Чуковский - детям
план-конспект урока по чтению на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Урок внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chukovskiy_otkrytyy_urok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: К.И. Чуковский - детям».

Цели урока: 1).познакомить с творчеством писателя;
2).привитие интереса к чтению
3).воспитание положительных качеств на примерах героев

Оборудование: выставка книг и  иллюстраций по теме; презентация.
                                       
Ход урока.
1.Психологический настрой.
Сегодня за окном необычно ярко светит солнышко. Пожелаем  друг другу, чтобы к каждому добрались солнечные лучики, согрели наше сердечко и придали нам  больше сил и уверенности.

2. Знакомство с темой урока

-  Обратимся к выставке книг: найдите книгу, которую вы бы исключили из ряда. Почему? Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И.Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг. Путешествие начнём с исторического зала.

Исторический зал.
 Чуковский Корней Иванович (1882–1969), настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, русский писатель, переводчик, литературовед. Родился 19 марта 1882 в Санкт-Петербурге. Занимался самообразованием, изучил английский язык.
- Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щёточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно лёгкая походка.

Библиотечный зал «Хранилище произведений»

-Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

Загадки

1).Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки)

2).Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска).
- А теперь прочитайте загадки, которые перед вами и попробуйте их разгадать.
1).Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! – Что это? (Крапива).

2). Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нём видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало).

3).Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр). Слайд – загадки Чуковского.

О сказочнике Чуковском.
Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил
.
- Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский её уже забыл, а сынишка запомнил её слово в слово. Так родилась первая сказка под названием «Крокодил».

- А вот другой случай:
Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошёл, взял её на руки и совершенно неожиданно сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!».
 Так Корней Чуковский стал сказочником.

- Строчки из какой сказки вы услышали? (Мойдодыр).

- Кто знает отрывок из этого произведения?
- Чему учит нас эта сказка?
- А для чего нужно соблюдать чистоту?

- Однажды у Корнея Ивановича было радостное настроение, такое, что хотелось вспорхнуть и полететь, взмахнув крыльями. Именно в этот день он и сочинил сказку о двойном празднике Мухи – её именинах и свадьбе, а в роли жениха автор представил себя. – Кто выучил отрывок из сказки «Муха Цокотуха»?

- Какая из пословиц больше подходит к этому произведению?
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Друзья познаются в беде.
Старый друг лучше новых двух.

3. Зарядка для снятия глазного напряжения

Тренажёрный зал

Игра «Узнай сказку».
-  Кто знает, какой самый распространенный герой книг Чуковского? (Крокодил). Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы попробуйте их угадать.

- А потом позвонил крокодил
И со слезами просил:
«Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Тотоше». (Телефон) - Кто учил отрывочек из этого произведения?

- Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся Крокодил.
И злодея Бармалея,
Словно муху проглотил. (Бармалей).

- Сказку Бармалей Чуковский сочинил тоже случайно: бродя по Петроградской стороне, он встретил улицу со странным названием «Бармалеева» и стал думать над этим названием, но никак не мог понять, почему она так называется. А потом в голову взбрела мысль, что Бармалей - это злой разбойник, который жил в Африке, страшный и ужасный. – Кто учил отрывок из этой сказки?
- А каким становится Бармалей в конце сказки? (добрым, добро побеждает зло).

- А в большой реке Крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное. (Краденое солнце).

– Кто знает отрывок из этой сказки?

- Долго – долго Крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами
И сушёными грибами. (Путаница).

- А наши сказки тоже все перепутались. Помогите их угадать. Слайдшоу «Угадай-ка».
4. Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И за парты тихо сели.

5. Прослушивание отрывков произведений Чуковского в исполнении автора и артистов театра .

- Но не все сказки автора написаны в стихах. Давайте прочитаем с вами сказку «Цыплёнок» и подумаем, чему же она нас учит.

Чуковский – переводчик.
- Кроме сказок автор переводил английские песенки, сказки Киплинга, Марка Твена и других писателей, писал стихи.
Например такие:
«Федотка»
Бедный Федотка – сиротка.
Плачет несчастный Федотка.
Нет у него никого, кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка.
Только папа, да дедушка с бабушкой.
- Кто сможет прочитать стихи Чуковского?

6.Итог урока

Читальный зал «Подружись с книгой»

- Попробуйте представить Чуковского. Как вы думаете, какой он? А теперь обратите внимание на портрет Корнея Ивановича. Отвечает он вашим представлениям? К каким произведения вы уже смогли бы нарисовать иллюстрацию? Какую книгу вам захотелось прочитать немедленно? А что непременно вы советуете прочитать вашим друзьям и почему?

Рефлексия  - Что было на уроке для вас таким интересным, что вам захотелось бы поделиться с мамой?

- Кто сможет закончить мысль: Я хотел бы узнать….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корней Иванович Чуковский - детям!

Цель: познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского....

произведения К.И. Чуковского для детей

внеклассное чтение в 1 классе...

Чтение "Чуковский - детям" (урок - обобщение по произведениям К.И.Чуковского)

Цели урока6- помочь учащимся понять прелесть стихотворных сказок, лаконичность и ёмкость произведений Чуковского;- развивать устную речь, читательский кругозор, умение работать с книгой, библиографиче...

К.И. Чуковский - детям

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; формирование умения определять жанр и тему произведения;  работа над выразительностью речи, интонацией; выявление в тексте реального...

"Корней Чуковский детям "Путешествие в Чукокколу" занятие по внеурочной деятельности в рамках районного семинара "Методы метопредметно-психологического взаимодействия как универсальное средство развития духовно-нравственной сферы обучающихся "

Представляю конспект занятия по внеурочной деятельности (Кружок "Люби книгу" и "Театр юного актёра"). Цель мероприятия: создание на практике условий для развитиячитательских умений...

Проект "К. И. Чуковский детям". Литературная гостиная.

Сценарий. Защита проекта "К. И. Чуковский детям"...

Конспект урока внеклассного чтения "К.И. Чуковский - детям"

Конспект урока с  использованием  технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, групповой формы работы учащихся.Ознакомление с творчеством Чуковского. В процесс...