календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 класс школа россии
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Савельева Людмила Юрьевна

Календарно-тематическое планирование по предмету литературное чтение 3 класс УМК "Школа России" с пояснительной запиской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3_.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное планирование уроков литературного чтения

3 класс

учебник  «Литературное чтение»

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

(4 часа в неделю)

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и воспитания личности и гражданина России, планируемых результатов начального общего образования..

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

 Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  •  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Общая характеристика курса 

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстам

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Ниже представлено тематическое планирование по учебникам «Литературное чтение» 3 класс (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская)

Контрольно-измерительные материалы

№ урока

Вид работы

Тема

2

Проверочная работа

16

26

51

59

68

78

84

100

108

120

127

135

№ урока

Дата

Названия разделов. Темы уроков

Материалы

Страницы Рабочей тетради

Домашнее

задание

№№

страницы учебника

контроль

КИМ

1 четверть (36 часов)

Самое великое чудо на свете (2 часа)

1

01.09

Знакомство с учебником..

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка устного сообщения

 4-9

9, 11

2

02.09

Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Федоров. Подготовка устного сообщения о первопечатнике Иване Федорове. Проверочная работа

 8-12

3, 12

10, 14

Устное народное творчество (14 часов)

3

03.09

Русские народные песни. Заклички. Небылицы.

Докучные сказки

13-19

15, 16, 17

19-20

4

04.09

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

20-21

5

08.09

Докучные сказки. Развитие речи: сочинение докучных сказок.

6

09.09

Докучные сказки. Развитие речи: сочинение докучных сказок.

7

10.09

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка". Характеристика героя сказки

20-26

20

8

11.09

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" в иллюстрациях И.Я. Билибина

23, 26

23

9

15.09

Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк". Сравнение сюжетов разных сказок

28-38

-

10

16.09

Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк". Составление плана сказки

28-38

21

11

17.09

Русская народная сказка "Иван-царевич и Серый волк". Характеристика героев сказки

38,39

22, 23

12

18.09

Русская народная сказка "Сивка-бурка". Особенности волшебной сказки

40-49

25, 26

13

22.09

Русская народная сказка "Сивка-бурка"

40-49

14-16

14

23.09

Русская народная сказка "Сивка-бурка"

40-49

14-16

15

24.09

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество"

14-49

28, 29

16

25.09

Проверим себя и оценим свои достижения

Проект "Сочиняем волшебную сказку"

13, 51-57

58

13

30

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

17

29.09

Вводный урок по разделу. Проектное творческое задание. Как научиться читать стихи .

Я.Смоленский .Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

59-62

 221

32

18

30.09

Как научиться читать стихи. Звукопись. Ее художественно-выразительное значение.

Я.Смоленский Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра "О чем расскажут осенние листья"

59-62, 63

33

19

01.10

А.А.Фет «Мама, глянька, из окошка…», « Зреет рожь над жаркой нивой". Эпитеты. Выразительное чтение стихотворений

64-65

-

20

02.10

И.С Никитин «Полно, степь моя…». Олицетворение как прием создания картины природы

66-67

33

21

06.10

И.С.Никитин "Утро", "Встреча зимы". Подвижные картины зимы. Олицетворение как прием создания картины природы

68-71

-

22

07.10

И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы». подготовка сценария утренника "Первый снег"

-

34-35

23

08.10

И.З.Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

72-75

-

24

09.10

И.З.Суриков «Детство». «Зима»

72-75

25

13.10

И.З.Суриков «Детство». «Зима»

72-75

26

14.10

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Проверим себя и оценим свои достижения

59, 78-80

36

27

15.10

Урок-концерт по стихам русских поэтов

Великие русские писатели (26 часов)

28

16.10

вводный УРОК К РАЗДЕЛУ. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Отрывки из романов "Цыганы", "Евгений Онегин". Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности

81-87

37-38

29

20.10

А.С. Пушкин – великий русский писатель. Отрывки из романов "Цыганы", "Евгений Онегин". Подготовка сообщения "Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина"

82-85

30

21.10

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Лирические стихи. Прием контраста как средство создания картин природы в лирическом стихотворении

88-89

31

22.10

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».  Настроение стихотворения

88-89

32

23.10

Сказки А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Знакомство с литературной сказкой.

92-129

38

33

27.10

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Сравнение литературной сказки с народной

92-129

38

34

28.10

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Главная мысль произведения. Характеристика героев сказки. иллюстрации И.Я Билибина к сказке

92-129

38

35

29.10

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…». Звукопись как средство создания образа. Язык народной и литературной сказки

92-129

38

36

30.10

И.А. Крылов – великий баснописец. Жизнь и творчество. Басня как жанр литературы

130-133

2 четверть (28 часов)

37

10.11

И.А.Крылов «Мартышка и очки». Характеристика героев басни

134-135

-

38

11.11

И.А.Крылов Крылов «Зеркало и обезьяна». Мораль. Характеристика персонажей. Инсценирование басни

136

39

39

12.11

И.А.Крылов «Ворона и Лисица». Мораль. Характеристика персонажей. Инсценирование басни

137-139

40

13.11

Развитие речи: подготовка к театрализации басен

41

17.11

М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский поэт. Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова

140-143

42

18.11

М.Ю.Лермонтов , «Горные вершины»,  «На севере диком».  Настроение стихотворения. Сравнение произведений музыки, живописи и литературы

144

43

19.11

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень». Сравнение произведений музыки, живописи и литературы

146-147

44

20.11

Л.Н. Толстой - великий русский писатель. «Детство» Л.Н. Толстого. Рассказы

148-151

45

24.11

Л.Н.Толстой «Акула. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана

152-156

40

46

25.11

Л.Н.Толстой «Акула.

47

26.11

Л.Н.Толстой  "Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов Л.Н.Толстого

156-159

48

27.11

Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Тема и главная мысль рассказа.

160-162

40

49

01.12

Развитие речи: обучение пересказу: подробному и выборочному

50

02.12

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов - рассуждения и описания

162,163

51

03.12

Проверим себя и оценим свои достижения

52

04.12

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»)

164-166

41,42

53

08.12

Резервный урок

"Поэтическая тетрадь 2" (6 часов)

54

09.12

Н.А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный…»

167

55

10.12

Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

168,169

56

11.12

А.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

170-172

57

15.12

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

И.А. Бунин «Детство»

173, 174

58

16.12

И.В.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»

175-177

59

17.12

Проверим себя и оценим свои достижения

178

44

Литературные сказки (9 часов)

60

18.12

Знакомство с разделом "Литературные сказки"

179,180

45

61

22.12

Д.И.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка

183-187

62

23.12

Д.И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, , Косые Глаза, Короткий Хвост»

183-187

63

24.12

Д.И. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, , Косые Глаза, Короткий Хвост»

183-187

64

25.12

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки

188-195

47

3 четверть (40 часов)

65

12.01

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев

188-195

47

66

13.01

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной сказки с русской народной

196-208

47-49

67

14.01

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».  Герои сказки. Выборочный пересказ

196-208

47-49

68

15.01

Проверим себя и оценим свои достижения

209

50

Были – небылицы     (10 часов). Часть 2.

69

19.01

Знакомство с новым разделом.

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой»

3

51

70

20.01

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой». Прием сравнения - основой прием описания подводного царства

4-11

52

71

21.01

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ текста

4-11

52, 53

72

22.01

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Определение жанра произведения

11-23

55

73

26.01

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Характеристика героев

24

55

74

27.01

К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей».Выборочный пересказ. Развитие речи: обучение краткому пересказу

24

55

75

28.01

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Определение жанра произведения

25-40

57

76

29.01

А.И.Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана

40, 41

57, 58

77

02.02

А.И.Куприн «Слон». Пересказ подробный, краткий, выборочный

25-41

57,58

78

03.02

Проверим себя и оценим свои достижения

42-44

60

Поэтическая тетрадь 1 ( 6 часов)

79

04.02

Знакомство с новым разделом.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

45, 46-48

61

80

05.02

Саша Черный «Воробей», «Слон»

46-48

61

81

09.02

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

50-54

62-63

82

10.02

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

50-54

62-63

83

11.02

С.А.Есенин «Черемуха»

55-56

63

84

12.02

Урок-викторина

Проверим себя и оценим свои достижения

56

64

Люби живое  ( 16 часов)

85

16.02

Знакомство с новым разделом Люби живое

57-59

65

86

17.02

Развитие речи: составление устных рассказов о Родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. М. Пришвина «Моя Родина»

58-59

65

87

18.02

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Заголовок - "входная дверь" в текст

60-67

66-67

88

19.02

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Главный герой произведения. Рассказ о герое.

60-67

66-67

89

23.02

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста

60-67

66-67

90

24.02

В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». Заголовок - "входная дверь" в текст.

68-72

68

91

25.02

В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку».  Герои рассказа

68-72

68

92

26.02

В.В.Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с проведением. Главные герои

73-74

69

93

02.03

В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названий глав

73-82

69

94

03.03

Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Подготовка к подробному пересказу.

83-97

69

95

04.03

Б.С.Житков «Про обезьянку».  Пересказ подробный, краткий

83-97

69

96

05.03

Б.С.Житков «Про обезьянку»

97

09.03

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения

98-102

70

98

10.03

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа

102-106

99

11.03

Урок-конференция «Земля-наш дом родной»

100

12.03

Урок-викторина

Проверим себя и оценим свои достижения

106-108

71,72

"Поэтическая тетрадь 2"   (  8 часов )

101

16.03

Знакомство с новым разделом "Поэтическая тетрадь 2"

109

102

17.03

С.Я Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок произведения. Выразительное чтение стихотворений

110,111

103

18.03

А.Л.Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение стихотворений

112-115

74

104

19.03

А.Л.Барто «Разлука», «В театре». Выразительное чтение стихотворений

112-115

74

4 четверть (32 часа)

105

30.03

С.В.Михалков «Если». Выразительное чтение стихотворения

116-117

106

31.03

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение стихотворений

118-119

75

107

01.04

«Крестики-нолики»

(обобщающий урок). Праздник поэзии. Проект

120-121

76-77

108

02.04

Проверим себя и оценим свои достижения

122

78

"Собирай по ягодке – наберешь кузовок"   (  12 часов  )

109

06.04

Знакомство с новым разделом "Собирай по ягодке – наберешь кузовок" . Особенность заголовка. Соотнесение заголовка и содержания

123, 124-128

79

110

07.04

Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

124-128

79

111

08.04

А.П. Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев

129-136

80

112

09.04

А.П. Платонов «Цветок на земле»

129-136

80

113

13.04

А.П.Платонов «Еще мама». Герои рассказа. Особенности речи героев

137-143

81

114

14.04

А.П.Платонов «Еще мама»

137-143

81

115

15.04

М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического произведения

144-153

116

16.04

М.М.Зощенко «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического произведения. Восстановление порядка событий

154-164

117

20.04

Н.Н.Носов «Федина задача». Особенности юмористического произведения

164-169

118

21.04

Н.Н.Носов «Телефон». Особенности юмористического произведения

170-172

82

119

22.04

В. Драгунский «Друг детства». Работа с книгой. Сборники произведений Н.Н. Носова

172

81

120

23.04

Проверим себя и оценим свои достижения

172

83-84

"По страницам детских журналов" (  8 часов  )

121

27.04

Знакомство с названием раздела. Выставка детской периодики "По страницам детских журналов"

173-174

85

122

28.04

Журнал "Пионер". Рассказы о войне. Л.А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

175-178

123

29.04

Ю.И.Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию

179-181

124

30.04

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию

181-183

85

125

04.05

Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Создание сборника добрых советов

183-186

85-86

126

05.05

Р.Сеф «Веселые стихи». Выразительное чтение

186-188

127

06.05

Проверим себя и оценим свои достижения

188

87-88

128

07.05

Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Зарубежная литература  (  8 часов  )

129

11.05

 Знакомство с новым разделом "Зарубежная литература"

189

89

130

12.05

Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей". Отражение сознания людей в мифе

190-199

131

13.05

Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей". Мифологические герои и их подвиги

190-199

89

132

14.05

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка сообщения о великом сказочнике

200-215

133

18.05

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Нравственный смысл сказки

200-215

134

19.05

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Создание рисунков к сказке

200-215

135

20.05

Проверим себя и оценим свои достижения

215

90-92

136

21.05

Развивающий час по теме «Зарубежная литература»

«Брейн-ринг». Контрольная работа.

Требования к уровню подготовки

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Учащийся научится:

  • образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать  заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
  • устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2,  1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
  • читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и  упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям  (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
  • самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях  и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

  • выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а,  0 : а;
  • выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
  • выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
  • вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
  • решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстом

Учащийся научится:

  • анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
  • составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
  • преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
  • составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
  • решать  задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные  предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать задачи по сходству  и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
  • дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
  • находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
  • решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
  • решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

  • обозначать геометрические фигуры буквами;
  • различать круг и окружность;
  • чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;

Учащийся получит возможность научиться:

  • различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
  • изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
  • читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

  • измерять длину отрезка;
  • вычислять  площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
  • выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
  • вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

Работа с информацией

Учащийся научится:

  • анализировать готовые таблицы, использовать их  для выполнения заданных действий, для построения вывода;
  • устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
  • самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
  • выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  • положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  • понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  • понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  • восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  • умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  • уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

  • понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  • находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  • проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  • выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;

Познавательные

  • устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах  и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • фиксировать  математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
  • стремление полнее использовать свои творческие возможности;
  • общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск  необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Коммуникативные

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

  • Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс;
  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 3 класс;
  • Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 3 класс.

Технические средства обучения

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • аудиомагнитофон.

Экранно-звуковые пособия

  • цифровые образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы.

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

  • наборы счётных палочек;
  • наборы муляжей овощей и фруктов;
  • наборное полотно;
  • строительный набор, содержащий геометрические тела;
  • демонстрационная оцифрованная линейка;
  • демонстрационный чертёжный треугольник;
  • демонстрационный циркуль;
  • палетка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 "Школа России" ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс с УУД, планируемыми результатами "Школа России" ФГОС рассчитано на 136 часов ( 4 часа в неделю)...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс

Календарно- тематическое планирование  по литературному  чтению УМК Школа России 1  класс...

Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 1 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано для 1 класса общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями федерального государственного ...

Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 2 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального о...