Конспект к уроку "Бальмонт К.Д. "Осень"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Климкина Елена Евгеньевна

Материал можно использовать на уроке литературного чтения во 2 классе. Видеоролик есть в архиве сайта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balmont_k.d._osen.odt37.75 КБ

Предварительный просмотр:


Климкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ  № 11

г. Саров Нижегородской области

  Бальмонт Константин Дмитриевич

 «Осень»

 (урок открытия нового знания)

Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения, усвоения учащимися литературного приема «олицетворение» и обучение словесному  рисованию.

 

Планируемые  результаты

Личностные результаты

  • развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят
  • формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению
  • формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самооценивания
  • формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя
  • осознавать и принимать  учебную задачу

Познавательные универсальные учебные действия:

  • учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • Доносить свою позицию до других людей
  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
  • строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты

  • научить определять основную мысль произведения и его настроение
  • научить использовать прием олицетворения
  • научить подбирать рифму
  • развивать технику выразительного чтени
  • грамотно использовать в речи литературные термины

Оборудование:

  • мультимедийный проектор
  • интерактивная доска
  • компьютер
  • листы самооценивания у каждого ученика
  • карточки с предложениями:
  • Я знаю
  • Я умею
  • Я не знаю
  • Я не умею

Авторский комментарий к презентации.

Каждый слайд сменяется по щелчку.

Слайд 1. Не демонстрируется.

Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение                «Подбери рифму».

Слайд 3.  План урока.

            Слайд 4.  Поэт с утренней душой Бальмонт К.Д.

Слайд 5. Семья Бальмонта К.Д.

Слайд 6. «Фейные сказки».

Слайд 7. Стихотворение «Осень».

Слайд 8. Анализ стихотворения.

Слайд 9. Словарная работа.

Слайд 10. Физкультминутка.

Слайд 11. Литературные приемы.

Слайд 12. Задание в парах.

Слайд 13. Словесное рисование.

Слайд 14. Лист самооценивания.

Слайд 15. Ссылки на источники.

Ход урока

  1. Актуализация знаний.

Слайд 1. Не демонстрируется.

Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм.

Слайд 2. Речевая разминка. Интерактивное упражнение «Подбери рифму».

http://learningapps.org/display?v=peqyz3pd301 упражнение в сервисе LearningApps.org

Пускала пузырики
В соломинку
Фея.
Придворные лирики
Жужжали ей, рея: —
О, чудо-
пузырики,
О, дивная
Фея!

Пурпурные, синие,
Нежнее, чем в сказке.
Какие в них линии,
Какие в них
краски!
Зелёные, синие,
Как детские
глазки.

(На экране – стихотворение с пропущенными словами. Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово)

- Посмотрите на доску, прочитайте про себя, жужжащим чтением.

1 ряд  - шёпотом,

2 ряд – с усилением звучания,

3 ряд – радостно, громко, выразительно.

  1. Постановка проблемы. Открытие нового знания.

Это стихотворение  «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. В  В начале 20 века Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. Там и было это стихотворение.

Попробуйте определить тему нашего урока.

Какие задачи будем решать на уроке?

(дети высказывают свое мнение)

Слайд 3. План урока.

  • Знакомство с творчеством поэта 19 века

Бальмонта К.Д.

  • Анализ стихотворения «Поспевает брусника…»
  • Что такое олицетворение?
  • Учимся читать выразительно.
  • Подведение итогов.

Прочитайте план урока. Совпали эти задачи с вашими? Какие задачи новые?

( Учитель показывает карточки: Я знаю, я не знаю, я умею, я не умею)

Что вы знаете о Бальмонте К.Д.?

Какие стихи его читали?

Умеете ли вы читать выразительно или еще надо научиться?

Знаете ли вы, что такое олицетворение?

(Кроме презентации учитель может показать видеоролик «Бальмонт К.Д. «Осень», где предложена краткая биография и иллюстративный материал к стихотворению)

http://www.youtube.com/watch?v=iEpBoYZP6Fc&feature=youtu.be 

    – ролик Климкиной Е.Е.

Слайд 4. Поэт с утренней душой Бальмонт К.Д.

Поэт  Серебряного века  Бальмонт  Константин Дмитриевич (1867-1942) 

        Константин Дмитриевич  Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика.    Он очень любил свою малую родину.      

А.Блок назвал Бальмонта  «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

Слайд 5. Семья Бальмонта К.Д.

Родители оказали  на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  «Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, -  так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты».

Слайд 6. «Фейные сказки»

     В  1905 году Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке.

3.        Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Слайд 7. Стихотворение «Осень».

(учитель читает под музыку Чайковского П.И. «Времена года.  Осень», если не используется ролик)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Слайд 8. Анализ стихотворения.

Какое настроение вы почувствовали? Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

 Как вы считаете, название стихотворения «Осень»    отображает    его тему?    А  настроение?

 Готовы ли  мы  сейчас    определить   настроение   стихотворения   по названию? На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения.


Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия.

(стихотворение дублируется на экране)

Слайд 9. Словарная работа.

Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения?

  • Благовонья

  • Разноцветном    

  • Спросонья

  • Прочь

Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем» Даля В.И. или Ожегова С.И.

Перечитайте стихотворение и подумайте, Бальмонт изобразил сказочную или реальную картину осени?

(дети обсуждают и доказывают свое мнение)

4. Физкульминутка.

Слайд 10. Физкультминутка. (под музыку дети показывают танцевальные упражнения)

  1. Первичная проверка понимания.

Слайд 11. Литературные приемы.

Что  необычного  в  изображении осени  у  автора?

Почему написано с большой буквы слово Осень?

Что делает девушка Осень? Прочитайте.

Какие явления природы  поэт  еще  одушевляет? Прочитайте эти строки.

Как называется такой литературный прием?

Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе.

Слайд 12. Задание в парах.

Выбери нужные картинки и найди строки, где поэт использует прием олицетворения.

  1. Первичное закрепление. Самоконтроль (самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков). Работа в командах.

Слайд 13. Задание «Словесное рисование».

Давайте представим себе, что мы с вами художники.

Какие   краски вы  выберите  для  рисунка? Найдите свои  слова-подсказки в тексте.  Опишите свою картину.

Кто будет  главным  героем нашей картины?  

Как можно изобразить осень?

Что делает девочка – осень?

 Какое выражение  лица? Грустное или радостное? Почему?

От чего плачет девочка – осень?      

Какое  явление природы хотел  изобразить   поэт   под  слезами  девочки?

     Какие   краски вы  выберите  для  рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте. Разделитесь на команды по 4 человека и обсудите свои краски.

  • Поспевает брусника – бордовый,

  • Синее море – синий,

  • Солнце реже  смеется – желтый,

  • В  разноцветном  уборе – желтые, красные, коричневые.

Кто главный  персонаж  на  рисунке?

Что  вы нарисуете  вокруг  девочки  Осени?

Как  поэт относится  к  Осени, которая скоро заплачет?

  1. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.

Что вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе?

 Какой  темп чтения нужно   выбрать?

Поработаем  с текстом (работаем маркерами на доске)

Как обозначается долгая пауза?                      

Как обозначается короткая  пауза?

Понижение  голоса  -  \

Повышение  голоса   -  /

Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом?

С какой интонацией будете читать стихотворение?

Прочитайте это стихотворение так, чтобы  передать настроение и чувства, которые хотел  передать поэт.

(читают несколько учеников, сначала хорошо читающие для образца, потом дети послабее)

  1. Рефлексия деятельности. Домашнее задание.

Вернёмся к плану урока. ( открывается нужный слайд)

Какие задачи мы выполнили, а какие не смогли?

Определили настроение стихотворения?

Какое задание  вам понравилось?

Какое показалось трудным?

Слайд 14. Листы самооценивания.

Возьмите листы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке. Раскрасьте нужным цветом кружок.

Домашнее задание

Выучить стихотворение К. Бальмонта "Осень" наизусть, нарисовать иллюстрацию для составления диафильма.

Используемые Интернет – ресурсы:

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/    Шаблон для презентации

http://www.isuct.ru/book/publications/culture/balmont/childhood.html  биография Бальмонта К.Д.

http://muzofon.com/search/П%20И%20Чайковский%20Времена%20года 

звуковой файл

http://ololo.fm/search/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%97%D0%B0%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0 звуковой файл для зарядки

Упражнение (выполнено автором):

http://learningapps.org/display?v=peqyz3pd301 упражнение в сервисе LearningApps.org

Видеоролик:

http://www.youtube.com/watch?v=iEpBoYZP6Fc&feature=youtu.be   Бальмонт К.Д. «Осень»

(выполнен Климкиной Е.Е.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изо "Деревья осенью" школа 8 вида 2 класс

Конспект урока по изо для специальной( коррекционной) школы 8 вида...

Конспект внеклассного мероприятия 4 класс «Осенняя смешинка»

Концертно-юмористическая программа носит развлекательный характер....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Рисование с натуры. Осенние листья.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА          Рисование с натуры. Осенние  листья. Изобразительное искусство, 1 класс ( В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина)...

Конспект занятия «Рисование с натуры осенних листьев сложной формы»

Цель  урока: объяснить умение видеть и передавать в рисунке симметрию, сформировать понятие о важности линии - она помогает выполнить рисунок листьев более грамотно....

МОУДОД ЦДТ «Светлячок» Г.Ртищево Конспект занятия по теме «Портрет ОСЕНИ» Объединение «Волшебные краски» Педагог ДО Чиликанова О.М.

Цели и задачи: - воспитывать любовь к природе родного края- воспитывать видение прекрасного в окружающем- научить рисовать портрет времени года (ОСЕНЬ)- закрепить навыки работы графическими материалам...

Конспект урока по технологии Композиция «Осень в лесу». Коллективная работа.

Урок- проект по созданию композиции   вызывает у детей интерес, желание трудиться ,развивает творческие способности учащихся , воспитывает умения работать в коллективе...

Конспект дефектологического занятия на тему : « Осень. Признаки осени.».

На занятии систематизируюся знания детей об осени, осенних явлениях, активизируется словарь по данной теме.   Дети упражняются в названии осенних месяцев, утотреблении слов - признаков, глаг...