О сказках Х.К. Андерсена
учебно-методический материал по чтению на тему
В статье рассказывается о 4 циклах сказок Андерсена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_skazkakh_khansa_kristiana_andersena.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
О сказках Ханса Кристиана Андерсена
« Я всегда имел в виду, что пишу сказки не только для детей, но и для взрослых…. Детей более всего забавляла сама фабула, взрослых интересовала вложенная в них идея».
Х.К.Андерсен.
Как-то в детстве Андерсен спросил отца: «Что такое сказка?» Тот ответил:
- Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся.
Именно такие сказки и писал Ханс Кристиан Андерсен.
С 1835 года, с тех пор как вышла в свет первая книга сказок Андерсена, и по 1872 год сказочник опубликовал 156 сказок, разнообразных как по содержанию, так и по художественной форме. Наряду с типично сказочными произведениями в сборниках Андерсена встречаются и короткие реалистические рассказы, и бытовые зарисовки, и лирические стихотворения в прозе, и исторические легенды.
Все сказки и истории писателя можно разделить на 4 цикла: «Сказки. Рассказанные детям» (1835-1842), «Новые сказки» (1843-1848), «Истории» (1852-1855), «Новые сказки и истории» (1858-1872).
В первый сборник Андерсен включил, в основном, сказки, близкие по содержанию и стилю к народным. В них прославляется мужество, ум и любовь, искрилась весёлая задорная шутка. Сказки были разные. Были пересказы и переделки народных – «Огниво», «маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Дорожный товарищ», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Свинопас». Были сказки, основанные на датских народных поверьях, - «Аисты, «Райский сад», «Оле –Лукойе». Были и такие, где использовался сюжет других народов, - «Нехороший мальчик», «Новое платье короля», «Сундук-самолёт». В этот сборник впервые вошли сказки, которые придумал сам писатель , - «Цветы маленькой Иды», «Дюймовочка», «Ромашка», «Стойкий оловянный солдатик».
Когда сказки Андерсена появились на прилавках книжных магазинов датской столицы, все были поражены. Никто никогда ничего подобного не читал. Какие странные герои! Ведь датские дети привыкли к ангелоподобным и воспитанным принцам и принцессам. А у писателя же в сказке «Огниво» принцесса разъезжает верхом на собаке, а другая, Элиза из сказки «Дикие лебеди», отличается необыкновенным трудолюбием и самоотверженностью: ради того, чтобы спасти своих братьев-принцев, она готова идти на всё, даже на смерть.
А куда девалось в сказке уважение к важным персонам? Ведь король у Андерсена голый! Он занят не важными государственными делами, а лишь своими нарядами. Королевские министры и чиновники – глупы и лицемерны, они боятся сказать правду, так как их могут обвинить в том, что они не соответствуют своей должности.
Изменился и волшебный мир сказки. Например, купеческий сын из сказки «Сундук-самолёт» летает не на волшебном ковре, а на старом сундуке.
В сказках появились поэтические описания, например, в сказке «Русалочка»: «В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная, как чистое стекло. На дне растут удивительные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, как живые, при малейшем движении воды. В этой чаще шныряют маленькие и большие рыбы, точь-в-точь как у нас птицы в лесу».
Необычайно было и начало сказок, например, в сказке «Скверный мальчишка»: «Жил-был старый поэт», а в сказке «Цветы маленькой Иды»: « - Бедные мои цветочки умерли, - сказала маленькая Ида».
Как видно, уже в первом сборнике Андерсен вводит в свои сказки очень много нового. Критикам это не понравилось. Но сказочник искал поддержку у народа. «Простые люди, суждению которых я придаю большое значение, оценили сказки выше всего написанного мною»,- рассказывал он позднее.
В 1838 году одна из газет писала о народности сказок Андерсена, их оригинальном стиле, «столь подходящем для развлечения того слоя читателя, для которого они предназначены». Газета имела в виду простых людей. Именно для них и творил сказочник.
Второй сборник сказок Андерсена был назван «Новые сказки». Состоял он из двух томов. В сборник вошло совсем немного произведений, в которых писатель вспомнил народные сказки, предания или поверья, - «Снежная королева», «Волшебный холм», «Прыгуны», «Хольгер-Датчанин». Все остальные были сочинены сказочником – «Соловей», «Тень», «Жених и невеста», «Старый уличный фонарь», «Красные башмачки», «Девочка со спичками» и другие.
«Новыми» Андерсен назвал свои сказки не только потому, что большинство из них было придумано им самим, а потому, что источником их была реальная жизнь.
Писатель обладал необыкновенным даром: на что бы он ни взглянет, к чему не прикоснется – все превращалось в сказку. «Часто мне кажется, - писал сказочник, - будто каждый дощатый забор, каждый цветок говорит мне: «Ты взгляни на меня, и тогда моя история перейдет к тебе». И стоит мне захотеть, как у меня тотчас появляются истории».
Однако мало быть только внимательным и из любого пустяка видеть сказку, нужно быть еще и поэтом, и фантазером, чтобы помочь рассказать различным вещам, растениям, животным о себе. Через эти художественные образы Андерсен сумел выразить человеческие черты, достоинства и недостатки.
Писатель сближает сказку с жизнью, с реальным миром. Однако от того. Что люди. Явления природы, вещи становятся героями сказки и живут необычной жизнью, сама сказка не теряет своего волшебства.
«Новые сказки» были доброжелательно встречены не только читателями¸ но и датской прессы. Одна из датских газет писала : «Они (сказки) так нравятся, что каждый новый сборник сказок с радостью принимает безо всякой рекомендации.
«С этого сборника, - писал Андерсен, - начинается великое признание сказок».
В 1852 году на книжных прилавках Копенгагена появилась небольшая книга. На обложке стояло давно полюбившиеся детям имя Ханс Кристиан Андерсен. А ниже вместо привычного увлекательного заглавия было написано «Истории».
«Неужели Андерсен перестал писать сказки? – думали некоторые. Неужели он полностью переключился на зарисовки с натуры и картинки из жизни?» нет, непохоже. В новом сборнике встречались и волшебные, фантастические образы, и сказочные персонажи, переживающие невиданные приключения.
В этих историях Андерсен рассказывал, в основном, о датских мещанах, богачах. Только появились они уже в новом обличии, потому что неистощима была фантазия сказочника. «В стручке сидело пять горошин…» - рассказывает писатель в истории «Пятеро из одного стручка». И можно догадаться, что сказочник имеет в виду копенгагенских обывателей, которые считали, что все на свете создано по их образу и подобию, потому-то, пока стручок и горошины зелёные, они думали, что весь мир тоже зеленый. А когда прошло несколько недель, горошины и стручок пожелтели, и потому они решили: «Весь мир желтый!»
Но все же сказки Андерсена не исчезли. В 1858 году вышел очередной сборник. Он назывался «Новые сказки и истории».
В новом сборнике сказочник вернулся к сюжетам народных сказок, но все же сказка стала более бытовой и современной. Например, в сказке «Скороходы» герои состязаются в проворстве, в ловкости, в быстроте и награда за это не рука королевской дочери, а свободный доступ в огород с капустой.
В сказках этого периода проявляются и другие произведения, рассказывающие о достижениях науки и техники, в одной из сказок герой разъезжает на паровозе.
Сказки Андерсена разнообразны и принадлежат к числу наиболее читаемых. А имя его – одно из первых в перечне популярных писателей.
Литература.
- Брандис Е. «От Эзопа до Джанни Родари». М., Детская литература, 1980.
- Брауде Л.Ю. «Ханс Кристиан Андерсен». М., Просвещение, 1987.
- Маршак С.Я, «О сказках Андерсена», соч. т.4. М., Художественная литература,1960.
- Муравьева И.И. Андерсен. М., Молодая гвардия , 1959.
- Фиш Г. Скандинавия в трёх лицах, кн.1. М., Советский писатель, 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....
Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена
Презентация. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе по предмету....
Урок внеклассного чтения «О дружбе, верности, любви по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»."
• Класс: 4 • УМК: Школа России • Учебный предмет: внеклассное чтение ...
Урок -путешествие по сказкам Х.К. Андерсена.
Данный урок ставит своей целью - познакомить учащихся с жизнью великого сказочника, его творчеством. Урок построен в форме путешествия, в котором принимают участие "сам сказочник", герои его сказок. У...
Тесты по литературному чтению Сказка Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"
Данный проверочный материал поможет активизировать работу на уроке литературного чтения....
Викторина по сказкам Г-Х Андерсена
Вопросы и занимательные задания по творчеству Андерсена...