Конспект урока по литературному чтению 2 класс Э. Шим "Храбрый опёнок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во втором классе по произведению Эдуарда Шима "Храбрый Опёнок" . Конспект составлен не только с целью познакомить со сказкой и научить работать с текстом произведения, но и с целью развития литературных сил и творческих способностей школьников младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературного чтения 2 класс Э. Шим "Храбрый Опёнок" | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
г.Сергиев Посад
Урок литературного чтения
во 2 классе
Эдуард Шим
«ХРАБРЫЙ ОПЁНОК»
Учитель: Мельникова Ольга Владимировна
Тема урока: Эдуард Шим. Храбрый опёнок.
Цели:
- познакомить со сказкой Э.Шима «Храбрый Опёнок»;
- учить работать с текстом произведения;
- формировать культуру чтения и оценочные суждения;
- развивать интерес к чтению;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН
Средства обучения:
- учебник Литературное чтение 2 кл. Л.А. Ефросинина;
- рабочая тетрадь по литературному чтению;
- выставка книг Э.Шима;
- рисунки с изображением грибов, кафтана, картуза, мальчика с белокурыми кудельками;
- карточки с ключевыми и опорными словами характеристики героя и построения сюжетной линии;
О каком времени года говорится в произведениях, которые мы с вами сейчас читаем? Скажите словами из стихотворений любимых поэтов. ( Чтение строк из стихотворений об осени) Это замечательно, что русские поэты воспевали природу в своих стихах.
Проверка домашнего задания
А кто из поэтов любил собирать волнушки?
Прочитаем гостям стихотворение Николая Рубцова. А у кого есть продолжение, тоже выходит к доске и своим четверостишием заканчивает стихотворение.
Предварительная (вводная) беседа
Посмотрите на доску и скажите, что объединяет этих людей?
ДОСКА
М. Пришвин, Н. Сладков, Э. Шим, Г. Скребицкий, В. Бианки
ДЕТИ: ОНИ писали о природе
А кроме карандаша и бумаги что нужно человеку чтобы писать о природе?
Чтобы беречь землю, природу, надо её полюбить, чтобы её полюбить, надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить. В этом считаю смысл своей работы" НИКОЛАЙ СЛАДКОВ
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомимся с произведениями Э. Шима.
Будем читать произведение о грибах.
Отгадайте, о каких грибах так говориться в народном фольклоре:
ЭТИ грибы традиционно символизируют дружбу и коллективизм - растут они дружно и кучно, большим семейством. Это один из популярных видов грибов, собирать которые довольно просто - как правило они видны издалека, и с одного семейства можно хорошо наполнить кузовок.
Соберите название нового для вас произведения:
ДОСКА
Храб О пё рый нок
Открыть доску и попросить найти опёнок среди грибов.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Почему в заголовке слово Опёнок – написано с большой буквы (Вероятно, потому, что Опёнок – это на просто название гриба, а имя героя, который имеет характер, совершает какие – либо поступки)
– Какими качествами наделяет автор героя в самом названии? (Храбрый)
– Что значит быть ХРАБРЫМ? (смелый, ничего не боится, мужественный решительный)
Словарная работа
В произведении встретятся незнакомые слова :
Как вы думаете что такое………- Попробуйте объяснить значение этих слов.
ДОСКА
кафтан - длинный пиджак
кудельки – завиток волос, кудряшки
картузик - небольшая фуражка, мужской головной убор
кузовок – неглубокий короб с ручкой, сплетённый из бересты
неказистый – некрасивый, непривлекательный
Сейчас мы прочитаем это произведение. Ваша задача определить жанр и тему
Гимнастика для глаз
Первичное чтение и работа над содержанием
Помните, что вам необходимо определить жанр и тему произведения.
Читаем произведение (учитель и хорошо читающие ученики.)
Читаем до слов «загляденье». Найдите среди грибов картинку с боровиком.
Продолжает читать Коля.
Найдите соответствующую картинку.
Продолжает читать Миша.
Найдите соответствующую картинку.
Первая остановка – после слов «Никто тебе не поклонится!»
- Какие чувства вызывает у вас прослушанный отрывок? Почему?
-Прочитайте, как автор называет грибы. Найдите описание Опенка. Как вы понимаете значение слов неприбранный, невидный, неказистый?
– Как, по вашему мнению, автор относится к Опенку?
(Я думаю, что автору тоже жалко Опенка, потому что у него нет ни кафтана, ни картуза.)
– Я считаю, что автор жалеет Опенка, называет его «сиротинушка». Кто такой «сиротинушка»? Что значит быть сиротой?
У. Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступит Опенок?
Продолжение чтения
Вторая остановка – после слов: «Неужели так и пропасть Опенку ни за что ни про что?»
- Как вы думаете, чем закончится эта история?
– Как вы думаете, что это за жанр произведения?
– Сказка.
– Почему?
Дочитываем до конца
Первичная проверка понимания
Что вам понравилось в сказке?
– А что не понравилось?
– Какое настроение вызвало у вас это произведение?
– Почему?
– Посмотрите на иллюстрацию и прочитайте отрывок из произведения, который на ней изображён.
– Почему грибы стали «сходить»? (Становилось всё холоднее и холоднее)
– Прочитайте, как автор описывает осень. (Злые дожди, мутные тучи, голый лес, снежная крупа ) Подчеркните словосочетания в учебнике
Каким был ,по мнению автора, Опёнок? (Храбрым)
– Прочитайте ещё раз название сказки.
–– Найдите в тексте слова, которые характеризуют Опёнка (Хитрый, прыткий)
– Почему грибники поклонились Опёнку? ( Самый стойкий к холодам )
Физминутка
Работа над сюжетом
– Давайте ещё раз вспомним как проходили события и составим план пересказа
– С чего начинается (зачин) сказка? (Начало сказки на доску)
– «Много по осени грибов уродилось».
– Что является завязкой сказки? С чего начинают разворачиваться события?
– «И вдруг вырос неказистый Опёнок» (на доске)
– Как развивались события?
– «Не замечают его грибники» (на доске)
– «Перебрался на берёзовые корни» (на доске)
– «Засвистел ветер – сиверко» (на доске)
– «Братцы маслята и сестрицы сыроежки»
– Когда наступает кульминация событий?
– «Все грибы сошли» (на доске)
– Прочитайте концовку сказки.
– «Благодарность грибников» (на доске)
Рефлексия и систематизация знаний
– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Почему оно так называется?
– Главный герой гриб-Опёнок.
– Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Пересказать от лица Опёнка
Давайте подумаем: как можно начать этот пересказ?
Ученики предлагают различные варианты начала сказки:
«Однажды я встретил в лесу много красивых грибов. Я хотел с ними подружиться, но...»
– «Вырос я в лесу совсем один. Не было у меня братьев-опят, но рядом росли другие грибы...»
– «Здравствуйте, друзья! Меня зовут Опенок...»
– «Когда я появился на свет, я очень хотел, чтобы меня нашли грибники и взяли в свой кузовок...»
Творческая работа.
Гимназисты первой группы получают листы с пословицами. Им предлагается выбрать пословицы отражающие главную мысль сказки.
Список пословиц
Будет время – и нам люди поклонятся. Мал телом, да велик делом. Не красавец лицом, да хорош умом. Храбрым счастье помогает. Кто стучит, тому откроют. Терпенье и труд все перетрут. Придет время – и мы ногой топнем. Мал золотник да дорог.
Гимназисты второй группы готовят частушки про грибы.
Гимназисты третьей группы составляют загадки про грибы из разбросанных слов
Показ творческих работ
ЧАСТУШКИ
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно.
Про грибы споём частушки
Очень замечательно
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо ни одной,
Обойдем их стороной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор –
Смотрит, улыбается,
Хочет всем понравиться.
Нас не зря зовут «лисички» –
Мы лукавые сестрички:
Старой желтою листвой
Мы укрылись с головой.
Есть грибы съедобные,
Есть и ядовитые.
Нам съедобные нужны –
Мы на них любители.
Загадки для третьей группы
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Список пословиц
Встречают по платью, провожают по уму.
Будет время – и нам люди поклонятся.
Мал телом, да велик делом.
Берись дружно, не будет грузно.
Не красавец лицом, да хорош умом.
Храбрым счастье помогает.
Кто стучит, тому откроют.
Грибов ищут, по лесу рыщут
Терпенье и труд все перетрут.
Придет время – и мы ногой топнем.
Мал золотник да дорог.
Придет солнышко и к нашим окошкам.
Много по осени грибов уродилось…
И вдруг вырос неказистый Опёнок.
Не замечают его грибники.
Перебрался на берёзовые корни.
Засвистел ветер – сиверко…
Все грибы сошли
Благодарность грибников
Эдуард Юрьевич Шим
1930-2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...