Русский язык "Времена глаголов"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_glagolov.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе:

"Изменение глаголов по временам"

Тип урока: введение новых знаний.

Цели для учителя:

1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Цели для учащихся:

1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
3. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Ход урока.

I. Организационный момент, запись даты в тетрадях (1').
II. Индивидуальный опрос у доски (5'-7').

– Вставить пропущенные орфограммы, доказать.
– Выделить глаголы.

Запись на доске:

Закончилась з•ма.
(По) з•мле в•сна движется.
(Про) б•ется в•да и отожмет лё• от б•р•гов.

Работает 1 ученик.

III. Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог). (2'-3')

– Над какой большой темой мы работаем?
(– Мы работаем над темой “Глагол”)
– Что мы уже знаем о глаголе?
(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам).

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

Рисунок 1

IV. Постановка проблемы (3'-4')

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?
(– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).
– Сформулируйте вопрос к уроку.
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме

ставит большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку.

– Предположите, как еще может изменяться глагол.
(– По родам, по падежам, по временам …)

Все варианты мнений учитель записывает на доске.

– Попробуем устно изменить глагол “ПЕТЬ” по падежам.
(- И.п. кто? что? петь
Р.п. кого? чего? петь
Д.п. кому? чему? петь
Вывод: по вопросам падежей глагол не изменяется).

Учитель стирает запись “по падежам”.

V. Исследование (работа в группах). (15')

1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться глаголы.

Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.

План работы:

  1. Прочитайте предложения.
  2. В скобках запишите вопрос к глаголу.
  3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
  4. Запишите вывод.

Рабочий лист (группа №1)

Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ……. момент речи.

Рабочий лист (группа №2)

(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит …… момента речи.

Рабочий лист (группа №3)

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит …… момента речи.

2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

3). Отчет групп у доски.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:

I столбик “В момент речи”

II столбик “До момента речи”

III столбик “После момента речи”

Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.

4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени

(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени

(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени

(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

Дети во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.

5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.

– Что мы сейчас делаем?

(– Работаем)

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

(– Окончание –ем).

– Что мы делали вчера?

(– Работали).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).

– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.

(– Окончание – и).

– Что мы будем делать завтра?

(– Будем работать).

– В каком времени стоит этот глагол?

(– В будущем).

– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.

(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).

– На какой вопрос мы ответили?

(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”.

– Вы еще предполагали, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке.

6). – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(– Изменение глаголов по временам)

Учитель открывает запись темы на доске.

– Откройте учебник на с.208. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее.

Дети открывают учебники, читают, сравнивают.

(– Да, правильно.)

– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.

– Прочитайте правило на с.208.

– Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи?

(Глаголы изменяются по временам).

VI. Физкультминутка (1'–2')

Игра “Не ошибись!”

Учитель называет действия, ученики их выполняют.

– Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.

VII. Запись домашнего задания (1'-2')

– Откройте дневники, запишите домашнее задание.

1 группа (слабые дети) с.208, правило, № 557
2 группа (средние дети) с.208, правило, № 559
3 группа (сильные дети) с.208, правило, составить рассказ (5-6 предложений) и определить время глаголов.

– Прочитайте домашнее задание по учебнику, задайте вопросы.

VIII. Первичное закрепление (10')

1). – В каком времени я диктовала глаголы-команды во время физкультминутки?

(– В настоящем, так как действие происходило в момент речи).

– Проверьте работу ученика у доски (орфограммы, глаголы).

– Выпишите глаголы из этих предложений по временам.

Дети работают самостоятельно. Проверка при помощи веера.

2). – Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?

– Прочитайте текст с доски:

Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.

– Почему вам было смешно?

– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски?

(– Поставить глаголы в первых восьми строчках в нужное время).

Работа выполняется устно, фронтально. Учитель изменяет окончания глаголов при помощи карточек.

– Запишите глаголы, которые мы изменяли, в таблицу в тетради.

IХ. Итог урока (2'-3')

– Что нового каждый из вас узнал на уроке?

Отвечают 6–7 учеников.

– Как изменяются глаголы?

(– Глаголы изменяются по числам и временам).

– В каком времени могут стоять глаголы?

(– В настоящем, в прошедшем, в будущем).

Х. Рефлексия (1')

Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке. Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.

Что мне понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в прошедшем времени. 4 класс

Проверочная работа по русскому языку. Глаголы. Окончания глаголов в  прошедшем времени. 4 классУМК Полякова А.В....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...