Рабочая программа по литературному чтению УМК ПНШ 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией и преобразованием.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках литературного чтения используются электронные образовательные ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literatura.docx | 86.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Литературное чтение. 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией и преобразованием.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках литературного чтения используются электронные образовательные ресурсы.
Цели и задачи курса
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя;
- обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
- формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле.
Основная цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.
Данная цель выражается в главных идеях:
- сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;
- познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;
- на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
- духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого дот воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эффект (художественные приёмы));
- библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Общая характеристика предмета
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Программа 2 класса дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники могут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией – младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Описание места предмета в учебном плане
Во 2 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 136 часов в год (4 часа неделю).
Из них 113 часов отведено на изучение авторской литературы (привлечение текстов хрестоматии), на знакомство с народным творчеством – 16 часов и на формирование библиографической культуры (знакомство с детскими журналами, привлечение текстов хрестоматии) – 7 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
Содержание предмета
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | В гостях у Учёного Кота | 16 |
2 | В гостях у Незнайки | 10 |
3 | В гостях у Барсука | 20 |
4 | В гостях у Ёжика и Медвежонка | 11 |
5 | Точка зрения | 30 |
6 | Детские журналы | 6 |
7 | Природа для поэта – любимая и живая | 20 |
8 | Почему нам бывает смешно | 19 |
9 | Резервные уроки | 4 |
Итого | 136 |
Практическая часть программы
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
16 | 26.09.2013 | Стартовая диагностика | Мониторинг УУД |
117 | 24.04.2014 | Итоговая стандартизированная диагностика | Итоговая комплексная работа |
Календарно-тематическое планирование образовательной программы по литературному чтению
Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часа.
Количество часов в I четверти – 32
Количество часов во II четверти – 32
Количество часов в III четверти – 40
Количество часов в IV четверти – 32
График прохождения программы по литературному чтению
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или характеристика деятельности | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | При мене ние ИКТ | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть | |||||||
В гостях у Учёного Кота (16 часов) | |||||||
1-2 | Знакомство с библиотекой Ученого Кота. Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» | Введение новых знаний | Народные и авторские сказки. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения. | Знать названия и авторов литературных произведений. Уметь работать с дополнительной литературой | 02.09.2013, 03.09. 2013 | ||
3 | Авторская сказка А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» | Введение новых знаний | Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки: наличие двух миров (земного и волшебного; присутствие волшебных вещей и волшебного помощника) | Знать имена русских классиков; произведения А,С, Пушкина; понятие «иллюстрация». Уметь ориентироваться по содержанию учебника. Иметь представление о вступлении как первой части в большом стихотворении (поэме) | 04.09. 2013 | ||
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Введение новых знаний | Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уметь различать жанры художественных произведений. Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении | + | 05.09. 2013 | |
5 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Комбинированный | Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Уметь различать жанры художественных произведений. Иметь представление о приеме художественной выразительности – олицетворении | 09.09. 2013 | ||
6-7 | Русские народные сказки о животных. «Петушок – золотой гребешок». Русские народные сказки о животных «Лисичка - сестричка» (Х. с.5-14) | Введение новых знаний | Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных | Знать народные сказки о животных. Уметь анализировать построение русской народной сказки, соотносить данную сказку со сказкой – цепочкой, читать вслух и про себя, различать сказки авторские и народные | 10.09. 2013,11.09.2013 | ||
8 | Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис. «Братец Лис и братец Кролик» | Введение новых знаний | Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских | Уметь различать сказки народные и авторские, давать характеристику главным героям по названию произведения | 12.09. 2013 | ||
9 | Джоэль Харрис. «Почему у Братца Опоссума голый хвост» | Введение новых знаний | Главный герой произведения | Знать, что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой. Уметь подтверждать свое мнение строчками из текста, делить текс на части | 16.09. 2013 | ||
10 | Китайская волшебная сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали» | Введение новых знаний | Признаки волшебного жанра | Уметь находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы, устно выражать свое отношение к содержанию сказки | 17.09. 2013 | ||
11-12 | Характеристика героев сказки «Как Собака с Кошкой враждовать стали» | Комбинированный | Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них | Знать, что в сказках о животных – герои, а в волшебных сказках животные – помощники героев. Уметь различать сказку о животных и волшебную сказку с героями животными. Иметь представление о том, что в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних - благородный | 18.09. 2013,19.09.2013 | ||
13 | Главные герои русской народной сказки «Волшебное кольцо» | Введение новых знаний | Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок | Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке | 23.09. 2013 | ||
14 | Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо» | Роль волшебных предметов в волшебной сказке | Уметь выделять особенности волшебной сказки. Сравнивать героев русской и китайской сказок, их поступки и отношение к своим хозяевам в каждой сказке | 24.09. 2013 | |||
15 | Современные поэтические тексты. И.Пивоварова. «Жила-была собака», «Мост и сом»; Во Куанг. «Заходите». Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки» (Х.с.22, 29) | Введение новых знаний | Связь поэтических текстов с народным творчеством | Знать понятие «поэт». Уметь определять жанр литературного произведения, подтверждать свое мнение строчками из текста | 25.09. 2013 | ||
16 | Жанр произведения. Стихотворения: Г.Лагздынь. «Утренняя кричалка», О.Дриз. «Сто весёлых лягушат». Стартовая диагностика по ФГОС | Введение новых знаний | Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь определять жанр литературного произведения, анализировать иллюстрации . Иметь представление о разных взглядах художников на стихотворения | 26.09. 2013 | ||
В гостях у Незнайки (10 часов) | |||||||
17 | В гостях у Незнайки. Н.Носов. «Фантазёры» | Введение новых знаний | Герой произведения | Уметь пересказывать текст, различать жанры (сказки, рассказы), приводить примеры литературных произведений различных авторов на одну тему | + | 30.09. 2013 | |
18-19 | Говорить неправду и фантазировать – это не одно и тоже. Н. Носов. «Фантазёры» | Введение новых знаний | Восприятие и понимание эмоционально – нравственных переживаний героя | Знать произведения Н. Носова. Уметь анализировать понятия «фантазия», «выдумка», «ложь», различать героя – обманщика и героя - выдумщика | 01.10. 2013,02.10.2013 | ||
20 | Рассказ Дж. Родари. «Бриф! Бруф! Браф!» | Введение новых знаний | Произведения зарубежной литературы | Знать, что смысл произведения выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев. Уметь передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса. Иметь представление о детских играх в небылицы, о «фантастическом» языке | 03.10. 2013 | ||
21-22 | Э.Мошковская. «А травка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Если грачи закричали…» | Введение новых знаний | Современные юмористические произведения для детей | Уметь анализировать поступки главного героя, подтверждать свое мнение строчками из текста, читать стихотворения наизусть, определять главную тему произведения, проводить грань между выдумкой и обманом | 07.10. 2013,08.10.2013 | ||
23 | Б.Окуджава. «Прелестные приключения» | Введение новых знаний | Современные авторские сказки для детей. Различие жанров произведений | Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки, соотносить иллюстрации к прочитанному тексту | 09.10. 2013 | ||
24 | Б.Окуджава. «Прелестные приключения» | Комбинированный | Современные авторские сказки для детей. Различие жанров произведений | Уметь рассматривать и анализировать иллюстрации к тексту, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | 10.10. 2013 | ||
25 | Дональд Биссет. «Хочешь, хочешь, хочешь…» | Введение новых знаний | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст | 14.10. 2013 | ||
26 | Обобщение по теме «В гостях у Незнайки» (Х.с.55-61) | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Конструировать монологическое высказывание | 15.10.2013 | ||
В гостях у Барсука (20 часов) | |||||||
27 | Секреты чайного домика (Х.с.66-68) | Введение новых знаний | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Уметь представлять картины природы. Иметь представление о «секрете любования» | 16.10. 2013 | ||
28 | С.Козлов «Ёжик в тумане». (Х. с.69) | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь подтверждать свое мнение строчками из текста, читать осознанно текст литературного произведения, определять тему и главную мысль | + | 17.10. 2013 | |
29 | С.Козлов. «Теплым тихим утром посреди зимы» | Введение новых знаний | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь видеть прекрасное в простом, устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | 21.10. 2013 | ||
30 | Японская сказка «Барсук-любитель стихов» | Введение новых знаний | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Уметь определять мотивы поведения героев, высказывать свое отношение к главному герою сказки | 22.10. 2013 | ||
31 | Японская сказка «Луна на ветке» | Введение новых знаний | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Уметь передавать свое чувство окружающим, пересказывать сказку, делить текст на части | 23.10. 2013 | ||
32 | Секреты свитка. | Введение новых знаний | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений | Уметь работать с иллюстрациями, анализировать фрагмент (часть) свитка с помощью лупы, находить фигурки животных в работе художника | 24.10. 2013 | ||
33 | Текст С. Козлова «Красота» и рисунок А. Дюрера «Травы» | Введение новых знаний | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Пересказ текста, деление текста на части | Уметь видеть красивое в обычном, узнавать изобразительно – выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение), находить их в произведении | 28.10.2013 | ||
2 четверть | |||||||
34 | Секрет коротких стихотворений. | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь видеть прекрасное в простом, устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | 06.11. 2013 | ||
35 | Японское хокку. Иссё, Бусон (Х. с.25) | Введение новых знаний | Произведения зарубежной литературы. | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом, устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | 07.11. 2013 | ||
36 | Японское хокку. Тиё, Оницура. | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом, устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | 11.11. 2013 | ||
37 | Японское хокку. Кикаку, Басё, Сико. | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом, устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | 12.11. 2013 | ||
38-39 | В. Драгунский. «Что я люблю» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать произведения В. Драгунского. Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей, сравнивать героев В. Драгунского | 13.11.2013,14.11. 2013 | ||
40 | Герой стихотворения С.Махотина «Воскресенье». М. Бородицкая. «Улов» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь сравнивать героев стихотворений С.Махотина и М. Бородицкой | 18.11. 2013 | ||
41 | В. Драгунский. «Что любит Мишка» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь выполнять сравнительный анализ двух прозаических и одного поэтического текста, ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос | + | 19.11. 2013 | |
42 | М.Бородицкая. «Ракушки», «Уехал младший брат» (Х. с.74) | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь выполнять анализ постепенной смены настроения героя стихотворения «Уехал младший брат», ориентироваться в тексте, читать стихотворение наизусть | 20.11. 2013 | ||
43 | Сказка Дж.Родари. «Приезжает дядюшка белый Медведь» | Введение новых знаний | Создание условий для сравнения характеров героев | Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов. Определять тему и выделять главную мысль произведения | 21.11. 2013 | ||
44 | Богатство настоящее и ненастоящее (Х.с.77-88) | Комбинированный | Создание условий для сравнения характеров героев | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр , раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. | 25.11.2013 | ||
45 | Работа по хрестоматии «О настоящем и ненастоящем богатстве» (Х.с.89-97) | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы, оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологические высказывания | 26.11.2013 | |||
46 | Обобщение по теме «В гостях у Барсука» Х.с.97-107 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Читать вслух плавно, целыми словами. Постепенно увеличивая скорость чтения. | 27.11.2013 | |||
В гостях у Ёжика и Медвежонка (11 часов) | |||||||
47 | Иван Тургенев. «Воробей». М.Карем «Ослик» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения | Уметь анализировать название произведения, различать позиции автора и героя стихотворения, пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | 28.11.2013 | ||
48 | М.Бородицкая. «Котёнок». Э.Мошковская. «Кому хорошо» | Введение новых знаний | Позиции автора и героев стихотворения | Уметь анализировать позиции автора и героев стихотворения, понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стихотворения, искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание», ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место | 02.12. 2013 | ||
49 | В.Драгунский. «Друг детства» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь устанавливать связь между названиями и содержанием произведения, определять, от какого лица идет повествование | 03.12. 2013 | ||
50 | В.Лунин. «Кукла». Р.Сеф. «Я сделал крылья и летал» | Введение новых знаний | Тема и главная мысль произведения | Уметь подтверждать свое мнение строчками из текста, узнавать прием олицетворения, проводить грань между выдумкой и обманом | 04.12. 2013 | ||
51-52 | Л.Толстой «Прыжок» | Введение новых знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры произведений | Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль». Уметь выполнять структурно – содержательное деление текста, определять кульминацию, ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения, примерять высказывание к характеру героя | + | 05.12 2013,09.12.2013 | |
53-54 | Л.Толстой «Акула» | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения | Уметь выделять главного героя, осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения, делить текст на смысловые части | 10.12.2013,11.12. 2013 | ||
55 | Э.Мошковская. «Если такой закат» (Х. с. 114) | Введение новых знаний | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь анализировать характер героя – рассказчика | 12.12. 2013 | ||
56 | Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка» (Х.с.117-119) | Комбинированный | Чтение вслух текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр , раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в диалоге. | 16.12.2013 | ||
57 | Работа по хрестоматии | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Воспринимать на слух произведение, отвечать на вопросы, оценивать свои эмоциональные реакции. Конструировать монологические высказывания | 17.12.2013 | ||
Точка зрения (30 часов) | |||||||
58 | А.Кушнер «Что я узнал!» | Введение новых знаний | Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь работать с иллюстрациями, пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов | 18.12. 2013 | ||
59 | С.Матохин «Фотограф» | Введение новых знаний | Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь определять тему литературного произведения, работать с иллюстрациями. Иметь представление о способах видеть мир по – новому | 19.12. 2013 | ||
60 | И.Пивоварова «Картина» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь определять тему литературного произведения, работать с иллюстрациями. Иметь представление о способах видеть мир по – новому | 23.12. 2013 | ||
61 | О.Дриз «Игра» (Х. с. 142) | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь читать стихотворение по цепочке, анализировать состояния главного героя | 24.12. 2013 | ||
62 | С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятие «воображение» Уметь представлять (воображать) картины литературного произведения. Понимать, что видеть мир по – новому можно благодаря силе воображения | 25.12.2013 | ||
63-64 | Резервный урок | 26.12.2013, 30.12.2013 | |||||
3 четверть | |||||||
65 | О.Дриз «Стёклышки» (Х. с. 144) М.Бородицкая «Лесное болотце» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мыслью текста | Уметь читать стихотворение по цепочке, анализировать состояния главного героя | 14.01. 2014 | ||
66 | В.Берестов «Картинки в лужах» (Х. с. 131) А.Ахундова «Окно» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мыслью текста | Уметь анализировать название и содержание стихотворения, проводить грань между выдумкой и обманом | 15.01. 2014 | ||
67 | А.Усачёв «Бинокль» (Х. с. 135) | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мыслью текста | Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов, делить текст на части | 16.01. 2014 | ||
68 | Т.Белозёров «Хомяк». М.Яснов «Хомячок» | Введение новых знаний | Тема, идея произведения | Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов, анализировать характер героя, подтверждать свое мнение строчками из текста, определять, от какого лица идет повествование | 20.01. 2014 | ||
69 | Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок» | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Уметь делить текст на смысловые части, пересказывать произведение, анализировать причину смены настроения героев | 21.01. 2014 | ||
70 | Е.Чеповецкий «В тихой речке» А.Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духу?» | Введение новых знаний | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятие «точка зрения». Уметь анализировать настроение героев и называть причину этого настроения, определять, какому герою принадлежат данные слова | 22.01. 2014 | ||
71 | М.Бородицкая «Вот такой воробей» С.Махотин «Местный кот» | Введение новых знаний | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Уметь характеризовать героев, определять мотивы их поведения, сравнивать поведение кота и поведение воробья. Иметь представление о том, что может и как работает поэт | 23.01. 2014 | ||
72 | М.Бородицкая «Булочная песенка» П.Синявский «Федина конфетина» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события. Их последовательность | Уметь определять и анализировать необычные переживания героев стихотворения, сравнивать сюжеты двух стихотворений, находить в произведении строчки, которые кажутся особенно смешными | 27.01.2014 | ||
73 | А.Усачёв «Эх!» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события. Их последовательность | Уметь определять тему стихотворения, главную мысль, анализировать «точку зрения» героев стихотворения, читать стихотворение наизусть | 28.01.2014 | ||
74 | Г.Сапгир «У прохожих на виду…» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события. Их последовательность | Знать понятия «тема», «главная мысль» произведения. Уметь определять тему стихотворения, главную мысль, анализировать «точку зрения» героев стихотворения, читать стихотворение наизусть | 29.01.2014 | ||
75 | О.Кургузов «Сухопутный или морской?» | Введение новых знаний | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь работать с иллюстрациями, выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике, изучать фрагмент с помощью рамки, сравнивать начало и концовку литературного произведения, определять «точку зрения» героев | 30.01.2014 | ||
76 | О.Дриз «Кончилось лето» | Введение новых знаний | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов – героев произведения, работать с иллюстрациями, сравнивать тему и переживания героев стихотворения и иллюстрации | 03.02. 2014 | ||
77 | О.Дриз «Синий дом» | Введение новых знаний | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь работать с иллюстрациями, изучать фрагмент картины с помощью рамки, сравнивать переживания художника и поэта | 04.02. 2014 | ||
78 | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) | Введение новых знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Знать роль знака «точка с запятой» в стихотворении. Уметь делить текст на смысловые части, ориентироваться в тексте, анализировать переживания автора в каждой части стихотворения | + | 05.02. 2014 | |
79 | М.Лермонтов «Осень» | Введение новых знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы. | Уметь анализировать и выделять общее в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова об осени, читать стихотворение наизусть | 06.02. 2014 | ||
80 | О.Дриз «Кто я?» | Введение новых знаний | Герой произведения. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь ориентироваться в тексте. Находить повторяющиеся строчки анализировать характер героя. Иметь представление о средстве художественной выразительности - контрасте | 10.02. 2014 | ||
81 | А.Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…», М. Камер «Повезло!», Р.Сеф «Лучше всех» | Введение новых знаний | Герой произведения. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь сравнивать точки зрения разных героев стихотворения, объяснять название произведения, анализировать характер и мотивы поведения героя стихотворения | 11.02. 2014 | ||
82 | Л.Яхнин «Моя ловушка» (Х. с. 139) | Введение новых знаний | Герой произведения. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь определять характер, возраст героев стихотворения, проводить грань между выдумкой и обманом. Иметь представление о силе воображения | 12.02. 2014 | ||
83 | Г.Юдин «В снегу бананы зацвели» | Введение новых знаний | Герой произведения. Эмоционально – нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь анализировать выдумки героя, определять отношения героев в стихотворении. Иметь представление о мнении людей | 13.02. 2014 | ||
84 | Г.Юдин «Скучный Женя» О.Дриз «Теленок» | Введение новых знаний | Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь анализировать название стихотворения, эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения | 17.02.2014 | ||
85 | А.Усачёв «Обои» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь составлять высказывание с опорой на текст, анализировать характер и мотивы поведения героев | 18.02.2014 | ||
86 | В.Лунин «Что я вижу» | Введение новых знаний | Герой произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения. Иметь представление о силе воображения | 19.02.2014 | ||
87 | Ю.Мориц «Хвостики», «Букет…». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрации Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень» | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь подтверждать свой ответ строчками из текста, делить стихотворение на смысловые части. Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение) | 20.02.2014 | ||
88 | Работа по хрестоматии «Точка зрения» Х.с.146 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в диалоге. | 25.02.2014 | ||
89 | Обобщение по теме «Точка зрения» Х.с.129, с.140 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр , раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в диалоге. | 26.02.2014 | |||
Детские журналы (6 часов) | |||||||
90 | С.Михалков «А что у вас?» | Введение новых знаний | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведения | Иметь представление о детской периодике. Уметь пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов, анализировать новости, рассказанные ребятами – героями стихотворения | + | 27.02.2014 | |
91 | Детская периодика. Журналы для детей. | Комбинированный | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведения | Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью содержания. Иметь представление о забавных и развивающих играх журнала «Веселые картинки», «Музилка» | 03.03.2013 | ||
92 | По страницам детского журнала «Мурзилка» | Введение новых знаний | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведения | Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью содержания. Иметь представление о забавных и развивающих играх журнала «Мурзилка» | 04.03.2014 | ||
93 | По страницам детского журнала «Весёлые картинки» | Введение новых знаний | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведения | Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью содержания. Иметь представление о забавных и развивающих играх журнала «Веселые картинки» | + | 05.03. 2014 | |
94 | Развивающие задания журнала «Мурзилка» | Введение новых знаний | Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведения | Уметь ориентировать по страницам журнала с помощью содержания. Иметь представление о забавных и развивающих играх журнала «Мурзилка» | 06.03. 2014 | ||
95 | Обобщение по теме «Детские журналы» | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Знать понятия «периодика», «новости», «журналист». Уметь определять содержание книги по ее элементам самостоятельно читать книги | + | 10.03. 2014 | |
Природа для ПОЭТА – любимая и живая (20 часов) | |||||||
96 | Л.Яхнин «Музыка леса» (Х. с. 128) | Введение новых знаний | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь выполнять сравнительный анализ темы и названия стихотворения, ориентироваться в тексте | 11.03.2014 | ||
97-98 | Ю.Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация А.Дюрера «Заяц» | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь ориентироваться в тексте, выделять средства художественной выразительности, находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц, работать с иллюстрацией, изучать фрагмент с помощью лупы | 12.03.2014,13.03.2014 | ||
99-100 | Р.Сеф «Добрый человек» Л.Яхнин «Пустяки» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь анализировать характер и мотив поведения героев | 17.03.2014,18.03.2014 | ||
101 | Е.Чарушин «Томка испугался» | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательность | Уметь делить текст на части по смыслу, сравнивать между собой два мнения на одну проблему, находить строки, в которых автор высказывает свое мнение, анализировать и подтверждать (строчками из текста) точку зрения каждого героя | + | 19.03.2014 | |
102 | Е.Чарушин «Томкины сны» | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательность | Уметь делить текст на части по смыслу, сравнивать между собой два мнения на одну проблему, находить строки, в которых автор высказывает свое мнение, анализировать и подтверждать (строчками из текста) точку зрения каждого героя | 20.03.2014 | ||
4 четверть | |||||||
103 | Г.Юдин «Вытри лапы и входи» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь определять идею произведения, делить текст на смысловые части, анализировать мнение Маши и Миши, подтверждать свои ответы строчками из текста, читать по ролям | 01.04. 2014 | ||
104 | М.Пришвин «Разговор деревьев» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь определять идею произведения, делить текст на смысловые части, анализировать мнение Маши и Миши, подтверждать свои ответы строчками из текста, читать по ролям | 02.04. 2014 | ||
105 | Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…» | Введение новых знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, определять средства художественной выразительности, ориентироваться в тексте | 03.04. 2014 | ||
106 | Д.Кедрин «Скинуло кафтан зелёное лето…» | Введение новых знаний | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, определять средства художественной выразительности, ориентироваться в тексте | 07.04. 2014 | ||
4 четверть | |||||||
107-108 | М.Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный Дом» | Комбинированный | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, определять характер и настроение героя произведения, работать с иллюстрацией. Иметь представление о средствах выразительности в живописи | 08.04.2014,09.04.2014 | ||
109 | С.Козлов «Жёлудь» | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательность | Уметь подтверждать свой ответ строчками из текста, делить стихотворение на смысловые части. Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение) | 10.04. 2014 | ||
110 | М.Лермонтов «Утёс» | Введение новых знаний | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательность | Уметь подтверждать свой ответ строчками из текста, делить стихотворение на смысловые части. Иметь представление о средствах художественной выразительности (олицетворение) | 14.04. 2014 | ||
111 | М.Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» | Введение новых знаний | Участие в диалоге о прочитанном | Уметь читать по ролям, узнавать средства художественной выразительности (сравнение), устно выражать свое отношение к прочитанному произведению | 15.04. 2014 | ||
112 | Д.Биссет «Ух» | Введение новых знаний | Участие в диалоге о прочитанном | Уметь читать по ролям, узнавать средства художественной выразительности (сравнение), устно выражать свое отношение к прочитанному произведению | 16.04. 2014 | ||
113 | А.Екимцев «Осень» Ю.Коринец «Тишина» | Введение новых знаний | Участие в диалоге о прочитанном | Уметь выполнять сравнительный анализ стихотворения с песней, определять настроение повторяющихся строк текста, узнавать средства художественной выразительности | 17.04. 2014 | ||
114 | Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта природа – любимая и живая» Х.с.120-125 | Понимание содержания литературно го произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Читать выразительно литературное произведение, используя интонацию, паузы, темп. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр , раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в диалоге. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. | 21.04.2014 | |||
115 | Обобщение по теме «Природа для поэта - любимая и живая» Х.с.126-127 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр , раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в диалоге | 22.04.2014 | |||
Почему нам бывает смешно (19 часов) | |||||||
116 | К.Чуковский «Федотка» | Введение новых знаний | Современные юмористические произведения для детей | Уметь определять причину смеха (отсутствие логических связей, путаница, недопонимание). Иметь представление о секрете «смешного» в литературных произведениях | 23.04. 2014 | ||
117 | О.Дриз «Доктор», «Обида». Итоговая комплексная работа | Комбинированный | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Уметь делить стихотворение на смысловые части. Иметь представление о средствах художественной выразительности | 24.04.2014 | ||
118-119 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | Введение новых знаний | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Знать произведения В. Драгунского, понятие «контраст». Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, анализировать разные точки зрения героев на одну проблему, перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты. Иметь представление о приеме смешного - контрасте | 28.04.2014-29.04.2014 | ||
120-121 | В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» | Комбинированный | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Знать произведения В. Драгунского, понятие «контраст». Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, анализировать разные точки зрения героев на одну проблему, перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты | 30.04.2014, 05.05.2014 | ||
122 | М.Тахистова «Редкий тип» Л,Квитко «Лемеле хозяйничает» | Введение новых знаний | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Иметь представление о секрете смешного – путанице. Уметь устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного, читать целыми словами вслух и про себя | 06.05. 2014 | ||
123 | Л,Квитко «Способный мальчик» С.Махотин «Вот так встреча!» | Введение новых знаний | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение | Уметь пользоваться толковым словарем для объяснения значения слов, определять тему текста. Иметь представление о том, что у поэтов не только особое зрение, но и особый слух | 07.05. 2014 | ||
124-127 | С.Седов «Сказки про Змея Горыныча» | Введение новых знаний | Литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, их последовательность | Уметь объяснять причину смешного в литературном произведении, анализировать точки зрения героев на одну проблему, читать по ролям, делить текст на смысловые части | 08.05.2014,12.05.2014, 13.05.2014, 14.05.2014 | ||
128 | П.Синявский «Такса едет на такси» П.Коран «По дорожке босиком» | Введение новых знаний | Современные юмористические произведения для детей. Приемы смешного в литературных произведениях | Знать разную роль повторов в литературном произведении. Уметь находить в тексте повторы, анализировать и объяснять роль повторов в стихотворении, определять приемы смешного в тексте | 15.05. 2014 | ||
129 | Л.Яхнин «Зеркальце» П.Синявский «Ириски и редиски» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь выполнять сравнительный анализ структурного построения стихотворения «Зеркальце» с народными сказками, ориентироваться в тексте для ответа на вопросы | 19.05. 2014 | ||
130 | А.Усачёв «Жужжащие стихи» (Х. с. 160) | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Иметь представление о понятии «звукопись». Уметь читать по цепочке, объяснять название стихотворения, проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки | 20.05. 2014 | ||
131 | П.Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» | Введение новых знаний | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь читать по цепочке, объяснять название стихотворения, проводить сравнительный анализ построения стихотворения с построением народной сказки | 21.05. 2014 | ||
132 | Работа по хрестоматии «Тайны смешного» (Х.с.149-157) | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Читать выразительно литературное произведение, используя интонацию, паузы, темп. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр , раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в диалоге. Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах. | 22.05.2014 | ||
133 | Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» (Х.с. 149-160) | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | 26.05.2014 | |||
134-136 | Резервные уроки | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь ориентироваться в тексте. Находить повторяющиеся строчки, анализировать характер героя. Иметь представление о средстве художественной выразительности - контрасте | + | 27.05.2014, 28.05.2014, 29.05.2014 |
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения,
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,
- знакомство с культурно – историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приемов поиска нужной информации,
- овладение основами коммуникативной деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Обучающиеся научатся:
- читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения, по уже выделенным ключевым словам;
- строить короткое монологическое высказывание : краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
- слушать собеседника : не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
- называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
- определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
- оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портрет, речь) и их поступки;
- анализировать смысл названия произведения;
- пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
- писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписке с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного;
- читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
- пересказывать текст небольшого объёма;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; - привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Обучающиеся научатся:
- различать сказку о животных и волшебную сказку;
- определять особенности волшебной сказки;
- различать сказку и рассказ;
- уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка .
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно0клмпозиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
- понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира ;
- обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
- читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
- рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 –го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- свободно ориентировать в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
- ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом , выполнять свою часть работы , осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке.
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения , двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
- подтверждать строчками из теста прозвучавшую точку зрения;
- понимать , что разные точки зрения имеют разные основания.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение» УМК «Перспективная начальная школа»
Учебно-методические пособия для учителя:
- Чуракова Н. Г. Пространство натяжение смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). – М.: Академкнига/Учебник
- Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой – М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Методические пособия для учащихся:
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- интерактивная доска;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса литературного чтения;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Планета Знаний". Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...