Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению
календарно-тематическое планирование по чтению по теме
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению. Кружок "В мире книг" способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №3 р.п.Озинки»
« Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор МОУ
________ Б.А.Исмагулова «НОШ № 3 р.п.Озинки»
_______ Михайлова Л.С.
Протокол № __ от « ___» __ 20__ Приказ № __ от « __» _____ 20 __
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению.
«В мире книг»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
Рабочую программу
составила Деревянова Т.В.,
учитель начальных классов.
2013-2017 г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно- правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы;
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ре. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2011г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л.А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели кружка:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий носят практико- ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико - ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиям.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно. Воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из её аппарата и других изданий (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Место кружка в учебном плане.
Кружок рассчитан на учащихся 1- 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В 1 классе 33 часа, во 2-4 классах всего 34 часа в год. Общее количество часов – 135.
Содержание программы.
1 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Здравствуй, книга | 2 | - знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; - сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников – оформителей; - высказывать свое впечатление о выбранной книге; - определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; - сравнивать книгу сборник с книгой – произведением; - слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; - пользоваться аппаратом книги; - овладевать правилами поведения в библиотеке; - выбирать нужную книгу по темам, жанру и авторской принадлежности; - слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках; - рассказывать о книге, о героях или отдельные истории. |
2 | Книги о Родине и родной природе | 2 | |
3 | Писатели детям | 3 | |
4 | Народная мудрость. Книги- сборники | 3 | |
5 | По страницам книг В.Г.Сутеева | 3 | |
6 | Сказки народов мира | 3 | |
7 | Книги русских писателей - сказочников | 3 | |
8 | Детские писатели. | 3 | |
9 | Сказки зарубежных писателей. | 3 | |
10 | Книги- сборники стихотворений для детей | 2 | |
11 | Дети- герои книг. | 3 | |
12 | Книги о животных | 3 |
2 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Здравствуй, книга | 3 | - знать структурные элементы библиотеки: абонент, читальный зал; - ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде) - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги - заполнять каталожную карточку; - систематизировать книги по авторской принадлежности; - составлять список прочитанных книг; - выделять особенности учебной книги; - работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; - классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; |
2 | Книгочей- любитель чтения. | 2 | |
3 | Книги о твоих ровесниках | 4 | |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги- сборники. | 4 | |
5 | Писатели – сказочники. | 4 | |
6 | Книги о детях | 4 | |
7 | Старые добрые сказки. | 4 | |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 3 | |
9 | Защитникам Отечества посвящается | 3 | |
10 | По страницам любимых книг | 3 |
3 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | История книги. Библиотеки. | 4 | - работать с книгой, сборником басен И.Крылова; - сравнивать басни по структуре и сюжету; - выделять книги – произведения и книги – сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателей; - выполнять поисковую работу по проекту; - презентовать результаты проектной деятельности и любую книгу; - готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; - находить по каталогу нужную книгу; - заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; - писать отзыв о книге или героях книги; - пользоваться библиографическим справочником; - рассматривать и читать детские газеты и журналы; - находить нужную информацию в газетах и журналах; - собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала» -готовить материал для классной и школьной газеты - пользоваться электронными газетами и журналами |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | |
3 | Книги – сборники. Басни и баснописцы. | 3 | |
4 | Книги о родной природе. | 3 | |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | |
6 | Животные – герои детской литературы. | 4 | |
7 | Дети – герои книг. | 3 | |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | |
9 | Книги о детях войны | 3 | |
10 | Газеты и журналы для детей. | 3 | |
11 | «Книги, книги, книги…» | 3 |
4 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Страницы старины седой. | 4 | - составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; - различать типы и виды книг; - писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; - знать структуру книг и ее элементы, справочный аппарат; - пользоваться библиотекой и выполнять правила, работая в библиотеке; - писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; - пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; - составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; - задавать вопросы, находить ответы в словарях и справочниках; - собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и другое.) - работать с детскими газетами и журналами. |
2 | Крупицы народной мудрости. | 4 | |
3 | Мифы народов мира | 2 | |
4 | Русские писатели-сказочники | 3 | |
5 | «Книги, книги, книги…» | 4 | |
6 | Книги о детях и для детей | 3 | |
7 | Словари, справочники, энциклопедии | 3 | |
8 | Родные поэты | 3 | |
9 | Писатели о описателях, очерки и воспоминания | 4 | |
10 | Мир книг | 4 |
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1- 2 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: Ювента, 2007
Речь. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2008
Сабельников С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
Светловская Н.Н. , Джежелей О.В., Внеклассное чтение в 1 классе.- М.: Просвещение, 1981
Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь – справочник по литературному чтению для младших школьников: 1- классы. – М.: Вентана Граф
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1 -4 классов. – М.: Вентана Грпаф
Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | фактически | |||
1 | 05.09 | Здравствуй, книга! | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | |
2 | 12.09 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга – произведение) | ||
3 | 19.09 | Книги о Родине и родной природе. | Экскурсия в школьную библиотеку. | |
4 | 26.09 | Книги о Родине и природе | ||
5 | 03.10 | Писатели детям | Элементы книги. Книга – произведение и книга – сборник. | |
6 | 10.10 | Книги – сборники писателей – классиков о детях | ||
7 | 17.10 | Книги о детях современных писателей | ||
8 | 24.10 | Народная мудрость. Книги – сборники. | Потешки, шутки и считалки | |
9 | 31.10 | Загадки о животных | ||
10 | 14.11 | По страницам книг В.Г. Сутеева | По страницам книг В.Г. Сутеева | |
11 | 21.11 | В.Г.Сутеева – автор и оформитель книг для детей | ||
12 | 28.11 | Литературная игра «По страницам сказок В.Г.Сутеева» | ||
13 | 05.12 | Сказки народов мира | Народные сказки (цепочки) | |
14 | 12.12 | Книга – сказка | ||
15 | 19.12 | Библиотечный урок | ||
16 | 26.12 | Книги русских писателей - сказочников | Книга сказок А.Н. Толстой «Приключение Буратино» | |
17 | 09.01 | По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик» | ||
18 | 16.01 | По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик» | ||
19 | 23.01 | Детские писатели | Книги С.Я.Маршака. Выставка книг | |
20 | 30.01 | Книги- сборники произведений К.И.Чуковского | ||
21 | 06.02 | 27.02 | Е.И.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг | |
22 | 20.02 | Сказки зарубежных писателей | Книга Ш.Перро «Красная шапочка» разных изданий | |
23 | 27.02 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | ||
24 | 06.03 | В гостях у сказки | ||
25 | 13.03 | Книги- сборники стихотворений для детей | Стихотворения для детей. Книги – сборники. | |
26 | 20.03 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | ||
27 | 03.04 | Дети- герои книг | Дети- герои книг детских писателей | |
28 | 10.04 | Литературная игра «Вопросы и ответы» | ||
29 | 17.04 | Литературная игра «Вопросы и ответы» | ||
30 | 24.04 | Книги о животных | Книги В.В.Бианки, Г.А.Скребицкого | |
31 | 08.05 | Книга Н.А.Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» | ||
32 | 15.05 | По страницам любимых книг | ||
33 | 22.05 | По страницам любимых книг |
2 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятий | |
По плану | фактически | |||
1 | Книга, здравствуй! | Роль книги в жизни человека | ||
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | |||
3 | Структура книги | |||
4 | Книгочей- любитель чтения | Экскурсия в библиотеку | ||
5 | Правила поведения в библиотеке | |||
6 | Книги о твоих ровесниках | Выставка книг о детях. Структура книги | ||
7 | Книги В.Осеевой. Книга – сборник. | |||
8 | Книги Е.Пермяка Титульный лист. | |||
9 | Книги В. Драгунского. Типы книг. | |||
10 | Крупицы народной мудрости. Книги – сборники. | Малые жанры фольклора | ||
11 | Пословицы | |||
12 | Загадки | |||
13 | Скороговорки и чистоговорки | |||
14 | Писатели - сказочники | Писатели – сказочники. | ||
15 | Герои сказок. | |||
16 | По страницам сказок Х.К.Андерсена | |||
17 | Проект «Лукошко сказок» | |||
18 | Книги о детях | Книги Н.Носова. Приключение – сказка о Незнайке | ||
19 | Книги С.Михалкова | |||
20 | Книги о братьях наших меньших | |||
21 | Стихи для детей | |||
22 | Старые добрые сказки | Книги- сборники сказок народов мира | ||
23 | Книги- сборники сказок народов мира | |||
24 | Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная сказка «Журушка» | |||
25 | Народные сказки на страницах детских журналов | |||
26 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | Книги о семье | ||
27 | Книги о семье | |||
28 | Проект «Моя семья» | |||
29 | Защитникам Отечества посвящается. | Защитники Отечества в былинах и сказаниях | ||
30 | Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне» | |||
31 | Проект «Защитники Отечества в моей семье» | |||
32 | По страницам любимых книг | Библиотечный урок «Хвала книге» | ||
33 | Проект «Презентация любимых книг» | |||
34 | Летнее чтение |
3 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | фактически | |||
1 | История книги. библиотека | Былины, легенды, сказы | ||
2 | Первые книги. Библия | |||
3 | Летописи. Рукописные книги. | |||
4 | История книги | |||
5 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | Волшебный мир сказок. | ||
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | |||
7 | Сказки с загадками | |||
8 | Книги – сборники. Басни и баснописцы | История басни | ||
9 | Басни в прозаической форме | |||
10 | Русские баснописцы | |||
11 | Книги о родной природе | Родные поэты | ||
12 | Стихотворения Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета | |||
13 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | |||
14 | Книги Л.Н.Толстого для детей | Л.Н.Толстой для детей | ||
15 | Л.Н.Толстой для детей | |||
16 | Л.Н.Толстой – обработчик русских народных сказок | |||
17 | Животные – герои детской литературы | Произведения о животных | ||
18 | Рассказы о животных А.Куприна | |||
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» | |||
20 | Художники- иллюстраторы книг о животных | |||
21 | Дети- герои книг. | Дети – герои книг | ||
22 | Произведения о детях | |||
23 | Литературная игра | |||
24 | Книги зарубежных писателей | Зарубежные писатели | ||
25 | Библиографический справочник | |||
26 | Книги о детях войны | Л.Воронкова «Девочка из города» | ||
27 | Л.Пантелеев «Новенькая» | |||
28 | Кто они- дети войны | |||
29 | Что такое периодика | |||
30 | Газеты и журналы для детей | Детские газеты и журналы | ||
31 | Электронные периодические издания | |||
32 | «Книги, книги, книги..» | Классная газета «Книгочей» | ||
33 | Классная газета «Книгочей» | |||
34 | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» |
4 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | фактически | |||
1 | Страницы старины седой | Книги Древней Руси | ||
2 | Былинные богатыри | |||
3 | Библейские предания | |||
4 | Экскурсия в книжный магазин | |||
5 | Крупицы народной мудрости | Героические песни о героях России | ||
6 | С. Алексеев «Рассказы о Суворове» | |||
7 | Русь в произведениях фольклора | |||
8 | Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» | |||
9 | Мифы народов мира | Мифы народов мира | ||
10 | Мифологические герои | |||
11 | Русские писатели - сказочники | Мир сказок: сказки народные и авторские | ||
12 | Сказки русских писателей – классиков | |||
13 | Фольклорные корни литературных произведений | |||
14 | «Книги, книги, книги..» | Книга. Элементы книги | ||
15 | Первые библиотеки | |||
16 | Книга. Типы книги | |||
17 | Проект «Русские баснописцы» | |||
18 | Книги о детях и для детей | Дети – герои книг писателей 19 в. | ||
19 | Фантастика и приключения | |||
20 | Авторы произведений о детях | |||
21 | Словари, справочники, энциклопедии | «Хранители слов» - словари | ||
22 | Справочники и энциклопедии | |||
23 | Игра «100 вопросов Почемучек» | |||
24 | Родные поэты | Поэты о русской природе | ||
25 | Стихотворения о Родине | |||
26 | Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе» | |||
27 | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | Писатели о детях | ||
28 | Писатели о детях | |||
29 | Корреспондент газеты | |||
30 | «Очерк о своей школе или поселке» | |||
31 | Мир книг | Книги о детях войны | ||
32 | Книги о животных | |||
33 | Детские журналы и газеты | |||
34 | Библиотечная мозаика «Тайны книг» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"
Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации в общеобразовател...
Рабочая программа по направлению художественное творчество Мастерской Юного Художника «Радуга»
Внеурочная деятельность. Рабочая программа расчитана для учащихся 1 класса, реализуется в рамках группы продленого дня, 33 часа, 1 занятие в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа по направлению "Социокультурные истоки"
Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Во...
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)
Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России»(граж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирова...