Урок литературного чтения. Русская народная сказка «Журавль и цапля».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Работа содержит разработку урока литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2  классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

                                      Плех Наталья Вадимовна,

                                      учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 УИИЯ г. Ноябрьск.

Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой “Журавль и цапля”, её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», «Рабочая тетрадь», иллюстрации к сказке*, таблицы для анализа произведения**, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы***.

Ход урока

Используемые

* - иллюстрации

** - таблицы

*** - карточки

1. Оргмомент.

- Итак, друзья начнём урок! Затей у нас большой запас!

  А для кого они? Для вас! Давайте начнём работать.


2. Речевая разминка.

- Откройте Р.т. на с.17. Найдите задание 3. Прочитайте шёпотом 2-ую загадку, запишите отгадку. Кто это? (Это цапля)

- Давайте прочитаем эту загадку хором «на одном дыхании».


3. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом? (Прочитать выразительно стихотворение Дудина «Тары-бары…» и выполнить задания в Р.т.)

1) Проверка заданий №1,2 в Р.т. с.13

- Поставьте «+», кто выполнил задание так же.

2) Чтение стихотворения по частям цепочкой.


4. Сообщение темы и целей урока.

- Вернёмся к заданию 3 в Р.т. на с.13 и прочитаем 1-ю загадку.

  Кто это? (Это журавль)

- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.

- Что вы знаете об этих животных? (Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)

- Мы познакомимся с русской народной сказкой «Журавль и цапля».

 

5. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля».

- Откройте учебник на с.23. Приготовьтесь слушать и читать сказку по частям.

1) Чтение присказки (читает учитель).

2) Чтение 2-ой части сказки (читают дети).

3) Словарная работа.

- Посмотрите на доску. Прочитайте словосочетания, слово, устойчивое выражение. Объясните их значения.


 **      ноги долги                         **   длинные ноги

           худо летать                               плохо летать

           долговязый                               высокий

           несолоно хлебавши                 остаться ни с чем

4) Чтение сказки до конца.


6. Беседа после чтения. Анализ сказки. Выборочное чтение.

1) - Улыбнитесь, если сказка понравилась.


7. Гимнастика для глаз.

    Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

     Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

     Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

     Откройте глаза. Поморгайте.


2) - Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на с.18.

- Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой. (Быстро, чётко, правильно)

- Какие слова повторяются?


3) – Как начинается сказка? Прочитайте.

     - Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

     - Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)

     - Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

- Есть развязка у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.


4) Выполнение модели обложки.

- Выполните модель обложки. Покажите свои модели.

   Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.

   Сделайте выводы:

   -название произведения…

   -жанр….

   -тема…


8. Физминутка.

     Очень трудно так стоять,

     Ножку на пол не спускать.

     И не падать, не качаться,

     За соседа не держаться.


 5) – Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на доске.

       *** упрямый(ая)                        умный(ая)

              смешной(ая)                        несговорчивый(ая)

              капризный(ая)                    придирчивый(ая)

              нерешительный(ая)           хвастливый(ая)

              добрый(ая)                           четный(ая)

    - Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.


9. Самостоятельная работа учащихся в группах и парах.

- Сейчас вы выполните задания, работая группами и в парах.


Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Вспомните, что вы знаете о сказках.

Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.


                                           сказки

                          народные             _____?____

               _____?____     бытовые      ____?_____



Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».




                       Журавль.

      (какой?)   ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

                       __________  ________ ___________ _____________.

                       ____________.



Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий.

Иллюстрации к сказке


Задание остальным учащимся.

- Поработайте в парах. Подготовьте чтение по ролям любого диалога журавля и цапли.


10. Итог урока.

   – С каким произведением познакомились?

   - О ком эта сказка?

   - Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.

   Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).

   - Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки)


11. Рефлексия.

    -  Возьмите яркие цветные карточки.

     - Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».


Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось,  хотелось многое узнать.

Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

 - Поднимите руки, у кого…

 - Благодарю вас за хорошую работу на уроке.


Домашнее задание.

Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля» и выполнить задания 1,2 в рабочей тетради.







* цапля












* журавль






** «Журавль и   цапля»









** (устойчивые выражения и их значения)





































** Модель обложки













**(слова- признаки)











***Карточка №1









***Карточка №2












***Карточка №3

* Иллюстрации к сказке (Приложение)
























***Карточка для рефлексии






Д.з.

с.23-25, пересказ; Р.т. с.17,  №1,2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения: Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Снегурочка»для  учащихся  2  класса      Цель: Выделять признаки сказки, сравнивать авторскую и...

Урок литературного чтения. "Русские народные сказки" 1 класс

В процессе урока ребята знакомятся с определением слва "сказка", а также узнают какие сказки относятся к народным, а какие к авторским....

Презентация к уроку литературного чтения "Русская народная сказка "Зимовье зверей".

Дана презентация к уроку литературного чтения (2 класс, "Начальная школа XXI века") по теме "Русская народная сказка "Зимовье зверей"....

Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек...