Урок литературного чтения А.С.Пушкин 1 класс
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Литературное чтение
в 1 классе
тема: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Рябуха М..
2014год.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин.
Цели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
Оборудование: портрет и книги А. Пушкина, рисунки по сказкам, кроссворд.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите на выставку книг, портрет. Книги, какого автора присутствуют на выставке? Чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему и цели урока.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Помните ли вы такие строки?
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)
- Кот учёный задал вам сложную задачку.
-Что же мы будем делать на уроке? Как вы думаете? Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.
3. Работа по теме урока.
Сегодня наш урок будет необычным. Этот урок – путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать мы будем по станциям и останавливаться «Там на неведомых дорожках». Будьте активны и внимательны. В конце урока подведём итог.
Ребята, отправляемся в путешествие!
Сказка - ложь , да в ней намёк ,добрым молодцам урок .
Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам.
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученики: - авторские и народные
Учитель: На какие три группы делятся сказки?
Ученики: - волшебные, бытовые, о животных
Учитель:- Кто определил нам жанр произведения?
Ученики: Автор.
Учитель:- Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким , сочным , выразительным, простым , близким к подлинной народной речи языком.
1 станция: «Узнавай-ка».
О жизни и творчестве поэта. Что вы узнали?
А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.
- Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина знаете вы?
Дети называют сказки- Молодцы
5. Продолжение работы по теме урока.
Откройте учебник на стр.52-53
- Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. Узнаёте ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди») Кто автор этой сказки?
6. Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
7. Инсценировка сказок А.Пушкина
Учитель:
Ребята, расскажите отрывки из сказок, которые вы приготовили.
В чем особенности сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах). Для этого нужно научиться подбирать рифму. Кто знает, что такое рифма? Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
Отрывок «У Лукоморья», сценки из сказок.
Ведущий:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовёт их в гости.
Он их кормит и поит
И ответ держать велит.
Царевна-лебедь:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Говорит она ему.
Князь печально отвечает
Князь:
Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца
Видеть я б хотел отца.
Лебедь князю:
Вот в чём горе.
Ну, послушай, хочешь в море?
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром.
Ведущий:
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился
Комаром оборотился
(на этих словах Гвидон крутится вокруг себя и убегает за кулисы)
Полетел и запищал
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.
2 сценка.
Царица выходит на сцену и красуется с зеркалом.
1 служанка:
Правду молвить молодица уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.
2 служанка:
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано было зеркальце одно.
3 служанка:
Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
С ним одним она была добродушна, весела,
С ним приветливо шутила и кривляясь говорила.
Царица:
Свет, мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
И ей зеркальце в ответ:
Ты прекрасна, спору нет
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
Ведущий:
И царица хохотать, и плечами пожимать.
И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.
8. Работа в группах.
Игра кроссворд «Доскажи словечко»
Вспомните, и каких сказок А.Пушкина эти строки.
|
| 1 |
|
|
| |||
|
| 2 |
|
|
|
| ||
|
| 3 |
|
|
|
| ||
4 |
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
| |||
- «А сама – то Величава,
Выступает, будто …. (пава)
(«Сказка о царе Салтане…»)
- « Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете …. (чудо)?
(«Сказка о царе Салтане…»)
- «Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
- « А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе… (поклон)».
(«Сказка о царе Салтане…»).
- « Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)».
( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
- «Нужен мне работник:
Повар, …(конюх) и плотник».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
Учитель:
Продолжаем наше путешествие и следующая остановка….
4 станция «Угадай-ка»
Ребята, сейчас вас ждёт викторина по сказкам Пушкина. Викторина называется «Там на неведомых дорожках».(презентация).
9. Подведение итогов урока.
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Пушкин)
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие сказки он написал?
10. Рефлексия.
- Что вам удалось на уроке легко?
- В чём были затруднения?
- Всё ли было понятно?
У вас на партах лежат свечки. Я хочу, чтобы в ваших сердечках зажегся огонек добра, любви. Возьмите в руки свечки и подойдите ко мне, давайте сделаем один общий костер дружбы.
13. Домашнее задание.
1 уровень – прочитайте выразительно сказку.
2 уровень – подготовьте пересказ сказки.
3 уровень – составить план к сказке , нарисовать словесные портреты главных героев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературное чтения | 67.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
в 1 классе
тема: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Рябуха М..
2014год.
Тема: Александр Сергеевич Пушкин.
Цели: познакомить с биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.
Оборудование: портрет и книги А. Пушкина, рисунки по сказкам, кроссворд.
Ход урока.
- Мотивация учебной деятельности.
Посмотрите на выставку книг, портрет. Книги, какого автора присутствуют на выставке? Чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему и цели урока.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- Помните ли вы такие строки?
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)
- Кот учёный задал вам сложную задачку.
-Что же мы будем делать на уроке? Как вы думаете? Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.
3. Работа по теме урока.
Сегодня наш урок будет необычным. Этот урок – путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать мы будем по станциям и останавливаться «Там на неведомых дорожках». Будьте активны и внимательны. В конце урока подведём итог.
Ребята, отправляемся в путешествие!
Сказка - ложь , да в ней намёк ,добрым молодцам урок .
Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам.
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученики: - авторские и народные
Учитель: На какие три группы делятся сказки?
Ученики: - волшебные, бытовые, о животных
Учитель:- Кто определил нам жанр произведения?
Ученики: Автор.
Учитель:- Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким , сочным , выразительным, простым , близким к подлинной народной речи языком.
1 станция: «Узнавай-ка».
О жизни и творчестве поэта. Что вы узнали?
А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.
- Ребята, а какие сказки А. С. Пушкина знаете вы?
Дети называют сказки- Молодцы
5. Продолжение работы по теме урока.
Откройте учебник на стр.52-53
- Рассмотрите иллюстрации на с.52-53. Узнаёте ли вы это произведение? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди») Кто автор этой сказки?
6. Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Помогайте, помогайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
7. Инсценировка сказок А.Пушкина
Учитель:
Ребята, расскажите отрывки из сказок, которые вы приготовили.
В чем особенности сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах). Для этого нужно научиться подбирать рифму. Кто знает, что такое рифма? Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.
Отрывок «У Лукоморья», сценки из сказок.
Ведущий:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовёт их в гости.
Он их кормит и поит
И ответ держать велит.
Царевна-лебедь:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Говорит она ему.
Князь печально отвечает
Князь:
Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца
Видеть я б хотел отца.
Лебедь князю:
Вот в чём горе.
Ну, послушай, хочешь в море?
Полететь за кораблём?
Будь же, князь, ты комаром.
Ведущий:
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился
Комаром оборотился
(на этих словах Гвидон крутится вокруг себя и убегает за кулисы)
Полетел и запищал
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.
2 сценка.
Царица выходит на сцену и красуется с зеркалом.
1 служанка:
Правду молвить молодица уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.
2 служанка:
Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано было зеркальце одно.
3 служанка:
Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
С ним одним она была добродушна, весела,
С ним приветливо шутила и кривляясь говорила.
Царица:
Свет, мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.
И ей зеркальце в ответ:
Ты прекрасна, спору нет
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
Ведущий:
И царица хохотать, и плечами пожимать.
И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.
8. Работа в группах.
Игра кроссворд «Доскажи словечко»
Вспомните, и каких сказок А.Пушкина эти строки.
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 |
- «А сама – то Величава,
Выступает, будто …. (пава)
(«Сказка о царе Салтане…»)
- « Ой, вы, гости – господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно, ль за морем иль худо?
И какое в свете …. (чудо)?
(«Сказка о царе Салтане…»)
- «Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
- « А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе… (поклон)».
(«Сказка о царе Салтане…»).
- « Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)».
( Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
- «Нужен мне работник:
Повар, …(конюх) и плотник».
( Сказка о попе и работнике его Балде»).
Учитель:
Продолжаем наше путешествие и следующая остановка….
4 станция «Угадай-ка»
Ребята, сейчас вас ждёт викторина по сказкам Пушкина. Викторина называется «Там на неведомых дорожках».(презентация).
9. Подведение итогов урока.
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Пушкин)
- Что вы знаете об этом писателе?
- Какие сказки он написал?
10. Рефлексия.
- Что вам удалось на уроке легко?
- В чём были затруднения?
- Всё ли было понятно?
У вас на партах лежат свечки. Я хочу, чтобы в ваших сердечках зажегся огонек добра, любви. Возьмите в руки свечки и подойдите ко мне, давайте сделаем один общий костер дружбы.
13. Домашнее задание.
1 уровень – прочитайте выразительно сказку.
2 уровень – подготовьте пересказ сказки.
3 уровень – составить план к сказке , нарисовать словесные портреты главных героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)
Этот урок первый в авторском блоке "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в тв...
Урок Литературного чтения "А.С.Пушкин" (4 класс)
Урок по творчеству А.С. Пушкина. Знакомство с биографией поэта....
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» (2-й класс)
3 урока литературного чтения по произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс ...
Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс
Урок литературного чтения. А.С. Пушкина "Осень". 4 -й класс ...
УМК "Планета знаний" Урок литературного чтения: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс.
Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием сингапурских обучающих структур....
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...