Русский язык "Времена глаголов"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе:
"Изменение глаголов по временам"
Тип урока: введение новых знаний.
Цели для учителя:
1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Цели для учащихся:
1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
3. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Ход урока.
I. Организационный момент, запись даты в тетрадях (1').
II. Индивидуальный опрос у доски (5'-7').
– Вставить пропущенные орфограммы, доказать.
– Выделить глаголы.
Запись на доске:
Закончилась з•ма.
(По) з•мле в•сна движется.
(Про) б•ется в•да и отожмет лё• от б•р•гов.
Работает 1 ученик.
III. Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог). (2'-3')
– Над какой большой темой мы работаем?
(– Мы работаем над темой “Глагол”)
– Что мы уже знаем о глаголе?
(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам).
Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:
IV. Постановка проблемы (3'-4')
– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?
(– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).
– Сформулируйте вопрос к уроку.
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме
ставит большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку.
– Предположите, как еще может изменяться глагол.
(– По родам, по падежам, по временам …)
Все варианты мнений учитель записывает на доске.
– Попробуем устно изменить глагол “ПЕТЬ” по падежам.
(- И.п. кто? что? петь
Р.п. кого? чего? петь
Д.п. кому? чему? петь
Вывод: по вопросам падежей глагол не изменяется).
Учитель стирает запись “по падежам”.
V. Исследование (работа в группах). (15')
1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться глаголы.
Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.
План работы:
- Прочитайте предложения.
- В скобках запишите вопрос к глаголу.
- Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
- Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ……. момент речи.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит …… момента речи.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит …… момента речи.
2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “В момент речи”
II столбик “До момента речи”
III столбик “После момента речи”
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.
4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени
(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени
(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени
(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
Дети во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.
5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
– Что мы сейчас делаем?
(– Работаем)
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).
– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.
(– Окончание –ем).
– Что мы делали вчера?
(– Работали).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).
– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.
(– Окончание – и).
– Что мы будем делать завтра?
(– Будем работать).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В будущем).
– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.
(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).
– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.
(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
– На какой вопрос мы ответили?
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”.
– Вы еще предполагали, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке.
6). – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(– Изменение глаголов по временам)
Учитель открывает запись темы на доске.
– Откройте учебник на с.208. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее.
Дети открывают учебники, читают, сравнивают.
(– Да, правильно.)
– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.
– Прочитайте правило на с.208.
– Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи?
(Глаголы изменяются по временам).
VI. Физкультминутка (1'–2')
Игра “Не ошибись!”
Учитель называет действия, ученики их выполняют.
– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.
VII. Запись домашнего задания (1'-2')
– Откройте дневники, запишите домашнее задание.
1 группа (слабые дети) с.208, правило, № 557
2 группа (средние дети) с.208, правило, № 559
3 группа (сильные дети) с.208, правило, составить рассказ (5-6 предложений) и определить время глаголов.
– Прочитайте домашнее задание по учебнику, задайте вопросы.
VIII. Первичное закрепление (10')
1). – В каком времени я диктовала глаголы-команды во время физкультминутки?
(– В настоящем, так как действие происходило в момент речи).
– Проверьте работу ученика у доски (орфограммы, глаголы).
– Выпишите глаголы из этих предложений по временам.
Дети работают самостоятельно. Проверка при помощи веера.
2). – Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?
– Прочитайте текст с доски:
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
– Почему вам было смешно?
– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски?
(– Поставить глаголы в первых восьми строчках в нужное время).
Работа выполняется устно, фронтально. Учитель изменяет окончания глаголов при помощи карточек.
– Запишите глаголы, которые мы изменяли, в таблицу в тетради.
IХ. Итог урока (2'-3')
– Что нового каждый из вас узнал на уроке?
Отвечают 6–7 учеников.
– Как изменяются глаголы?
(– Глаголы изменяются по числам и временам).
– В каком времени могут стоять глаголы?
(– В настоящем, в прошедшем, в будущем).
Х. Рефлексия (1')
Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке. Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.
Что мне понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 класс
Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 классУМК Полякова А.В....
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...