Конспект урока внеклассного чтения "К.И. Чуковский - детям"
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, групповой формы работы учащихся.
Ознакомление с творчеством Чуковского. В процессе работы раскрывается идейное содержание некоторых произведений автора, их воспитательное значение. Работа в группах явилась основой для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Презентация к уроку с иллюстрациями из произведений автора и конкурсными заданиями составлена в соответствии с планом урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx | 59.13 КБ |
k.i._chukovskiy.pptx | 986.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения.
Ардаханова Ольга Васильевна. Учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Тема. К.И. Чуковский - детям.
Цель: ознакомление младших школьников с К.И.Чуковским и его творчеством
Задачи:
Формирование читательской компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
совершенствование навыков осознанного чтения;
формирование критического мышления, активизация творческой деятельности, развитие устной речи
формирование умения анализировать произведения;
Оборудование: портрет писателя; презентация; выставка детских книг.
Тип урока: урок «открытие» новых знаний
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- составлять план действий решения учебной задачи под руководством учителя; оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
- принимать позицию учителя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Коммуникативные:
- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
- принимать участие в обсуждении прочитанного;
- принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
- работать в паре, в группе;
- договариваться о совместном выполнении заданий
Познавательные:
- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь;
- представлять книги, группировать их на основе существенных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в пространстве библиотеки; в справочной литературе для детей;
Класс делится на 5 групп по 6 человек.
Предварительная проектная работа:
1. Прочитать произведения «Краденое солнце», «Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей», «Айболит».
2. Подобрать и подготовить к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского. (Исследователи). -1 гр.
3. Заучивание отрывка из произведения Чуковского. (Чтецы) -2 группа
4. Инсценирование отрывка. (Актерская группа). 3 гр.
5.Иллюстрирование. (Иллюстраторы) -4 гр.
6. Подбор вопросов для викторины. (Эксперты) 5 гр.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
На доске разрозненная пословица.
на, летать, крыльях читать.
- Соберите пословицу из слов.
-Что получилось?
-Читать – на крыльях летать.
- Раскройте смысл этой пословицы. (Летать на крыльях – знакомиться с миром, видеть его со всех сторон. Крылья – знания, которые помогают человеку долететь до цели, многое узнать, многому научиться)
- Пословица будет девизом нашего урока
ΙΙ. Актуализация знаний.
Слайд 1.
«Ох, не лёгкая это работа –
Из болота тащить бегемота!»
- Кому принадлежат слова?
- Из какого они произведения?
- Эти слова стали крылатым выражением. Употребляются их не в прямом, а в переносном смысле.
- Когда так говорят? (Когда выполняют трудную работу, так говорят в шутку)
- Какую работу нам сегодня предстоит выполнить? (Работать над произведениями К.И. Чуковского, узнать что-то новое об авторе и его литературных героях)
- В заключении мы проведём викторину по произведениям К.И. Чуковского
- Сформулируйте тему урока. (Дети могут сказать «Произведения К.И. Чуковского».
- Какие произведения читали? (Использование приёма «Кластер»)
«Краденое солнце» «Путаница»
«Тараканище» К.И. Чуковский «Мойдодыр»
«Айболит»
«Бармалей»
- Для работы над произведениями Чуковского мы создали творческие группы. Представьтесь, пожалуйста.
1. (Исследователи). -1 гр. Подбирали и готовили к пересказу сведения о биографии К.И. Чуковского.
2. (Чтецы) -2 группа. Учили наизусть отрывки из произведений Чуковского.
3. (Актерская группа). - 3 гр. Инсценировали отрывки.
5. (Иллюстраторы) - 4 гр. Иллюстрировали произведения.
6. (Эксперты) 5 гр. Составляли вопросы для викторины.
В гости дедушка Корней (показываю на портрет)
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят…,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать
- Мы совершим путешествие по страницам книг К.И. Чуковского.
ΙΙΙ. Знакомство с биографией К.И. Чуковского.
Выступление группы 1( исследователей).
Слайд 2. «Портрет К.И.Чуковского»
Выступление учащихся (научных сотрудников) из каждой группы.
1) Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 года в Петербурге. Семья жила очень бедно. Учеба в то время была платная, и все же сына удалось отдать в гимназию, но мальчика все равно отчислили из 5 класса, не было возможности платить за обучение.
2) Чтобы помочь семье, мальчик работал, а в каждую свободную минуту занимался в библиотеке. Он очень много читал и учебу закончил экстерном. На рынке ему удалось купить учебник по английскому языку. И с тех пор он серьезно занялся английским, выучил его самостоятельно, а в дальнейшем овладел им в совершенстве. Английский язык ему очень пригодился в жизни. Он перевел много произведений с английского языка для детей.
экстерном -
являющейся в учебное заведение на экзамены, но не состоящий воспитанником этого учебн. заведения;
3) Настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков. Николай очень любил посещать различные выставки картин. И затем свои мысли о картинах он записывал. Когда ему было всего 19 лет, его пригласили работать в газету критиком. С тех пор он имел постоянный заработок и стал жить отдельно от семьи. А вскоре женился.
Словарные слова: критик
Пояснение (Критик — человек (специалист), сферой деятельности которого является критика, то есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.)
4) Детским поэтом-сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так. Заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:
«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Так родился знаменитый …
Эта сказка была самой первой.
5) И другой случай. Утром плакала дочка, она не хотела умываться. Он вышел из своего кабинета, взял ее на руки и сказал: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам. А нечистым трубочистам стыд и срам!» Так появился его знаменитый «Мойдодыр»
- С ранних лет его стихи приносят всем радость. Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без стихов К.И.Чуковского.
ΙV. Работа над произведением «Муха-Цокотуха»
- К. И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И. Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой - то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о … (Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом). В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".
- О каком произведении речь?
-«Муха-Цокотуха». (Слайд 4)
- Кого пригласила на свой день рожденья Муха-Цокотуха?
- Что случилось на празднике?
- Как повели себя гости?
- Кто спас именинницу? Найдите отрывок, в котором говорится о победе комара над пауком. Прочитайте (с.12-13)
- Чему учит эта сказка?
- Подберите пословицу к этому произведению.
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Прочитайте наизусть отрывок из этого произведения.
- В каких ещё произведениях небольшому, но храброму герою удаётся победить злодея или зло? (Воробью в сказке «Тараканище», бабочке в небылице «Путаница». В сказках К. И. Чуковского часто героем оказывается вовсе не тот, от кого можно было бы ожидать смелости, героизма; писатель делает героем самого маленького, самого слабого физически.
V. Работа над произведением «Мойдодыр».
- На доске записана пословица.
Чистота - залог здоровья.
- К какому произведению подходит эта пословица?
(«Федорино горе», «Мойдодыр»)
(слайд 3)
- Почему сбежали вещи от мальчика?
- Как его называет автор?
- Подберите синонимы к слову грязнуля (неряха, замарашка)
- Чему учит нас это произведение?
- Прочитайте призыв автора к читателям ( с.46)
- Кто выучил наизусть отрывок из этого произведения?
VΙ. Работа над произведением «Айболит».
- К какому произведению эта иллюстрация? (Слайд 5)
1. Беседа над содержанием
- О ком произведение?
- Какую работу выполнял доктор Айболит
- Куда позвали доктора по телеграмме?
- Какие трудности ему пришлось преодолеть? (преодолевать леса, моря и горы)
- Кто ему в этом помогал? (Волки, кит, орлы)
- Каким был доктор Айболит? Как называется профессия доктора Айболита в реальном мире? (Ветеринар)
- Кому из вас приходилось обращаться со своим питомцем к ветеринару, с какой целью?
- Я раз в год хожу в ветлечебницу, чтобы сделать собаке прививку от опасных болезней
Задание актёрской группе 3.
(Инсценирование отрывка из произведения «Айболит» с использованием игрушек-животных.)
Задание 2 группе:
Прочитать наизусть отрывок из произведения К. Чуковского «Айболит»
VΙΙ. Выступление творческой группы 4.
- Какие иллюстрации вы нарисовали дома к этим произведениям?
(Выставка рисунков)
VΙΙΙ.Викторина.
1. Расположить иллюстрации (Слайд 5) в нужном порядке.
- Сделать записи на листочках. Кто закончит, руки поднять и всем вместе сомкнуть.
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Проверка. (Слайд 6, 7)
2. Игра. Соедини имя героя с действием (Слайд 8.)
Айболит Воробей Крокодил Комар Федора Медведь Бабочка Лисички | Зажгли море. Проглотил солнце. Вымыла свою посуду. Вернул солнце в небо. Потушила море. Спас Муху – Цокотуху. Съел таракана. Вылечил зверей. |
3. Задания Группы 5. Эксперты.
(Дети 5 группы зачитывают вопросы викторины, которую составили дома, остальные дети отвечают на вопросы)
VΙΙΙ. Итог урока
- Что нового вы узнали из жизни К.И. Чуковского и его творчестве?
Вопросы по группам. (Слайд7.)
- С чего началась литературная деятельность Чуковского?
- Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского?
- Для кого писал К. Чуковский?
- Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему?
- Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского?
- На этом наше путешествие по страницам произведений К. Чуковского подошло к концу.
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею -
Слушаться надо того, кто умнее.
Рефлексия
Сегодня я узнал…
Сегодня я научился…
На уроке мне было интересно…
Мне бы хотелось …
Приложение
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
- С чего началась литературная деятельность Чуковского?
- Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского?
- Для кого писал К. Чуковский?
- Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему?
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
- Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Корней Иванович Чуковский (1882-1969)
1 2 3 4 5
Расположи иллюстрации в нужном порядке 1 2 2 3 3 1 4 5 5 4
1 2 3 4 5
Айболит Зажгли море. Воробей Проглотил солнце. Крокодил В ымыла свою посуду. Комар Вернул солнце в небо. Федора Потушила море. Медведь Спас Муху – Цокотуху. Бабочка Съел таракана. Лисички Вылечил зверей.
С чего началась литературная деятельность Чуковского? Что вызывает восхищение в биографии К.И. Чуковского? Для кого писал К. Чуковский? Кто из героев произведений К.Чуковского вам больше всего понравился и почему? Какими качествами обладают герои произведений К.Чуковского ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Произведения К.И. Чуковского"
Конспект урока внеклассного чтения "Произведения К.И. Чуковского" джля детей....
Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.
В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...
Конспект урока внеклассного чтения К. И.Чуковский «Доктор Айболит» (произведение в прозе).
Задачи: - расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К. И. Чуковского- вызвать интерес ребят к предложенной книге, являющемся лучшими образцом детской литературы, привлечь их к акти...
Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.
Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....
Конспект урока внеклассного чтения. Г.Х.Андерсен "Сказки для детей".3 класс.
Конспект урока внеклассного чтения по сказкам Андерсена....
Конспект урока по чтению «К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы». Т. Пономарева «Помощь»» - 3 класс - ПНШ
Конспект урока - 3 класс...
Конспект урока литературного чтения "К. Чуковский "Телефон"
Урок соответствует ФГОС....