Организационный момент.
Знакомство, изучение нового материала.
Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание. | -Ребята, все готовы к уроку? Молодцы, девочки тихо сели, мальчики тихо сели.
- Что такое сказка? -А что такое литературная сказка? Чем она отличается от народной? - Мы продолжаем работу по содержанию авторской сказки. Изучая любое художественное произведение, мы работаем над его композицией. - Что такое композиция художественного произведения? - Из каких частей она состоит? Обратимся к словарю литературных терминов и дадим определение каждой из частей композиции (ученики по 1 зачитывают определение каждой части композиции) - Сегодня мы продолжим работать со сказкой Редьярда Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Мы должны вспомнить все основные события, главных персонажей сказки и понять чему она нас учит. Разминка. - Прочитайте чистоговорку четко проговаривая слова РИККИ-ТИККИ-ТИККИ -ЧК! (Слайд3) каждый читает про себя "про себя», затем вслух (2-3 человека) - Кому принадлежат эти слова (Рикки-Тикки-Тави) - Что они обозначали? Рикки-Тикки-Тави-главный герой сказки. Вспомним остальных действующих лиц. Определите "Кто это?" (соединить стрелочками) Рикки-Тикки-Тави | мангуст | Наг | чёрная кобра | Нагайна | жена Нага | Семья Дарзи | птицы портные | Карайт | пыльно-серая змейка | Тедди | мальчик | Большой человек | хозяин дома | Мать Тедди | хозяйка дома |
- Вспомним последовательность событий сказки, участниками которых являются данные герои. Выполним исследовательскую работу, в ходе которой мы узнаем, как композиция помогает раскрыть главную мысль произведения.
I Экспозиция. - Посмотрите, что изображено на иллюстрации. - Расскажите, как Рикки-Тикки знакомится с семьей Большого человека. Какими мы увидели людей? - К какой части композиции можно отнести данную иллюстрацию? - Понравилось ли мангусту в семье Большого человека? - Докажите это, восстановите текст по опорным словам: В этот день он только и ...(делал), что ...(рыскал) по всему дому. А когда Тедди улегся в постель, Рикки-Тикки ...(прикорнул) возле него, но оказался беспокойным соседом, потому что при каждом шорохе ...(вскакивал) и ...(настораживался) и ...(бежал разузнавать), в чем дело. Слова для справок: рыскал, не утонул, сунулся, обжег, взобрался, прикорнул, вскакивал, настораживался, бежал разузнавать, не спит, въехал. Зачитывают получившийся текст. Сверяем с оригиналом (Слайд 4) - О ком и о чем рассказали нам вставленные глаголы? Как они его характеризуют? - Сделаем вывод. Благодаря каким чертам характера людей Рикки-Тикки остался жив? II.Завязка
Что изображено на иллюстрации? (эпизод появления Нага) - Прочитайте страшный образ кобры (с.8) - Каким вы увидели Нага? - К какому элементу композиции относится данный эпизод? - Кем был Наг для Рикки-Тикки?
III.Развитие - Что изображено на иллюстрации? (Слайд 5) - Перескажите эпизод поединка Рикки-Тикки с Карайт (стр.10) - Что вы можете сказать о Карайт, какая она? - К какой части композиции относится этот отрывок? - Почему Рикки-Тикки вступает в поединок с Карайт?
IV.Кульминация - Скажите, какой эпизод стал кульминацией всех событий? - Прочитайте выразительно этот отрывок (с.16) - Какие черты характера Рикки-Тикки проявились в этом эпизоде? - Кто же пришел на помощь Рикки-Тикки?
V.Развитие - Можно ли сказать, что действие завершилось? - Какой враг остался непобежденным? - Кто помог перехитрить нагайну? - Прочитайте по ролям диалог Рикки-Тикки и Дарзи (стр.18) - Какую словесную картину вы нарисовали бы к этому эпизоду? - Какими вы увидели птичек Дарзи из этого отрывка? - Кем они оказались для Рикки-Тикки? VI.Развязка
-В какой момент наступает развязка? - Перечитайте отрывок поединка Рикки-Тикки с Нагайной и заполните таблицу, сравнив Рикки-Тикки и Нагайну (с.23)
Рикки-Тикки | Нагайна | Какой?
| Какая? |
- Чем закончился поединок с Нагайной? Вывод. Посмотрите на характеристики героев. - На какие две группы их можно разделить? - Благодаря чему Рикки-Тикки удалось победить врагов? - Обратимся к цели нашей исследовательской работы. - Какова главная мысль произведения? - Сделайте вывод, опираясь на слова. - Весь ход событий направлен на осознание главной мысли произведения, что самым главным в жизни человека и животных является любовь и преданность друзей. Почувствовав заботу, внимание, доброе отношение членов семьи, мангуст преданно служит им, проявляя смелость, бесстрашие, спасает от заклятого врага-кобры.
Рабочая тетрадь: стр. 3 № 3 и 4. |
Рассказ о вымышленных событиях, где животные могут разговаривать. У литературной сказки есть автор.
цепь событий, построение художественного произведения экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
его боевой клич, когда он мчался в высоких травах.
Тедди - добрый, жалостливый отзывчивый; Мать Тедди- заботливая, любящая; Большой человек - умный. К экспозиции. Да.
Как Рикки-Тикки знакомится с домом. Рикки-Тикки - Тави шустрый, беспокойный, любознательный. Любовь, забота, добрата.
Наг - страшный, злобный К завязке. Врагом.
Карайт юркая, опасная. Развитие. Предан тем людям, которые его спасли.
Поединок с Нагом.
смелость, храбрость. Большой человек.
Нет Нагайна Птички Дарзи
Семья Дарзи- хитрые, смелые. Друзьями.
Поединок с Нагайной.
Рикки-Тикки - отважный. Нагайна - подлая беспощадная
Победой над злым врагом.
Друзья и враги Рикки-Тикки. Смелости, храбрости, помощи друзей. |