Программа по обучению грамоте Эльконин-Давыдов
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему
Рабочая программа по обучению грамоте Эльконин-Давыдов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте Эльконин-Давыдов | 78.32 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЛЯ 1 КЛАССА
(ПРО Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовая база.
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
- Примерная программа по Обучению грамоте, авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2010, с.213-232).
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и комплексной программы по обучению грамоте авторов: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и ставит своей целью формирование у детей полноценных лингвистических понятий начиная с букварного периода, открытие общих закономерностей строения родного языка на основе звукового анализа, формирование представления о слове как значащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы. Формирование элементарного графического навыка.
Место предмета «Обучение грамоте» в образовательном процессе
Программа по русскому языку в 1 классе представлена в двух блоках:
·букварный период (9ч х 23 нед = 207ч);
·послебукварный период (5ч х 10нед = 50ч)
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте».
Программа составлена для реализации курса « Обучение грамоте» в начальной школе, который является составной частью учебного курса русского языка и занимает особое место в обучении младших школьников, так как в этот период первоклассники овладевают прежде всего технологией сложных действий первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности становятся ведущими учебными навыками, не только в области филологии, но и в других учебных дисциплинах. Курс разработан в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
Цель и задачи обучения в 1 классе
Формирование учебной деятельности младших школьников в рамках курса изучения родного языка осуществляется главным образом на фоне выявления и освоения ими общих способов орфографического действия – которое, с одной стороны, является для детей, поступающих в школу, принципиально новым, с другой - мотивационно значимым (грамотное письмо - символ взрослости). Общий принцип письма, лежащий в основе этого действия, может быть выделен уже на первых этапах обучения грамоте (при условии, что обучение строится на основе фонематической теории письма). В связи с этим:
Основные цели:
· Формирование полноценных лингвистических понятий, открытие общих закономерностей строения родного языка на основе звукового анализа, дать представление о слове как значащей форме.
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
·Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма. Сформировать навыки осмысленного чтения и письма (дидактическая цель);
·Обеспечить качественную перестройку мышления и механизмов учебной деятельности, обеспечивающую возможность осознанного овладения необходимыми способами чтения и письма (развивающая цель).
·Формирование элементарного графического навыка.
·Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Предметные задачи:
·научить выделить номинативное значение слов (способность называть предметы, их действия и признаки);
·научить воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать функциональные характеристики звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
·освоить способы чтения, ориентированные на гласную и способы письма, ориентированные на качество согласного звука;
конкретизировать позиционный принцип русской графики (обозначение твердости-мягкости согласны звуков, обозначение звука [йۥ] в разных позициях и т.п.);
·освоить способы письма и начать формировать орфографическое действие письма (решение орфографических задач, связанных с орфограммами);
·сконструировать алгоритм письма по заданному образцу (списывание);
·освоить разные формы моделей (знаково-символические, графические, звукобуквенные);
·систематизировать материал, изученный в процессе формирования действий чтения и письма.
·обогащение и активизация словаря;
·становление и развитие фонематического слуха;
Педагогические задачи:
·освоить различные формы учебного сотрудничества (обучение приёмам объект-субъектного взаимодействия и приёмам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);
·ввести критерии оценивания.
· начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; -сопоставление своей оценки с оценкой учителя;
·научить добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;
· познакомить с работой в разных образовательных пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы)
Действия учащихся:
·Выделение слова из высказывания ( с ориентировкой на значение слова и возможность вставить перед каждым словом новое).
· Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании и их номинативные возможности ( предмет, действие, признак, служебное слово)
· Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель ( посредством последовательного интонирования каждого звука в слове)
·Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение в ней смыслоразличительных качеств звуков. Контроль (чтение модели).
·Послоговое чтение слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения ( с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).
· Смысловое чтение (с ориентацией на тактовое ударение).
· Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности, с последующим контролем (чтением) написанного.
Педагогические действия:
· работа по формированию у учащихся прогностической оценки;
· обучение учащихся контролю своих действий по выработанным критериям;
· организация дискуссий при конструировании новых способов действий;
· подбор заданий на работу с моделями, их конструирование, а также осуществление различных переходов между ними;
· организация домашней самостоятельной работы учащихся;
· подбор разнеуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся;
·обучение работе с различными видами моделей и осуществлению переходов между ними.
Отличительные особенности рабочей программы по Обучению грамоте
В этот период детям должны быть открыты общие закономерности строения родного языка, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений. формирование полноценных лингвистических понятий
Для того, чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов и слов, ребёнок смог открыть позиционный принцип русского чтения, т. е. учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо научить детей в добуквенный период обучения различать звуки гласные и согласные, гласные ударные, согласные мягкие и твёрдые.
Один из центральных принципов программы – достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как звучащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма.
Практическая цель фонемного анализа – выделение фонемы и связывание её с буквой. Звуковой разбор слов с момента введения букв сменяется разбором звукобуквенным, способствующим усвоению слогового принципа русской графики
Слоговой принцип графики отражает отношение состава фонем русского языка к составу алфавита. Эти отношения закреплены в правилах графики, которые усваиваются в связи с обучением грамоте. Поскольку обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина строится с учётом лингвистического развития детей, изучение правил графики организуется так, чтобы раскрылись их системность и обобщённый характер. В последнее время порядок изучения букв в букварях определяется принципом частотности, который обеспечивает быстрое расширение доступного объёма письма и чтения, но не даёт возможности строить букварный период обучения как введение в языковую теорию, как решение лингвистических задач, развивающих детское мышление, поднимающих языковое сознание на более высокую ступень. Общий позиционный принцип чтения даёт возможность ребёнку прочесть слог с любой новой буквой, как только узнает её фонемное значение. Этот общий позиционный принцип русской письменности и определяет порядок изучения введения букв гласных парами а-я, о-ё, у-ю, э-е.
После того, как дети открывают и моделируют основное и наиболее общее правило русской графики, всё дальнейшее содержание Букваря строится как его раскрытие и конкретизация.
Всё содержание Букваря построено на системной логике. В добуквенный период обучения дети открывают саму звуковую материю слова и приобретают навыки членения слова на слоги, на звуки и дифференциации звуков на гласные и согласные, согласные мягкие и твёрдые. С первых букв обнаруживают наиболее общее свойство русской графики: способ обозначения мягкости и твёрдости согласных на письме с помощью гласных букв, а потом знакомятся с более частными проявлениями позиционного принципа русской письменности.
В букваре созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии, создаются условия для развёртывания самостоятельных практических действий со словом. Знания не даются в готовом виде, детям предлагаются схемы, которые помогают им самим добывать новые знания.
Особенность Букваря в том, что моделирование сделано сквозным принципом работы: моделируются не только отношение звуков и букв, но и те закономерности, с которыми дети знакомятся в первый год изучения родного языка. Модели становятся своеобразными «опорными сигналами».
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения, т. к. на основе этого действия формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. Прежде чем приступить к отработке техники письма новой буквы, ребёнок должен воссоздать её форму, т. е. сконструировать её с помощью специальных элементов-шаблонов. Такая работа способствует развитию интеллектуальных способностей: на уровне наглядно-образного и конкретно-действенного мышления у них формируются мыслительные операции анализа – синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации, которые со временем реализуются на словесно-логическом уровне и на другом содержании, что способствует успешному продвижению учащихся в учебной деятельности и формированию познавательных интересов. В тетради-прописи даны логические упражнения, выполняя которые дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаёт действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;
Наличие чётких оснований выбора букв в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний – опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;
В итоге изучения букваря дети могут ответить относительно каждой буквы на вопросы: «зачем нужна эта буква? Какую работу она может выполнять в слове?
Снимается актуальная проблема мотивации изучения букв читающими детьми- для них обучение грамоте приобретает рефлексивный характер
Формы реализации рабочей программы по Обучению грамоте
Вовлечь детей в содержание обучения, органически сочетать на уроке обучение и воспитание помогают не только специальные игры, но и другие формы сотрудничества детей: дискуссия, соревнование, групповые работы, к которым детей приучают с первых уроков. В основе всех форм организации дискуссий лежат действия детей, помогающие им сформировать свою точку зрения, сопоставить её с точкой зрения других детей. Организационная работа детских групп, сообща решающих учебные задачи, позволяет совместить обучение грамоте и обучение сотрудничеству, взаимопониманию. Дискуссия и групповая работа на уроке исключают авторитарность и воспитывают в детях уверенность в собственных силах и интерес друг к другу, умение встать на точку зрения другого. Так задачи обучения и развития смыкаются с широкими воспитательными задачами.
Образовательный процесс по обучению грамоте организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:
· урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;
· урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;
· урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;
· урок-проектирование – место для решения проектных задач;
· учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;
· групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;
· самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:
-задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;
-задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
-творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).
УМК
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
для ученика:
- В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, В.А Левин Букварь. М., Вита-Пресс, 2013.
- Н.Г.Агаркова Тетради по письму. М., Вита-Пресс, 2013
- В.В. Репкин. Букваренок: Задания и упражнения к Букварю.-20-е изд.-М.:Вита- Пресс,2013
для учителя:
- Примерная программа по Обучению грамоте, авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2011, с.213-232).
- Е.В.Восторгова Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2010.
Электронные образовательные ресурсы
Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и Мефодия, Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.
ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
· начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;
· вызвать познавательный интерес к родному языку;
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
· выделение и осознание общего (позиционного) принципа письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;
· постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаёт действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;
· наличие чётких оснований выбора букв в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний – опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;
· начать освоение различных форм учебного сотрудничества (обучение приемам субъект-субъектного взаимодействия и приемам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);
· ввести критерии оценивания, начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; сопоставление своей оценки с оценкой учителя;
· начать учить добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;
· начальное умение работать в разных образовательных пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы).
Предметные результаты:
Уметь:
· определять звуковой состав слова с указанием гласности-согласности, мягкости-твёрдости звучания;
· делить слово на слоги. Ставить ударение;
· различать звучание слова и его звучание, звуковую и буквенную формы слова;
· определять две функции букв гласных после согласных, парных по мягкости-твёрдости (обозначение гласного звука и указание на мягкость или твёрдость предшествующего согласного);
· правильно обозначать мягкость согласных на письме ( с помощью букв и, е, ё, ю, я, и мягкого знака); гласные после согласных, непарных по мягкости-твёрдости (в сочетании жи-ши, ча-щу, чу-щу); звук й перед гласным (буквами е,ё, ю я и не перед гласным (буквой й);
· определять и соотносить звуковой и буквенный состав слов типа коньки, язык, вьюга;
· пользоваться правилами написания большой буквы (в именах людей, в начале предложения)
· правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением; писать под диктовку небольшие предложения (из 3-5 слов) без пропусков и искажений букв; использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять две-три рядом стоящие в слове буквы. Скорость письма к концу учебного года-15-20 буквенных знаков в минуту;
· читать слитно-слоговым способом тексты со всеми буквами алфавита;
· ставить вопросы к словам-названиям, к словам названных действий;
· пользоваться способом определения количества слов в высказывании, составлять схему высказывания.
освоение ребёнком первоначальных навыков письма и чтения, где многие умения формируются «по образцу»;
Знать/понимать:
· общий (позиционный) принцип письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;
· что слова нужны людям, чтобы называть предметы
· что такое модель слова, высказывание.
· иметь представление об орфограмме;
· служебные слова ничего не называют;
· знать название всех букв;
· знать, что звук Й обозначается на письме в зависимости от позиции;
Содержание предметов «Обучение грамоте» и «Русский язык» (1 класс)
Букварный период
Формирование начальных представлений о слове.
Выделение слова как особого объекта действий и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака действия). Выделение слова из высказывания (с ориентировкой вставить перед каждым словом новое). Служебные слова (слова-помощники – на примере предлогов и союзов). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.
Звуковой анализ слова
Выделение звуков в слове. Определение последовательности и количества звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной).
Выделение слога как минимальной произносительной единицы. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Ударение и способ его определения в слове. Самостоятельное построение звуковой модели слова.
Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.
Формирование действий письма и чтения
Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А, О, У, Ы, Э), их включение в звуко-буквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л, М, Н, Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я, Ё, Ю, Е, И), две работы гласных букв.
Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).
Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании и слоговую структуру каждого слова.
Представление об орфограмме как элементе («части») буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.п.). Основное правило переноса слов
Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г-К, В-Ф и т.д.).
Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й’] в разных позициях (буква Й, буквы Я, Е, Ё, Ю, обозначающие сочетание звука [й’] с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв.
Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Разделительные знаки Ь и Ъ (наблюдения).
Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.
Русский алфавит.
Формирование навыка смыслового чтения (с ориентацией на тактовое ударение).
Систематизация материала, изученного в процессе формирования действий письма и чтения.
Послебукварный период
Систематизация материала, изученного в букварный период
Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения твердости-мягкости согласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й’] на письме в разных позициях. Алфавит (повторениие). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте.
Правила списывания и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношениием).
Развитие речи
Высказывание (сообщение, вопросы). Выражение цели высказывания с помощью интонации и ее обозначение на письме (знаки в конце высказывания). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете). Отработка навыков смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение.
Характеристика контрольно- измерительных материалов
Тема | Вид работы | Проверяемые умения |
Формирование первоначальных представлений о слове. | П.р. Различение слов, называющих предмет, признак, действие | 1. Умение различать слова отвечающие на вопрос кто?, что? 2. Умение составлять модель слова. |
П.р.Высказывание | 1. Умение подбирать модель к высказыванию. 2. Умение находить ошибки в готовых моделях высказывания. 3. Умение составлять модель высказывания. | |
Звуковой анализ слова | П.р. Звуковая структура слова. | 1. Умение определять общее количество звуков в слове. |
П.р. Построение звуковой модели слова. | 1. Умение определять количество слогов в слове. 2. Умение составлять модель высказывания. 3. Умение находить ошибки по звуковой модели слова при делении на слоги. 4. Умение составлять звуковые модели слов с выделением гласных, согласных, слогов, ударений. 5. Умение обозначать на звуковой модели твердость- мягкость, звонкость- глухость согласных звуков | |
Формирование действий письма и чтения | П.р. Согласные буквы | 1. Знание букв Н,Р,Л,М. 2. Умение писать под диктовку слоги. 3. Умение писать под диктовку слова. |
П.р. Согласные буквы | 1. Умение различать звуки согласных букв Г, К. 2. Умение писать под диктовку слова с этими звуками. | |
П.р. Согласные буквы | 1. Умение различать звуки согласных букв В,Ф, Д, Т. 2. Умение писать под диктовку слоги. 3. Умение писать под диктовку слова с этими звуками. | |
П.р. Согласные буквы | 1. Умение составлять слова из букв. 2. Умение переводить печатный текст в письменный. 3. Умение писать слова под диктовку. 4. Умение записывать высказывание на слух, соблюдая правила правописания. | |
П.р. Согласные буквы | 1. Умение различать звуки согласных букв Б, П. 2. Умение переводить печатный текст в письменный. | |
П.р. Йотированные гласные | 1. Умение составлять звуковую запись слова. 2. Умение переводить звуковую запись в письменную. 3. Умение писать слова с йотированными гласными. | |
Контрольный срез. Звукобуквенный анализ слов. | 1. Умение соотнести картинку и звуковую модель слова. 2. Умение находить заданное слово и составлять его модель. 3. Умение составлять полную звуковую модель слов. | |
П.р. Правописание жи- ши, же- ше | 1. Знание правил правописания сочетаний. 2. Умение писать под диктовку высказывания. | |
П.р. Правописание ча-ща, чу- щу. | 1. Знание правил правописания сочетаний. 2. Умение писать под диктовку высказывания. | |
Списывание текста. | 1. Соблюдение алгоритма. 2. Умение ставить ударения в словах. 3. Навык самоконтроля. | |
Диктант | 1. Знание правил оформления высказывания. 2. Знание правил правописания имен собственных. 3. Знания правил правописания ь. 4. Умение преводить звуковую форму слова в буквенную |
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Формирование начальных представлений о слове. | 22 |
2 | Звуковой анализ слова | 29 |
3 | Формирование действий письма и чтения | 156 |
Итого | 207 | |
Из них: Проверочная работа Контрольный срез Списывание текста Диктант | 12 1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте
№ | Дата | Тема урока обучения грамоте/ тип урока | № | Дата | Тема урока письма/ тип урока | Содержание | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и ЭОР | ||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||
1 четверть | ||||||||||||
Формирование первоначальных представлений о слове | ||||||||||||
1 | 2.09 | Предмет и слова. Слово как название предмета. | 1 | 2.09 | Знакомство с прописью № 1, правилами посадки при письме, положением ручки. | Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание. Служебные слова. | Учащиеся научатся: - определять номинативную функцию слова; - выделять слова из высказываний; - строить графические модели отображающие количество слов в высказывании; - писать элементы букв. | Выделение слова как особого обьекта действия и изучения ( противопоставление вещи и слова). Выделение слова из высказывания ( с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании. | ||||
2 | 3.09 | Введение модели слова | 2 | 3.09 | Знакомство со строчкой и ориентирование на ней. | |||||||
3 | 4.09 | Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы. | 3 | 4.09 | Знакомство с видами штриховки | |||||||
4 | 5.09 | Слова, называющие предметы и слова, называющие действия | 4 | 5.09 | Знакомство с высотой больших и маленьких элементов, их написание на одном расстоянии. | |||||||
5 | 6.09 | Написание прямых малых и больших параллельных линий на одинаковом расстоянии | ||||||||||
5 | 9.09 | Постановка вопроса к словам называющим действия. | 6 | 9.09 | Написание прямых линий с закруглением с одной стороны. | |||||||
6 | 10.09 | Слова называющие признаки и постановка вопросов к ним. | 7 | 10.09 | Написание прямых линий с закруглением с одной стороны. | |||||||
7 | 11.09 | Связь слов в высказывании. П.р.Различие слов , назывыющих предмет , признак, действие | 8 | 11.09 | Написание прямых линий с загруглением с двух сторон. | Проверочная работа | Устный опрос | |||||
8 | 12.09 | Способ определения количества слов в высказывании. | 9 | 12.09 | Написание прямых линий с загруглением с двух сторон. | |||||||
10 | 13.09 | Повторение написания изученных элементов. | ||||||||||
9 | 16.09 | Служебные слова | 11 | 16.09 | Написание прямых линий с петлей вверху и с петлей внизу | |||||||
10 | 17.09 | Урок обобщение. П.р.Высказывание | 12 | 17.09 | Написание прямых линий с петлей вверху и с петлей внизу | Проверочная работа | Устный опрос | |||||
Звуковой анализ слова. | ||||||||||||
11 | 18.09 | Звуки речи как «строительный» материал языка. | 13 | 18.09 | Написание прямой линии с петлей и закруглением внизу | Звуки речи как «строительный материал»слов в языке. Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слова, полученным путем замены одного из звуков). Смыслоразличительая функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие | Учащиеся научатся: -выделять и определять последовательности звуков в слове; -составлять звуковую модель слова; -выделять количество слогов в слове и ставить ударение; -различать гласные и согласные звуки; -определять твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные в слове; -строить звуковую модель слова с отображением смыслоразличительных качеств звуков | Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель ( посредством последовательного интонированиякаждого звука в слове).Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели( в том числе деформированной). Выделение слогов в слове. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова. | ||||
12 | 19.08 | Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели) | 14 | 19.08 | Написание прямой линии с петлей и закруглением внизу | |||||||
15 | 20.09 | Повторение написания изученных элементов. | ||||||||||
13 | 23.09 | Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели) Проверочная работа. Звуковая структура слова. | 16 | 23.09 | Написание плавных линий. | Проверочная работа. | Письменная самостоятельная | |||||
14 | 24.09 | Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели). | 17 | 24.09 | Написание плавных линий. | |||||||
15 | 25.09 | Слог как минимальная произносительная единица | 18 | 25.09 | Написание плавных линий | |||||||
16 | 26.09 | Слог как минимальная произносительная единица | 19 | 26.09 | Написание овалов | |||||||
20 | 27.09 | Написание овалов. | ||||||||||
17 | 30.09 | Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. | 21 | 30.09 | Написание полуовалов | |||||||
18 | 1.10 | Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. | 22 | 1.10 | Написание полуовалов | |||||||
19 | 2.10 | Ударение | 23 | 2.10 | Написание прямой линии с четвертным овалом | |||||||
20 | 3.10 | Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль. | 24 | 3.10 | Повторение начертания изученных линий | |||||||
25 | 4.10 | Повторение начертания изученных линий | ||||||||||
21 | 7.10 | Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль. | 26 | 7.10 | Повторение начертания изученных линий | |||||||
22 | 8.10 | Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль | 27 | 8.10 | Повторение начертания изученных линий | |||||||
23 | 9.10 | Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль П.р. Построение звуковой модели слова. | 28 | 9.10 | Повторение начертания изученных линий | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | |||||
Формирование действий письма и чтения. | ||||||||||||
24 | 10.10 | Буква как знак звука | 29 | 10.10 | Повторение начертания изученных линий | Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков(а,о,у,ы,э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (л,м,н,р).Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости -мягкости согласных с помощью гласных букв ( введение букв я,ё,ю,и,е), две работы гласных букв. Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных . Основное правило переноса слов. Отработка действий послогового письма и чтения ( в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости- глухости и твердости- мягкости: г-к, в-ф и т. д.). Обозначение твердости и мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком ( буква ь). обозначение звука й в разных позициях ( буква й, буквы я, ё, ю,е, обозначающие сочетание звука й с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости- мягкости( шипящих и ц): правописание сочетаний жи- ши, же- ше, ча-ща, чу- щу. Проблематичность употребление букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний чк, чн,чт,щн (наблюдения). Разделительные знаки ъ и ь ( наблюдения). Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит. | Учащиеся научатся: - плавному послоговому чтению и письму слов и высказываний с ориентацией на гласную букву; - записывать слова и высказывания по алгоритму; - получать представление об орфограмме; - употреблять большие буквы в начале предложения и в именах собственных; -переносить слова по слогам; - писать сочетания жи-ши, же- ше,ча-ща, чу- щу, чк, чн,щн,чт, цы- ци, о-ё после шипящих; употреблять ъ и ь знак; - составлять простейщую транскрипцию слов | Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Формирование навыка смыслового чтения ( с ориентацией на тактовое ударение). Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слговую структуру каждого слова и их орфографические особенности. Составление простейщих транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Определение функций (работы) каждой буквы русского алфавита в записи слова. Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с её функциями (работами) в записанном слове. | ||||
30 | 11.10 | Повторение начертания изученных линий | ||||||||||
25 | 14.10 | Буквы гласных А,О. | 31 | 14.10 | Написание строчных букв а,о. | |||||||
26 | 15.10 | Буквы гласных А,О. | 32 | 15.10 | Написание заглавных букв А,О. | |||||||
27 | 16.10 | Буквы гласных У,ы. | 33 | 16.10 | Написание букв Уу,ы. | |||||||
28 | 17.10 | Буквы гласного Э | 34 | 17.10 | Написание быквы Ээ | |||||||
35 | 18.10 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
29 | 21.10 | Буквы согласных Л,М. Способы послогового письма и чтения. | 36 | 21.10 | Строчные буквы м,л. | |||||||
30 | 22.10 | Буквы согласных Л,М. Способы послогового письма и чтения. | 37 | 22.10 | Заглавные буквы Л,М. | |||||||
31 | 23.10 | Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме | 38 | 23.10 | Строчные буквы н,р | |||||||
32 | 24.10 | Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме. П.р Согласные буквы. | 39 | 24.10 | Заглавные буквы Н,Р. | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | |||||
40 | 25.10 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
33 | 28.10 | Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв А,Я | 41 | 28.10 | Строчная буква я | |||||||
34 | 29.10 | Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв А,Я | 42 | 29.10 | Заглавная буква Я | |||||||
35 | 30.10 | Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв О-Ё | 43 | 30.10 | Строчная и заглавныя буквы Ё,ё | |||||||
36 | 31.10 | Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв Э-Е | 44 | 31.10 | Строчная и заглавная буквы Е,е | |||||||
45 | 1.11 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
2 четверть | ||||||||||||
37 | 11.11 | Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв Ы-И | 46 | 11.11 | Строчная и заглавная буквы И,и | |||||||
38 | 12.11 | Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв У-Ю | 47 | 12.11 | Строчная и заглавная буквы Ю,ю | |||||||
39 | 13.11 | Буква Г, её работа. | 48 | 13.11 | Строчная и заглавная буквы Г,г | |||||||
40 | 14.11 | Буква К, её работа | 49 | 14.11 | Строчная буква к | |||||||
50 | 15.11 | Заглавная буква К | ||||||||||
41 | 18.11 | Буквы Г, К, их работа. П.р.2. Согласные буквы. | 51 | 18.11 | Правописание изученных букв. | |||||||
42 | 19.11 | Согласные буквы и их работа. Закрепление. | 52 | 19.11 | Письмо с изученными буквами | |||||||
43 | 20.11 | Буква Д, её работа. | 53 | 20.11 | Заглавная и строчная буквы Д,д | |||||||
44 | 21.11 | Буква Т, её работа. | 54 | 21.11 | Строчная и заглавныя буквы Т,т | |||||||
55 | 22.11 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
45 | 25.11 | Буква В, её работа | 56 | 25.11 | Заглавная и строчнаябуквы В,в | |||||||
46 | 26.11 | Буква Ф, её работа . | 57 | 26.11 | Заглавная и строчная буквы Ф,ф | |||||||
47 | 27.11 | Общее правило переноса. Пр. Р. Согласные буквы. | 58 | 27.11 | Общее правило переноса. | |||||||
48 | 28.11 | Алгоритм записи высказываний | 59 | 28.11 | Алгоритм записи высказываний. | |||||||
60 | 29.11 | Алгоритм записи высказываний | ||||||||||
49 | 2.12 | Алгоритм записи высказываний. | 61 | 2.12 | Алгоритм записи высказываний | |||||||
50 | 3.12 | Буква З ,её работа | 62 | 3.12 | Строчная и заглавная буквы З,з | |||||||
51 | 4.12 | Буква З ,её работа | 63 | 4.12 | Строчная и заглавная буквы З,з | |||||||
52 | 5.12 | Буква С, её работа | 64 | 5.12 | Строчная и заглавная буквы С,с. | |||||||
65 | 6.12 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
53 | 9.12 | Буквы З, С и их работа. П.р. Согласные буквы. | 66 | 9.12 | Повторение написания изученных букв | Проверочная работа | Письменная самостоятельная | |||||
54 | 10.12 | Буква Б, ёе работа | 67 | 10.12 | Строчная и заглавная буквы Б, б | |||||||
55 | 11.12 | Буква П,её работа | 68 | 11.12 | Строчная и заглавная буквы П,п | |||||||
56 | 12.12 | Буквы Б,П. П.р. 6 Согласные буквы | 69 | 12.12 | Повторение написания изученных букв. | |||||||
70 | 13.12 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
57 | 16.12 | Формирование навыка чтения. | 71 | 16.12 | Проверочная работа . Списывание с печатного текста | Проверочная работа | Списывание с печатного текста | |||||
58 | 17.12 | Формирование навыка чтения. | 72 | 17.12 | Анализ работы. | |||||||
59 | 18.12 | Буква Х | 73 | 18.12 | Строчная буква х | |||||||
60 | 19.12 | Буква Х | 74 | 19.12 | Заглавная буква Х. | |||||||
75 | 20.12 | Строчная и заглавная буквы Х х. | ||||||||||
61 | 23.12 | Буква Ь . | 76 | 23.12 | Обучение написанию буквы ь. | |||||||
62 | 24.12 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь. | 77 | 24.12 | Письмо слов с буквой ь. | |||||||
63 | 25.12 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь. | 78 | 25.12 | Письмо слов с буквой ь. | |||||||
64 | 26.12 | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь. | 79 | 26.12 | Письмо слов с буквой ь. | |||||||
80 | 27.12 | Повторение написания изученных букв. | ||||||||||
3 четверть | ||||||||||||
65 | 13.01 | Обозначение звука й с помощью буквы Й | 81 | 13.01 | Обучение написанию буквы Й й. | |||||||
66 | 14.01 | Обозначение звука й с помощью букв Я,Е, Ё , Ю. | 82 | 14.01 | Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю. | |||||||
67 | 15.01 | Обозначение звука й с помощью букв Я,Е, Ё , Ю. | 83 | 15.01 | Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю. | |||||||
84 | 16.01 | Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю. | ||||||||||
68 | 17.01 | П.р. Йотированные гласные. | 85 | 17.01 | Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю. | |||||||
69 | 20.01 | Работа гласных букв (систематизация) | 86 | 20.01 | Работа букв гласных звуков. | |||||||
70 | 21.01 | Контрольный срез. Звукобуквенный анализ слов. | 87 | 21.01 | Работа букв гласных звуков | Контрольный срез. | Письменная самостоятельная | |||||
71 | 22.01 | Буквы Ж,Ш, и их работа. | 88 | 22.01 | Строчный буквы ш,ж. | |||||||
89 | 23.01 | Заглавные буквы Ж,Ш. | ||||||||||
72 | 24.01 | Буквы Ж,Ш, и их работа. | 90 | 24.01 | Написание слов и предложений с изученными буквами | |||||||
73 | 27.01 | Обозначение гласных звуков после Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ | 91 | 27.01 | Орфограмма ЖИ- ШИ | |||||||
74 | 28.01 | П.р. Правописание жи- ши, же- ше. | 92 | 28.01 | Орфограмма ЖИ- ШИ | |||||||
75 | 29.01 | Буквы Ч,Щ,их работа | 93 | 29.01 | Строчные буквы ч,щ. | |||||||
94 | 30.01 | Заглавные буквы Ч,Щ. | ||||||||||
76 | 31.01 | Буквы Ч,Щ,их работа | 95 | 31.01 | Написание слов и предложений с изученными буквами | |||||||
77 | 3.02 | Обозначение гласных звуков после Ч и Щ. Орфограммы ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 96 | 3.02 | Орфограммы ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ. | |||||||
78 | 4.02 | П.р. Сочетания ча- ща, чу-щу. | 97 | 4.02 | Орфограммы ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ. | |||||||
79 | 5.02 | Простейшая транскрипция. | 98 | 5.02 | Простейшая транскрипция. | |||||||
99 | 6.02 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. | ||||||||||
80 | 7.02 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН,Ч Т, ЩН. Обозначение мягкости звука[Л’] перед согласным звуком | 100 | 7.02 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. | |||||||
81 | 10.02 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН,Ч Т, ЩН. Обозначение мягкости звука[Л’] перед согласным звуком | 101 | 10.02 | Обозначение мягкости согласных звуков | |||||||
82 | 11.02 | Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация) | 102 | 11.02 | Обозначение мягкости согласных звуков | |||||||
83 | 12.02 | Выбор букв О-Ё после букв, обозначающих шипящие согласные звуки (наблюдения) | 103 | 12.02 | Написание букв О- Ё после шипящих. | |||||||
104 | 13.02 | Обучение написанию буквы Цц | ||||||||||
84 | 14.02 | Буква Ц, её работа. | 105 | 14.02 | Обучение написанию буквы Цц | |||||||
85 | 24.02 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц (наблюдения). | 106 | 24.02 | Написание букв И- Ы после Ц. Отработка способов письма. | |||||||
86 | 25.02 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц (наблюдения). | 107 | 25.02 | Написание букв И- Ы после Ц. Отработка способов письма. | |||||||
87 | 26.02 | Обозначение звука [Й’] с помощью разделительных Ъ и Ь. | 108 | 26.02 | Обучение написанию буквы ъ | |||||||
109 | 27.02 | Обозначение звука [й] с помощью разделительных ь и ъ | ||||||||||
88 | 28.02 | Обозначение звука [Й’] с помощью разделительных Ъ и Ь. | 110 | 28.02 | Отработка способов письма | |||||||
89 | 3.03 | Русский алфавит. | 111 | 3.03 | Работа с деформированным текстом. | |||||||
90 | 4.03 | Обобщение способов письма и чтения. | 112 | 4.03 | Контрольное списывание. | Проверочная работа | Контрольное списывание. | |||||
91 | 5.03 | Проверочная работа. | 113 | 5.03 | Диктант. | Проверочная работа | Диктант | |||||
114 | 6.03 | Работа над ошибками. | ||||||||||
92 | 7.03 | Анализ проверочной работы. Прощание с Букварем. | 115 | 7.03 | Резерв. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...