Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisa_i_zhuravl.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;
формировать литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать
проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать
свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к
русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.
ХОД УРОКА.
1. Повторение. Актуализация знаний.
Учитель.
(Под музыку «В гостях у сказки».)
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
- О каком жанре эта загадка?
- Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
Дети. Авторские и народные.
- Почему сказки называются народными?
(Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)
- Как создавались народные сказки? (ответы детей)
Обобщение учителя:
- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.
- Какого вида сказки мы изучаем?
Дети. Сказки о животных.
2. Проверка домашнего задания.
- Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
- Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду «сказки о животных»
Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Есть песенка.
Звери имеют прозвища.
Много ласковых слов.
3. Сообщение темы урока. Мотивация чтения.
- Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что вы можете сказать об этих персонажах?
(Они очень разные, даже внешне.)
- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.
4. Работа над содержанием сказки.
А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
- Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б) Целевая установка.
Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В) Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы детей)
Обобщение учителя:
Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
- Что значит покумились?
(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у русских людей.)
- Прочитайте 4 абзац.
- Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
- А что сделала Лиса?
- Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
- Как она угощала гостя?
(Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)
- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)
- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
- Прочитайте следующие два предложения.
- Как ел Журавль? (Клевал)
- А как едят другие птицы?
- Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)
- Как ела Лиса?
- В чём была её оплошность?
(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
- Как поступает Журавль?
(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физкультминутка
- Прочитайте следующий абзац.
- Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
- Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?
(УМЫШЛЕННО.)
- Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?
(Приготовил.)
- Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
- Как Журавль угощал Лису?
(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)
- Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
- Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?
(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
- Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
-Что значит «взяла досада»?
- Вы удивлены этому?
(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
- Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?
(Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)
- Но чего не учла?
(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
- А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?
(Культурно, искренне, честно.)
- Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
Обобщение учителя:
Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;
намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;
а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.
- Дочитаем сказку до конца.
- Что значит «несолоно хлебавши»?
- В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.
«Как аукнется, так и откликнется».
- Объясните смысл пословицы.
- Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?
(К каждому из нас.)
- И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.
Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.
5. Обобщение.
- А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.
(Оба персонажа не хороши, неприятны.)
- А что же их объединяет?
(Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
- Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня?
(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
- Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
Обобщение учителя:
Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды.
Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.
6. Чтение сказки по ролям.
7. Итог урока.
- Кому эта сказка была известна до урока?
- Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
8. Домашнее задание.
Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа» №5, 2005г. с. 39-42,
журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 - 56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...
Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».
Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...
Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)
Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек" был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...
Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...
Урок литературного чтения Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Основная цель: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию....
Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...