Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тишко Елена Николаевна
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 8»
г. Сафоново Смоленской области.
Конспект урока литературного чтения в 1 классе
по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»
(по курсу «Литературное чтение» авторов Г.С.Меркина, Б.Г. Меркина, С.А.Болотовой)
Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения
Цели урока:знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»; развитие речи; развитие умения читать художественные тексты вслух по слогам и целыми словами правильно и выразительно; развитие умения понимать общий смысл текста, его основную мысль, последовательность смысловых частей и авторский замысел; воспитание любви к русским народным сказкам; воспитание правильного поведения в разных ситуациях.
I этап урока. Организационный момент.
Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу
Методы: объяснительно-иллюстративный
Приемы: беседа
УУД: участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения и культуры речи. (К)
Учитель:
- Начнём урок с упражнения «Улыбка». Такой простой, естественный способ общения – улыбка. Улыбнитесь мальчики девочкам. Вот какие молодцы, какие милые лица. Пусть это упражнение станет у вас привычкой – это всё же лучше, чем угрюмое, злое выражение лица. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь девочки мальчикам. Как светло стало в классе от ваших улыбок. Теперь каждый перед зеркалом тренируйтесь придавать лицу приветливое выражение лица. Теперь посмотрите на меня. Как хорошо я вам улыбаюсь Медики говорят, что это полезно для здоровья. А теперь улыбнитесь вы мне. Какое хорошее упражнение! Приступим к работе.
II этап урока. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний.
Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока, повторить изученный материал.
Методы: частично-поисковый
Приемы: эвристическая беседа
УУД: принимать, понимать и решать учебные задачи урока, планировать свои учебные действия (Р), уметь выражать свои мысли (К).
Учитель:
- Отгадайте ребус (на доске) и попробуйте определить тему урока.( Дети отгадывают ребус «семья» и говорят, что речь пойдёт о семье)
- Верно,сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Я и моя семья». С какими произведениями по этой теме вы, ребята, уже познакомились? (Ответы обучающихся)
- А сейчас нас ждет встреча с новыми художественными произведениями: басней Льва Толстого «Отец и сыновья» и отрывком из русской народной сказки «Бобовое зернышко».
Mы будем учиться читать тексты плавно по слогам и целыми словами правильно и выразительно. Будем учиться отвечать на вопросы к тексту, учиться понимать общий смысл и основную мысль текста, последовательность его смысловых частей, определять замысел автора.
Учитель:
- Чему же, ребята, мы будем сегодня учиться на уроке? Продолжите предложения:
Читать по слогам и …. Читать правильно и …. Отвечать на …. Познакомимся с …(Ответы обучающихся)
III этап. Изучение нового материала.
1.Подготовка к первичному восприятию текста Л. Толстого «Отец и сыновья»
1.1 Подготовка к чтению.
Цели: развивать умение читать вслух по слогам и целыми словами правильно, плавно, выразительно.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Приемы: предложение упражнений в различных видах, реализующих цель: запоминание рассмотренного материала, игра.
УУД: понимать содержание прочитанного, строить рассуждения об объекте (П), осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение (П), принимать, понимать и решать учебные задачи урока (Р), осуществлять контроль своих действий (Р), участвовать в коллективном обсуждении значения слов (К).
1) Работа со слоговой таблицей в «Рабочей тетради» (№ 1, с. 28).
Учитель:
- Подготовимся к чтению басни. Почитаем сначала слоги. Хором прочитаем слоги: громко — тихо, весело — грустно.
2) Игра «Спустись с пирамиды».
Выполнение заданий в «Рабочей тетради» (№ 3, 4, с. 28—29)
Учитель:
Прочитайте слоги и слова, спускаясь с пирамиды. Объясните значение слов.(Ответы обучающихся)
О ТЕЦ
ЖИ ЛИ
BE ЛЕЛ
BE НИК
ПРИ НЁС
ПРУ ТИК
3)Чтение слов по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Учитель:- Прочитаем слова в рамке на с. 16 учебника. Что общего в этих словах? Чем они различаются? (Ответы обучающихся)
1.2 Первичное восприятие текста.
Цель: познакомить обучающихся с басней Л. Толстого « Отец и сыновья»
Методы: объяснительно-иллюстративный
Приемы: показ действия
УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу (Р), воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя (П), слушать и извлекать нужную информацию (П)
Учитель:
Послушайте басню Л. Толстого «Отец и сыновья». Слушая, подумайте о ком и о чем это произведение?
1.3 Проверка качества первичного восприятия текста.
Цель: проверить понимание содержания прочитанного произведения
Методы: частично-поисковый
Приемы: эвристическая беседа
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осознавать познавательную задачу (П), участвовать в коллективном обсуждении прочитанного (К)
Учитель: О ком и о чем это произведение? Что вам понравилось и запомнилось? (Ответы обучающихся)
1.4 Вторичное восприятие произведения, перечитывание и анализ содержания текста.
1)Вторичное восприятие произведения
Цель: развивать умения: читать текст правильно, плавно, по слогам и целыми словами
Методы: репродуктивный
Приемы: предложение обучающимся упражнений, реализующих цель
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осознавать познавательную задачу (П), осуществлять контроль своих действий по заданному образцу (Р)
Учитель:
Сейчас мы будем учиться читать это произведение вслух и без ошибок. Читаем текст самостоятельно вполголоса, обращая внимание на те слова, которые мы учились читать. (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям, которые в ней нуждаются.)
2) Перечитывание текста
Цель: развивать умения: читать текст вслух правильно, плавно, выразительно, осознанно, по слогам и целыми словами
Методы: репродуктивный и частично-поисковый
Приемы: предложение обучающимся упражнений, реализующих цель
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осознавать познавательную задачу (П), читать и слушать (П), извлекать нужную информацию (П), осуществлять контроль своих действий (Р)
Учитель:
А теперь прочитаем вслух басню Л. Толстого «Отец и сыновья» и подумаем, чего хотел отец от своих сыновей.
3) Анализ содержания басни Л. Толстого «Отец и сыновья».
Цель: определять авторский замысел и главную мысль произведения, находить в тексте слова, ее выражающие, использовать понятие «басня», формировать умение рассматривать иллюстрацию к тексту и соотносить ее с содержанием
Методы: частично-поисковый
Приемы: эвристическая беседа
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р),
осознавать познавательную задачу (П), ориентироваться в тексте и в учебнике(П), извлекать нужную информацию (П), формулировать несложный вывод о прочитанном(П), участвовать в коллективном обсуждении прочитанного (К), вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения (К)
Учитель:
Чего хотел отец от своих сыновей? Что он для этого придумал? (Ответы обучающихся)
Учитель:
Прочитайте определение термина «басня» на с. 16 учебника. (Ответы обучающихся)
Учитель:
Чему учит эта басня? Найди в тексте самые важные слова. (Ответы обучающихся)
Учитель:
Перечитайте последнее предложение и запомните то, о чем в нем говорится.
Придумайте и запишите в тетради («Рабочая тетрадь» (№ 4, с. 31) с одним из этих слов предложение.
Учитель:
рассмотрите иллюстрацию к прочитанному тексту. Какие строки подходят к тому, что изобразил художник? (Ответы обучающихся)
Представьте себя на месте художника. Какие еще рисунки можно сделать к этому произведению? (Ответы обучающихся)
2. Подготовка к первичному восприятию отрывка из русской народной сказки «Бобовое зернышко»
2.1 Подготовка к чтению.
Цели: развивать умение читать вслух по слогам и целыми словами правильно, плавно, выразительно.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый
Приемы: предложение упражнений в различных видах, реализующих цель: запоминание рассмотренного материала, игра.
УУД: понимать содержание прочитанного, строить рассуждения об объекте (П), осуществлять синтез как составление целого из частей, проводить сравнение (П), принимать, понимать и решать учебные задачи урока (Р), осуществлять контроль своих действий (Р), участвовать в коллективном обсуждении значения слов (К).
1) Работа со слоговой таблицей в «Рабочей тетради» (№ 1, с. 30).
Учитель:
Подготовимся к чтению сказки. Хором прочитаем слоги: громко — тихо, весело — грустно.
2) Игра «Разгадай анаграммы».
Учитель: Дедушка Всеведушка зашифровал слова, перепутав буквы местами. Подумайте, какие слова он зашифровал, прочитайте слова.
ШОКТУПЕ СЯЛРЫ
ЧКАРОКУ РЫЛВЫ
КАЧРЕ ВЫЛПОЗ
ШКОНЫРЗЁ ВОРИТГО
Ответы:
Петушок рылся
курочка вырыл
речка выполз
зернышко говорит
3)Чтение слов по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Выполнение задания в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 30).
Учитель: Прочитаем слова. Что общего в этих словах? Чем они различаются?
БОБ | ЗЕРНО |
БОБОВОЕ | ЗЕРНЫШКО |
ПЕТУХ | ВОДА |
ПЕТУШОК | ВОДИЦА |
РЕКА | ЛИСТ |
РЕЧКА | ЛИСТОК |
2.2 Чтение вслух отрывка из русской народной сказки
Цель: развивать умения: читать текст вслух правильно, плавно, выразительно, осознанно, по слогам и целыми словами, познакомить с понятием «народная сказка»
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, проблемное изложение
Приемы: предложение обучающимся упражнений, реализующих цель, постановка проблемы, поиск
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осознавать познавательную задачу (П), читать и слушать (П), извлекать нужную информацию (П), осуществлять контроль своих действий (Р)
Учитель:
А сейчас прочитаем отрывок из сказки «Бобовое зернышко». Эта сказка создана народом. Как вы думаете, как называются такие сказки. (Ответы обучающихся). Проверьте свой ответ на с.17 учебника.
Учитель: Эта сказка создана русским народом и поэтому называется русская народная сказка.
Читаем отрывок и думаем, почему курочка помогала петушку.(чтение текста хорошо читающими учениками)
2.3 Анализ содержания фрагмента из русской народной сказки «Бобовое зернышко».
Цель: определять авторский замысел и главную мысль произведения, использовать понятие «народная сказка», «цепочная сказка», развивать интерес к русским народным сказкам
Методы: частично-поисковый
Приемы: эвристическая беседа
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р), осознавать познавательную задачу (П), ориентироваться в тексте и в учебнике(П), прогнозировать последовательность героев сказки(П), формулировать несложный вывод о прочитанном(П), вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения (К)
Учитель: Почему курочка помогала петушку? (Ответы обучающихся)
Учитель: С чего начинается эта сказка? Как дальше разворачивались события? Чем все закончилось? (Ответы обучающихся)
Учитель: Ответим теперь на вопросы, данные в учебнике на с. 17 (Ответы обучающихся)
Учитель: Что можно сказать о курочке? Чему учит нас эта сказка? (Ответы обучающихся)
2.4 Работа над выразительностью чтения.
Цель: читать текст, используя интонационные средства выразительности, развивать познавательную активность
Методы: частично-поисковый, проблемное изложение
Приемы: эвристическая беседа, постановка проблемы, разрешение проблемной ситуации(поиск)
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р),
осознавать познавательную задачу (П), ориентироваться в тексте (П), определять эмоциональный характер произведения (К), характеризовать персонаж в опоре на текст (К), вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения (К)
Учитель:
Прочитаем сказку выразительно. Что значит выразительно?(Ответы обучающихся)
Учитель:
В этой сказке есть разговор между героями. Назовите их. (Ответы обучающихся)
Учитель:
Давайте подумаем, с какой интонацией нужно читать слова каждого героя. (Ответы обучающихся)
Постарайтесь передать нужную интонацию при чтении.
Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания, воспитывать правильное поведение в разных ситуациях
Методы: репродуктивный
Приемы: устный опрос ранее изученного материала
УУД: понимать, принимать и решать учебную задачу (Р), осуществлять контроль своих действий (Р),
осознавать познавательную задачу (П), формулировать несложный вывод о прочитанном (П), высказывать суждения о значении нравственных качеств (К), обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу прочитанных произведений (К)
Учитель:
Назовите произведения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. (Ответы обучающихся)
Учитель:
Чем запомнились вам эти произведения? Чему они нас учат? (Ответы обучающихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .
данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....
Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»
Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...
Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ
На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Конспект урока литературного чтения 3 класс по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве»
В данной работе представлен конспект урока литературного чтени 3 класса по теме Л. Н. Толстой «Какая бываете роса на траве» УМК «Школа России». В конспекте отражены цель, предм...