"Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность"
статья на тему
Сообщение на методическом объединение учителей начальных классов. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_cherez_proektnuyu_deyat.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность»
Сообщение подготовила учитель начальных классов МОУ «ООШ с.Андреевка» Смирнова М.В.
От современной школы требуется не только предоставление учащимся возможности получения знаний , но и формирование у них ключевых компетентностей: готовности к разрешению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов ,готовность к социальному воздействию, коммуникативная компетентность. Самообразование – одно из наиболее важных умений современного человека. В начальной школе необходимо заложить фундамент для дальнейшего его развития. Одним из путей достижения этой цели может служить использование проектной деятельности в урочной и внеурочной работе.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Этапы проекта.
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Многие элементы проекта помогают готовить ребенка к самообразованию, особенно важен поиск и отбор необходимой информации. В своих классах систематически применяю проектную методику – в 4 классе видны результаты. Детей уже не пугает проблема – «где добыть необходимые знания?» Они знают, что поможет энциклопедия соответстующей тематики, детские научные журналы в библиотеке , интернет (с помощью взрослых). У учащихся вырабатывается уверенность: « Если я не знаю, то могу узнать».
Кроме необходимой информации ребенок узнает много интересного и полезного, что расширяет кругозор, обогащает словарный запас, пополняет багаж знаний. Например, добывая информацию в рамках проекта «Русские народные сказки в художественных произведениях В.Васнецова» учащиеся вместе с родителями в интернете просмотрели картины и других русских живописцев. В ходе работы над проектом «Сказка звездного неба» ученица 4 класса ( с помощью родителей) принесла в школу телескоп, учащие рассмотрели его, даже посмотрели через специальный фильтр на солнце, захотелось узнать – как работает телескоп, появился стимул найти еще информацию.
Замечательный проект «Красная книга моего края», думаю, многие его используют в своей работе – сколько полезной информации узнают дети, не говоря о социальной значимости этого проекта. Узнают новых животных, места обитания, чем питаются эти животные, что предпринимается для восстановления вида. Так же и о растениях. В результате собирается «Красная книга» созданная своими руками. Учащиеся второго класса пока еще учатся делать первые шаги в готовности к самообразованию в рамках проектов « Какого цвета осенние листья?», «Неделя добрых дел», «Почему птицы улетают?» .
С помощью проектов , конечно, нельзя дать систематические знания. Применение метода проектов помогает стать моим ученикам более самостоятельными, инициативными, ответственными. Работая над проектами, дети учатся ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, оформлять результат своей деятельности в виде готового продукта и презентовать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»
Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...
Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность
На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...
«Духовно-нравственное развитие учащихся младших классов через проектную деятельность ОПК во внеурочное время».
Можно использовать во внеурочное время. 1 -4 класс...
Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность
В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...
Программа модуля формирования экологических компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе для учащихся начальных классов во внеурочной деятельности через работу объединения «В мире книг»
Формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников...
Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.
Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....
Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.
Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....
Комментарии
"Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных кл
спасибо за информацию, как раз озадачилась тем же самым вопросом!