Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Начальная школа. Урок по литературному чтению.
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца,
- учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
- выделять главное из прочитанного текста;
- развивать память, речь, мышление учащихся.
Урок с просмотром мультфильма "Сказка о потерянном времени" творческого объединения "Экран"
ссылка на мультфильм http://www.youtube.com/watch?v=9aPtUDOsEIM
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.33 МБ |
Разработка урока | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Делу время – потехе час
Е. Л. Шварц
Книги Е.Л.Шварца
Книги Е.Л.Шварца
Книги Е.Л.Шварца
Книги Е.Л.Шварца
Евгений Львович Шварц. «Сказка о потерянном времени»
Керосиновые лампы
Окладистая борода
ходики
Пола, полы
Всё пропало. Терять время понапрасну. Держать ухо востро . Поговорка
Домашнее задание: дочитать сказку стр. 4 – 10; ответить на вопросы в тетради по чтению стр. 57
Предварительный просмотр:
Урок по литературному чтению в 4-а классе.
Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Цели:
- познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца,
- учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
- выделять главное из прочитанного текста;
- развивать память, речь, мышление учащихся.
Оборудование: презентация, карточки с заданием, пословица из слов, вопросы.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд 1)
II. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового раздела.
Учитель начинает урок с пословицы, которая записана на доске:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы ее понимаете? (Если ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)
– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?
Учащиеся называют пословицы.(Сделал дело, гуляй смело. Делу время- потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)
– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Давайте мы ее соберем. (Один ребенок у доски собирает пословицу из слов «Делу время - потехе час» (Слайд 2)
– Как вы думаете, о чём будут произведения в разделе с таким названием?
Высказывания детей.(Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)
– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Слайд 3)
2. Знакомство с биографией писателя.( Слайд 3)
– Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.
Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.
В Майкопе была прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Майкоп Шварц называл городом своей души.
Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными. (Слайды 4,5,6,7)
Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России. (Слайд 8,9,10)
Физкультминутка
III. Работа над произведением.
– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его?
Ответы детей. (Он не научится читать и писать. .Он ничего не будет знать.)
– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. (Слайд 11)
2.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися (с. 4-6).
Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «И шел он по лесу, пока не стемнело».
- Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы)
-Что произошло с Петей и почему? (Превратился в высокого, худого, бледного старика)
– Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да)
– Какие чувства вызвало у вас поведение Пети?
– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени)
1. Словарная работа (Слайд 12,13,14,15) Картинный показ (в процессе чтения).
- Окладистая (борода) -широкая и густая
керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина
ходики – небольшие настенные часы
полы- нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
3.Игра: «Найди потерянное слово»
Работа в парах по карточкам. (Дети находят в тексте предложение с пропущенными словами, вписывают их и зачитывают)
Карточка 1.
Так он опаздывал да ___________________, отставал да ________________ и не тужил.
_Состариться - ____________________________________________________
Карточка 2
- А почему у тебя _______________ голос такой ______________? – спрашивает тетя Наташа.
_Трудиться -___________________________________________________
Карточка 3
Вышла тетя _____________ из-за вешалок, __________________ на Петю да как вскрикнет:
_Кричать -____________________________________________________
Карточка 4.
Взглянул мальчик в _____________ и чуть не _______________.
Терять - ___________________________________________________
Карточка5.
Смотрел на ________ Петя, смотрел, и затряслась его ____________ борода.
__Сидеть -__________________________________________________
Карточка 6.
Отвернулся ______________ Петя и пошел куда ______________ глядят.
Забрать -_________________________________________________
-К выделенным словам подберите слова-антонимы.
- Какой частью речи они выражены? (Это глаголы)
Работа в парах
-Сейчас каждая пара будет работать над своим отрывком. Они у вас отмечены. Прочтите самостоятельно отрывок из сказки и ответь на вопросы.
1пара: с. 6-7. со слов «хорошо бы отдохнуть» до слов « в одинокой лесной избушке»
Вопрос: 1.Кого увидел Петя в комнате, когда проснулся?
2.Чем занимались мальчики и девочки?
2 пара: с.7-8 со слов «замер Петя Зубов» до слов «а ребята – старыми стариками»
Вопрос: 1.Кто сидел за столом в лесной избушке?
2.Что забрали волшебники у ребят?
3 пара: с.8 со слов « как быть, что делать» до слов « ответил Сергей Владимирович»
Вопрос: 1.Что считали волшебники на счетах?
2. Что считал на счетах Сергей Владимирович?
4 пара: с.9 со слов «он вышел на» до слов «все это узнать?»
Вопрос: 1.Почему волшебник не увидел Петю в сене?
2. О чем говорили волшебники в домике?
5 пара: с.10 со слов «а Пантелей» до слов «искать стариков-школьников»
Вопрос: 1. О чем говорили волшебники?
2.Куда побежал Петя, выбравшись из домика?
6пара: с.10 со слов «город еще не проснулся» до слов «прошептал Петя робко»
Вопрос: 1. Кого увидел Петя на рассвете?
2. Была ли это школьница?
4.Работа над поговорками и пословицами.
-А тексте встретились вот такие предложения .Назовите их одним словом. Что это? (Поговорка) (Слайд 16). Давайте их найдем в тексте и объясним их смысл. Что обозначает 1 поговорка, 2 поговорка, 3 поговорка?
стр. 6 «Все пропало»
стр.8 «Терять время понапрасну»
стр.10 «Держать ухо востро»
(Дети высказывают свои мнения)
5.Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о потерянном времени»
- Назовите главных героев отрывка?
- Назовите главную мысль увиденного отрывка?
- Какой персонаж есть в сказке, а нет в мультфильме?
IV. Итог урока.
– Назовите пословицу, которая начинает наш раздел?
- С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
- Какое произведение Е.Л.Шварца читали на уроке?
- Почему произведение названо сказкой?
- Почему произведение названо «Сказка о потерянном времени?»
-Чему учит эта сказка?
Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».
Домашнее задание: дочитать «Сказку о потерянном времени» Е. Шварца (с. 4–10, часть 2-я), ответить в тетради по чтению на вопросы с. 57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».
Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс Тема: Литературные сказки (обобщение) с презентацией
Разработка урока по литературному чтению...
Разработка урока по литературному чтению (3 класс). Тема "Учись узнавать зверя по описанию "Белка"". Презентация к данному уроку
Урок развития речи. Составление рассказа о животных с помощью плана...
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья».
Технологическая уарта урока по литературному чтению во 2 классе....
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»
Разработка урока по литературному чтению ( 2 класс). Тема урока: В.В.Бианки «Сова»...
Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».
Цели урока: Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа. Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...