Урок чтения в 1 классе по теме: Слог. Деление слов на слоги.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
На уроке обучающиеся знакомятся с понятием слог, учатся определять количество слогов в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_slog.zip | 731.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Обучение грамоте в 1 классе по системе Л.В. Занкова (№ 30)
Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: научить детей делить слова на слоги.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове;
- показать слогообразующую роль гласных;
Развивающие:
- содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления;
- способствовать созданию у детей положительных эмоций от работы на уроке;
- повышать уровень самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к чтению, трудолюбию;
Планируемый результат:
- повышение активности на уроках;
- научить детей выделять слог и произносить слова по слогам, определять количество слогов в слове по гласным звукам;
Оборудование:
«Азбука» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец);
компьютер, проектор, доска.
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Учитель: Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. «Открытие» нового материала.
Учитель: Весело работается в хорошей компании. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто у нас на уроке будет в гостях:
В голубой огромной шляпе
Хвастунишка и зазнайка,
а зовут его …?
Дети: Незнайка.
На доску учитель вывешивает рисунок с изображением Незнайки.
Учитель: Почему же его так зовут?
Дети: Он ничего не знает.
Учитель: Как вы думаете, а в школу он зачем пришёл?
Дети: Чтобы что-то узнать.
- Превратиться в Знайку.
- Стать настоящим учеником.
Учитель: Незнайка принёс с собой буквы.
Учитель: Какое задание можно предложить, используя эти буквы?
Дети: Составить слова.
- Нельзя составить слова. Не хватает гласных букв.
Дети просят учителя добавить буквы гласных. Учитель под диктовку класса добавляет буквы О, Ы, А. Дети составляют слова.
Учитель: Давайте прочитаем получившиеся слова.
Дети: Осы, мир, он, мы, смрн, носы, мама, Рома.
Учитель: Что вы заметили?
Дети: Я заметил лишнее слово: смрн.
- Это вообще не слово. Это одни буквы, которые вы вначале нам дали. Их не надо было читать.
Учитель: Предлагаю добавить гласные, тогда получатся слова: сыр, сом, сам (учитель записывает эти слова и следующие ). Норы, рана, рама.
Дети: Мы опять делаем то же самое, только слова новые.
- Как же их много получилось!
Учитель: Молодцы! Вы действительно составили много слов. Подумайте, на какие две группы можно распределить.
Дети: Слово- имя в одну группу, названия предметов в другую.
- Можно распределить на длинные и короткие слова.
- В первую группу слова с одной буквой гласного, во вторую- с двумя.
- Я думаю так же. Распределить слова по количеству букв гласных.
Каждый раз дети доказывают свой выбор и приводят примеры.
Учитель: Ещё раз прочитайте слова и послушайте гласные звуки.
Дети читают хором слова первой группы: он, сыр, сом, сам, мир, мы.
Учитель: Что же происходит?
Дети: При произношении мы гласный звук произносим свободно, без препятствий, на одном выдохе.
Дети читают слова второй группы:
Осы, носы, норы, мама, рана, рама, Рома.
- Здесь два звука произносим свободно. Получается уже два выдоха.
Учитель: Так какие слова мы можем поделить на части по их произношению?
При выполнении практического задания выделяются две группы слов: которые можно распределить на части ( слоги ) и которые нельзя разделить.
Учитель: Все ли слова поделили на части? Почему?
Дети: Нет.
- У меня не получилось. Наверное всё дело в гласных!
- Я заметила, что слова с одной гласной состоят из одной части, а с двумя – из двух.
- А если бы в слове было три гласных, то и частей, наверное, было бы три?
Учитель: Представьте, что нам надо позвать нашу Полину. Позовите её!
Дети: По - ли- на!
Дальше зовут Диану, Галину, Илюшу, а затем так же произносят слова: машина, калина, дерево.
Учитель: Сколько слышите частей в слове?
Дети: Три.
Учитель: А теперь представьте себя на стадионе. Вы болельщики. Давайте поддержим нашу хоккейную команду, вместе громко, чётко произнесём: «Шайбу!»
Дети скандируют: Шай - бу! Шай- бу!
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30c0-0a01-0180-0054-6169a3c2352b/view/
Учитель: Сколько частей в слове?
Дети: Две ( Некоторые ещё раз проверяют ).
Учитель: Молодцы, ребята! А знаете ли вы, как называются эти части?
Дети: Да это же слоги!
Учитель: А почему учёные их так развали: слоги?
Дети: Части соединили, сложили и получили слово.
Учитель: Сравните значение слов: лежать, ложе, логово, слог.
Дети: Я и не думала, что логово, где лежат! Значит, слоги
лежат рядом в слове.
- Мы правильно сказали: они составляют слово, складывают его.
III. Физкультминутка.
Дети гуляют под музыку в воображаемом лесу.
Учитель: Вы - эхо. Если услышите в конце слова гласный звук – откликаетесь эхом. Если согласный – молчите. (трава, грибы, птицы, ручьи, эй, ау…)
IV. Промежуточное обобщение.
Учитель. Незнайка доволен вашей работой! Ему интересно. Как вы думаете, что же он услышал и запомнил на уроке?
Дети: Теперь он знает буквы.
- Незнайка теперь знает, что звуки бывают гласные и согласные.
- Он должен был запомнить, что нельзя составить слово из одних букв согласных.
- Слова состоят из слогов.
- Незнайка должен был запомнить, как определить количество слогов в слове: сколько гласных, столько и слогов.
- Ещё надо произнести слово медленно или, наоборот, как на стадионе: сколько получится частей в слове, столько и слогов.
Игра. Дети называют свои имена и определяют количество слогов. Выборочно учитель спрашивает способ определения слогов.
V. Проблемная ситуация.
Учитель: Ребята, вы назвали несколько способов, как можно определить слоги в словах. Как вы думаете, какой из них самый главный?
Дети: Правильно произносить слово.
Учитель: А это как – правильно?
Дети: Медленно или…(затрудняется).
Учитель: Резко.
Дети: Да, резко.
Учитель медленно произносит: Ра – а – а – к, затем скандирует: ра – к. Возникает спор: одни ученики согласны с учителем, другие нет.
Учитель: Как вы объясните разногласие между вами?
Дети: Я согласна с вами, потому что мы весь урок говорили, что выдох – это слог. Здесь два выдоха – два слога.
- А я не согласна! Главное, чтобы был гласный. А выдох – не главное.
Учитель: Следующее задание, мне кажется, поможет нам разобраться, кто из нас прав.
Пишет на доске слова: рыба, крот, забор, магазин.
Учитель: Произнесите первое слово, разделяя его на слоги, докажите, что вы правы.
Дети: Ры – ба (как бы зовёт). Два слога. Ры – ы – гласный [а] , ба – а – гласный [а].
- Кро – т (скандирует). Нет, (резко произносит ) крот.
Учитель: Почему нет?
Дети: Кр-о-от. Один гласный [о] .Я бы на стадионе кричал:
«Крот! Крот!».
Учитель: А как бы ты кричал «забор»? Помогите! Давайте все вместе!
Дети: За-бор! За-бор. (Доказывают.) За-а – гласный ,бо-ор – гласный [о].
Так же анализируют слово «магазин». Приходят к выводу: чтобы определить слог, надо чётко произнести слово и проверить, во всех ли частях есть гласный.
VI. Применение знаний и способов действий.
Работа в паре:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a9a30c8-0a01-0180-0063-99ae325090a0/view/
Учитель: Определите, сколько слогов в имени нашего героя: Незнайка.
Дети: Три слога, (как бы зовёт) Не- знай – ка. Не – е – гласный
э, зна- а – й - гласный [а] ,ка – а – гласный [а].Три гласных, точно три слога.
Учитель: Уберите первый слог и прочитайте новое слово.
Дети: Знайка.
Учитель: Вот вы и превратили Незнайку в Знайку.
Дети: В этом слове ошибка! Это имя, поэтому слово Знайка следует писать с большой буквы.
V. Рефлексия
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока: что нового узнали? Что научились выполнять?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слово и слог. Деление слов на слоги.
Урок русского языка в 1 классе (ФГОС) Выделены формируемые УУД....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слово и слог. Деление слова на слоги»
Объяснение нового материала на тему: "Слов и слог. Деление слова на слоги". Сформировать понятие у учащихся правила деления на слоги и деления слова для переноса....
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.
Конспект урока по русскому языку Тема урока. Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. школа 21 века 1 класс...
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Урок русского языка в 1 классе по теме "Слово и слог. Деление слов на слоги"
УМК "Школа России", учебник В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого 1 класс....
Слово и слог. Деление слов на слоги
ЦЕЛЬ: выработать навык деления слов на слоги. Материал и оборудование к уроку: для учителя: интерактивное упражнение, карточки. для детей: учебник 1 класс, часть 2, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. ...
«Слово и слог. Деление слов на слоги» (УМК "Школа России", 1 класс)
«Слово и слог. Деление слов на слоги.»...