Рабочая программа по предмету Литературное чтение.docx
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Материал содержит подробное описание рабочей программы и календарно-тематического планирования по литературному чтению для 3 класса, работающих по программе "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_literaturnoe_chtenie.docx | 70.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету Литературное чтение
3 класс
УМК «Планета знаний»
Учебник Литературное чтение
Автор учебника Э. Э. Кац
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№ n\n | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА |
1. | Общая характеристика предмета | Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. С 2012 года введен программно- аппаратный комплекс (далее АПК), который включает в себя АРМ педагога и учащихся. Данный АПК является составной частью информационно- образовательной среды, обеспечивающий решение профессиональных задач с применением информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), принадлежащих к числу приоритетов ФГОС. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния. Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений. Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться. Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам. Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой. Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию. На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «движения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам. Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира. В четвёртом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении. Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся. В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей. Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников. Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности. Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт. Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами. |
2. | Цели и задачи | В методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: — формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; — формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями; — развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы; — формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; — формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства; — развитие воображения, творческих способностей; — формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки; — обогащение представлений об окружающем мире. |
3. | Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Круг чтения«Уж небо осенью дышало…» (15 ч) К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…» Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…» Народные сказки (15 ч) Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али». Поэтические страницы (6 ч) А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки». О мужестве и любви (11 ч) В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч) С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли». Авторские сказки (14 ч) А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется». Басни (9 ч) О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие (16 ч) А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». О совести и долге (13 ч) Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб». Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек». Весна пришла (10 ч) Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным». И в шутку, и всерьёз (19 ч) Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные». Навык и культура чтенияФормирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами. Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений. Работа с текстом и книгойРазвитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения. Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений. Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями. Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию. Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения. Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём. Развитие воображения, речевой творческой деятельностиРазвитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся. Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения. Литературоведческая пропедевтикаЗнакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением. Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе. |
4. | Место учебного предмета в учебном плане | Данная типовая программа ориентирована на учащихся 3 классов и реализуется на основе следующих документов:
Программа соответствует учебнику «Литературное чтение» третьего класса образовательных учреждений Э. Э. Кац – Астрель, 2012г., разработанным в соответствии с Государственным стандартом содержания начального образования второго поколения, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2010 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования» и адаптирована к ШУП 3 класса на 2012 – 2013 учебный год и являющихся частью учебно-методического комплекта «Планета знаний». (Федеральный компонент состоит из 3 часов компонента государственного стандарта общего и среднего образования. Количество отводимых учебных часов на изучение предметов гарантирует овладение общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, обеспечивающим возможность продолжения образования.) |
5. | Результаты изучения предмета | ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:
У учащихся могут быть сформированы:
ПРЕДМЕТНЫЕРечевая и читательская деятельностьУчащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Творческая деятельность Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Литературоведческая пропедевтикаУчащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РегулятивныеУчащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
КоммуникативныеУчащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
|
6. | Учебно методический комплект | Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие |
№ п/п | Дата | Тема урока | Планируемые реультаты в соответствии с фгос | ||
понятия | Предметные результаты | ууд | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 четверть (32 часа) | |||||
1 2 | К. Г. Паустовский«Барсучий нос»Часть 1 С. 4—9 | синоним | Знакомство с понятием «синоним». Формирование умения пользоваться словарем синонимов. Развитие внимания к авторской позиции, умения выделять способы ее выражения. Формирование умения определять собственное отношение к прочитанному. Закрепление умения использовать различные приемы для выразительного чтения. Формирование умения вести творческий пересказ произведения | Выразительно читать, передавать нужную интонацию. Пересказывать близко к тексту, кратко, от лица персонажей. Рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Привлекать читательский и жизненный опыт для решения поставленной задачи. Передавать впечатления, полученные при восприятии разных родов искусства. Подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Определять и оценивать позиции литературных героев. Выявлять главную мысль произведения. Находить сравнения в тексте произведения. Сочинять устные и письменные рассказы по заданной теме. | |
3 | Научно-популярная стать «Барсук» С 118 | жанр | Приобретения знаний о научно-популярном жанре. Умение делить текст на смысловые части и озаглавливать их. | ||
4 | И. А. Бунин «Листопад» С. 10—12 | Пауза рифма | Развитие внимания к эмоциональной окрашенности лирического произведения. Закрепление умения пользоваться различными приемами для выразительного чтения. Закрепление знаний о сравнении и рифме. Формирование умения вести рассказ по теме, используя предложенные вопросы и сочиняя собственные | ||
5 | М. М. Пришвин «Хрустальный день», «Капитан-паук», «Недосмотренные грибы» С. 13—15 | метафора | Знакомство с понятием «метафора». Формирование умения подбирать синонимы к предложенным словам и словосочетаниям. Формирование умений пересказывать произведения близко к тексту | ||
6 | Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки» С. 16—17 |
| Формирование умений выразительно читать лирическое произведение, сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях | Сравнивать настроение, выраженное в разных произведениях. Различать сказку и рассказ. Составлять план рассказа. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Анализировать композицию картины и изобразительные средства, используемые художником. Подбирать художественные произведения и репродукции картин на заданную тему | |
7 8 | К. Г. Паустовский «Подарок» С. 18—23 | живопись | Формирование умений передавать и оценивать позиции литературных героев, определять главную мысль произведения; составлять план пересказа и творческого рассказа. Формирование умения передавать впечатления от произведений изобразительного искусства | ||
9 | Внеклассное чтение[1] Осень в произведениях русских писателей с 26-27 | Формирование умений самостоятельно работать с книгой, соотносить впечатления, полученные при восприятии произведений разных родов искусств | |||
10 | Научно-поулярная статья «О живописи» С 120 | ||||
11 | Картинная галерея И. И. Левитан «Лесное озеро» С 24-25 | пейзаж | Развитие интереса к творчеству конкретного художника | ||
Выразительно читать. Читать по ролям. Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Определять главную мысль произведения. Сопоставлять героев, идеи разных произведений. Продолжать сюжет произведения. Составлять план рассказа. Находить нужные книги в библиотеке. Ориентироваться в сборниках произведений. Сравнивать иллюстрации к сказкам в разных сборниках. Уважать культуру разных народов. Анализировать произведение изобразительного искусства по предложенному плану. Подбирать репродукции картин на заданную тему. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Народные сказки», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли | |||||
Народные сказки 10 ч | |||||
12 13 | Народные сказки «Семь Симеонов» (русская народная сказка) С 28-36 | Зачин концовка | Знакомство с особенностями языка и композиции народных сказок. Закрепление умения пересказывать фрагменты произведений близко к тексту. Формирование умений выявлять особенности литературных героев и сравнивать их, определять главную мысль произведения, сопоставлять сюжеты, основные мысли прочитанных произведений | ||
14 15 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка С37-45 | иллюстрация | |||
16 | Внеклассное чтение Русские народные сказки С 46 | сборник | Формирование умения работать с книгой. Сопоставление вариантов сказок в разном переложении | ||
17 | Картинная галерея В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» С 62-63 | священник галерея Дом-музей | Формирование интереса к личности художника. Формирование умения соотносить произведение изобразительного искусства с литературным текстом. Развитие внимания к деталям, позволяющим определить настроение, выраженное в картине | ||
18 | «Жаба-королева» (литовская народная сказка) С 47-49 | фразеологизм | Формирование интереса и уважения к культуре разных народов. Сопоставление нравственных позиций героев в разных сказках. Формирование образа мира как единства разных культур | ||
19 | «Птица Кахна» (таджикская народная сказка) С 50-53 | ||||
20 | «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка) С 54-61 | антоним | |||
21 | Внеклассное чтение «Царевна-Лягушка» «Мастер Али» С 64-79 | ||||
Поэтические страницы 4ч | |||||
22 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок) С 82-83 | Синоним антоним | Формирование умения выразительно читать лирическое произведение. Развитие внимания к авторской позиции и собственным впечатлениям от прочитанного | ||
23 | Ю. Мориц «Песенка про сказку» С. 84—85 | фразеологизм | Развитие интереса к другим родам искусства — музыке, живописи. Актуализация собственных переживаний, вызванных разными родами искусства | ||
24 | «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада) С 86-87 | ||||
25 | Г. Сапгир«Сны»С 88-89 | ||||
О мужестве и любви 8 ч | |||||
26 27 | В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку» С 91-96 | словосочетание | Формирование умений давать характеристику литературному герою, определять свое и авторское отношение к нему, объяснять внутреннее состояние литературных героев, рассказывать по плану. Развитие внимания и уважения к животным | ||
Выразительно читать. Отвечать на вопросы по тексту, находить нужные фрагменты текста для подтверждения своей позиции. Определять свое и авторское отношение к героям. Рассказывать по плану, от лица персонажа. Создавать устные и письменные рассказы на заданную тему. Формировать представления о нравственных категориях. Бережно относиться к животным. Находить нужные источники информации. Сопоставлять литературные произведения с произведениями других родов искусств (кино, театр) | |||||
28 | Научно-популярная статья «Больше, чем просто собака» С 121 | ||||
29 | И. С. Тургенев «Воробей» С 97-98 | ||||
30 31 | Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» С 99-108 | характеристика | |||
32 | Л. Н. Толстой «Прыжок» С 109-112 | быль | |||
33 | Внеклассное чтение «Сказки Шварца, Каверина» С 112 | Алфавитный порядок | Формирование умения давать нравственную оценку поступкам литературных героев | ||
Зимы ждала, ждала природа 8ч | |||||
34 | Научно-популярная статья «Ледяное дыхание Арктики» С 118 | Знакомство с понятием «олицетворение». Развитие внимания к слову в контексте литературного произведения, Формирование умений подбирать синонимы и антонимы, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных литературных произведений. Формирование умения литературно грамотно воспроизводить собственные зрительные, слуховые, тактильные ощущения от «соприкосновения» с различными произведениями искусства. | Выразительно читать. Заучивать наизусть. Объяснять значение слова в контексте произведения. Подбирать синонимы, антонимы. Подбирать эпитеты. Находить олицетворения в тексте. Сопоставлять переживания, выраженные в разных произведениях. Привлекать собственный жизненный опыт. Воспроизводить впечатление, полученное при чтении произведения, объяснять его | ||
35 | С. Есенин «Разгулялась вьюга...» С 4-5 | олицетворение | |||
36 | А. С. Пушкин «В тот год осенняя погода...» (отрывок) С 6-7 | роман | |||
37 | А. С. Пушкин «Зимнее утро» С 8-9 | эпитеты | |||
38 | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» (отрывок) С 10-11 | ||||
39 | Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою...» С 12-13 | Анализировать собственные переживания и находить их причины. Извлекать информацию из произведения изобразительного искусства. Находить в библиотеке книги заданной тематики | |||
40 | Картинная галерея Н Крылов «Зима» С 14-15 | портрет религия | Обогащение знаний об особенностях народного быта | ||
41 | Внеклассное чтение Зима в произведениях разных жанров с 16-18 | Развитие внимания к деталям описания природы в художественном тексте. Развитие эстетического чувства при восприятии живой природы | |||
Авторские сказки 4 ч | |||||
42 43 44 45 | А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с 19-47 | фольклор сюжет | Формирование умений объяснять поведение и описывать внутреннее состояние литературных героев, выявлять авторское отношение к персонажам и связь литературного произведения с фольклором, оценивать иллюстрации к произведениям | Составлять план рассказа по теме. Определять тему и главную мысль произведения. Творчески пересказывать сюжет произведения. Сопоставлять сюжет с сюжетами народных сказок. | |
46 47 48 | Х.-К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» С 48-56 | Формирование умений составлять план рассказа по предложенной теме, определять тему, главную мысль произведения и отношение автора к героям. Формирование умения воспроизводить сюжет с позиции одного из героев | Характеризовать героя. Выявлять отношение автора к персонажам. Читать по ролям. Ставить вопросы к тексту произведения. Формировать нравственное чувство и нравственное сознание Придумывать вопросы к произведению. Характеризовать внутреннее состояние героев. Определять отношение автора к персонажам. Привлекать жизненный опыт в процессе осмысления художественного произведения. Пользоваться словарем синонимов и справочником в конце учебника, школьным толковым словарем. Находить нужную книгу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге. Внимательно относиться к переживаниям других людей | ||
49 | Л. Н. Толстой «Царь и рубашка» С 57-58 | ||||
50 51 | Внеклассное чтение Х.-К. Андерсен «Сказки» С Седов «Король красуется» с 59-65 | Титульный лист | Формирование умения рекомендовать понравившуюся книгу. | ||
Басни 8ч | |||||
52 53 | О. Мандельштам «Муха» Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши» С. 66-68 | басня мораль | Знакомство с особенностями басни как жанра. Формирование умений постигать авторское отношение к персонажам и способы его выражения, сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Формирование умения связывать смысл морали басни с собственным жизненным опытом | Выразительно читать басню. Определять авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Сопоставлять персонажей. Определять главную мысль произведения. Делать обобщающие выводы, привлекая читательский и жизненный опыт. Различать басню и стихотворение. Сочинять рассказы, произведения других жанров. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Басни», сотрудничать со сверстниками и взрослыми, распределять роли | |
54 | Л. Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун» С 69-70 | ||||
55 56 57 | И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки» | ||||
58 | Пословицы С 75 | пословица | Формирование умений понимать смысл пословиц; использовать их для выражения сути жизненной ситуации, в качестве морали басни; сочинять истории, раскрывающие главную мысль пословиц | ||
59 | Федр «Лягушка и мышь» Крылов «Мышь и крыса» С 76-77 | ||||
Братья наши меньшие 11ч | |||||
60 61 62 | А. П. Чехов «Белолобый» С 80-87 | эпизод | Формирование умений объяснять свое отношение к прочитанному; выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним; составлять план рассказа по предложенной теме; объяснять внутреннее состояние героев, оценивать их, обосновывать сделанные выводы; определять тему и главную мысль произведения. Обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека. | Выразительно читать. Выделять нужные для ответа на вопрос фрагменты текста. Определять идею и тему произведения. Составлять план рассказа по теме. Определять приемы, использованные писателем для создания персонажа произведения. Оценивать поступки героев, аргументировать свою позицию. Различать сказку о животных и рассказ. | |
63 64 | М. М. Пришвин «Лимон» С 88-93 | Тема рассказа Главная мысль | |||
65 | Л. Н. Толстой «Лев и собачка» С 94-95 | ||||
66 67 | К. Г. Паустовский «Кот Ворюга» С 96-101 | ||||
68 | Научно-популярная статья «Кошка» С 119 | ||||
69 | Внеклассное чтение Книги о животных С 102 | Развитие внимания и интереса к поведению и состоянию животных, чувства понимания и любви к живой природе | Находить в библиотеке книги заданной тематики. Внимательно и бережно относиться к живой природе | ||
70 | Картинная галерея Б. Мурильо «Мальчик с собакой» С 108-109 | Церковь монастырь | Обучение созданию рассказа о персонажах картины. Формирование умения характеризовать отношения между персонажами | ||
О совести и долге 12ч | |||||
71 72 73 | Ю. Яковлев «Полосатая палка» (в сокращении) С 110-117 | Совесть долг | Развитие внимания к смыслу слова в контексте литературного произведения. Формирование нравственных представлений. Формирование умений составлять план произведения, определять его главную мысль, объяснять поведение персонажей, определять их внутреннее состояние, передавать сюжет произведения от лица одного из персонажей. | Пересказывать сюжет кратко, от лица персонажа. Составлять план произведения. Определять главную мысль. Создавать письменные творческие работы. Заучивать наизусть фрагменты прозаического текста. | |
74 75 | А. Платонов «Разноцветная бабочка» С 4-15 | легенда фрагмент | |||
76 | Научно-популярная статья «Бабочки рядом с человеком» С 87 | ||||
77 | А. Кешоков «Мне больно, мальчики» С 16 | Определять внутреннее состояние персонажей, отношение автора к ним. Рекомендовать понравившееся произведение, обосновывать свое отношение к нему. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках. Использовать разные источники информации. Работать с аппаратом книги. Участвовать в диалоге. | |||
78 79 80 | К. Г. Паустовский «Теплый хлеб» С 17-29 | Развитие интереса к позиции других людей. Развитие письменного творчества учащихся. Формирование умения заучивать наизусть прозаический текст | |||
81 | Научно-популяная статья «Лошадь» С 89 | ||||
82 | Внеклассное чтение Сказки К. Г. Паустовского Читальный зал С 30-34 | ||||
Весна пришла 7ч | |||||
83 | «Жаворонушки…», «Березонька» (народные песни) С 35-36 | песня | Развитие интереса к устному народному творчеству. Развитие внимания к собственным переживаниям, вызванным произведением искусства. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения | ||
84 | Научо-популярная статья «Изменение погоды» С 90 | ||||
85 | А. А. Фет «Весенний дождь» С 37 | Закрепление знаний о понятиях «сравнение», «метафора», «олицетворение» Развитие устного и письменного творчества учащихся | |||
86 | М. М. Пришвин «Лесная капель» С 38-39 | Выразительно читать лирическое произведение. Участвовать в инсценировании. Привлекать жизненный опыт при чтении и анализе произведения. Создавать устно и письменно произведения разных жанров. Анализировать собственные переживания, вызванные разными родами искусств. Выражать свое отношение к явлениям природы в устной речи и в рисунках | |||
87 | К. Д. Бальмонт «Золотая рыбка» С 40-41 | Иллюстрация баллада | |||
88 | А. А. Фет«Рыбка»С 42 | Сравнение метафора | |||
89 | Внеклассное чтение Народные песни Читальный зал С 43-45 | остров | |||
И в шутку и всерьез 13 ч | |||||
90 | Шутки-прибаутки С 46-47 | прибаутка недостаток | Развитие умения определять главную мысль произведения, понимать внутреннее состояние персонажа и рассказывать о событиях от его лица. | Определять главную мысль произведения. Пересказывать сжато от лица персонажа. Задавать вопросы. Составлять план по теме. Определять свое отношение к персонажу, обосновывать его фрагментами текста, рассуждениями. | |
91 | «Болтливая баба» (русская народная сказка) С 48-53 | ||||
92 93 94 | А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу» с 54-61 | ||||
95 96 | С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!» С 62-65 | Работать со словарями и другими источниками информации. Делиться впечатлениями о произведении изобразительного искусства. Знакомиться с детской периодической литературой | |||
97 98 99 | М. Зощенко «Великие путешественники» С 66-75 | Развитие внимания к выбору точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему | |||
100 | Картинная галерея З. Серебрякова «За обедом» С 76 | автопортрет репродукция | Развитие интереса к творчеству конкретного художника. | ||
101 102 | Внеклассное чтение Детская периодическая литература С 75 | Формирование умения работать с книгой. Обучение самостоятельной работе с детской периодической литературой | |||
[1] Уроки внеклассного чтения строятся на материале библиотечных книг и произведений рубрики «Читальный зал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...