Урок литературного чтения. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Задачи:
1. Совершенствование навыка чтения целыми словами, развитие умения
работать с текстом.
2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать
и слышать своих товарищей,
3. Воспитание интереса к произведениям писателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»
УМК «Планета знаний»
Тип урока: урок получения новых знаний
Вид урока: традиционный
Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»
Задачи:
1. Совершенствование навыка чтения целыми словами, развитие умения
работать с текстом.
2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать
и слышать своих товарищей,
3. Воспитание интереса к произведениям писателя
Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них»
Ход урока:
1. Организационный момент. (слайд 1)
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Игра «Обмен настроением»
Учитель: Улыбнитесь друг другу.
Тому, кто улыбается, смеется,
Все в жизни удается.
- А какое у вас сейчас настроение?
- Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
2. Фонетическая зарядка.
Учитель: Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с
фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.
1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы
(написано на доске)
(слайд 2)
2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"
(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)
3. Чистоговорка (слайд 3) (хором)
- Жи- жи- жи - сказку расскажи.
- Ша-ша-ша - сказка хороша.
- Ву-ву-ву - сказка наяву.
- Ра-ра-ра - нам читать пора.
3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? (слайд 4) Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?
Ученики: К народным (слайд 4)
Учитель: Чему учат сказки?
Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?
Ученики: Авторские сказки (слайд 4)
Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?
Ученики: Это сказки, которые написал автор.
Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
авторским?
Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)
– Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?
– К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?
4. Изучение нового материала.
Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. (слайд 7)
К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.
Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.
Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.
(обратить внимание на выставку книг писателя)
В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.
Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок.
- А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)
Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.
(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание слайдов (10-16)
Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)
Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?
Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.
Учитель: Что произойдёт дальше?
Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.
Учитель: Послушаем и выясним кто прав.
5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)
6. Чтение произведения детьми.
Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные
слова.
(чтение детьми)
Учитель: Какие слова требую объяснения?
Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали. (слайд 18)
7. Работа в группе по карточкам,
8. Физминутка
9. Чтение по ролям
Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)
Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел? (слайд 19)
Ученики: Так думает сам козёл.
Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?
Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.
Учитель: Какой совет дали бы козлу?
Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.
Учитель: Чему может научить эта сказка?
Ученики: Нужно всегда думать головой.
10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
на доске)
За глупой головой и ногам плохо.
Голова дана для того, чтобы думать.
Лисица семерых волков проведет
Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?
11. Итог. Рефлексия.
Учитель: С какой сказкой познакомились?
- Спасибо за урок! (слайд 21)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
К.Д.Ушинский. Сказка "Лиса и козёл"
Урок литературного чтения в 1 классе. К.Д.Ушинский сказка "Лиса и козёл"...
Презентация к уроку литературное чтение 2 класс Ушинский "Утренние лучи"
Данная презентация поможет при изучении произведения К. Ушинского " Утренние лучи " 2 класс...
Конспект урока литературного чтения "К. Д. Ушинский "Ветер и Солнце"
"Лаской и добротой можно сделать гораздо болше, чем гневом" - такой совет даёт К. Д. Ушинский....
Конспект урока литературного чтения «Произведения К.Ушинского, Л.Толстого», 1 класс, "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Произведения К.Ушинского, Л.толстого» Цели ...
Рабочий лист для урока литературного чтения "К.Д.Ушинский "Четыре желания"
Рабочий лист для урока литературного чтения "К.Д.Ушинский "Четыре желания" выручит, если нет рабочих тетрадей....