Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 2 класс.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей программы «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту обучение грамоте В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной. и литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_-_literaturnoe_chtenie._2_klass.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
УМК «Школа России». 2 класс
№ п/п | Дата | Тема, тип урока | Решаемые проблемы, | Понятия | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение. Знакомство с учебником (постановочный) | Проблема. Почему автор считает книгу самым лучшим другом? Цели: познакомить учащихся с новым учебником литературного чтения, с системой условных обозначений, с содержанием учебника, со словарём; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение | Учебник, книга, автор | ||
2 | Самое великое чудо на свете Игра «Крестики – нолики» (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Какие настольные игры вы знаете? Чем они полезны? Цели: в игровой форме познакомить с миром литературного чтения; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 1 классе; развивать память, речь, мышление, воображение | Мир литературы, пословицы, смысл, иллюстрации, текст | ||
3 | Самое великое чудо на свете (решение частных задач) | Проблема. Что мы считаем самым великим чудом на свете? Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа | Книга, библиотека | ||
4 | Библиотеки (решение частых задач) | Проблема. О чём может рассказать школьная библиотека? Цели: напомнить правила обращения с книгами; познакомить с работой школьной библиотеки; развивать интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рас-сказа по картинке, выразительного чтения- | Библиотекарь, картотека | ||
5 | Книги | Проблема. Как давно появились книги? Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить с историей создания книг; обеспечить условия для конструктивной работы по литературоведческой пропедевтике; прививать ин-терес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа; отрабатывать навыки выразительного чтения | Словарная работа (литературоведческая пропедевтика): летопись, береста, берестяные грамоты, свиток, пергамент | ||
6 | Устное народное творчество Входная контрольная работа (тест) | Проблема. Как понимаете слова «устное», «народное», «творчество»? Что включает в себя понятие «устное народное творчество»? Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, проверить знания учащихся . | Пословицы. В. Даль | ||
7 | Русские народные песни (освоение нового материала) | Проблема. Для чего придумывают песни? Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес | Песня | ||
8 | Потешки, приаутки | Проблема. Кому предназначены потешки? Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры устного народного творчества; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес | Потешки и прибаутки | ||
9 | Скороговорки, считалки, небылицы | Проблема. Что такое небылицы и для чего их придумывают? Цели: продолжить знакомить с малыми фольклорными жанрами; учить произносить скороговорки; формировать умение различать малые жанры фольклора; развивать речь, внимание, память, логическое мышление | Скороговорки, считалки, небылицы | ||
10 | Загадки, пословицы, поговорки | Проблема. Зачем придумывают загадки? Как вы понимаете слово «пословица»? Цели: познакомить | Загадки, пословицы, поговорки | ||
11 | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт..» (освоение нового материала) | Проблема. Чему учат народные сказки? Цели: познакомить учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес | Народные сказки. Жанр | ||
12 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» (освоение нового материала) | Проблема. Были ли у вас ситуации, когда вы кому-нибудь помогли? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко»; совершенствовать навыки чтения; развивать речь, внимание; учить находить главную мысль в произведении, а также слова, несущие основное содержание и смысл произведения; воспитывать стремление заботиться об окружающих | Словарная работа: верста, крюк | ||
13 | Сказка «У страха глаза велики» (освоение нового материала) | Проблема. Почему так говорят: «У страха глаза велики»? Цели: познакомить | Словарная работа: водоносы, схоронилась | ||
14 | Сказка «Лиса (освоение нового материала) | Проблема. К какому виду относится сказка «Лиса и тетерев»? Чему учит эта сказка? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту | Словарная работа: проведать, нынче, навострила уши, указ | ||
15 | Сказка «Лиса (освоение ново го материала)- | Проблема. Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется!»? Цели: продолжать знакомство учащихся | Словарная работа: потчевает, не обессудь, не- солоно хлебавши, пир | ||
16 | Сказка «Каша из топора» (освоение нового материала) | Проблема. Можно сварить кашу из топора? Что особенного в бытовой сказке? Цели: познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой сказкой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память | Словарная работа: служивый, побывка, вдоволь, чулан, варево, ко- ли, сдобрить, котёл, этакую, сметка | ||
17 | Сказка «Гуси-лебеди» (освоение нового материала) | Проблема. Какие виды сказок вы уже знаете? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности | Словарная работа: причитывать, кликать, кудель, веретено, устьице | ||
18 | Сказка «Гуси-лебеди» (решение частных задач) | Проблема. Какие основные признаки сказки можете назвать? Цели: продолжить знакомить с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес | Сказка, виды сказок | ||
19 | «Сказки к нам приходят...» (решение частных задач) | Проблема. Какие жанры художественной литературы вы знаете? Цели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению | Викторина, конкурс | ||
20 | «Обожаемые сказки» (клуб веселых и находчивых) | Проблема. Из каких элементов состоит книга? Цели: в игровой форме обобщить знания учащихся по разделу; учить работать в группе, проявлять свои творческие способности; развивать речь, мышление, память | Элементы внутренней структуры книги. Внешние элементы книги | ||
21 | Люблю природу русскую. Осень (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Какое время года вам больше всего нравится? Цели: познакомить учащихся с художественными произведениями нового раздела; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Природа, осень, поэзия | ||
22 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной...» (освоение нового материала) | Проблема. Какие признаки осени вам известны? Как эти признаки отражают поэты? Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Словарная работа: первоначальный, пора, дивный, лучезарный | ||
23 | К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» (освоение нового материала) | Проблема. В какое время года поспевает брусника? Цели: познакомить учащихся со стихотворениями К. Бальмонта, А. Плещеева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление | Словарная работа: благовоние, озимь. Олицетворения: «солнце смеётся», «осень проснётся и заплачет». Рифмующиеся слова | ||
24 | А. Фет «Ласточки пропали» (освоение нового материала) | Проблема. Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? Цели: познакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, умения сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака | Олицетворение «ветер злится» | ||
25 | Осенние листья (решение частных задач) | Проблема. С помощью каких звуков поэт помогает нам услышать шорох листьев? Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов | |||
26 | В. Берестов «Хитрые грибы» | Проблема. Что называют в народе «тихая охота»? Цели: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»; отрабатывать навыки выразительного чтения; раз-вивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе | |||
27 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» (освоение нового материала) | Проблема. Чем стихотворение отличается Цели: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе | |||
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Какие изменения в природе происходят с наступлением осени? Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет (без использования терминологии); прививать интерес к чтению | |||
29 | Русские писатели А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»(постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Какие сказочные чудеса встречаются в сказках? Цели: познакомить | Словарная работа: у лукоморья, дол, пленяет, тужит, чахнет | ||
30 | Стихи А. Пушкина | Проблема. Какие чудеса творит волшебница-зима? Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. С. Пушкина о зиме; закрепить понятие «олицетворение»; развивать речь, умение видеть прекрасное, делать выводы; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа | Словарная работа: пелена, кибитка, сидит на облучке, тулуп, кушак | ||
31 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки (освоение нового материала) | Проблема. Какое ваше заветное желание? Цели: познакомить учащихся со сказками А. С. Пушкина (или напомнить о них); развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, «Сказки о рыбаке и рыбке»; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте | Словарная работа: ветхая землянка, невод, откуп, кликать, пуще, бранится, корысть, тесовые ворота, столбовая дворянка, душегрейка, кичка, чупрун | ||
32– 33 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки (решение частных задач) | Проблема. Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? Цели: продолжить работу По «Сказке о рыбаке и рыбке»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, работать с текстом «Сказки о рыбаке рыбке»; учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас; воспитывать доброту, милосердие; учить характеризовать героев по плану, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, отличать сказку от других произведений | Словарная работа: белены объелась, пряник печатный, быть на посылках | ||
34 | Обобщение А. Пушкина» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Сколько всего сказок написал Пушкин? Почему считаем Пушкина великим писателем? Цели: закрепить знания учащихся о сказках великого русского поэта; развивать образное мышление, речь, память; прививать интерес к предмету | |||
35 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» (освоение нового материала) | Проблема. Что такое басня? Цели: познакомить И. А. Крылова; расширять читательский кругозор детей; научить их определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль (поучительность), находит мораль в произведении; развивать навыки выборочного чтения | Словарные слова: крылатые слова. Структура басни. Модель басни. Нравственный смысл басни | ||
36 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» (освоение нового материала) | Проблема. Как объясните смысл пословицы: «Делу – время, а потехе – час»? Цели: познакомить | Словарная работа: удручена, вешних | ||
37 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | Проблема. Как объясните пословицу: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»? Цели: познакомить учащихся с биографией Л. Н. Толстого, его рас-сказом «Старый дед | Словарная работа: лохань, невестка, слаживает | ||
38– 39 | Л. Толстой «Филипок» (освоение нового материала) | Проблема. Для кого создал школу Л. Н. Толстой в Ясной Поляне? Цели: познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Филипок»; развивать умение делить текст на части, составлять и анализировать различные виды плана, характеризовать героев рассказа; учить различать автора и героя; совершенствовать творческие способности; упражнять в словесном рисовании; развивать речь, мышление, внимание | Словарная работа: поденный, слобода, пострелёнок, сенцы, сени, бедовый | ||
40 | Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» (освоение нового материала) | Проблема. Какой смысл вложил народ Цели: познакомить учащихся с поучительными рассказами Л. Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным | Словарная работа: подле, амбар, что было духу | ||
41 | Весёлые стихи (решение частных задач) | Проблема. Какое Цели: познакомить учащихся со стихотворениями И. Токмаковой, Ю. Могутина; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать логическое мышление, внимание, память | |||
42 | Обобщение по разделу «Русские писатели» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Случалось ли кому-то из вас «остаться у разбитого корыта»? Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, речь; прививать любовь к чтению, художественной литературе, отечественным писателям и их творчеству; создать условия для выражения учащимися своего отношения к прочитанным произведениям | |||
43 | О братьях наших меньших (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Как называется раздел, к которому мы переходим? А кто это такие – братья наши меньшие? Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным | |||
44 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила - была собака…» (освоение нового материала) | Проблема. Какое настроение создаёт прослушанное вами стихотворение Б. Заходера? Какими способами, в каких словах автор передает это настроение? Как правильно вести себя с собаками? Цели: познакомить учащихся с весёлыми стихами о животных; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным | |||
45 | В. Берестов «Кошкин щенок» (освоение нового материала) | Проблема. Каким настроением проникнуто произведение В. Берестова «Кошкин щенок»? Может ли животное воспитывать не своего детёныша? Цели: познакомить учащихся с весёлым стихотворением В. Берестова «Кошкин щенок»; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению | |||
46 | Домашние животные (решение частных задач) | Проблема. Кто может быть другом? Каким должен быть настоящий друг? Цели: познакомить учащихся со сказкой «Как собака друга искала»; развивать воображение, связную речь, отрабатывать навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению | |||
47– 48 | М. Пришвин «Ребята и утята» (освоение нового материала) | Проблема. Как объясните смысл пословицы «Глупому в поле не давай воли»? Цели: познакомить учащихся с творчеством М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; прививать любовь к природе, животным | Словарная работа: верста, паровое поле | ||
49– 50 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» (освоение нового материала) | Проблема. Для чего необходимо оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу? Цели: познакомить учащихся с творчеством | Словарная работа: сени, чулан, клеть | ||
51 | Б. Житков «Храбрый утёнок» (освоение нового материала) | Проблема. Чем отличается сказка от рассказа? Цели: познакомить учащихся с творчеством Б. Житкова; развивать навыки выразительного чтения; учить делить текст на смысловые части, составлять план; прививать любовь к природе; воспитывать доброе и заботливое отношение к животным | |||
52 | В. Бианки «Музыкант» (освоение нового материала) | Проблема. Кто такой музыкант? Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить читать выразительно, | Словарная работа: завалинка, медвежатник | ||
53 | В. Бианки «Сова» (освоение нового материала) | Проблема. Почему утверждают, что все Цели: продолжить | Словарная работа: утекает, хорониться, раздолье, как бы худа не вышло, чай белить | ||
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Что объединяет все произведения, которые мы прочитали в этом разделе? Цели: обобщить знания учащихся по освоению учебного материала раздела «О братьях наших меньших»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить связно излагать свои мысли, строить монологические высказывания, раскрывающие собственное отношение к прочитанным художественным произведениям | |||
55 | Из детских журналов (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Какие детские журналы вам знакомы? Что любите читать в этих журналах? Цели: познакомить учащихся с новым разделом, с детскими журналами; развивать навыки выразительного осознанного чтения; прививать интерес к чтению | |||
56 | Д. Хармс «Игра» (освоение нового материала) | Проблема. В какие любимые игры вы играете? Какую игру посоветуете разучить своим товарищам и почему? Цели: познакомить учащихся с журналами для детей 1920–1940-х гг.; рассказать о Д. Хармсе, его творчестве; развивать навыки выразительного осознанного чтения, интерес | |||
57 | Д. Хармс «Вы знаете?» (решение частных задач) | Проблема. Что такое небылица? Цели: продолжить формирование у учащихся навыков осознанного выразительного чтения на основе ритма; помочь освоить ритм стихотворного текста Д. Хармса; совершенствовать произносительные навыки – четкую | |||
58 | Д. Хармс, С. М. Маршак «Весёлые чижи» (освоение нового материала) | Проблема. Почему это стихотворение помещено в юмористическом разделе учебника? Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие способности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы | Словарная работа: судомойка, кухарка, на посылках, коче-рёжка, коро- мысло, тетёрка, запятки, оглобля | ||
59 | Д. Хармс «Что это было?» (освоение нового материала) | Проблема. Как расшифровать название журнала «Чиж»? Цели: продолжить знакомство учащихся | Знакомство с биографией Д. Хармса | ||
60 | Н. Гернет, Д. Хармс «Очень- очень вкусный пирог» (освоение нового материала) | Проблема. Что такое рифма? Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством Д. Хармса и других поэтов; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и чёткого дикционного произношения; прививать интерес | Словарная работа: половник | ||
61 | Ю. Владимиров «Чудаки» (освоение нового материала) | Проблема. Кто такой чудак? Цели: познакомить учащихся с творчеством Ю. Владимирова; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и чёткого дикционного произношения; прививать интерес | Словарная работа: пятак, кушак, чудак | ||
62 | А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» (освоение нового материала) | Проблема. Кого можно назвать учёным? Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; отрабатывать навыки вырази- тельного чтения; развивать память, речь, мышление | Словарная работа: дрожки. Знакомство с биографией А. И. Введенского | ||
63 | Обобщение (освоение нового материала) | Проблема. Какие детские журналы вы знаете? Что интересного узнаете из детских журналов? Цели: помочь учащимся повторить и обобщить материал раздела; развивать конструктивные действия при организации работы в группе, внимание и творческие способности (с помощью игр со словами) | |||
64 | Люблю природу русскую. Зима (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Какие признаки зимы вы знаете? Цели: познакомить учащимся с разделом, учить их прогнозировать; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности | |||
65 | Стихи | Проблема. На что похожи снежинки? Цели: познакомить учащихся со стихами русских поэтов о зиме, первом снеге; развивать память, внимание, навыки выразительного чтения; формировать навык сравнения и анализа; прививать любовь к природе и русской словесности - | Словарная работа: ярким пурпуром, вереница | ||
66 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» (освоение нового материала) | Проблема. Кого называют чародеем? Может ли лес «блестеть чудной жизнью»? Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»; совершенствовать умение выразительно читать стихи, связно рассказывать о своих впечатлениях; прививать любовь к родной природе | Словарная работа: бахрома, «солнце зимнее ли мещет...» | ||
67 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» (освоение нового материала) | Проблема. Как вы думаете, может ли петь зима? Когда такое бывает? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Есенина; помочь выяснить значение понятий метафора и олицетворение; продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления; прививать любовь к природе | Словарная работа: метафора, олицетворение | ||
68 | Сказка «Два Мороза» (освоение нового материала) | Проблема. Как объясните выражение «Топор лучше шубы греет»? Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»; развивать память, внимание, мышление, речь; учить грамотно, интересно и эмоционально излагать свои мысли, строить монологические высказывания | Словарная работа: бубенчик, дровосек, купец, крестьянин. Антонимы | ||
69 | С. Михалков «Новогодняя быль» (освоение нового материала) | Проблема. Что такое быль? Цели: познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль»; отрабатывать навык беглого осознанного чтения художественного текста; развивать внимание, память, речь; совершенствовать умение работать с иллюстрациями | Проведение теста | ||
70 | А. Барто «Дело было в январе…»; С. Дрожжин «Улицей гуляет…» (освоение нового материала) | Проблема. Откуда пришла традиция наряжать ёлку под Новый год? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Барто; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, внимание, речь | Знакомство с биографией А. Л. Бар- то. История праздничной ёлки | ||
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Какие чудеса могут происходить Цели: обобщить знания учащихся по освоению учебного материала раздела; развивать память, внимание, воображение, мышление; прививать интерес | Конкурсы, загадки, стихи | ||
72 | Игра «Поле чудес» (рефлексия деятельности) | Проблема. Что такое «Поле чудес»? В реальной жизни существует «Поле чудес»? Цели: обобщить знания учащихся по прочитанным произведениям; развивать внимание, память, логическое мышление, воображение; прививать интерес к чтению; расширять читательский кругозор; помочь учащимся проявить творческое начало | |||
73 | Писатели детям (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Для чего писатели сочиняют свои произведения? Почему многие писатели адре-суют свои произведения только детям? Цели: познакомить с содержанием нового раздела; помочь вспомнить, что такое «рифма», виды малых жанров фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание | Рифма, писатель | ||
74 | К. Чуковский «Путаница» (освоение нового материала) | Проблема. Чем путаница похожа на небылицу? Цели: продолжить знакомство с биографией К. Чуковского; повторить литературоведческую терминологию | Небылица, рифма, путаница, загадки | ||
75 | К. Чуковский «Радость» (освоение нового материала) | Проблема. Когда нам радостно? Что доставляет человеку радость? Цели: продолжить знакомство с биографией К. Чуковского, с его творчеством; учить читать выразительно | Небылица, рифма. Словарные слова: радуга, радость | ||
76 | К. Чуковский «Федорино горе» (освоение нового материала) | Проблема. Почему жалко Федору? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством К. Чуковского; учить объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; развивать умение характеризовать героя и соотносить характеризуемые качества героя с его поступками | Словарные слова: сито, кочерга, прусак, самовар, | ||
77 | К. Чуковский «Федорино горе» (решение частных задач) | Проблема. Почему эту сказку изучают в современной школе? В решении каких жизненных проблем помогла вам сказка в стихах «Федорино горе»? Если бы вы были взрослыми, какие сказки читали бы детям? А эту сказку стали бы читать? Почему? Цели: учить читать по ролям; тренировать в овладении навыками осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению; формировать читательскую и коммуникативную компетенции | Действующие лица, исполнители, актеры. Антонимы | ||
78 | С. Маршак «Кот и лодыри» (освоение нового материала) | Проблема. Какое значение вкладываем, когда говорим: «Да, эти стихи – настоящие»? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. Маршака; учить воспринимать ное произведение, читать текст в лицах; тренировать навык выразительного чтения; помочь научиться объяснять лексическое значение некоторых слов, используя словари, справочно-лингвистическую литературу | Лодыри, главная мысль, синонимы | ||
79 | С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» (освоение нового материала) | Проблема. Можно ли попасть в страну детства, став взрослым? Цели: продолжить знакомство с творчеством | Фантазия, сила воли, держава, трус | ||
80 | С. Михалков «Мой щенок» (освоение нового материала) | Проблема. Что значит выражение: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Михалкова; учить анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста; прививать любовь и ответственное отношение к животным | Словарная работа: жбан. Части текста, заголовок части текста, эпическое стихотворение, рассказ | ||
81 | А. Барто «Верёвочка» (освоение нового материала) | Проблема. Можно Цели: продолжить знакомство с жизнью навыки выразительного чтения; формировать умение запоминать стихи | Стихотворение, весенние приметы, выразительное чтение | ||
82 | А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» (освоение нового материала) | Проблема. В чем, | Звукопись, заголовок стихотворения, настроение стихотворения - | ||
83 | А. Барто «Вовка – добрая душа» (освоение нового материала) | Проблема. Что является источником, питающим поэзию А. Барто? Про какого человека можно сказать, что он – добрая душа»? Цели: продолжить знакомство с творчеством А. Барто; развивать навыки выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять; воспитывать внимательное отношение | Друг, «добрая душа» | ||
84 | Н. Н. Носов «Затейники» (освоение нового материала) | Проблема. Кто такие затейники? А знаете ли вы, кто такие аниматоры? Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова, юмористическими рассказами для детей и их героями; развивать память, речь, умения подробно излагать прочитанное и услышанное, объяснять лексическое значение некоторых слов, особенности юмористического произведения | Затейники, главные герои, план произведения, пересказ | ||
85 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» (освоение нового материала) | Проблема. Может ли шляпа быть живой? Цели: продолжить знакомство учащихся | Юмористический рассказ, герои рассказа | ||
86 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» (решение частных задач) | Проблема. Какие игры вы любите? Цели: развивать умения слушать и запоминать информацию | |||
87 | Н. Н. Носов «На горке» (освоение нового материала) | Проблема. Какие качества ценятся в людях больше всего? Цели: познакомить учащихся с содержанием рассказа; развивать умение бегло читать, подробно излагать прочитанное, делить текст | План, часть текста, главная мысль | ||
88 | Н. Н. Носов «На горке» (решение частных задач) | Проблема. Какую ошибку совершил Котька? Цели: развивать умение подробно пересказывать текст на основе самостоятельно составленного картинного и цитатного плана; развивать логику, память, внимание; воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду | Цитата, картинный план, пересказ | ||
89 | Обобщение по разделу «Писатели детям» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Какая главная мысль раздела? Цели: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; поддержка читательской деятельности; создать условия для приобретения опыта применения в урочной и внеурочной деятельности ИКТ развивать интерес к чтению. | Оценка, отметка, проверочная работа | ||
90 | Я и мои друзья (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Что такое дружба? Цели: познакомить учащихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации | Друзья, друг, стихотворение | ||
91 | Стихи (решение частных задач) | Проблема. Почему дружба не заканчивается, когда кончается игра? Цели: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; научить читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения | Ссора, примирение, игра, настоящий друг, пословицы о дружбе | ||
92 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | Проблема. Как не поступают настоящие друзья? Цели: познакомить учащихся с произведением; учить делить текст | Пересказ | ||
93 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» (освоение нового материала) | Проблема. Почему рассказ о маме помещён Цели: познакомить | Помощь старшим, справедливость | ||
94 | В. Осеева «Волшебное слово» (освоение нового материала) | Проблема. Как действуют на людей «волшебные слова»? Цели: познакомить учащихся с содержанием рассказа В. Осеевой; развивать внимание, навыки осмысленного выразительного беглого чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение | Вежливость, грубость, вежливые | ||
95 | В. Осеева «Волшебное слово» (решение частных задач) | Проблема. Почему «волшебное» слово имеет такую силу? Цели: учить делить текст на части, находить главную мысль части и целого, связно излагать свои мысли по содержанию прочитанного художественного произведения; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим | Логическое ударение, главная мысль рассказа, части рассказа | ||
96 | В. Осеева «Хорошее» (освоение нового материала) | Проблема. Можно Цели: развивать умение прогнозировать текст; учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение | Хорошие мысли, хорошие поступки | ||
97 | В. Осеева «Почему?» (освоение нового материала) | Проблема. Почему так назван рассказ? Цели: продолжать знакомить с творчеством | Честность, ответственность | ||
98 | В. Осеева «Почему?» (решение частных задач) | Проблема. Почему мы не всегда говорим правду? Правильно ли это? Цели: учить подбирать заголовки к частям рассказа, составлять план; совершенствовать умение пересказывать текст подробно по плану; воспитывать честность и чувство ответственности за свои поступки | Правда, ложь, признание, наказание | ||
99 | Обобщение «Я и мои друзья» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Какие проблемы затрагивает раздел? На все ли вопросы, поставленные авторами учебника и вами в произведениях этого раздела, нам удалось ответить? Цели: помочь повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и об разное мышление; воспитывать интерес к чтению, к урокам литературного чтения - | Дружба, оценка, отметка | ||
100 | Люблю природу русскую. Весна (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. В чём отличие стихов от прозы? Цели: познакомить учащихся с содержанием произведений нового раздела; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства | Весна, весенние изменения, весенние загадки, звукопись | ||
101 | Стихи Ф. Тютчева (освоение нового материала) | Проблема. Для чего читают стихи? Цели: познакомить учащихся со стихотворениями о весне Ф. Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности | Весна, поэзия, русская природа, настроение стихотворения. Словарная работа: брег, весны гонцы | ||
102 | Стихи А. Плещеева о весне (освоение нового материала) | Проблема. Как в стихотворении выразить настроение? Цели: познакомить детей с творчеством А. Плещеева, научить читать стихотворения выразительно; развивать навыки правильного выразительного чтения, память, внимание и наблюдательность - | Словарная работа: лазурь, сени. Стихотворная картина Настроение стихотворения | ||
103 | А. Блок «На лугу» (освоение нового материала) | Проблема. Можно ли, читая стихотворение, услышать песенку ручья? Почему это возможно? Что делает для этого автор стихотворения? Цели: познакомить | Словарная работа: пашня, голос весны. Звукопись | ||
104 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» (освоение нового материала) | Проблема. Как март преображает землю? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством С. Маршака, со стихотворениями о весне; развивать навыки правильного выразительного чтения, память, внимание, мышление; учить наблюдать за жизнью слова; помочь представить картины весенней природы, отраженные в лирическом стихотворении | Приметы весны | ||
105 | И. Бунин «Матери» (освоение нового материала) | Проблема. Кто самый близкий человек на свете для ребёнка? Цели: познакомить учащихся с произведением И. Бунина; развивать навыки правильного выразительного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме; помочь учащимся утвердиться в мысли ри у человека никого на свете нет | Словарная работа: лампадка, кроткий, ангел, мама | ||
106 | А. Плещеев «В бурю» (освоение нового материала) | Проблема. Почему маму часто сравнивают Цели: познакомить учащихся с произведением А. Плещеева; развивать навыки правильного выразительного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме | Словарная работа: буря, колыбель, гроза Господня, молитва | ||
107 | Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская «Я мою маму обидел…» (освоение нового материала) | Проблема. Когда мама грустит? Что вызывает грусть у мамы? Цели: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение | Солнечный луч, желание, грусть, обида, ссора | ||
108 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» (обобщение и систематизация знаний)- | Проблема. О каком любимом (наиболее понравившемся) произведении о природе вы хотели бы рассказать? Цели: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление, навык анализа стихотворного текста; воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения; формировать читательскую и коммуникативные компетенции | Отметка, оценка, уровень знаний | ||
109 | И в шутку и всерьёз (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Кому нужна фантазия, кроме поэта? Цели: познакомить учащихся с новым разделом; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; поддерживать интерес к чтению; воспитывать уважение к чужому мнению | Работа | ||
110 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» (освоение нового материала) | Проблема. Что красивей всего? Цели: познакомить детей с творчеством Б. Заходера; развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному материалу; прививать интерес | Словарная работа: товарищи, совет, процедил, мерцанье | ||
111 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» (освоение нового материала) | Проблема. Почему Винни назвал свою песенку «ворчалка»? Цели: развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по прочитанному и увиденному, работать в группе; воспитывать уважение | Ворчалка, озвучка, ав-торский текст | ||
112 | Б. Заходер Песенки Винни-Пуха (реше- ние частных задач) | Проблема. Какой секрет знали Винни и Пятачок? Цели: развивать и совершенствовать навык выразительного чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них; воспитывать уважение к чужому мнению | Песенки, шумелки, озвучка | ||
113 | Э. Успенский «Чебурашка» (освоение нового материала) | Проблема. Как у Чебурашки появилось имя? Цели: помочь вспомнить произведение Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, мышление - | Чебурашка, повесть - сказка, уценённые товары | ||
114 | Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» (решение частных задач) | Проблема. Почему мальчики иногда мечтают стать девочками? Цели: продолжить работу с произведениями Э. Успенского; развивать навыки выразительного беглого чтения, умение анализировать поступки героев, память, внимание, воображение | Молодчина, помощь, юмор | ||
115 | Стихи Э. Успен- ского (реше- ние частных задач) | Проблема. Какое стихотворение можно назвать юмористическим? Цели: продолжить работу с произведениями Э. Успенского; развивать навыки выразительного беглого чтения, умение анализировать поступки героев, память, внимание, воображение | Юмор, нраво-учительное сти- хотворение. Антонимы | ||
116 | Стихи В. Берестова (освоение нового материала) | Проблема. Кто может зимой бежать босиком? Цели: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать навыки выразительного чтения, внимание; учить задавать вопросы к тексту; помочь вспомнить, что известно об олицетворении; прививать интерес к чтению | Олицетворение, знакомый, путешественники, юмористическое стихотворение | ||
117 | Стихи И. Токмаковой (освоение нового материала) | Проблема. Как можно играть словами? Цели: познакомить учащихся с произведениями И. Токмаковой; совершенствовать технику выразительного чтения; учить оценивать свою работу; поддерживать интерес и любовь к чтению | Чудной, чудный, непонятные слова | ||
118 | Г. Остер «Будем знакомы» (освоение нового материала) | Проблема. Как можно познакомиться? Какие для знакомства знаете способы? Что является залогом успешного знакомства? Цели: познакомить учащихся с творчеством Г. Остера; развивать творческие способности, используя чтение по ролям; совершенствовать навыки выразительного чтения | Знакомство, доброжелательный, волнение | ||
119 | Г. Остер «Будем знакомы» (решение частных задач) | Проблема. Почему приятно знакомиться с новыми людьми? Цели: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения; учить выбирать | Нарочно, случайно, план текста, антонимы | ||
120 | В. Драгунский «Всё тайное становится явным» (освоение нового материала) | Проблема. Как тайное может стать явным? Цели: познакомить учащихся с творчеством детского писателя В. Драгунского и с содержанием произведения «Всё тайное становится явным»; помочь выявить главную мысль произведения и утвердиться в том, что всегда нужно говорить правду; развивать навык беглого выразительного чтения; учить прогнозировать содержание текста произведения | Тайное, тайна, явь, явное | ||
121 | В. Драгунский «Всё тайное становится явным» (решение частных задач) | Проблема. Почему мальчику было страшно взглянуть на маму? Цели: развивать умение анализировать поступки героев; воспитывать честность, правдивость | Словарная работа: клевета, правда, вина, извинение | ||
122 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Почему авторы учебника дали такое название разделу? Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению | Оценка, знания, отметка, обобщение | ||
123 | Литература зарубежных стран (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | Проблема. Как вы понимаете название раздела? Какие зарубежные произведения вы читали? Цели: ввести учащихся в новый раздел; развивать навыки выразительного беглого чтения, память, внимание, воображение; прививать интерес к зарубежной литературе | Зарубежная страна, зарубежная литература | ||
124 | Промежуточная аттестация по итогам года | Цели: проверка знаний учащихся | |||
125 | Американские и английские народные песенки. Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» (решение частных задач) | Проблема. Почему мотылёк был счастливым? Цели: продолжить знакомить учащихся с зарубежным фольклором; отрабатывать навыки выразительного, бегло- го чтения; развивать память, внимание, воображение | Мотылёк, зарубежный фольклор | ||
126 | Ш. Перро «Кот в сапогах» (освоение нового материала) | Проблема. Чем кот похож на человека? Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствовать связную речь | Словарная работа: мельник, мельница, нотариус, заповедный, отруби, заячья капуста, маркиз | ||
127 | Ш. Перро «Кот в сапогах» (решение частных задач) | Проблема. Когда ложь бывает во спасение? Правильно ли утверждать, что ложь во спасение может быть спасением? Цели: учить пересказывать текст по опорным фразам, ориентироваться в тексте художественного произведения; совершенствовать навык беглого выразительного чтения; обогащать | Словарная работа: жнецы, косцы, черепица, людоед, великан, очарован, зять | ||
128 | Ш. Перро «Красная шапочка» (освоение нового материала) | Проблема. О ком так говорят: «Это легкомысленный человек»? Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать навык беглого выразительного чтения; обогащать и активизировать словарный запас учащихся | Словарная работа: понаведаться, растабарывать, засов, обман, доверчивость, легкомыслие | ||
129 | Г. Х. Андерсен «Принцесса | Проблема. Когда употребляем выражение «принцесса на горошине»? Цели: познакомить учащихся со сказкой; | Словарная работа: король, принц, принцес- | ||
(освоение нового материала) | развивать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям; обогащать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе | са, королева, тюфяк, перина, гагачий пух, почивать, кунсткамера | |||
130 | Э. Хогарт «Мафин и паук» (освоение нового материала) | Проблема. Почему ослик не убежал от паука? Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать навыки беглого выразительного чтения; обогащать и активизировать словарный запас учащихся; поддерживать интерес к зарубежной литературе | Словарная работа: паук, мистер, чудовище, один-одинёшенек | ||
131 | Э. Хогарт «Мафин и паук» (решение частных задач) | Проблема. Почему с пауком произошло чудо? Цели: учить делить текст на части, составлять план; воспитывать внимательное отношение к друзьям | Словарная работа: фея, наперебой, больно, обидно, трогательно | ||
132 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Какое произведение стало самым любимым и почему? Цели: помочь учащимся обобщить знания по разделу; провести диагностику скорости чтения; развивать память, внимание, мышление, речь | Литературное произведение, оценка, отметка | ||
133-134 | Проект «Мой любимый писатель-сказочник» (обобщение и систематизация знаний) | Проблема. Почему этот писатель-сказочник мне наболее близок и дорог? Что привлекательного (замечательного, оригинального, необычного) в его творчестве? Цели: создать оптимальные условия научить оформлять проект и презентовать свою работу; помочь собрать и обобщить не-обходимую информацию для проекта | Публичное выступление, независимая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование. Литературное чтение в 3 классе.
КТП по литературному чтению в 3 классе. Школа России....
Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса
КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...
Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...
Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса.
Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса....
Календарно- тематическое планирование . Литературное чтение . Школа России. 3 класс.
школа России. 3 класс....