Конспект урока чтения для 3 класса по произведению Т.Собакина "Игра в птиц"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Урок был проведён мною во 2 четверти 3 класса в разделе литературного чтения "Пытаемся понять, почему люди фантазируют". На уроке формировались умения и навыки осознанного и выразительного чтения. А также универсальные учебные действия: познавательные (перечитывание текста с разными задачами, работа с маркированными в тексте словами и строчками, поиск нужной библиографической и содержательной информации); личностные (формирование базовых нравственно-этических ценностей); коммуникативные. Использовался учебник Н.А.Чураковой и тетрадь О.В.Малаховской из УМК "Перспективная начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературного чтения для 3 класса по ПНШ | 22.8 КБ |
soobshchenie.doc | 129.5 КБ |
pismo.doc | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 3 классе.
Тема: Тим Собакин «Игра в птиц»
Цели:
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что чудесные, необычные способности могут обнаружиться у любого человека.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» (1 часть) Н.А.Чураковой,
хрестоматия по литературному чтению О.В.Малаховской,
тетрадь для самостоятельных работ (1 часть) О.В.Малаховской,
презентация к уроку
Ход урока. СЛАЙД 1
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, как называется глава, с которой мы сейчас работаем?
(«Пытаемся понять, почему люди фантазируют») СЛАЙД 2
- Мы прочитали уже достаточное количество произведений из этой главы. И вы уже, наверное, разобрались, почему же люди фантазируют?
(Чтобы сделать скучные и неприметные вещи живыми и одушевленными, чтобы все вокруг становилось живым и радостным.)
- Ребята, вам уже известен поэт Тим Собакин? СЛАЙД 3
(Сообщение об авторе)
- Помните, в первом классе вы читали «немножко необычное стихотворение» про бегемота и муху?
- Перед вами на слайде стихотворение Т.Собакина. СЛАЙД 4
- Давайте его прочтем хором. Звуки ж не надо считать во время чтения! Вы просто пожуж-ж-ж-ите немнож-ж-жечко!
(Чтение стихотворения Т. Собакина « Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды» учащимися).
III. Постановка целей урока.
-Сегодня мы будем читать еще одно произведение этого автора.
- Прочитайте, как оно называется? («Игра в птиц»)
- Поставьте для себя задачи на урок:
- учиться осознанно и выразительно читать, используя чтение по ролям с опорой на цветные пометки в тексте
- отвечать на вопросы, используя текст СЛАЙД 5
- понять, почему люди фантазируют.
IV. Работа по теме урока.
- Какой знак вы заметили при чтении рассказа? (Работа со словарем устойчивых выражений)
- Какое выражение мы должны объяснить? СЛАЙД 6
Застыл как вкопанный». (Совершенно неподвижно, замерев на месте)
1. чтение 1 части по ролям.
- Давайте попробуем прочитать первую часть по ролям.
- Какие роли вы заметили в этой части? (Роли автора, Кати и папы.)
Чтение 1 части по ролям.
- Ребята, найдите в этой части самые главные слова всего произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете.
(Дети находят слова: «-Конечно, уверенно, сказал папа. – Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!») СЛАЙД 6 (а)
- Вы согласны с этим высказыванием?
( Да, только упорный человек может достичь поставленной цели.)
2. - Прочитайте 2 часть.
- По- разному ли папа и Катя реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли и полететь? (да, по- разному)
- Как папа отнесся к своему полету?
(Он растерялся, слегка перепугался)
- Прочитайте строчки, где об этом говорится.
( Чтение строчек «А когда заметил, что ноги его шагают по воздуху, слегка перепугался, перестал размахивать руками – и чуть не свалился в лужу.)
- Ребята, папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло, и обращает внимание на бытовые мелочи. Прочитайте, на какие.
(Ну вот, ботинки испачкались, - вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли. )
--Как реагирует Катя? (Удивленно, восторженно)
- Прочитайте строки, где об этом говорится.
( Катя рот раскрыла от восторга: - Папа! У тебя же получилось! Ты же летал! )
3. Чтение 3 части по ролям.
-Посмотрите третью часть текста.
- Сколько понадобится человек, чтобы прочитать ее по ролям?
-Назовите роли. (Папа, автор, старушка)
Чтение 3 части по ролям.
-Быстро ли папа привык к тому, что его дочь научилась летать?
(не очень)
-Почему ты так думаешь? Что в тексте подтверждает твое мнение?
- Кто помог папе отнестись к полету дочери как к проявлению обычных земных способностей? (Старушка)
- После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и даже стал давать дочери советы, как если бы она каталась на велосипеде.
- Прочитайте советы папы.
(- Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи. – А то простудишься.)
V. Динамическая пауза.
- Ребята, а вы сами хотите полетать?
- Давайте поиграем в игру «Летает – не летает». Встали, вы будете «махать крыльями» в том случае, если я называю предмет, который обозначает летающее насекомое или птицу, а если это нелетающий предмет - стойте на месте.
- Готовы? - Стрекоза, парта, дом, вертолет, книга, самолет, портфель, бабочка, кошка, лебеди, воробей, трактор.
VI. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
-«Игра в птиц»- это рассказ или сказка?
-Давайте обратимся к учебнику и откроем страницы 116-117 и вспомним, в чем же заключается отличие сказки от рассказа. СЛАЙД 7
(Это рассказ, потому что в нем рассказывается случай из жизни, пусть даже выдуманный, чтобы раскрыть характеры конкретных людей и показать их взаимоотношения. События же в этом тексте развиваются так, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.)
- Ребята, а как вы думаете, почему автор нафантазировал именно полеты людей в небе?
- Он придумал такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.
- Ребята, а какова же главная мысль этого произведения? СЛАЙД 8
(При очень большом желании и старании можно научиться самым сложным и, казалось бы, невыполнимым вещам)
- А сейчас небольшой сюрприз. В ваш адрес пришло письмо от автора этого произведения Тима Собакина. Послушайте его.
МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ
Главное — избегайте внутренней пустоты. Тогда вам нигде и никогда не будет скучно. Занимайтесь всякими полезными делами и старайтесь добиться в них успеха! Помните, что «побеждает не сила, а постоянство усилий» (это сказали древние). И, конечно же, читайте! Книга — она ведь существо духовной природы. А еще — учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно… Тим Собакин
VII. Работа по хрестоматии
- Ребята, в нашей хрестоматии по литературному чтению тоже есть раздел «Почему люди фантазируют».
- Откроите стр. 35 и найдите стихотворение М. Яснова «Мы и птицы».
- Прочитайте это стихотворение про себя.
- Прочитайте первую часть стихотворения.
- Как вы думаете, где находится герой стихотворения? (в школе, в классе)
- Чем необычны рассуждения героя во второй части стихотворения?
- О чём размышляет герой в третьей части? Каким фантазиям он предаётся?
VIII. Физкультминутка.
- Ребята, а хотели бы вы полетать как птички? Звучит музыка
(Дети выбирают картинки птиц, летают по классу под весёлую музыку и прикрепляют картинки птиц на веточку, нарисованную на магнитной доске)
IX. Самостоятельная работа в тетради
Стр. 34 – 35 стихотворение С Козлова «Декабрь» (работа в парах)
Самооценка самостоятельной работы на «волшебной линеечке»
IX. Домашнее задание: написать сочинение "Чудо в моей жизни"
X. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Оцени по критериям свою работу на уроке:
Я хорошо могу … Я умею … Мне ещё надо поучиться … Было интересно … Было трудно … Мне ещё надо поработать над …
Оценки за урок
- За работу на уроке я хочу вам подарить птичек, которые летали с вами.
Предварительный просмотр:
Сообщение про автора
У Андрея Иванова очень много псевдонимов. Их появление писатель объяснял так: «Когда я почувствовал, скоро мои стихи могут опубликовать, задумался над псевдонимом. Но ничего путного мне в голову не приходило.
И вот случайно увидел по телевизору детский фильм. Там в конце мальчик стоит перед строем, а командир за мужество и героизм объявляю благодарность мальчику. « А фамилия-то у тебя как?» Тот отвечает: «Да Собакины мы...» И ему сразу понравилась эта фамилия.
Особенно когда мама напомнила, что он родился в год Собаки.
К тому же он любит этих верных существ, которые не предают.
В Японии собака — символ справедливости.
А потом я был и Тихон Хоботов, и Терентий Псов, и Савва Бакин, Ника Босмит (Тим Собакин наоборот), Андрушка Ыванов, Сидор Тяфф, Степан Тимохин, Сим Тобакин и др.
- Казалось бы, зачем одному человеку так много псевдонимов?
Такое их количество он объясняет тем, что иногда сразу несколько его произведений публикуются в одном номере журнала. Не подписывать же их все одинаково? Вот и пришлось придумать разные псевдонимы.
Предварительный просмотр:
МАЛЕНЬКОЕ ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ
Главное — избегайте внутренней пустоты. Тогда вам нигде и никогда не будет скучно. Занимайтесь всякими полезными делами и старайтесь добиться в них успеха! Помните, что «побеждает не сила, а постоянство усилий» (это сказали древние).
А я придумал такой афоризм: «Лучше ничего не делать, чем делать НИЧЕГО». Но это вам — на будущее.
И, конечно же, читайте! Книга — она ведь существо духовной природы (бумага-то делается из живого дерева). Прочие «железяки» — лишь инструменты для познания. В том числе и компьютеры (без которых я уже и не представляю себе работы).
А еще — учитесь быть счастливыми! Хоть это и трудно…
Тим Собакин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения 4 класс Тема «М.Пришвин «Выскочка»
Урок разработан по ФГОС...
Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»
Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...
План конспект урока чтения 3 класс УМК Школа России
Учить детей понимать лиричность рассказа Андрея Платонова «Ещё мама», ценить добро, тепло, которые они излучают; упражнять в выборочном пересказе; формировать умение давать оценку поступкам геро...
Конспект урока чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри".
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."
Вид урока: изучение нового материалаЦели урока: 1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...