Программа по обучению грамоте Эльконин-Давыдов
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа по обучению грамоте Эльконин-Давыдов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ДЛЯ 1 КЛАССА

(ПРО Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно - правовая база.

        Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

  •  Закон   РФ «Об образовании»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта  (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  •  Закон об образовании ЯНАО;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год;
  • Примерная программа по Обучению грамоте, авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова  (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2010,  с.213-232).
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова и   комплексной программы по обучению грамоте  авторов: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и ставит своей целью формирование у детей полноценных лингвистических понятий начиная с букварного периода, открытие общих закономерностей строения родного языка на основе звукового анализа, формирование  представления о слове как значащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы. Формирование элементарного графического навыка.

Место предмета «Обучение грамоте» в образовательном процессе

Программа по русскому языку в 1 классе представлена в двух блоках:

·букварный период (9ч х 23 нед = 207ч);

·послебукварный период (5ч х 10нед = 50ч)

      Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте».

Программа составлена для реализации курса « Обучение грамоте» в начальной школе, который является составной  частью учебного курса русского языка и занимает особое место в обучении младших школьников, так как в этот период первоклассники  овладевают  прежде всего технологией сложных действий первоначального чтения и письма, которые по мере автоматизированности становятся ведущими учебными навыками, не только в области филологии, но и в других учебных дисциплинах. Курс разработан  в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.  В Обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Цель и задачи обучения в 1 классе

Формирование учебной деятельности младших школьников в рамках курса изучения родного языка осуществляется главным образом на фоне   выявления и освоения ими общих способов орфографического действия – которое, с одной стороны, является для детей, поступающих в школу, принципиально новым, с другой - мотивационно значимым (грамотное письмо  - символ взрослости). Общий принцип письма, лежащий в основе этого действия, может быть выделен уже на первых этапах обучения грамоте (при условии, что обучение строится на основе фонематической теории письма).   В связи с этим:

Основные цели:

· Формирование полноценных лингвистических понятий, открытие общих закономерностей строения родного языка на основе звукового анализа, дать представление о слове как значащей форме.

 развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,   развитие   интуиции и «чувства языка»;

·Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное  условие сознательного овладения техникой чтения и письма. Сформировать навыки осмысленного чтения и письма (дидактическая цель);

·Обеспечить качественную перестройку мышления и механизмов учебной деятельности, обеспечивающую возможность осознанного овладения необходимыми способами чтения и письма (развивающая цель).

·Формирование элементарного графического навыка.

·Воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;   пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Предметные задачи:

·научить  выделить номинативное значение слов (способность называть предметы, их действия и признаки);

·научить воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать функциональные характеристики звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

·освоить способы чтения, ориентированные на гласную и способы письма, ориентированные на качество согласного звука;

конкретизировать позиционный принцип русской графики (обозначение твердости-мягкости согласны звуков, обозначение звука [йۥ] в разных позициях и т.п.);

·освоить способы  письма и начать формировать орфографическое действие письма (решение орфографических задач, связанных с орфограммами);

·сконструировать алгоритм письма по заданному образцу (списывание);

·освоить разные формы моделей (знаково-символические, графические, звукобуквенные);

·систематизировать  материал, изученный в процессе формирования действий чтения и письма.

·обогащение и активизация словаря;

·становление и развитие фонематического слуха;

Педагогические задачи:

·освоить различные формы учебного сотрудничества (обучение приёмам объект-субъектного взаимодействия и приёмам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);

·ввести критерии оценивания.

· начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; -сопоставление своей оценки с оценкой учителя;

·научить добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;

· познакомить с работой в разных образовательных пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы)

Действия учащихся:

·Выделение слова из высказывания ( с ориентировкой на значение слова и возможность вставить перед каждым словом новое).

· Построение графических  моделей, отображающих количество слов в высказывании и их номинативные возможности ( предмет, действие, признак, служебное слово)

· Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель ( посредством последовательного интонирования каждого звука в слове)

·Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение в ней смыслоразличительных качеств  звуков. Контроль (чтение модели).

·Послоговое  чтение слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения ( с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).

· Смысловое чтение (с ориентацией на тактовое ударение).

· Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слоговую структуру каждого слова и их орфографические особенности, с последующим контролем (чтением) написанного.

Педагогические действия:

· работа по формированию у учащихся прогностической оценки;

· обучение учащихся контролю своих действий по выработанным критериям;

· организация дискуссий при конструировании новых способов действий;

· подбор заданий на работу с моделями, их конструирование, а также осуществление различных переходов между ними;

· организация домашней самостоятельной работы учащихся;

· подбор разнеуровневых заданий для коррекции выявленных недостатков по результатам текущих работ, а также для продвижения «сильных» учащихся;

·обучение работе с различными видами моделей и осуществлению переходов между ними.

Отличительные особенности рабочей программы по Обучению грамоте

     В этот период  детям должны быть открыты общие закономерности строения родного языка, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений. формирование полноценных лингвистических понятий

Для того, чтобы при знакомстве с первыми буквами, при чтении и письме первых слогов и слов, ребёнок смог открыть позиционный принцип русского чтения, т. е. учился ориентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, необходимо научить детей в добуквенный  период обучения различать звуки гласные и согласные, гласные ударные, согласные мягкие и твёрдые.

      Один из центральных принципов программы – достаточно долгий этап звукового анализа, предшествующий этапу введения букв и обеспечивающий лингвистическую ориентацию детей в языке – представление о слове как звучащей форме. Формирование у детей отношения к слову как к особому предмету работы – исходное условие сознательного овладения техникой чтения и письма.

       Практическая цель фонемного анализа – выделение фонемы и связывание её с буквой. Звуковой разбор слов с момента введения букв сменяется разбором звукобуквенным, способствующим усвоению слогового принципа русской графики

      Слоговой принцип графики отражает отношение состава фонем русского языка к составу алфавита. Эти отношения закреплены в правилах графики, которые усваиваются в связи с обучением грамоте. Поскольку обучение грамоте по системе Д.Б. Эльконина строится с учётом лингвистического развития детей, изучение правил графики организуется так, чтобы раскрылись их системность и обобщённый характер. В последнее время порядок изучения букв в букварях определяется принципом частотности, который обеспечивает быстрое расширение доступного объёма письма и чтения, но не даёт возможности строить букварный период обучения как введение в языковую теорию, как решение лингвистических задач, развивающих детское мышление, поднимающих языковое сознание на более высокую ступень. Общий позиционный принцип чтения даёт возможность ребёнку прочесть слог с любой новой буквой, как только узнает её фонемное значение. Этот общий позиционный принцип русской письменности и определяет порядок изучения введения букв гласных парами а-я, о-ё, у-ю, э-е.

     После того, как дети открывают и моделируют основное и наиболее общее правило русской графики, всё дальнейшее содержание Букваря строится как его раскрытие и конкретизация.

      Всё содержание Букваря построено на системной логике. В добуквенный период обучения дети открывают саму звуковую материю слова и приобретают навыки членения слова на слоги, на звуки и  дифференциации звуков на гласные и согласные, согласные мягкие и твёрдые. С первых букв обнаруживают наиболее общее свойство русской графики: способ обозначения мягкости и твёрдости согласных на письме с помощью гласных букв, а потом знакомятся с более частными проявлениями позиционного принципа русской письменности.

     В букваре созданы специальные проблемные ситуации, позволяющие детям почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи письма и чтения. Букварь представляет собой последовательность учебно-практических задач, решая которые дети открывают законы русской графики и орфографии, создаются условия для развёртывания самостоятельных практических действий со словом. Знания не даются в готовом виде, детям предлагаются схемы, которые помогают им самим добывать новые знания.

     Особенность Букваря в том, что моделирование сделано сквозным принципом работы: моделируются не только отношение звуков и букв, но и те закономерности, с которыми дети знакомятся в первый год изучения родного языка. Модели становятся своеобразными «опорными сигналами».    

    Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения, т. к. на основе этого действия формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. Прежде чем приступить к отработке техники письма новой буквы, ребёнок должен воссоздать её форму, т. е. сконструировать её с помощью специальных элементов-шаблонов. Такая работа способствует развитию интеллектуальных способностей: на уровне наглядно-образного и конкретно-действенного мышления у них формируются мыслительные операции анализа – синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, конкретизации, которые со временем реализуются на словесно-логическом уровне и на другом содержании, что способствует успешному продвижению учащихся в учебной деятельности и формированию познавательных интересов. В тетради-прописи даны логические упражнения, выполняя которые дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаёт действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;

Наличие чётких оснований выбора букв в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний – опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;

В итоге изучения букваря дети могут ответить относительно каждой буквы на вопросы: «зачем нужна эта буква? Какую работу она может выполнять в слове?

Снимается актуальная проблема мотивации изучения букв читающими детьми- для них обучение грамоте приобретает рефлексивный характер

Формы реализации рабочей программы по Обучению грамоте

         Вовлечь детей в содержание обучения, органически сочетать на уроке обучение и воспитание помогают не только специальные игры, но и другие формы сотрудничества детей: дискуссия, соревнование, групповые работы, к которым детей приучают с первых уроков. В основе всех форм организации дискуссий лежат действия детей, помогающие им сформировать свою точку зрения, сопоставить её с точкой зрения других детей. Организационная работа детских групп, сообща решающих учебные задачи, позволяет совместить обучение грамоте и обучение сотрудничеству, взаимопониманию. Дискуссия и групповая работа на уроке исключают авторитарность и воспитывают в детях уверенность в собственных силах и интерес друг к другу, умение встать на точку зрения другого. Так задачи обучения и развития смыкаются с широкими воспитательными задачами.

Образовательный процесс по обучению грамоте организуется с помощью следующих форм и видов учебных занятий:

·        урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач;

·        урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы;

·        урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы;

·        урок-проектирование – место для решения проектных задач;

·        учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами;

·        групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу;

·        самостоятельная работа учащихся дома имеет следующие линии:

-задания по коррекции знаний и умений после проведенных диагностических и проверочных работ;

-задания по освоению ведущих тем курса, включая отработку соответствующие навыков, на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);

-творческие задания для учащихся, которые хотят расширить свои знания и умения (эти задания выбираются и выполняются по желанию).

УМК

Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:

для ученика:

  1. В.В.Репкин, Е.В. Восторгова, В.А Левин  Букварь. М., Вита-Пресс, 2013.
  2. Н.Г.Агаркова   Тетради по письму. М., Вита-Пресс, 2013
  3. В.В. Репкин. Букваренок: Задания и упражнения к Букварю.-20-е изд.-М.:Вита- Пресс,2013

для учителя:

  1. Примерная программа по Обучению грамоте, авторы: В.В. Репкин,Е.В. Восторгова, Т.В.Некрасова  (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.- М., Вита-Пресс, 2011,  с.213-232).
  2. Е.В.Восторгова  Методическое пособие для учителя. М., Вита-Пресс, 2010.

Электронные образовательные ресурсы

Nsportal русский язык, РГУ, Азбука Кирилла и  Мефодия,  Начальная школа, Новая начальная школа. Единая коллекция Цифровых образоватеных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации.

ЕК ЦОР - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)

ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

·     начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;

·     вызвать познавательный интерес к родному языку;

·     формирование уважительного отношения к иному мнению;

·     овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·     развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

·     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

·     развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные  результаты:

·     выделение и осознание общего (позиционного) принципа письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;

·     постоянное сопоставление звуков и букв, обсуждение функциональных возможностей каждой буквы и отражение их в звуко-буквенных моделях придаёт действиям письма и чтения характер осознанных рефлексивных действий;

·     наличие чётких оснований выбора букв  в слове на основе позиционного принципа даёт возможность более эффективно организовать оценочную деятельность на уроке, позволяют проявлять детям большую самостоятельность и при систематизации знаний – опираясь на свои представления о «работе» букв в состоянии предложить собственные варианты заполнения «ленты» букв;

·     начать  освоение  различных форм учебного сотрудничества (обучение приемам субъект-субъектного взаимодействия и приемам ведения устной дискуссии через умение работать в малых группах и парах);

·     ввести критерии оценивания, начать формирование действий контроля и оценки: самоконтроль и самооценка, взаимоконтроль и взаимооценка; сопоставление своей оценки с оценкой учителя;

·     начать учить  добывать недостающую информацию с помощью «умных» вопросов и разных источников;

·     начальное  умение работать в разных образовательных  пространствах в тетради (черновик-чистовик) и в классе (использование стола заданий и стола-помощника для организации самостоятельной работы).

Предметные результаты:

Уметь:

·      определять звуковой состав слова с указанием гласности-согласности, мягкости-твёрдости звучания;

·      делить слово на слоги. Ставить ударение;

·       различать звучание слова и его звучание, звуковую и буквенную формы слова;

·      определять две функции букв гласных после согласных, парных по мягкости-твёрдости (обозначение гласного звука и указание на мягкость или твёрдость предшествующего согласного);

·      правильно обозначать мягкость согласных на письме ( с помощью букв и, е, ё, ю, я, и мягкого знака); гласные после согласных, непарных по мягкости-твёрдости (в сочетании жи-ши, ча-щу, чу-щу); звук й перед гласным (буквами е,ё, ю я и не перед гласным (буквой й);

·      определять и соотносить звуковой и буквенный состав слов типа коньки, язык, вьюга;

·      пользоваться правилами написания большой буквы (в именах людей, в начале предложения)

·      правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением; писать под диктовку небольшие предложения (из 3-5 слов) без пропусков и искажений букв; использовать заданный алгоритм соединения букв и уметь соединять две-три рядом стоящие в слове буквы. Скорость письма к концу учебного года-15-20 буквенных знаков в минуту;

·      читать слитно-слоговым способом тексты со всеми буквами алфавита;

·      ставить вопросы  к словам-названиям, к словам названных действий;

·      пользоваться способом определения количества слов в высказывании, составлять схему высказывания.

       освоение ребёнком первоначальных навыков письма и чтения, где многие умения формируются «по образцу»;

Знать/понимать:

·     общий  (позиционный) принцип  письма, что даёт широкие возможности для формирования основ учебной деятельности, т.е. для реализации деятельностного подхода;

·     что слова нужны  людям, чтобы называть предметы

·     что такое модель слова, высказывание.

·     иметь представление об орфограмме;

·     служебные слова ничего не называют;

·     знать название всех букв;

·     знать, что звук Й обозначается на письме в зависимости от позиции;

Содержание предметов «Обучение грамоте» и «Русский язык» (1 класс)

Букварный период

Формирование начальных представлений о слове.

 Выделение слова как особого объекта действий и изучения (противопоставление вещи и слова). Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака действия). Выделение слова из высказывания (с ориентировкой вставить перед каждым словом новое). Служебные слова (слова-помощники – на примере предлогов и союзов). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.

Звуковой анализ слова

Выделение звуков в слове. Определение последовательности и количества звуков в слове с ориентацией на заданную модель (посредством последовательного интонирования каждого звука в слове). Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели (в том числе деформированной).

Выделение слога как минимальной произносительной единицы. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Ударение и способ его определения в слове. Самостоятельное построение звуковой модели слова.

Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.

Формирование действий письма и чтения

Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (А, О, У, Ы, Э), их включение в звуко-буквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (Л, М, Н, Р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв Я, Ё, Ю, Е, И), две работы гласных букв.

Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению).

Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании и слоговую структуру каждого слова.

Представление об орфограмме как элементе («части») буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т.п.). Основное правило переноса слов

Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: Г-К, В-Ф и т.д.).

Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква Ь). Обозначение звука [й’] в разных позициях (буква Й, буквы Я, Е, Ё, Ю, обозначающие сочетание звука [й’] с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв.

Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и Ц): правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Проблематичность употребления букв И-Ы после Ц, букв О-Ё после шипящих (наблюдения). Разделительные знаки Ь и Ъ (наблюдения).

Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.

Русский алфавит.

Формирование навыка смыслового чтения (с ориентацией на тактовое ударение).

Систематизация материала, изученного в процессе формирования действий письма и чтения.

Послебукварный период

Систематизация материала, изученного в букварный период

Способы обозначения гласных звуков буквами. Способы обозначения твердости-мягкости согласных звуков буквами. Способы обозначения звука [й’] на письме в разных позициях. Алфавит (повторениие). Орфограммы, изученные в период обучения грамоте.

 Правила списывания и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношениием).

Развитие речи

Высказывание (сообщение, вопросы). Выражение цели высказывания с помощью интонации и ее обозначение на письме (знаки в конце высказывания). Смысловые части высказывания (предмет сообщения и сообщение о предмете). Отработка навыков смыслового чтения с опорой на выделенное тактовое ударение.

Характеристика контрольно- измерительных материалов

Тема

Вид работы

Проверяемые умения

Формирование первоначальных представлений о слове.

П.р. Различение слов, называющих предмет, признак, действие

1. Умение различать слова отвечающие на вопрос кто?, что?

2. Умение составлять модель слова.

П.р.Высказывание

1. Умение подбирать модель к высказыванию.

2. Умение находить ошибки в готовых моделях высказывания.

3. Умение составлять модель высказывания.

Звуковой анализ слова

П.р. Звуковая структура слова.

1. Умение определять общее количество звуков в слове.

П.р. Построение звуковой модели слова.

1. Умение определять количество слогов в слове.

2. Умение составлять модель высказывания.

3. Умение находить ошибки по звуковой модели слова  при делении на слоги.

4. Умение составлять звуковые модели слов с выделением гласных, согласных, слогов, ударений.

5. Умение обозначать на звуковой модели твердость- мягкость, звонкость- глухость согласных звуков

Формирование действий письма и чтения

П.р. Согласные буквы

1. Знание букв Н,Р,Л,М.

2. Умение писать под диктовку слоги.

3. Умение писать под диктовку слова.

П.р. Согласные буквы

1. Умение различать звуки согласных букв Г, К.

2. Умение писать под диктовку слова с этими звуками.

П.р. Согласные буквы

1. Умение различать звуки согласных букв В,Ф, Д, Т.

2. Умение писать под диктовку слоги.

3. Умение писать под диктовку слова с этими звуками.

П.р. Согласные буквы

1. Умение составлять слова из букв.

2. Умение переводить печатный текст в письменный.

3. Умение писать слова под диктовку.

4. Умение записывать высказывание на слух, соблюдая правила правописания.

П.р. Согласные буквы

1. Умение различать звуки согласных букв Б, П.

2. Умение переводить печатный текст в письменный.

П.р. Йотированные гласные

1. Умение составлять звуковую запись слова.

2. Умение переводить звуковую запись в письменную.

3. Умение писать слова с йотированными гласными.

Контрольный срез. Звукобуквенный анализ слов.

1. Умение соотнести картинку и звуковую модель слова.

2. Умение находить заданное слово и составлять его модель.

3. Умение составлять полную звуковую модель слов.

П.р. Правописание жи- ши, же- ше

1. Знание правил правописания сочетаний.

2. Умение писать под диктовку высказывания.

П.р. Правописание ча-ща, чу- щу.

1. Знание правил правописания сочетаний.

2. Умение писать под диктовку высказывания.

Списывание текста.

1. Соблюдение алгоритма.

2. Умение ставить ударения в словах.

3. Навык самоконтроля.

Диктант

1. Знание правил оформления высказывания.

2. Знание правил правописания имен собственных.

3. Знания правил правописания ь.

4. Умение преводить звуковую форму слова в буквенную

Учебно – тематический план

Название темы

Кол-во часов

1

Формирование начальных представлений о слове.

22

2

Звуковой анализ слова

29

3

Формирование действий письма и чтения

156

Итого

207

Из них:

Проверочная работа

Контрольный срез

Списывание текста

Диктант

12

1

1

1

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте

Дата

Тема урока обучения грамоте/

тип урока

Дата

Тема урока письма/

тип урока

Содержание

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и ЭОР

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма

1 четверть

Формирование первоначальных представлений о слове

1

2.09

Предмет и слова. Слово как название предмета.

1

2.09

Знакомство с прописью № 1, правилами посадки при письме, положением ручки.

Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия).

Слово и высказывание.

Служебные слова.

Учащиеся научатся:

- определять номинативную функцию слова;

- выделять слова из высказываний;

- строить графические модели отображающие количество слов в высказывании;

- писать элементы букв.

Выделение слова   как особого обьекта действия и изучения ( противопоставление вещи и слова). Выделение слова из высказывания ( с ориентировкой на возможность вставить перед каждым словом новое). Построение графических моделей, отображающих количество слов в высказывании.

2

3.09

Введение модели слова

2

3.09

Знакомство со строчкой и ориентирование на ней.

3

4.09

Постановка вопросов к словам, называющим живые и неживые предметы.

3

4.09

Знакомство с видами штриховки

4

5.09

Слова, называющие предметы и слова, называющие действия

4

5.09

Знакомство с высотой больших и маленьких элементов, их написание на одном расстоянии.

5

6.09

Написание прямых малых и больших параллельных линий на одинаковом расстоянии

5

9.09

Постановка вопроса к словам называющим действия.

6

9.09

Написание прямых линий с закруглением с одной стороны.

6

10.09

Слова называющие признаки и постановка вопросов к ним.

7

10.09

Написание прямых линий с закруглением с одной стороны.

7

11.09

Связь слов в высказывании. П.р.Различие слов , назывыющих предмет , признак, действие

8

11.09

Написание прямых линий с загруглением с двух сторон.

Проверочная работа

Устный опрос

8

12.09

Способ определения количества слов в высказывании.

9

12.09

Написание прямых линий с загруглением с двух сторон.

10

13.09

Повторение написания изученных элементов.

9

16.09

Служебные слова

11

16.09

Написание прямых линий с петлей вверху и с петлей внизу

10

17.09

Урок обобщение. П.р.Высказывание

12

17.09

Написание прямых линий с петлей вверху и с петлей внизу

Проверочная работа

Устный опрос

Звуковой анализ слова.

11

18.09

Звуки речи как «строительный» материал языка.

13

18.09

Написание прямой линии с петлей и закруглением внизу

Звуки речи как «строительный материал»слов в языке.

Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове. Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слова, полученным путем замены одного из звуков). Смыслоразличительая функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие

Учащиеся научатся:

-выделять и определять последовательности звуков в слове;

-составлять звуковую модель слова;

-выделять количество слогов в слове и ставить ударение;

-различать гласные и согласные звуки;

-определять твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные в слове;

-строить звуковую модель слова с отображением смыслоразличительных качеств звуков

Выделение и определение последовательности звуков в слове с ориентацией на заданную модель ( посредством последовательного интонированиякаждого звука в слове).Воспроизведение звуковой формы слова на основе его модели( в том числе деформированной).

 Выделение слогов в слове. Выделение гласных (слогообразующих) и согласных звуков. Определение ударного слога в слове, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Самостоятельное построение звуковой модели слова. Отображение смыслоразличительных качеств звуков в звуковой модели слова.

12

19.08

Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели)

14

19.08

Написание прямой линии с петлей и закруглением внизу

15

20.09

Повторение написания изученных элементов.

13

23.09

Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели) Проверочная работа. Звуковая структура слова.

16

23.09

Написание плавных линий.

Проверочная работа.

Письменная самостоятельная

14

24.09

Способ выделения звуков в слове (на основе заданной модели).

17

24.09

Написание плавных линий.

15

25.09

Слог как минимальная произносительная единица

18

25.09

Написание плавных линий

16

26.09

Слог как минимальная произносительная единица

19

26.09

Написание овалов

20

27.09

Написание овалов.

17

30.09

Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

21

30.09

Написание полуовалов

18

1.10

Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

22

1.10

Написание полуовалов

19

2.10

Ударение

23

2.10

Написание прямой линии с четвертным овалом

20

3.10

Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

24

3.10

Повторение начертания изученных линий

25

4.10

Повторение начертания изученных линий

21

7.10

Звонкие и глухие согласные звуки, их смыслоразличительная роль.

26

7.10

Повторение начертания изученных линий

22

8.10

Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль

27

8.10

Повторение начертания изученных линий

23

9.10

Твердые и мягкие согласные звуки, их смыслоразличительная роль

П.р. Построение звуковой модели слова.

28

9.10

Повторение начертания изученных линий

Проверочная работа

Письменная самостоятельная

Формирование действий письма и чтения.

24

10.10

Буква как знак звука

29

10.10

Повторение начертания изученных линий

Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков(а,о,у,ы,э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных  звуков (л,м,н,р).Отсутствие специальных  букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости -мягкости согласных с помощью гласных букв ( введение букв я,ё,ю,и,е), две работы гласных букв.

Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных . Основное правило переноса слов.

Отработка действий послогового письма и чтения ( в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости- глухости и твердости- мягкости: г-к, в-ф и т. д.).

Обозначение твердости и мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком ( буква ь). обозначение звука  й  в разных позициях ( буква й, буквы я, ё, ю,е, обозначающие сочетание звука й  с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв.

Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости- мягкости( шипящих и ц): правописание сочетаний жи- ши, же- ше, ча-ща, чу- щу. Проблематичность употребление букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний чк, чн,чт,щн (наблюдения). Разделительные знаки ъ и ь ( наблюдения).

Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция. Русский алфавит.

Учащиеся научатся:

- плавному послоговому чтению и письму слов и высказываний с ориентацией на гласную букву;

- записывать слова и высказывания по алгоритму;

- получать представление об орфограмме;

- употреблять большие буквы в начале предложения и в именах собственных;

-переносить слова по слогам;

- писать сочетания жи-ши, же- ше,ча-ща, чу- щу, чк, чн,щн,чт, цы- ци, о-ё после шипящих;

употреблять ъ и ь знак;

- составлять простейщую транскрипцию слов

Формирование способа послогового чтения слов с ориентацией на гласную букву и знак ударения (с предварительным выделением слогов в слове, подлежащем прочтению). Формирование навыка смыслового чтения ( с ориентацией на тактовое ударение).

Запись слов и простейших высказываний (под диктовку) с предварительным составлением модели, отображающей последовательность слов в высказывании, слговую структуру каждого слова и их орфографические особенности.

 Составление простейщих транскрипций, анализ соотношения звуковой и буквенной оболочек слова. Определение функций (работы) каждой буквы русского алфавита в записи слова. Определение и обоснование местоположения каждой изученной буквы в «ленте букв» в соответствии с её функциями (работами) в записанном слове.

30

11.10

Повторение начертания изученных линий

25

14.10

Буквы гласных А,О.

31

14.10

Написание строчных букв а,о.

26

15.10

Буквы гласных А,О.

32

15.10

Написание заглавных букв А,О.

27

16.10

Буквы гласных У,ы.

33

16.10

Написание букв Уу,ы.

28

17.10

Буквы гласного Э

34

17.10

Написание быквы Ээ

35

18.10

Повторение написания изученных букв.

29

21.10

Буквы согласных Л,М. Способы послогового письма и чтения.

36

21.10

Строчные буквы м,л.

30

22.10

Буквы согласных Л,М. Способы послогового письма и чтения.

37

22.10

Заглавные буквы Л,М.

31

23.10

Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме

38

23.10

Строчные буквы н,р

32

24.10

Буквы согласных Н, Р. Представление об орфограмме. П.р Согласные буквы.

39

24.10

Заглавные буквы Н,Р.

Проверочная работа

Письменная самостоятельная

40

25.10

Повторение написания изученных букв.

33

28.10

Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв А,Я

41

28.10

Строчная буква я

34

29.10

Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв А,Я

42

29.10

Заглавная буква Я

35

30.10

Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв О-Ё

43

30.10

Строчная и заглавныя буквы Ё,ё

36

31.10

Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв Э-Е

44

31.10

Строчная и заглавная буквы Е,е

45

1.11

Повторение написания изученных букв.

2 четверть

37

11.11

Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв Ы-И

46

11.11

Строчная и заглавная буквы И,и

38

12.11

Обозначение твердости — мягкости согласных с помощью букв У-Ю

47

12.11

Строчная и заглавная буквы Ю,ю

39

13.11

Буква Г, её работа.

48

13.11

Строчная и заглавная буквы Г,г

40

14.11

Буква К, её работа

49

14.11

Строчная буква к

50

15.11

Заглавная буква К

41

18.11

Буквы Г, К, их работа. П.р.2. Согласные буквы.

51

18.11

Правописание изученных букв.

42

19.11

Согласные буквы и их работа. Закрепление.

52

19.11

Письмо с изученными  буквами

43

20.11

Буква Д,   её  работа.

53

20.11

Заглавная и строчная буквы Д,д

44

21.11

Буква    Т, её работа.    

54

21.11

Строчная и заглавныя буквы Т,т

55

22.11

Повторение написания изученных букв.

45

25.11

Буква В, её работа  

56

25.11

Заглавная и строчнаябуквы В,в

46

26.11

Буква Ф,  её работа  .

57

26.11

Заглавная и строчная буквы Ф,ф

47

27.11

Общее правило переноса. Пр. Р. Согласные буквы.

58

27.11

Общее правило переноса.

48

28.11

Алгоритм записи высказываний

59

28.11

Алгоритм записи высказываний.

60

29.11

Алгоритм записи высказываний

49

2.12

Алгоритм записи высказываний.

61

2.12

 Алгоритм записи высказываний

50

3.12

Буква З ,её работа

62

3.12

Строчная и заглавная  буквы З,з

51

4.12

Буква З ,её работа

63

4.12

 Строчная и заглавная  буквы З,з

52

5.12

Буква С, её работа

64

5.12

Строчная и заглавная буквы С,с.

65

6.12

Повторение написания изученных букв.

53

9.12

Буквы З, С и их  работа.

П.р. Согласные буквы.

66

9.12

Повторение написания изученных букв

Проверочная работа

Письменная самостоятельная

54

10.12

Буква Б, ёе работа

67

10.12

Строчная и заглавная  буквы

Б, б

55

11.12

Буква П,её работа

68

11.12

 Строчная и заглавная  буквы П,п

56

12.12

Буквы Б,П. П.р. 6 Согласные буквы

69

12.12

Повторение написания изученных букв.

70

13.12

Повторение написания изученных букв.

57

16.12

Формирование навыка чтения.

71

16.12

Проверочная работа . Списывание с печатного текста

Проверочная работа

Списывание с печатного текста

58

17.12

Формирование навыка чтения.

72

17.12

Анализ работы.

59

18.12

Буква Х

73

18.12

Строчная буква х

60

19.12

Буква Х

74

19.12

Заглавная буква Х.

75

20.12

Строчная и заглавная буквы Х х.

61

23.12

Буква Ь .

76

23.12

Обучение написанию буквы ь.

62

24.12

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.

77

24.12

Письмо слов с буквой ь.

63

25.12

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.

78

25.12

Письмо слов с буквой ь.

64

26.12

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью буквы Ь.

79

26.12

Письмо слов с буквой ь.

80

27.12

Повторение написания изученных букв.

3 четверть

65

13.01

Обозначение звука й с помощью буквы Й

81

13.01

Обучение написанию буквы Й й.

66

14.01

Обозначение звука й с помощью букв Я,Е, Ё , Ю.

82

14.01

Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю.

67

15.01

Обозначение звука й с помощью букв Я,Е, Ё , Ю.

83

15.01

Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю.

84

16.01

Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю.

68

17.01

П.р. Йотированные гласные.

85

17.01

Обозначение мягкости согласных с помощью букв я,ё, е,ю.

69

20.01

Работа гласных букв (систематизация)

86

20.01

Работа букв гласных звуков.

70

21.01

Контрольный срез. Звукобуквенный анализ слов.

87

21.01

Работа букв гласных звуков

Контрольный срез.

Письменная самостоятельная

71

22.01

Буквы Ж,Ш, и их работа.

88

22.01

Строчный буквы ш,ж.

89

23.01

Заглавные буквы Ж,Ш.

72

24.01

Буквы Ж,Ш, и их работа.

90

24.01

Написание слов и предложений с изученными буквами

73

27.01

Обозначение гласных звуков после Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ

91

27.01

Орфограмма  ЖИ- ШИ

74

28.01

П.р. Правописание жи- ши, же- ше.

92

28.01

Орфограмма  ЖИ- ШИ

75

29.01

Буквы Ч,Щ,их работа

93

29.01

Строчные  буквы ч,щ.

94

30.01

Заглавные буквы Ч,Щ.

76

31.01

Буквы Ч,Щ,их работа

95

31.01

Написание слов и предложений с изученными буквами

77

3.02

Обозначение гласных звуков после Ч и Щ. Орфограммы ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

96

3.02

Орфограммы ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ.

78

4.02

П.р. Сочетания ча- ща, чу-щу.

97

4.02

Орфограммы ЧА- ЩА, ЧУ- ЩУ.

79

5.02

Простейшая транскрипция.

98

5.02

Простейшая транскрипция.

99

6.02

Правописание сочетаний ЧК, ЧН,   ЧТ, ЩН.

80

7.02

Правописание сочетаний ЧК, ЧН,Ч Т, ЩН. Обозначение мягкости звука[Л’] перед согласным звуком

100

7.02

Правописание сочетаний ЧК, ЧН,   ЧТ, ЩН.

81

10.02

Правописание сочетаний ЧК, ЧН,Ч Т, ЩН. Обозначение мягкости звука[Л’] перед согласным звуком

101

10.02

Обозначение мягкости согласных звуков

82

11.02

Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация)

102

11.02

Обозначение мягкости согласных звуков

83

12.02

Выбор букв О-Ё после букв, обозначающих шипящие согласные звуки (наблюдения)

103

12.02

Написание букв О- Ё после шипящих.

104

13.02

Обучение написанию буквы Цц

84

14.02

Буква Ц, её работа.

105

14.02

Обучение написанию буквы Цц

85

24.02

Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц (наблюдения).

106

24.02

Написание букв И- Ы после Ц. Отработка способов письма.

86

25.02

Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И-Ы после Ц (наблюдения).

107

25.02

Написание букв И- Ы после Ц. Отработка способов письма.

87

26.02

Обозначение звука [Й’] с помощью разделительных Ъ и Ь.

108

26.02

Обучение написанию буквы ъ

109

27.02

Обозначение звука [й] с помощью разделительных ь и ъ

88

28.02

Обозначение звука [Й’] с помощью разделительных Ъ и Ь.

110

28.02

Отработка способов письма

89

3.03

Русский алфавит.

111

3.03

Работа с деформированным текстом.

90

4.03

Обобщение способов письма и чтения.

112

4.03

Контрольное списывание.

Проверочная работа

Контрольное списывание.

91

5.03

Проверочная работа.

113

5.03

Диктант.

Проверочная работа

Диктант

114

6.03

Работа над ошибками.

92

7.03

Анализ проверочной работы.

Прощание с Букварем.

115

7.03

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...