  сказала : «Лама, воной, фифи, куку». Переведите. ( У  меня  болят  глаза, дайте  мне, пожалуйста, очки.)

2) «Чака» по-звериному  это … ( спасибо)

3) «Чичи»  значит … ( молодчина)

4) А  как  по-звериному  назывался  весёлый  обезьяний  танец? (ткелла)

5)  «Карабуки, марабуки, бу!» ( Как  же  нам  не  служить  тебе, ведь  ты  наш  самый  лучший  друг!)

6) «Абузо, мабузо, бах!» ( Мы  никогда  не  покинем  тебя  и  будем  тебе  верными  товарищами.)

7) Доктор  подозвал  к  себе  утку Кику  и  тихо  сказал  ей  на  ухо:

   - Чари – барии, чава – чам!

   - Чука – чук! – ответила  Кика. Переведите. ( Позовите, пожалйста, дельфинов. Дельфины, плывите  сюда!)

8) Авва  вбежала  на  палубу  и  крикнула  Доктору: «Заксара! Заксара! Ксу!»  Что  на  собачем  языке  означает … ( Смотри  на  мой  нос! Куда  поверну  я  мой  нос, туда  и  веди  корабль.)

9)  «Гин – гин!» - кричала  Бумба  и  Кика. ( это  значит «ау»)

10) «Малакуча! Малакуча!» (Да  здравствует, доктор  Айболит!)

3 тур. Узнай  героя  по  описанию. «КТО  ЭТО?»

1. «Больше  всего  на  свете  этот  человек  любил  зверей. В  комнате  у  него  жили  зайцы, в шкафу  у  него  жила  белка. В  буфете  жила  ворона. На  диване  жил  колючий  ёж. А  в сундуке  жили  белые  мыши».                                            ( Доктор  Айболит)

2. «Очень  сердилась  она  на  Доктора  за  то, что  у  него  в  комнате  столько  зверей. «Прогоните  их  сию  минуту! – кричала  она. – Они  только  комнаты  пачкают. Не  желаю  жить  с  этими  скверными  тварями».                                                      ( сестра доктора – Варвара)

3. «Однажды  вечером, когда  все  звери  спали, к  Доктору  кто-то  постучался.

    - Кто  там? – спросил  Доктор.

    - Это  я, - ответил  тихий  голос.

    Доктор  открыл  дверь  и  в  комнату  вошла  …   очень  худая  и  грязная. Доктор  посадил  её  на  диван  и  спросил: «Что  у  тебя  болит?» «Шея!» - ответила  она  и  заплакала». (обезьянка  Чичи)

4. « Я  дам  тебе  корабль  с  удовольствием. Ведь  ты  спас  мне  жизнь, и  я  рад  оказать  тебе  любую  услугу. Но  смотри:  привези  мой  корабль  назад, потому  что  другого  корабля  у  меня  нет» (моряк  Робинзон)

5. «Нет! – сказал  лохматый  старик  и  захохотал  ещё  громче. – Вы  отсюда  никуда  не  уйдёте! Я  убиваю  каждого, кто  попадёт  ко  мне  в  плен!»    (пират  Бармалей)

6. « Тихо-тихо  подкрался  он  к  Бармалею  и  вытащил  у  него  из-под  подушки  ключ. Если  бы  разбойник  проснулся, он  непременно  бы  убил  бесстрашную  птицу». (попугай  Карудо)

7.  «У  него  две  головы: одна  спереди, а  другая  сзади. Когда  ему  хочется  спать, то  сначала  спит  одна  голова, а  потом  другая. Сразу  же  весь  он  не  спит  никогда. Одна  голова  спит, а  другая  смотрит  по  сторонам, чтобы  не  подкрался  охотник». (Тянитолкай)

8.  «Доктор  зажёг  спичку. Ах, как  тут  неуютно  и  грязно! Ни  стола, ни  скамейки, ни  стула! На  полу  куча  гнилой  соломы, а  на  соломе  сидит  маленький  мальчик  и  плачет. Увидев  Доктора и  всех  его  зверей, мальчик  испугался  и  заплакал  ещё  сильнее». (Пента)

9. «Нет, это  очень  скверно! – сказала  Бумба. – Ведь  они  живут  внизу, в  трюме, и  чуть  только  в  днище  корабля  появится  течь, они  видят  эту  трещину  раньше  всех, прыгают  в  воду  и  плывут  прямо  к  берегу. Значит  наш  корабль  тонет». ( крысы)

10 «Этих  птиц  было  много, они  мчались  вперёд  быстро  и  тянули  за  собою  корабль. Корабль  летел  как   стрела. Доктор  даже  за  шляпу  схватился, чтобы  шляпа  не  слетела  в  воду». (журавли)

4 тур. «БЕГУЩИЕ  МИНУТКИ» (отвечаем быстро)

Вопросы  мальчикам:

1) Кто расклеивал  объявления  об  открытии  больницы  для  зверей? (Таня и Ваня)

2) Из  чего  сделал  Айболит  крылышко  мотыльку? ( из  лоскутка: он  ярко  синий, с  пунцовыми  крапинками0

3) Что  обещал  не  есть  крокодил  у  Доктора? ( ни  зайцев, ни  белок, ни  птиц)

4) Что  болело  у  обезьян? ( животы)

5) Кого  взял  Айболит  в  Африку? ( крокодила, обезьяну  Чичи, собаку  Авву, Кику, Бумбу  и  свинку Хрю-Хрю)

6) Кто  спас  тех зверей, которые  не  умели  плавать? (крокодил)

7) Как  Карудо  спас  пленников? ( вытащил  ключ  от  темницы  и  принёс  его  друзьям)

8) Кого  подарили  Доктору  обезьяны, которых  вылечил  Айболит? (Тянитолкая)

9) Куда  отвёз  Робинзон  злую  Варвару? ( на  необитаемый  остров)

10) Обезьяны  побежали  в  лес  и  прикатили  оттуда  огромный, тяжёлый  камень. Зачем? ( он  будет  памятником  доброму  Доктору)

Вопросы  девочкам:

1) Всех  лечил  Доктор,  но  их  ни  у  кого  не  брал. Потому  что  их  нет  ни  у  черепах, ни  у  орлов. ( деньги)

2) Кто  научил  детей  танцевать  весёлый  обезьяний  танец? (Чичи) Как  он  назывался? (ткелла)

3) Что  лечил  Доктор  у  крокодила? (зубы)

4) Кто  принёс  весть  из  Африки  о больных  обезьянах? (ласточка)

5) Почему  звери  удивились  прилёту  ласточки? ( была  зима)

6) От  чего  вылечил  Айболит  Робинзона? ( от  злой  лихорадки)

7) Что  случилось  с  кораблём  Робинзона  возле  Африки? ( кораблекрушение )

8) Как  называлась  пустыня  в  Африке, где  жили  обезьяны? (Сахара)

9) Корабль  моряка  разбился. На  чём  же  Айболит  вернулся  домой? ( на  корабле  пиратов)

10) Из  чего  обезьяны  построили  мост  через реку? ( из  себя)

5 тур. «ОБОБЩАЮШИЙ». ( кто  быстрее поднимет руку и  ответит  правильно, та  и  получает  балл )

1) Где  нашли  Пенту  Айболит  с  друзьями? ( в  пещере )

2) Как  он  там  оказался? ( его  туда  посадили  разбойники-пираты)

3) Кто  помогал  в  поисках  отца Пенты? ( дельфины – в  море, орлы – имеют  зоркий  глаз, собака  Авва)

4) Как  Авва  отыскала  рыбака? ( по  запаху )

5) Где  она  его  нашла? ( за  морем  в  яме )

6) Кто  ждал  Пенту  и  рыбака  дома? ( рыбачка, 20 дней )

7) Какой  подарок  получила  Авва  и  что  на  нём  было  написано? ( на  ошейнике  написано «Авве – самой  умной, доброй  и  храброй  собаке)

Три  дня  гостил  Айболит  с  друзьями  у  жителей  рыбацкого  посёлка. А  потом  отправился  домой  на  корабле.

8) С  кем  он  встретился  на  пустынном  острове? ( с  пиратами)

9) Кто  помог  Айболиту  уйти  от  преследования? ( ласточка  позвала  журавлей)

10) Почему  крысы  стали  покидать  корабль  Айболита? ( стал  тонуть. Течь)

11) Корабль  Доктора  захватили  … (пираты) и  скоро  пошёл  ко  дну. Пиратам  никто  не  помог. Вдруг  на  поверхности  моря  показались … огромные  страшные  рыбы  с  острыми  зубами  и  широкой  пастью. Это  … (акулы)

12) Вот  показался  их  родной  город  Пиндемонте. Над  городом  стояло  высокое  зарево. Что  это  было  за  «зарево»? ( ил-лю-ми-на-ция)

Из  окон  глядели  люди  и  бросали  доктору  цветы. И  устроили  они  пир  на  весь  мир!

Подведение итогов урока. Награждение отличившихся ребят.  .

Увлекательного  чтенья  мы  желаем  всей  душой!

Вам, девчонки! Вам, мальчишки! С  книжкой  ладить  и  дружить.

Пусть  любовь  к  хорошей  книжке  с  вами  будет  вместе  жить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Звукопись в поэзии и прозе. М.Горький «Воробьишко»" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей умение обнаруживать присутствие звукописи в прозаическом тексте и понимать смысл использования этого литературного приема.Планируемые результаты:Предмет...