Урок литературного чтения во втором классе. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

ЯковлеваОльга Николаевна

Тема:

 Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_snegurochka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема:

 Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Задачи:

 Развивать и совершенствовать умение выразительно читать, анализировать текст.

 Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных средствами разных видов искусства.

 Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения.

 Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность.

 Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Оборудование:

 компьютер,

 проектор,

 презентация,

 индивидуальные карточки (тест),

музыка Н. А. Римского-Корсакова к опере «Снегурочка»

 учебник Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров», Самара, 2003

Ход урока

Эпиграф: «Сказки – это мудрость народа, душа народа, учебник жизни» Н.М. Ведерникова (записан на доске)

 Оргмомент. (слайд 2)

У.: На улице зима!

Снег кругом искрится.

В сказку добрую поверь, -

Волшебство свершится….

У.: Представьте что вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, неприятно, но вы не огорчаетесь, а только улыбаетесь. Улыбнитесь. Я надеюсь, вот с таким хорошим настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3)

У.: Прочитайте следующие выражения и постарайтесь их запомнить.

 Жили-были...

 Не по дням, а по часам

 Запоёт — заслушаешься...

 Души не чаяли...

 Сказка — ложь, да в ней...

(слайд 4)

 У.: Кто запомнил выражения? (Дети вспоминают и называют выражения. Учитель открвает слайд 5 для проверки ответов)

      Какое выражение здесь лишнее? (Они все, кроме последнего, относятся к сказке «Снегурочка». Последнее выражение принадлежит А.С. Пушкину.)

У.: К какой сказке принадлежат все остальные выражения?    Вы догадались какая тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 6)

      Сегодня мы продолжаем путешествие в сказку. Вслушаемся в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка». И начнём с речевой разминки.

 Речевая разминка

 Работа над выразительностью речи. 

У.: Прочитайте, выделяя логическим ударением выделенные  слова: (слайд 7)

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

 

 Чтение сказки по ролям. (слайд 8)

 Постановка проблемы.

 У.: О ком сказка? А о чём она?

 У.: Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.

 Давайте вернёмся к началу сказки. Кто нам сможет напомнить зачин сказки? (1ученик рассказывает зачин сказки, другие дополняют, если в этом есть необходимость)

Все лепили из снега. Давайте и мы с вами встанем на ноги и тоже полепим снеговиков.

 Физминутка

Давай дружок, смелей дружок,        Дети изображают, как катят по снегу снежок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком       Руками показывают перед собой большой круг

И станет ком снеговиком.                  Руки вверх

Его улыбка так светла!                       Улыбаются друг другу

Два глаза, шляпа, нос, метла.             Пальцами рук касаются глаз, головы, носа, 

                                                                                         показывают, как подметают

Но солнце припечет слегка,                Руки вверх

Увы и нет снеговика.                           Пожимают плечами

 Решение прблемы приемом подводящего диалога.

У.: Как родилась Снегурочка? (выборочное чтение) ( слайд 9)Докажите, что лепили её с любовью. Какие уменьшительно-ласкательные слова употребляются в тексте? (Дети находят в тексте и называют слова) Как вы думаете, были ли раньше счастливы Иван да Марья? Почему?( Д.: Они были одиноки)

А когда счастье поселилось в их доме? (Д.: Когда у них появилась снегурочка)

 У.: Значит, без детей нет в семье счастья. О каких же детях мечтают родители? ( Д.: об умных, послушных, которые помогают старшим, старательных и.д.) Такая ли Снегурочка? Найдите и прочитайте описание Снегурочки ласково, проникновенно.

 У.: Так вот в чём заключается тайна сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл жизни — в воспитании детей. Мечтают родители о детях послушных, ласковых, смышленых, трудолюбивых, жизнерадостных. Мечтают о взаимопонимании.

 У.: Закройте глаза, вспомните своих пап и мам. Они мечтают о таких детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы мечты родителей сбылись?  А что нужно, чтобы не огорчать своих родителей? (Д.: стараться всё делать хорошо, слушать внимательно на уроке.)

У.: Вы хорошо сегодня слушали на уроке, внимательно читали сказку? Давайте это проверим.

 Тест с последующей взаимопроверкой на экране.

( слайд 10)

1.Из чего старики сделали Снегурочку?

а) Из теста;

б)из снега;

в) Из соломы;

2. От чего пряталась снегурочка?

а) От дождя;

б)От ветра;

в) От солнца;

3. Чему была рада Снегурочка?

а) Дождю

б)Граду;

в) Снегу;

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) На полянку;

б)В рощу;

в) На луг;

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) В облачко;

б)В росу;

в) В туман.

( слайд 11)

У.: Какое настроение вызвала у вас сказка? (Грустное)

      Зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные чувства? Почему?  Какая это сказка? (грустная, печальная) А можно сказать, что это волшебная сказка?  Почему она волшебная? Кто придумал это волшебство в сказке? (народ, потому что это народная сказка)

 Творческое задание в группах (слайд 12)

У.: Я сейчас хочу предложить вам тоже придумать что-то интересное. Ребятам сидящем на первом ряду придумать сенквейн к образу Снегурочка, на третьем сенквейн к образу Иван да Марья, а тем, кто сидит на среднем ряду  придумать другое, радостное продолжение сказки. (Дети подходят в группах друг к другу, чтобы удобно было работать и выполнят задание. По окончании работы 1 ученик из группы зачитывает то, что у них получилось)

У.: (слайд 13) В.И. Даль на основе народной тоже придумал свою сказку о Снегурочке. (Прочитать отрывок) Что потом случилось со Снегурочкой — прочитаете сами.

      (слайд 14) Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка». По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор — сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки.(учитель включает музыкальный фрагмент)

     (слайд 15) Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов

      Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Образ Снегурочки - это чистота, доброта, таинственность, красота.

     (слайд 16) Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Белозёров (учитель читает стихотворение или один из учеников может выучить это стихотворение заранее и прочитать на уроке)).

Тимофей Белозёров «Снегурочка»

Плакала Снегурочка, 
Зиму провожая. 
Шла за ней печальная, 
Всем в лесу чужая. 
Там, где шла и плакала, 
Трогая берёзы, 
Выросли подснежники - 
Снегурочкины 
Слезы.

У.: Что роднит это стихотворение и сказку? (образ Снегурочки)

       Какой ещё образ рисует поэт? (образ цветка подснежника)

       В сказке тоже есть легенда о цветке. О каком?(Иван-да-Марья) (слайд 17)

       Возможно, вы найдёте и другие легенды о цветах, а может придумаете свои.

 Итог урока. Рефлексия. (слайд 18)

 У.: Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Легенда о каком цветке встречается в сказке. Как вы думаете, кто на уроке сегодня очень хорошо потрудился? Кому и какие оценки вы считаете можно поставить за урок? Почему вы так считаете?

Домашнее задание. (слайд 19)

Найти или придумать легенду о каком-либо цветке.

(слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

уРОК ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ. тЕМА: "рУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА сНЕГУРОЧКА" (2 УРОК)

Урок чтения во 2 классе.Тема. Русская народная сказка « Снегурочка»( 2 урок )Цели урока:         1. Чтение сказки по частям....

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....

Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.

Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...