Методическая разработка "Устное народное творчество".
методическая разработка (3 класс) по теме
Этот материал можно использовать как на уроке литературного чтения, так и во внеклассной работе, а так же на уроке ОРКСЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 26.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по теме: «Устное народное творчество».
«Приглашаем на посиделки».
Учитель: Фёдорова О. Ю.
ГБОУ школа №346
Невский район
1.Способствовать проявлению творческих способностей учащихся.
2.Обобщить и систематизировать материал по теме: «Устное народное творчество».
Задачи:
1.Образовательные: познакомить с традициями русского народа.
2.Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным праздникам, к особенностям русского характера: желание быть радушным, гостеприимным, заботливым хозяином; добрым и трудолюбивым; воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
3.Развивающие: обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями, развивать коммуникатив- ные способности.
Оборудование и оформление:
Выставка рисунков «Сказка ложь, да в ней намёк», русские на- родные костюмы, сладкие призы, декорации для сказки (само- вар, скатерть, глиняная посуда, сушки, баранки, золотое яичко), магнитофон, мелодия в исполнении русских народных инстру- ментов, презентация.
Ведущий1 Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья Вам, да радости желаем.
Давным-давно мы ждём вас поджидаем,
Посиделки без вас не начинаем.
У нас для каждого из вас найдётся и местечко, и словечко
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус:
кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.
Ведущий2 Давным-давно на Руси, когда не было электричества, теле- визоров, радио, собиралась молодёжь вечерами, после работы в каком либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой или за околицей деревни и устраивали посиделки. Собирались, чтобы себя по- казать и на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперни- чать в потехах и забавах, хороводы поводить. Посиделки были праздни- ком деревенских девушек и парней. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. У нас сейчас другое время, но вы трудились целый год, рано вставали, шли в школу, работали на уроках, помогали родителям и заслужили эти посиделки. Веселья вам да радости, гости дорогие! (слайды 2,3,4,5)
Для начала давайте послушаем русскую народную песню. Какие инструменты вы услышите? Можно подпевать.
(звучит русская народная песня «Гуси-гуси») ( слайды 6,7,8)
Ведущий1 Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? (из зала: «В тесноте, да не в обиде!)
Ведущий2 Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да потеш- ки послушать? (коробейники угощают гостей конфетами)
-Федул, что губы надул? -Фома, что из леса нейдёшь?
-Кафтан прожёг. –Медведя поймал.
-Зашить можно. –Так веди сюда!
-Да иглы нет. –Да он не идёт.
-А велика ли дыра? -Так сам иди.
-Один ворот остался! -Да он не пускает!
-Фома, у тебя в избе тепло?
-Тепло! В шубе на печи согреться можно!
-Сынок , сходи за водицей на речку!
-Живот болит.
-Сынок, иди кашу есть!
-Ну, раз мать велит, идти надо!
Ведущий1 -Сколько раз я зарекалась под гармошку песни петь, как гармошка заиграет не могу я усидеть!
1.Шире круг, шире круг 2.Не хотела я плясать
Дайте круг пошире Стояла и стеснялася
Не одна иду плясать А гармошка заиграла
Нас идёт четыре! Я не удержалася!
3.А у нас во дворе 4.По деревне я шла
Квакали лягушки И Ванюшку видела
А я с печки босиком Под кустом сидел и плакал
Думала подружки! Курица обидела!
5.Я плясала в три ноги 6.Балалаечка-гудок
Потеряла сапоги Своё дело знает
Оглянулася назад Она в Ваниных руках
Сапоги мои лежат! Хорошо играет!
7.Сидит ёжик на берёзе 8.Если б не было воды
Белая рубашка Не было б и кружки
На головке -сапожок Если б не было девчат
На ноге- фуражка! Кто бы пел частушки?
(на середину выбегают мальчики и пляшут вприсядку)
На горе стоит телега
Слёзы капают с дуги
Под горой стоит корова
Надевает сапоги.
Ведущий2 Гости дорогие, засиделись. Давайте поиграем! (игра «Ручеёк»)
Ведущий1 Красны девицы и добры молодцы не хотите ли сказку послушать? (инсценирование русской народной сказки «Курочка Ряба» на новый лад)( слайд 9 )
Автор Жили-были дед да баба и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, а золотое.
Баба Эй, старик, проснись скорей!
Дед Волки что ли у дверей? Ты чего кричишь, старуха?
Баба Да смотри что я нашла Наша курица-пеструха Под крыльцом яйцо снесла!
Дед Ну снесла, какое дело! Что ты, баба, обалдела?
Баба Да яйцо – не простое, а гляди-ка золотое!
Дед Золотое? В самом деле? Мы с тобой разбогатели!
Баба Погляди, горит как жар!
Дед Не случился бы пожар!
Баба Ох, горит, слепит глаза!
Дед Чудеса!
Баба Чудеса!
Дед Ты в сундук запри его.(раздаётся стук в дверь)
Баба Нету дома никого! Ишь соседей как назло, ненароком принесло!
Дед Ты пойди, запри засов, да пустить бы надо псов!
Баба(возвратившись) В среду в город я поеду. Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко я продам. Как дадут мне денег груду, Накидают мне рублей….. На салоп себе добуду я сибирских соболей. Вот обновок накуплю я…. Разных юбок сорок штук, Шаль в цветочек голубую…. До краёв набью сундук!
Дед Что ты мелешь небылицы! Ишь сыскалась молодица! Наряжаться в разный хлам…. Нет уж, если мы богаты, Я построю вместо хаты Трёхэтажные палаты И беседки по углам!
Баба Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не глупи. Мы живём других не хуже- Ни к чему нам этажи. А за эти за беседки Засмеют тебя соседки!
Дед Пусть смеются, мне не жалко!
Баба Да уймись ты, не кричи! Вон упала на пол скалка, Чугуны гремят в печи. Ох, не мил мне белый свет….
Дед Я хозяин? Или нет?
Баба Ой, яичко покатилось, Покатилось и разбилось. Ни скорлупки не осталось…….. Всё куда-то подевалось!
Дед Ну чего мы загрустили? От чудес одна беда. Будем жить как раньше жили И работать как всегда.
Баба Ишубёнку справить можно И подправить можно дом…
Дед Только то, видать, надёжно, Что даётся нам трудом. Открывай, старуха, дверь, Что нам прятаться теперь! Эй, соседка!
Баба Эй, сосед! Забывать друзей не след! Заходите на часок, У меня готов квасок, и варенье, и соленья!
Дед и баба
Заходите без стесненья!
Автор У сказки чистая душа,
Как ручеёк лесной!
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной
Родной народ её творец,
Народ- хитрец, народ-мудрец,
В неё мечту свою вложил,
Как золото в ларец!
Ведущий1 Ну-ка, девицы и молодцы, кто у нас самый смекалистый? (загадки)
1.У двух матерей по пять сыновей - одно имя всем. (пальцы)
2.Сижу верхом, не зная на ком-знакомца встречу-соскочу-привечу (шапка)
3.Чёрненькая собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (замок)
4.Чёрный конь, скачет в огонь. (кочерга)
5.Одну меня не едят, а меня мало едят. (соль)
6.Не огонь, а жжётся. (крапива)
7.Мать толста, дочь красна, а сын-сокол под небеса ущёл. (печь, огонь, дым)
Ведущий2 А теперь, гости дорогие, настало время для хоровода!
В хороводе были мы, были мы, были мы, Кого надо видели, видели, видели!
Сокола молодчика, молодца, молодца. Встань молодчик подбодрись, подбодрись, подбодрись! Вправо, влево развернись, развернись, развернись! Кому хочешь поклонись, поклонись, поклонись!
Ведущий1 Вот и закончились наши весёлые посиделки! Почти так проводили их девчата и парни в старину. Не забывайте, ребята, что мы должны любить и уважать традиции наших пра-пра-бабушек и пра-пра-дедушек.
Всех благодарим за активность, смекалку, веселье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
Данная методическая разработка урока помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества. Урок построен с использованием игровой технологии....
Методическая разработка "Изучение устного народного творчества в программах дополнительного образования детей"
Сценарная разработка в помощь классному руководютель начальной школы....
Методическая разработка «Влияние загадки, как жанра народного творчества, на развитие внимания, воображения, памяти, речи у детей начальных классов»
План1. Особенности загадки, как малого жанра фольклора. 2. Педагогическое значение загадки . 3. Принципы отбора загадок для детей. 4. Мет...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок...
Методическая разработка раздела образовательной программы по чтению 5 класс «Устное народное творчество. Сказки»
На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Большинство обучающихся в 5 классе недостаточно в...
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"
В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....