Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению
календарно-тематическое планирование по чтению по теме

Деревянова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению. Кружок "В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_knig.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №3 р.п.Озинки»

« Согласовано»                                                         «Утверждаю»

 Руководитель ШМО                                                 Директор МОУ

 ________ Б.А.Исмагулова                                        «НОШ № 3 р.п.Озинки»

                                                                               _______  Михайлова Л.С.

Протокол № __ от « ___» __ 20__                  Приказ № __ от « __» _____ 20 __

Рабочая  программа внеурочной деятельности

 по общеинтеллектуальному направлению.  

«В мире книг»

для учащихся 1-4 классов

Срок реализации программы 4 года

                                                                       

                                                                     Рабочую программу

                                                                                     составила Деревянова Т.В.,

                                                                                     учитель начальных классов.

2013-2017 г.

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно- правовой базы:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Устав школы;

- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;

- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ре. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2011г.

Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л.А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Общая характеристика курса.

 Кружок  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели  кружка:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность кружка  с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Формы организации  занятий носят практико- ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание  занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико - ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами  и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиям.

 Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного  читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в  процессе общения с книгой у него развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно. Воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.

Содержание  занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге  из её аппарата  и  других изданий (справочных, энциклопедических).

Интересный блок составляют занятия  библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Место кружка в учебном плане.

Кружок рассчитан на учащихся 1- 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В 1 классе 33 часа, во 2-4 классах всего 34 часа в год. Общее количество часов – 135.

Содержание программы.

1 класс.

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

УУД

1

Здравствуй, книга

2

- знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде;

- сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников – оформителей;

- высказывать свое впечатление о выбранной книге;

- определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме;

- сравнивать книгу сборник с книгой – произведением;

- слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме;

- пользоваться аппаратом книги;

- овладевать правилами поведения в библиотеке;

- выбирать нужную книгу по темам, жанру и авторской принадлежности;

- слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках;

- рассказывать о книге, о героях или отдельные истории.

2

Книги о Родине и родной природе

2

3

Писатели детям

3

4

Народная мудрость. Книги- сборники

3

5

По страницам книг В.Г.Сутеева

3

6

Сказки народов мира

3

7

Книги русских писателей - сказочников

3

8

Детские писатели.

3

9

Сказки зарубежных писателей.

3

10

Книги- сборники стихотворений для детей

2

11

Дети- герои книг.

3

12

Книги о животных

3

2 класс

№ п\п

Тема раздела

Кол-во часов

УУД

1

Здравствуй, книга

3

- знать структурные элементы библиотеки: абонент, читальный зал;

- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде)

- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги

- заполнять каталожную карточку;

- систематизировать книги по авторской принадлежности;

- составлять список прочитанных книг;

- выделять особенности учебной книги;

- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;

2

Книгочей- любитель чтения.

2

3

Книги о твоих ровесниках

4

4

Крупицы народной мудрости. Книги- сборники.

4

5

Писатели – сказочники.

4

6

Книги о детях

4

7

Старые добрые сказки.

4

8

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

3

9

Защитникам Отечества посвящается

3

10

По страницам любимых книг

3

3 класс

№ п\п

Тема раздела

Кол-во часов

УУД

1

История книги. Библиотеки.

4

- работать с книгой, сборником басен И.Крылова;

- сравнивать басни по структуре и сюжету;

- выделять книги – произведения и книги – сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

- собирать информацию для библиографической справки об авторе;

- составлять таблицу жанров произведений писателей;

- выполнять поисковую работу по проекту;

- презентовать результаты проектной деятельности и любую книгу;

- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

- находить по каталогу нужную книгу;

- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

- писать отзыв о книге или героях книги;

- пользоваться библиографическим справочником;

- рассматривать и читать детские газеты и журналы;

- находить нужную информацию в газетах и журналах;

- собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала»

-готовить материал для классной и школьной газеты

- пользоваться электронными газетами и журналами

2

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные

3

3

Книги – сборники. Басни и баснописцы.

3

4

Книги о родной природе.

3

5

Книги Л.Н. Толстого для детей

3

6

Животные – герои детской литературы.

4

7

Дети – герои книг.

3

8

Книги зарубежных писателей

2

9

Книги о детях войны

3

10

Газеты и журналы для детей.

3

11

«Книги, книги, книги…»

3

4 класс

№ п\п

Тема раздела

Кол-во часов

УУД

1

Страницы старины седой.

4

- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

- различать типы и виды книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

- знать структуру книг и ее элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила, работая в библиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы, находить ответы в словарях и справочниках;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и другое.)

- работать с детскими газетами и журналами.

2

Крупицы народной мудрости.

4

3

Мифы народов мира

2

4

Русские писатели-сказочники

3

5

«Книги, книги, книги…»

4

6

Книги о детях и для детей

3

7

Словари, справочники, энциклопедии

3

8

Родные поэты

3

9

Писатели о описателях, очерки и воспоминания

4

10

Мир книг

4

 

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения  программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программы.

Материалы для учителя:

Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1- 2 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007

Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008

Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: Ювента, 2007

Речь. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2008

Сабельников С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011

Светловская Н.Н. , Джежелей О.В., Внеклассное чтение в 1 классе.- М.: Просвещение, 1981

Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011

Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011

Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011

Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011

Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011

Материалы для учащихся:

Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь – справочник по литературному чтению для младших школьников: 1- классы. – М.: Вентана Граф

Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1 -4 классов. – М.: Вентана Грпаф

Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф

Календарно – тематическое планирование

1 класс

№ п\п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

фактически

1

05.09

Здравствуй, книга!

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

2

12.09

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга – произведение)

3

19.09

Книги о Родине и родной природе.

Экскурсия в школьную библиотеку.

4

26.09

Книги о Родине и природе

5

03.10

Писатели детям

Элементы книги. Книга – произведение и книга – сборник.

6

10.10

Книги – сборники писателей – классиков о детях

7

17.10

Книги о детях современных писателей

8

24.10

Народная мудрость. Книги – сборники.

Потешки, шутки и считалки

9

31.10

Загадки о животных

10

14.11

По страницам книг В.Г. Сутеева

По страницам книг В.Г. Сутеева

11

21.11

В.Г.Сутеева – автор и оформитель книг для детей

12

28.11

Литературная игра «По страницам сказок В.Г.Сутеева»

13

05.12

Сказки народов мира

Народные сказки (цепочки)

14

12.12

Книга – сказка

15

19.12

Библиотечный урок

16

26.12

Книги русских писателей - сказочников

Книга сказок А.Н. Толстой «Приключение Буратино»

17

09.01

По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик»

18

16.01

По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик»

19

23.01

Детские писатели

Книги С.Я.Маршака. Выставка книг

20

30.01

Книги- сборники произведений К.И.Чуковского

21

06.02

27.02

Е.И.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг

22

20.02

Сказки зарубежных писателей

Книга Ш.Перро «Красная шапочка» разных изданий

23

27.02

Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса»

24

06.03

В гостях у сказки

25

13.03

Книги- сборники стихотворений для детей

Стихотворения для детей. Книги – сборники.

26

20.03

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

27

03.04

Дети- герои книг

Дети- герои книг детских писателей

28

10.04

Литературная игра «Вопросы и ответы»

29

17.04

Литературная игра «Вопросы и ответы»

30

24.04

Книги о животных

Книги В.В.Бианки, Г.А.Скребицкого

31

08.05

Книга Н.А.Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы»

32

15.05

По страницам любимых книг

33

22.05

По страницам любимых книг

2 класс

№ п\п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятий

По плану

фактически

1

Книга, здравствуй!

Роль книги в жизни человека

2

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

3

Структура книги

4

Книгочей- любитель чтения

Экскурсия в библиотеку

5

Правила поведения в библиотеке

6

Книги о твоих ровесниках

Выставка книг о детях. Структура книги

7

Книги В.Осеевой. Книга – сборник.

8

Книги Е.Пермяка Титульный лист.

9

Книги В. Драгунского. Типы книг.

10

Крупицы народной мудрости. Книги – сборники.

Малые жанры фольклора

11

Пословицы

12

Загадки

13

Скороговорки и чистоговорки

14

Писатели - сказочники

Писатели – сказочники.

15

Герои сказок.

16

По страницам сказок Х.К.Андерсена

17

Проект «Лукошко сказок»

18

Книги о детях

Книги Н.Носова. Приключение – сказка о Незнайке

19

Книги С.Михалкова

20

Книги о братьях наших меньших

21

Стихи для детей

22

Старые добрые сказки

Книги- сборники сказок народов мира

23

Книги- сборники сказок народов мира

24

Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная сказка «Журушка»

25

Народные сказки на страницах детских журналов

26

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

Книги о семье

27

Книги о семье

28

Проект «Моя семья»

29

Защитникам Отечества посвящается.

Защитники Отечества в былинах и сказаниях

30

Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне»

31

Проект «Защитники Отечества в моей семье»

32

По страницам любимых книг

Библиотечный урок «Хвала книге»

33

Проект «Презентация любимых книг»

34

Летнее чтение

        3 класс

№ п\п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

фактически

1

История книги. библиотека

Былины, легенды, сказы

2

Первые книги. Библия

3

Летописи. Рукописные книги.

4

История книги

5

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные.

Волшебный мир сказок.

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных

7

Сказки с загадками

8

Книги – сборники. Басни и баснописцы

История басни

9

Басни в прозаической форме

10

Русские баснописцы

11

Книги о родной природе

Родные поэты

12

Стихотворения Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета

13

Проект «Краски и звуки поэтического слова»

14

Книги Л.Н.Толстого для детей

Л.Н.Толстой для детей

15

Л.Н.Толстой для детей

16

Л.Н.Толстой – обработчик русских народных сказок

17

Животные – герои детской литературы

Произведения о животных

18

Рассказы о животных А.Куприна

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк»

20

Художники- иллюстраторы книг о животных

21

Дети- герои книг.

Дети – герои книг

22

Произведения о детях

23

Литературная игра

24

Книги зарубежных писателей

Зарубежные писатели

25

Библиографический справочник

26

Книги о детях войны

Л.Воронкова «Девочка из города»

27

Л.Пантелеев «Новенькая»

28

Кто они- дети войны

29

Что такое периодика

30

Газеты и журналы для детей

Детские газеты и журналы

31

Электронные периодические издания

32

«Книги, книги, книги..»

Классная газета «Книгочей»

33

Классная газета «Книгочей»

34

Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?»

4 класс

№ п\п

Дата занятия

Название раздела

Тема занятия

По плану

фактически

1

Страницы старины седой

Книги Древней Руси

2

Былинные богатыри

3

Библейские предания

4

Экскурсия в книжный магазин

5

Крупицы народной мудрости

Героические песни о героях России

6

С. Алексеев «Рассказы о Суворове»

7

Русь в произведениях фольклора

8

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»

9

Мифы народов мира

Мифы народов мира

10

Мифологические герои

11

Русские писатели - сказочники

Мир сказок: сказки народные и авторские

12

Сказки русских писателей – классиков

13

Фольклорные корни литературных произведений

14

«Книги, книги, книги..»

Книга. Элементы книги

15

Первые библиотеки

16

Книга. Типы книги

17

Проект «Русские баснописцы»

18

Книги о детях и для детей

Дети – герои книг писателей 19 в.

19

Фантастика и приключения

20

Авторы произведений о детях

21

Словари, справочники, энциклопедии

«Хранители слов» - словари

22

Справочники и энциклопедии

23

Игра «100 вопросов Почемучек»

24

Родные поэты

Поэты о русской природе

25

Стихотворения о Родине

26

Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе»

27

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

Писатели о детях

28

Писатели о детях

29

Корреспондент газеты

30

«Очерк о своей школе или поселке»

31

Мир книг

Книги о детях войны

32

Книги о животных

33

Детские журналы и газеты

34

Библиотечная мозаика «Тайны книг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"

Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская  рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации  в общеобразовател...

Рабочая программа по направлению художественное творчество Мастерской Юного Художника «Радуга»

Внеурочная  деятельность. Рабочая программа расчитана для учащихся 1 класса, реализуется в рамках группы продленого дня, 33 часа, 1 занятие в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа по направлению "Социокультурные истоки"

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Во...

Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)

Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам  «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление)  «Мы-юные граждане России»(граж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...