Конспект урока обучение грамоте в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Матросова Елена Николаевна

Конспект урока обучение грамоте в 1 классе Система Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_klass.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Тема: Слог. Деление слов на слоги. 

Цель урока: формировать у обучающихся учебно-познавательный интерес к обучению грамоте на основе самостоятельного открытия существенного признака слога – гласного.

Предметные задачи урока:

- начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги;

- практиковаться в составлении модели слова на основе звукознакового анализа;

-практиковаться в печатании слов на основе звукобуквенного анализа;

- дети должны различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и по поводу обсуждаемого слова.

Метапредметные задачи урока :

Регулятивные УУД:  учащийся учится понимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с учителем; своевременно и корректно сообщать учителю, что он не понимает вопрос, задание или объяснение; выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Познавательные УУД: учащийся учится анализировать предъявляемые ему слова в соответствии с заданием учителя, составлять слова из букв (синтез); приобретать первоначальный опыт анализа слогового состава слов.

Коммуникативные УУД: учащийся приобретает опыт адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, возникающих на уроке: работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости

Личностные задачи урока:

- формировать интерес к учебному материалу.

Оборудование: «Азбука» (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), карточки с буквами, со слогами.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент

Проверка рабочих мест.

Читает стихотворение:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Подготовка рабочего места.

1 этап. Актуализация знаний

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На что делятся слова?

- Расскажите о том, какие звуки есть в русском языке?

- ( На доске буквы А,У, И, Ы, Э, О, Л, М,Н, Р)Посмотрите на доску. Что мы с вами видим здесь?

- На какие группы мы можем разделить все эти буквы?

- Какие буквы мы отнесем к 1ой группе?

-А ко 2ой?

(Вывешивает на доску группы букв)

-Наша речь состоит из предложений.

- Предложения состоят из слов.

-Слова состоят из звуков.

-Звуки бывают гласные и согласные,   твердые и мягкие.

-это буквы.

-На буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы согласных звуков.

2 этап Создание проблемной ситуации

3. Открытие нового материала.

-Посмотрите внимательно на выделенные нами группы.

.- Какое задание вы можете предложить одноклассникам?

- Давайте попробуем составить слова из первой группы букв.

-А теперь давайте составим слова из 2ой группы букв.

-Итак, у вас есть какие-то варианты?

- Почему ты так решила?

-Давайте попробуем составить слово из букв А,Л,Н,У.

- Что можно сказать о луне как о предмете?

- Слышали ли вы  выражение «с луны свалился»?

Что оно означает?

- Что можно сказать о слове луна?

-А может кто-то из вас знает, как называется каждая часть слова?

-На сколько частей мы разделили слово «луна»?

Прикрепляет на доску слово: СЛОГ

- Кто может мне сказать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Верно,из этих частей сложили слово.Поэтому каждую такую часть ученые назвали слог.

- Сравните  слоги и скажите, что общего между ними?

- Поставьте ударение в слове луна. Какой слог по счету ударный?

(-Какой слог ударный:1ый или 2-ой)

- От какого звука зависит ударный слог или безударный?

- Значит «главным» в слоге является гласный звук. Без него - нет слога! Скажите, сколько гласных в слове луна?

-А сколько слогов в этом слове?

Сделайте вывод о том, как определить количество слогов в слове?

(- Да. Но еще надо произнести слово нараспев, будто вы зовете. Давайте позовем «Мама», «Ира»,»Ирина»)

- Напечатайте в тетради эти слова, разделяя на слоги.

-Что получилось? Что увидели нового, интересного?

-Составить слова.

- Ау, уа, а, и,а.

Дети работают самостоятельно. Группируют буквы в слова, пытаются составить слово. У  них ничего не получается.

-Ничего не получается.

-Не получается слово. Из этих букв нельзя составить слово.

- Букв мало.

-Не получается составить, так как нет букв гласных.

Слово «луна»

- Луна светит. Когда идешь ночью по улице, она освещает дорогу.

- Луна желтая, на ней нет жизни, нет воздуха.

- Так говорят о человеке, который ничего не слушал.

- О невнимательном человеке.

-В слове 4 буквы: 2 буквы согласных, 2 –гласных

- Можно разделить так: лу-на

- Это называется по слогам

-На 2 части.

-О слоге

- Каждый слог состоит из согласного и гласного звуков.

-Каждый слог состоит из букв.

-От гласного.

-2

-2 слога

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Все произносят «ма-ма! И-ра! И-ри-на!»)

Выполняют задание.

- Слова мама, Ира состоят из двух слогов.

-Нет, слово Ира из одного!

- Нет, из двух слогов! Мы же говорили: сколько гласных, столько и слогов. В слове два гласных звука: [и] и [а]. Значит и слогов два!

Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Рефлексия

- Откройте Азбуку на стр.38 (это две цифры 3 и 8 слева внизу). Давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы видите?

Давайте поработаем со словом мыло. Подумайте, сколько слогов в слове?

Произнесем слово, подумаем, есть ли гласные в каждой части?

-Рассмотрим картинки, расположенные справа. Что вы видите?

- Давайте сравним, сколько букв в словах эму, сыр

- Из скольких слогов состоит каждое слово?

- А теперь предлагаю вам потренироваться в сложении слов. Из чего мы их будем складывать?

( На доске прикреплены в беспорядке карточки со слогами. Учитель предлагает детям составить слова из слогов.)

Работа в рабочей тетради «Я читаю» с.28.

Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить на уроке?

- Какое правило мы открыли сегодня на уроке?

- Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты?

-Действительно, это так. На следующем уроке мы с вами продолжим их раскрывать.

Спасибо всему классу за интересную работу!

- Мышки решили поделить кусок  мыла.

-  2 слога

- Слово делится на 2 части. В каждой части есть гласный звук ы,о.

- Страус эму, мыши с сыром.

- По три буквы.

- Слово эму состоит из 2х слогов. Здесь2 гласных звука.

- Слово сыр состоит из одного слога, так как в нем один гласный звук.

Из слогов!

(Ученики произносят составленные

слова по слогам, проверяют себя, определяя в них количество гласных звуков, а следовательно, и количество

слогов.)

Мы узнали, что слово состоит из слогов

- Сколько в слове гласных, столько и слогов

-Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект урока с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Конспект с применением ЭОР...

Конспект урока обучения грамоте. 1 класс.

Тема:  Слова, слова…Практическое пользование изученными буквами. Цель урока: Развитие навыка чтения и  формирование представления о словах....

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

Конспект с технологической картой урока  обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника  Горецкий и др....

Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных  букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...