СОЗДАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ – ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (чтение, 1 класс) на тему
С момента выхода первого мультфильма прошло более 100 лет. А популярность мультфильмов не только не проходит, но и постоянно растёт. Мультипликационные изображения нашли применение везде: на телевидении, в Интернете, в роликах городской рекламы. Мультфильмы любят все: и взрослые, и дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-ozvuchivanie_multfilma.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Крючкова Светлана Леонидовна
(Санкт-Петербург)
СОЗДАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ – ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
С момента выхода первого мультфильма прошло более 100 лет. А популярность мультфильмов не только не проходит, но и постоянно растёт. Мультипликационные изображения нашли применение везде: на телевидении, в Интернете, в роликах городской рекламы. Мультфильмы любят все: и взрослые, и дети. Зрителям всех возрастов нравятся весёлые или грустные рисованные герои. Но самый искренний и живой отклик сюжеты и герои любимых мультфильмов находят в душе ребёнка. Ведь мультфильм – это вид искусства, в котором маленький зритель черпает свои знания и представления об окружающем мире, событиях, представленных в увлекательной и доступной для понимания ребёнком форме. Мультфильм, как и кино, в отличие от других изобразительных искусств: живописи, графики, фотографии, способен воспроизводить движение.
В школе-интернате № 33 для слабослышащих детей под руководством доцента кафедры сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена О.А. Красильниковой в течение последних лет реализуются инновационные подходы в обучении чтению, среди которых важное место занимают компьютерные технологии. Развитию навыков связной выразительной и правильной речи, приобщению к литературно-творческой деятельности учащихся способствует на уроках литературного чтения и на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи создание и озвучивание презентаций-мультфильмов.
Опыт озвучивания мультфильмов на индивидуальных занятиях по развитию слуха и речи показал что, этот вид деятельности учащихся стимулирует их речевую активность и стремление правильно выполнить речевое задание, развивает навыки самоконтроля за речью, позволяет сделать процесс усвоения речи слабослышащими учащимися успешным.
Нам представилось интересным опробовать создание и озвучивание мультфильма на материале художественного текста не только с одним героем (автором), но и ввести в сюжет других действующих лиц. Поэтому в работу над мультфильмом были вовлечены все учащиеся класса.
Отметим, для того, чтобы вызвать интерес у детей с недостатком слуха к созданию и озвучиванию мультфильма, прежде всего необходимо познакомить их с настоящими мультфильмами, которые созданы по мотивам литературных произведений. Просмотр «мультика» вызывает у детей чувства сопереживания героям, желание поделиться со взрослыми или сверстниками своими впечатлениями, что способствует развитию и совершенствованию речевых навыков. В целях закрепления новых впечатлений, полученных от просмотра мультфильма, детям предлагается нарисовать запомнившиеся им моменты. Рисунки позволяют определить, что заинтересовало детей больше всего. После просмотра мультфильма у школьников появляется желание создать свой «мультик». Воспользовавшись этим, можно включить детей в организацию литературно-творческой деятельности по созданию мультфильма. Обратимся к конкретному примеру.
Вначале с учениками проводится большая предварительная работа, чтобы процесс создания мультфильма стал для них понятным и осознанным. Во время вступительной беседы учеников знакомим с кинематографическими профессиями людей, создающих мультфильмы.
На занятии в Ленинградской областной детской библиотеке дети выбрали сказку В.В. Бианки «Приключение муравьишки». На занятиях литературного чтения ученики овладевали предметной стороной читаемого произведения, осмысливали материал, знакомились с героями. Большое внимание мы уделили рассмотрению композиционному построению сказки. Ребята уяснили, что сказка В.В. Бианки «Приключение муравьишки» построена на основе чередования эпизодов: муравьишка на пути к дому встречается с разными насекомыми.
Мы предложили детям «издать» свою книжку-самоделку, включив в нее сказку сходную по аналогии со сказкой В.В. Бианки. Героем сказки стал Бельчонок Тим, а сказку назвали «Приключения Бельчонка Тима». Коллективно были придуманы и другие действующие лица сказки - Лягушка, Ёж, Лиса, Дятел. Ребята оживлённо обсуждали возможные варианты развития сюжетной линии, действий и реплик героев сказки. На занятиях мы дали учащимся разные речевые конструкции, оказывали дифференцированную помощь в построении речевых высказываний.
Затем мы предложили ученикам по своей сказке создать мультфильм с одноименным названием. Для того чтобы создать свой мультфильм, перед учениками встала задача - продумать выбор декораций, героев, расставить их по своим местам, заставить их двигаться. Навыки работы с компьютером ученики приобрели на занятиях внеклассного чтения на сайте дистанционного обучения «Литературная тетрадь». Параллельно с работой за компьютером учащимся необходимо было смоделировать будущий мультфильм, нарисовать эскизы и героев. С этой целью ученикам мы предложили выбрать действующих лиц сказки, которых они хотели бы озвучить. Каждый ребенок выбрал себе героя, с удовольствием рисовал картинку-фон и фигурку своего персонажа, а затем вырезал фигуру для создания эффекта анимации (движения героев) в кадре мультфильма.
Ребята очень ответственно отнеслись к главной своей задаче – правильно и выразительно озвучить своего героя. Они сразу стали учить реплики своих персонажей. Каждому ребёнку хотелось озвучить своего героя очень хорошо, чтобы мультфильм получился интересным и был, как настоящий. Таким образом, все ученики почувствовали себя во «взрослых», серьёзных ролях: авторов, звукооператоров и художников.
После того, как дети выучили свои роли, было проведено репетиционное озвучивание мультфильма. Цель такой репетиции – научить каждого ребёнка слушать друг друга, вовремя вступать в диалог, выдерживать паузы в процессе озвучивания своих героев, так как по ходу развития сюжета мультфильма мы включили неречевые звучания, характеризующие явления неживой природы (звуки ветра, дождя) и звуки живой природы (кваканье лягушки, стук дятла).
Премьерный показ мультфильма «Приключения Бельчонка Тима» прошёл при полном зрительном зале. В дальнейшем, используя опыт создания и озвучения мультфильмов разной тематики, мы планируем создать школьную мультфильмотеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...
Использование мультфильмов на уроках и внеучебной деятельности младших школьников.
В статье рассказывается о возможности использования мультфильмов в учебном процессе и внеучебной деятельности в начальной школе....
Тема: Задания творческого характера речевой деятельности на уроках литературного чтения.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения. Практика организации творческой работы позволила сформулировать условия, способствующие её эффективности:-наличие сис...
Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников.
В данном материале доступна информации по различным видам речевой деятельности младших школьников....
Диагностика познавательной, творческой, речевой деятельности младших школьников
Школьный, в большей степени младший школьный возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Именно в младшем школьном возрасте, к...