Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Тишко Елена Николаевна

Знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Тишко Елена Николаевна

учитель  высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново Смоленской области.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»

(по курсу «Литературное чтение» авторов Г.С.Меркина, Б.Г. Меркина, С.А.Болотовой)

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения

Цели урока:знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»; развитие речи; развитие умения читать художественные тексты вслух по слогам и целыми словами правильно и выразительно; развитие умения понимать общий смысл текста, его основную мысль, последовательность смысловых частей и авторский замысел; воспитание любви к русским народным сказкам; воспитание правильного поведения в разных ситуациях.  

  Ход урока:

I этап урока. Организационный момент.

Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу

Методы: объяснительно-иллюстративный

Приемы: беседа

УУД: участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения и культуры речи. (К)

Учитель:

- Начнём урок с упражнения «Улыбка». Такой простой, естественный способ общения – улыбка. Улыбнитесь мальчики девочкам. Вот какие молодцы, какие милые лица. Пусть это упражнение станет у вас привычкой – это всё же лучше, чем угрюмое, злое выражение лица. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь девочки мальчикам. Как светло стало в классе от ваших улыбок. Теперь каждый перед зеркалом тренируйтесь придавать лицу приветливое выражение лица.  Теперь посмотрите на меня. Как хорошо я вам улыбаюсь Медики говорят, что это полезно для здоровья. А теперь улыбнитесь вы мне. Какое хорошее упражнение! Приступим к работе.

II этап урока.  Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока, повторить изученный материал.

Методы: частично-поисковый

Приемы: эвристическая  беседа

УУД: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать свои учебные действия (Р), уметь выражать свои мысли (К).

 Учитель:

- Отгадайте ребус (на доске) и попробуйте определить тему урока.( Дети отгадывают ребус «семья» и говорят, что речь пойдёт о семье)

- Верно,сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Я и моя семья». С какими произведениями по этой теме  вы, ребята, уже познакомились? (Ответы обучающихся)

-  А сейчас  нас  ждет встреча с новыми художественными произведениями:  басней Льва Толстого «Отец и сыновья» и  отрывком из русской народной сказки «Бобовое зернышко».

Mы будем учиться читать тексты плавно по слогам и целыми словами правильно и выразительно. Будем учиться отвечать на вопросы к тексту, учиться понимать общий смысл и основную мысль текста, последовательность его смысловых частей, определять  замысел автора.

Учитель:

- Чему же, ребята, мы будем сегодня учиться на уроке?  Продолжите предложения:

Читать по слогам и …. Читать правильно и …. Отвечать на ….   Познакомимся с …(Ответы обучающихся)

 III этап. Изучение нового материала.

  1.Подготовка к первичному восприятию текста Л. Толстого «Отец и сыновья»

 1.1 Подготовка к чтению.

Цели: развивать умение читать  вслух по слогам и целыми словами правильно, плавно, выразительно.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Приемы: предложение  упражнений в различных видах, реализующих цель: запоминание рассмотренного материала, игра.

УУД: понимать содержание прочитанного, строить рассуждения об объекте (П), осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение (П), принимать, понимать и решать учебные задачи урока (Р), осуществлять контроль своих действий (Р), участвовать в коллективном обсуждении значения слов (К).

1) Работа со слоговой таблицей в  «Рабочей тетради» (№ 1, с. 28).

Учитель:

-  Подготовимся к чтению басни. Почитаем сначала слоги. Хором прочитаем слоги: громко — тихо,     весело — грустно.

2) Игра «Спустись с пирамиды».                                                      

Выполнение заданий в «Рабочей тетради» (№ 3, 4, с. 28—29)

Учитель:

 Прочитайте слоги и слова, спускаясь с пирамиды. Объясните значение слов.(Ответы обучающихся)

                                                      О   ТЕЦ

                                                ЖИ                      ЛИ

                                            BE                            ЛЕЛ

                                     BE                                              НИК

                               ПРИ                                                       НЁС

                     ПРУ                                                                           ТИК

3)Чтение слов по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Учитель:-  Прочитаем слова в рамке на с. 16 учебника. Что общего в этих словах? Чем они различаются? (Ответы обучающихся)

1.2 Первичное восприятие текста.

Цель: познакомить обучающихся с басней Л. Толстого « Отец и сыновья»

Методы: объяснительно-иллюстративный

Приемы: показ действия

УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу (Р),  воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушать и извлекать нужную информацию (П)

Учитель:

 Послушайте  басню Л. Толстого «Отец и сыновья». Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?

1.3 Проверка качества первичного восприятия текста.

Цель: проверить понимание содержания прочитанного произведения

Методы: частично-поисковый

Приемы: эвристическая беседа

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р),  осознавать познавательную задачу (П), участвовать в коллективном  обсуждении прочитанного (К)

Учитель: О ком и о чем это произведение? Что вам понравилось и  запомнилось? (Ответы обучающихся)

1.4 Вторичное восприятие произведения, перечитывание и анализ содержания текста.

1)Вторичное восприятие произведения

 Цель: развивать умения: читать текст правильно, плавно, по слогам и целыми словами

Методы: репродуктивный

Приемы: предложение обучающимся упражнений, реализующих цель

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р),  осознавать познавательную задачу (П), осуществлять контроль своих действий по заданному образцу (Р)

Учитель:

Сейчас мы будем учиться читать это произведение вслух и без ошибок. Читаем текст самостоятельно вполголоса, обращая внимание на те слова, которые мы учились читать. (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям, которые в ней нуждаются.)

2) Перечитывание  текста

 Цель: развивать умения: читать текст вслух правильно, плавно, выразительно, осознанно, по слогам и целыми словами

Методы: репродуктивный и частично-поисковый

Приемы: предложение обучающимся упражнений, реализующих цель

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р),  осознавать познавательную задачу (П), читать и слушать (П), извлекать нужную информацию (П), осуществлять контроль своих действий (Р)

Учитель:

А теперь прочитаем вслух басню Л. Толстого «Отец и сыновья» и подумаем, чего хотел отец от своих сыновей.

3) Анализ содержания басни Л. Толстого «Отец и сыновья».

Цель: определять авторский замысел и главную мысль произведения, находить в тексте слова, ее выражающие, использовать понятие «басня», формировать умение рассматривать иллюстрацию к тексту и  соотносить ее с содержанием

Методы:  частично-поисковый

Приемы:  эвристическая беседа

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р),

 осознавать познавательную задачу (П),  ориентироваться в тексте и в учебнике(П), извлекать нужную информацию (П), формулировать несложный вывод о прочитанном(П), участвовать в коллективном  обсуждении прочитанного (К), вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения (К)

Учитель:

Чего  хотел отец от своих сыновей? Что он для этого придумал? (Ответы обучающихся)

Учитель:

 Прочитайте определение термина «басня» на с. 16 учебника. (Ответы обучающихся)

Учитель:

Чему учит эта басня? Найди в тексте самые важные слова. (Ответы обучающихся)

 Учитель:

 Перечитайте последнее предложение и запомните то, о чем в нем говорится.

 Придумайте и запишите в тетради («Рабочая тетрадь» (№ 4, с. 31) с одним из этих слов предложение.

Учитель:

 рассмотрите иллюстрацию к прочитанному тексту. Какие строки подходят к тому, что изобразил художник? (Ответы обучающихся)

  Представьте себя на месте художника. Какие еще рисунки можно сделать к     этому произведению? (Ответы  обучающихся)

2. Подготовка к первичному восприятию отрывка из русской народной  сказки «Бобовое зернышко»

 2.1 Подготовка к чтению.

Цели: развивать умение читать  вслух по слогам и целыми словами правильно, плавно, выразительно.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Приемы: предложение  упражнений в различных видах, реализующих цель: запоминание рассмотренного материала, игра.

УУД: понимать содержание прочитанного, строить рассуждения об объекте (П), осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение (П), принимать, понимать и решать учебные задачи урока (Р), осуществлять контроль своих действий (Р), участвовать в коллективном обсуждении значения слов (К).

 1) Работа со слоговой таблицей в  «Рабочей тетради» (№ 1, с. 30).

Учитель:

 Подготовимся к чтению сказки. Хором прочитаем слоги: громко — тихо, весело — грустно.

2) Игра «Разгадай анаграммы».

Учитель: Дедушка Всеведушка зашифровал слова, перепутав буквы местами. Подумайте, какие слова он зашифровал, прочитайте слова.

ШОКТУПЕ                    СЯЛРЫ  

ЧКАРОКУ                    РЫЛВЫ

КАЧРЕ                              ВЫЛПОЗ

ШКОНЫРЗЁ                     ВОРИТГО

Ответы:

Петушок                          рылся

курочка                               вырыл

речка                               выполз

зернышко                       говорит

3)Чтение слов по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Выполнение задания в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 30).

Учитель: Прочитаем слова. Что общего в этих словах? Чем они различаются?

БОБ

ЗЕРНО

БОБОВОЕ

ЗЕРНЫШКО

ПЕТУХ

ВОДА

ПЕТУШОК

ВОДИЦА

РЕКА

ЛИСТ

РЕЧКА

ЛИСТОК

2.2 Чтение вслух отрывка из русской народной сказки

 Цель: развивать умения: читать текст вслух правильно, плавно, выразительно, осознанно, по слогам и целыми словами, познакомить с понятием «народная сказка»

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение

Приемы: предложение обучающимся упражнений, реализующих цель, постановка проблемы, поиск

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р),  осознавать познавательную задачу (П), читать и слушать (П), извлекать нужную информацию (П), осуществлять контроль своих действий (Р)

Учитель: 

А сейчас прочитаем отрывок из сказки «Бобовое зернышко».  Эта сказка создана народом. Как вы думаете, как называются такие сказки. (Ответы обучающихся). Проверьте свой ответ на с.17  учебника.

Учитель: Эта сказка создана русским народом и поэтому называется русская народная сказка.

 Читаем отрывок и думаем, почему курочка помогала петушку.(чтение текста хорошо читающими учениками)

2.3 Анализ содержания фрагмента из русской народной сказки «Бобовое зернышко».

Цель: определять авторский замысел и главную мысль произведения,  использовать понятие «народная сказка», «цепочная сказка», развивать интерес к русским народным сказкам

Методы:  частично-поисковый

Приемы:  эвристическая беседа

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р), осознавать познавательную задачу (П),  ориентироваться в тексте и в учебнике(П), прогнозировать последовательность героев сказки(П), формулировать несложный вывод о прочитанном(П), вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения (К)

Учитель: Почему курочка помогала петушку? (Ответы обучающихся)

Учитель: С чего начинается эта сказка? Как дальше разворачивались события? Чем все закончилось? (Ответы обучающихся)

Учитель: Ответим теперь на вопросы, данные в учебнике на с. 17 (Ответы обучающихся)

Учитель: Что можно сказать о курочке? Чему учит нас эта сказка? (Ответы обучающихся)

2.4 Работа над выразительностью чтения.

Цель: читать текст, используя интонационные средства выразительности, развивать познавательную активность

Методы:  частично-поисковый, проблемное изложение

Приемы:  эвристическая беседа, постановка проблемы, разрешение проблемной ситуации(поиск)

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р),

 осознавать познавательную задачу (П),  ориентироваться в тексте (П),  определять эмоциональный характер произведения (К), характеризовать персонаж в опоре на текст (К), вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения (К)

Учитель: 

Прочитаем сказку выразительно. Что значит выразительно?(Ответы обучающихся)

Учитель:

 В этой сказке есть разговор между героями. Назовите их. (Ответы обучающихся)

Учитель:

Давайте подумаем, с какой интонацией нужно читать слова каждого героя. (Ответы обучающихся)

Постарайтесь  передать нужную интонацию при чтении.

IV. Подведение итогов урока.

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания, воспитывать правильное поведение в разных ситуациях

Методы:  репродуктивный

Приемы:  устный опрос ранее изученного материала

УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р),

 осознавать познавательную задачу (П), формулировать несложный вывод о прочитанном (П),  высказывать суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу  прочитанных произведений (К)

Учитель: 

Назовите произведения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. (Ответы обучающихся)

Учитель:

Чем запомнились вам эти произведения? Чему они нас учат? (Ответы обучающихся)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»

В данной работе представлен конспект урока литературного чтени 3 класса по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве» УМК «Школа России». В конспекте отражены цель, предм...