Конспект урока во 2 классе по внеклассному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Котельникова Евгения Анатольевна

Ненецкая сказка "Как олененок друга нашел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_kak_olenenok_druga_nashel.odt85.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока во 2 классе по внеклассному чтению

Тема: Ненецкая сказка «Как олененок друга нашел».

Образовательные задачи.

- Совершенствовать навык отвечать на вопросы по содержанию сказки на русском языке.

- Формировать умение разыгрывать эпизоды из сказки по ролям, наделяя героев тем или иным эмоциональным состоянием, соответствующим их характеру, использовать в речи выразительные средства, характеризующие персонажей сказки.

        Развивающие задачи.

Развивать связную речь, речевой слух, выразительность речи, моторику, координацию речи  с движением, эмоции, внимание, память, воображение.

     Воспитательные задачи.

Воспитывать нравственные представления, навыки сотрудничества, активность.

        Оборудование.

Маски  героев сказки- ворон, щука, человек, олененок.

Наборы карточек с изображением эмоций: радость, грусть,

    испуг, злость, удивление.

Наборы рисунков к сказке.

        Предварительная работа.

Чтение сказок о дружбе: рус. нар.ск. «Теремок», « Зимовье»,

Ненецкая ск. «Человек и собака».

Чтение пословиц : «Без друга в жизни худо», «Без друзей ,

    что дерево без корней», «Нет друга- ищи , а нашел -береги.»

Разучивание подвижного упражнения «Олененок».

Драматизация ненец. сказки «Человек и собака».

Скороговорки на развитие дикции.

Словарная работа.

                     Важный - гордый, значительный;

                     Мудрый - обладающий большим умом, опытом.

                     Защелкал клювом - застучал.

                     Побрел - шел уныло, еле переставляя ноги.

                     Носом воду рассекает -сильным движением раздвигает

                     воду.

                     Похлебка - жидкая еда, мутная безвкусная.

                     Эмоция -душевное переживание, чувства.

Ход урока

1.Организационный момент.

   Создание эмоционального положительного фона.

-  Садитесь рядком да поговорим ладком. Познакомимся мы с вами сегодня с  ненецкой сказкой про… Нет… сначала отгадайте загадку и узнаете про кого сказка.

Тоненькие ножки,

Маленькие рожки.

По тундре бродит,

От важенки не отходит.

Дети. Это олененок.

Учитель: Как вы догадались?

Дети. У олененка маленькие рожки, тоненькие ножки.

Учитель:  Молодцы. Верно. Это, действительно, олененок. Сказка, с которой вы сейчас познакомитесь, называется «Как олененок друга нашел».

2. Чтение сказки.

Развитие речевого слуха, чувства языка.

 - Вот послушайте. «Летала по тундре сова –белая голова; вот она летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела…» Это присказка, сказка вся впереди.

Как олененок друга нашел.

Ненецкая сказка.

Запись и обработка В.Васильева.

        Жил в тундре олененок – маленькие рожки. И никаких друзей у него не было. А очень хотелось олененку друзей иметь.

        Однажды увидел он ворона. Сидит ворон на большом камне – черный, важный, глаза закрыл, ни на кого внимания не обращает.

        Подошел олененок к камню, позвал тихонько:

        - Харна, харна!

        Молчит ворон.

        Опять он позвал:

        - Харна, харна!

        Ворон только чуть глаза приоткрыл.

        Громче прежнего крикнул олененок:

        - Харна, эй, харна!

        Посмотрел ворон с высоты, увидел, наконец, олененка, раскрыл клюв:

        -Чего тебе?

        - Давай с тобой дружить, харна!

        Услышал ворон эти слова, закаркал, защелкал клювом. Долго он так смеялся, потом сказал:

        - Что ж, ладно, залезай сюда на камень. Посидим немного, а потом полетим вон к той сопке.

        - А я ведь летать не умею, - сказал олененок.

        - Ну так какой же ты мне друг, - ответил ворон, взмахнул крыльями и полетел на дальнюю сопку.

        Опять остался олененок один. Побрел он дальше по тундре. Шел, шел и увидел большое озеро, а в нем щука плавает, носом воду рассекает, хвостом управляет.

        Склонился олененок к озеру:

        -Пыря, эй, пыря!

        Высунула щука нос из воды:

        - Кто это меня там зовет?

        - Это я, олененок – маленькие рожки. Давай с тобой дружить.

        - Что ж, - сказала щука, - я тоже не прочь иметь друга. Ныряй в воду, будем вместе плавать, ельцов и окуньков ловить.

        - Да ведь я плавать не умею, - испугался олененок.

        Рассмеялась щука:

        - Вот видишь, какой же ты мне друг. – Повернулась к олененку хвостом и поплыла по своим делам.

        Опять остался олененок один. А тут ещё вечер наступил. Стало солнце к горизонту клониться. Вдруг видит олененок: вдалеке огонек горит, у костра человек сидит, котелок над огнем повесил, похлебку варит.

        Подошел олененок поближе.

        Увидел его человек и спрашивает:

        - Откуда и куда ты идешь, олененок – маленькие рожки?

        Заплакал олененок и рассказал человеку про свою беду.

        Выслушал его человек и сказал:

        - Не плачь. Была у тебя беда, а теперь нету её. Я буду твоим другом.

        Остался олененок и вырос в большого белого оленя с красивыми ветвистыми рогами.

        Говорят, что с тех пор в тундре олени и живут вместе с человеком.

3. Беседа по содержанию сказки.

Развитие диалогической речи, памяти.

Вопросы.

- Про кого эта сказка?

-О чем мечтал олененок?

-Почему ему хотелось иметь друзей?

-С кем встречался олененок в тундре?

-Расскажите о вороне, какой он?

-О чем оленёнок попросил у ворона?

-Почему ворон не согласился стать другом олененку?

(Ворон мудрый, он дает понять олененку, что ему нужно искать другого друга.)

-Опять олененок остался один и побрел он дальше по тундре. Что означает слово «побрел»?

-Какое  настроение было у олененка?

-Брел олененок по тундре и увидел большое…озеро, а в нем плавает…щука. О чем спросил олененок у щуки?

-Почему щука не согласилась стать ему другом?

-Расскажите о щуке, какая она?

(Щука умная, она тоже дает понять олененку, что ему нужно искать другого друга)

-С кем еще встречался олененок?

-Что сделал человек, когда увидел олененка?

-Как вы думаете, почему человек согласился быть другом олененку?

-Что сказал человек олененку?

-Как вы думаете, хорошо ли олененку с человеком?

-Понравилась ли вам сказка? Почему?

-Чем закончилась сказка?

-Объясните, пожалуйста, пословицу «Без друга в жизни худо.»

-Как вы думаете, каким должен быть друг?

4. Физминутка « Олененок».

Развитие координации  речи с движением, развитие подражательности.

Учитель предлагает детям встать в круг и делает с ними знакомое упражнение.

Боком, боком, словно птичка,

(Делают по два приставных шага вправо и влево, взявшись за руки в кругу.)                 

Он по снегу прыг да , прыг.

(Прыгают по кругу друг за другом, изображая руками над головой рожки.)

Олененок-невеличка все один играть привык.

(Останавливаются. Встают лицом в круг, наклоняются, вытянув руки вперед.)

К олененку подойдем, играть с нами позовем.

(Ходьба на месте.)

5. Упражнение «Чудесные превращения»

         Формирование умения передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, жесты).

   - Подойдите к столу. Перед вами конверты, в них лежат карточки с изображением различных эмоций. Разложите карточки перед собой.

Вспомните, какое настроение было у олененка в начале сказки? (ответы детей). Покажите соответствующую карточку.

-А когда испугался, что не умеет летать?

-Сбылась мечта олененка - он нашел друга. Какое у него настроение?

- Закройте глаза и представьте олененка-маленькие рожки. Расскажите какой он. (Дети стоят в кругу)

(Маленький, беленький, красивый. У него на голове маленькие рожки. Глаза черные. Олененок  очень грустный, одинокий. У него нет друзей.)

Покажите :

-как грустный олененок шел по тундре;

-как испугался того, что не умеет летать, как ворон;

-как испугался того, что не умеет плавать, как щука;

-как олененок обрадовался  новому другу .

        - Молодцы. Вы очень выразительно  изобразили  олененка - главного героя сказки с помощью мимики и жестов.

6. Игра «Что сначала, что потом».

- Подойдите, пожалуйста, к столу «ромашка». Я приготовила для вас  наборы картинок к сказке «Как олененок друга нашел». Внимательно рассмотрите картинки и разложите их по порядку. (Один ребенок выполняет это задание у доски).

- Вы внимательно читали сказку, поэтому успешно справились с заданием. Запомнили, что сначала, а что было потом в сказке. Уверена, что и следующее задание  сможете выполнить правильно и быстро.

7. Упражнение «О ком я рассказываю».

- Отвечай быстро, о ком я рассказываю? (на внимание)

-молчит

-не обращает ни на кого внимания;

-засмеялся;

-взмахнул крыльями;

-защелкал клювом;

-закаркал. (ворон)

    -высунула нос;

   -рассекает носом воду;

   -управляет хвостом;

   -поплыла по своим делам. (щука)

   -побрел по тундре;

   -склонился к озеру;

   -испугался;

   -заплакал;

   -остался;

   -вырос. (олененок).

  -увидел;

  -спросил;

  -выслушал;

  -пожалел (человек).

- Вы  смогли правильно определить героев сказки.

8. Разыгрывание сцен из сказки.

   Развитие диалогической речи, речевого слуха, связной речи, выразительности.

(Учитель предлагает детям показать эпизоды из сказки).

Эпизоды:

-как олененок встретил ворона;

-как олененок встретил щуку;

-как олененок встретил человека.

- Молодцы. Вы умело сыграли героев сказки, как настоящие артисты. Голосом, выражением лица, движением рук, ног, тела, смогли передать характер олененка, ворона, щуки, человека.

 9. Итог урока.

-  Хочу поблагодарить за хорошую работу на уроке всех ребят.

- Вы внимательно  читали;

-запомнили сказку, правильно отвечали на вопросы на русском языке;

-умело сыграли героев сказки;

-смогли объяснить смысл пословицы «Без друга в жизни худо».

  1. Домашнее задание.

- Оленёнок нашел себе друга. Нарисуйте, пожалуйста, друга для олененка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка и внеклассного чтения по рассказам Зощенко о Лёле и Миньке ( 3 класс)

Данная презентация составлена для урока русского языка по теме "Сложные слова" (з класс, УМК "Школа-2100") и для урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Зощенко "Лёля и Минька". Уроки проводились в...

Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Конспект урока во 2 классе по внеклассному чтению « В гостях у сказки»

Материал предназначен для проведения внеклассной работыт в 1-4 классах коррекционной школы...

План-конспект урока (3 класс) по теме: Внеклассное мероприятие " Здравствуй, Зимушка- зима!"

Мероприятие проводится с целью расширения кругозора детей; развития познавательной активности и индивидуальныхспособностей обучающихся. Возбуждает у ученика стремление к новым знаниям, любопытно...

Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).

Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"

конспект урока 3 класс по литературному чтению "Сивка - Бурка"...

Конспект урока 1 класс Чтение "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"

Конспект урока "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"...