Урок по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кирсанова Татьяна Александровна

И.А.Крылов Басня  "ВОРОНА и ЛИСИЦА" УМК "Планета Знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение4 классКирсанова Т.А.

Тема урока: Крылов И. А. « Ворона и лисица»

Цель урока: Познакомить учащихся с басней И.А Крылова « Ворона и лисица»

Задачи:

- Создать условия для  понимания морали, языка басни.

- Создать условия для отработки навыков выразительного чтения, для развития внимательности, наблюдательности, умений сравнивать, делать выводы.

-Обеспечить условия для воспитания  высоких моральных качеств.

Оборудование:

- Портрет И. А. Крылова

- Фотография памятника Крылову в  С.- Петербурге с героями его басен

-Иллюстрация к басне

- Толковые словари Ожегова и Даля

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Работа над новым материалом. Рассказ о Крылове И.А.(1769-1844)

Родился в Москве, но семья жила в Оренбурге. Отец его Андрей Прохорович служил капитаном. Мать-Мария Алексеевна была неграмотной женщиной и училась грамоте вместе с сыном. Семья жила небогато. Основным богатством отца был сундучок, в котором он хранил книги. Он собирал их много лет, тратя на них последние гроши.  В сундуке отца лежали басни Эзопа. Маленький Ваня любил их читать. Писать он начал свои басни с 14 лет. Первая его басня вышла в 1806 году – « Разборчивая невеста» .В 1809 году вышла его первая книга, в которой было 23 басни.

-Что такое басня?

БАСНЯ- это короткий иносказательный рассказ с нравоучением.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с героями басни И. А. Крылова , живущими в стране лести.

-Что такое лесть?

ЛЕСТЬ – это лицемерное , угодливое восхваление.

-Значит, какие люди живут в этой стране?

- Как вы думаете, почему эти люди страны ЛЕСТИ  незаслуженно восхваляют другого человека?

3. Слушание басни. ( Читают подготовленные дети)

- Назовите героев басни

- Выскажите своё отношение к героям басни

4. Словарная работа.

АНГЕЛЬСКИЙ ГОЛОСОК - нежный голосок, в котором слышится доброта.

ВЕЩУНЬЯ – предсказательница

БОГ ПОСЛАЛ – говорят о случайно добытом

5. Характеристика героев басни.

- Как описывает Крылов ворону?

Почему при описании вороны он использует выражение НА ЕЛЬ ВОРОНА ВЗГРОМОЗДЯСЬ

- Как по - другому сказать? ( взобралась, примостилась, взлетела, пристроилась, уселась)

- Какая по характеру была ворона?

- Как понимаете слова  ОТ РАДОСТИ В ЗОБУ ДЫХАНЬЕ СПЁРЛО

- Какой внешне показана лиса?

Как она подходила к дереву?

- Какой была по характеру?

- Почему она льстила вороне?

- Как понимаете выражение ЛИСИЦУ СЫР ПЛЕНИЛ ( увлёк, покорил)

- Как Крылов назвал лису в басне?

- Почему плутовка?

6. Прослушивание басни. ( Дать задание перед прослушиванием, записанное на доске)

- Как говорила лиса хвалебные слова вороне?

- Как лиса называла ворону?

- Что она хвалила у вороны?

- А на самом деле какая была ворона?

- Какое впечатление произвела на ворону льстивая речь лисы?

7.  Выразительное чтение басни.

-  Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу.

8. - Какие слова стали пословицей?

Работа с пословицей  « РЕЧИ, КАК МЁД , ДЕЛА, КАК ПОЛЫНЬ»

- Крылов показал в своих баснях целый зверинец. Под видом животных он изображал недостатки людей. Басни Крылова любит народ, они не могут состариться, потому что сильные и правдивые слова не стареют. Очень хорошо о его творчестве сказал М.В.Исаковский:

ВСЁ ЗНАЛ И ВИДЕЛ УМ ПЕВЦА ПЫТЛИВЫЙ

ВСЕГО СИЛЬНЕЙ ЖЕЛАЯ ОДНОГО,
ЧТОБ ЖИЛИ ЖИЗНЬЮ ВОЛЬНОЙ И СЧАСТЛИВОЙ

НАРОД ЕГО И РОДИНА ЕГО.

9 . Работа над моралью басни.

-  Найдите  мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»

-  Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

-  О чем он советует помнить постоянно?

-  Какие пороки людей осуждаются?

-  Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

- Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы? (в сердце льстец всегда отыщет уголок)

-В г. С.-Петербурге в Летнем саду находится памятник И. А. Крылову. Этот памятник сооружён на деньги народа. Почему народ любит басни Крылова?

- Он помогает увидеть недостатки и подсказывает, как с ними бороться.

- Чтение его басен обогащает нас знанием жизни , родного языка.

- Познакомиться с басней Крылова, значит, стать умнее, узнать многое о людях.

10.Рефлексия.

11. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть. Инсценирование басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов "На горке."

Тема урока: «Н.Носов «На горке» Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.Задачи:1. Формировать предметные умения:- ...

технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс ( метод продуктивного чтения Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Во что нельзя "играть" ? И. Дик " Красные яблоки»

Тема урока: Во что нельзя «играть»? И. Дик «Красные яблоки».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бу...

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : И.Токмакова " Сказочка о счастье"

Предмет: Литературное чтение.Класс:4.Тема урока: «И.Токмакова «Сказочка о счастье»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс( технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Н.Носов " Фантазеры"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 2.Тема урока: «Н.Носов «Фантазёры».Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чте...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...