Использование мультфильмов на уроках и внеучебной деятельности младших школьников.
статья на тему
В статье рассказывается о возможности использования мультфильмов в учебном процессе и внеучебной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование мультфильмов на уроке в начальной школе. | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов МБОУ СОШ№6 г.Махачкалы
Исаева Гюльзеде Элифовна.
Использование мультфильмов на уроках и внеучебной деятельности младших школьников.
Ребенок с самого раннего детства привык к каждодневному просмотру мультфильмов. Он любит периодически просматривать одни и те же диски, «встречаться» на экране с любимыми героями, переживать вместе с ними те приключения, которые преподносятся мастерами мультипликации. По данным социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. Именно мультфильм стал сегодня для ребенка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, отношений между людьми и норм их поведения.
Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формирует у них УУД .
Так, например, однажды я решила на одном из уроков русского языка показать мультфильм «Лунтик» отечественного производства. Серия называлась «Весна». Учащимся 2 класса предстояло написать сочинение на эту тему. Просмотр фильма вызвал нескрываемую радость у детей. Во-первых, для них было необычным просмотр мультфильма на уроке. Во-вторых, им очень понравилось участие учителя в столь любимом для них деле ( Ведь дети очень любят совместные со взрослыми просмотры фильмов с последующим делением своими эмоциями.)А самое главное, за пятиминутный просмотр фильма дети увидели и узнали от своих любимых героев всю необходимую информацию для написания сочинения и с большим успехом справились с работой.
Современный урок , выстроенный в соответствии с ФГОС, обязательно предполагает мультимедийное сопровождение. Поэтому использование различных технических средств , компакт-дисков и других информационных средств становится обязательной необходимостью любого урока. Исходя из этого мною была продолжена работа по внедрению технологии просматривания мультфильмов на уроках. Конечно, не каждый мультфильм может быть продемонстрирован во время учебного процесса . Выбор фильма должен осуществляться исходя из возрастных особенностей учащихся с одной стороны и методическим соответствием содержания мультфильмов с другой. Современный рынок кино и мультиндустрии предлагает широкий выбор различных фильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. На мой взгляд, наиболее соответствующим выше изложенным требованиям в основном , являются отечественные мультфильмы, т.к. они:
1. Учат доброте, искренности, трудолюбию, покладистости, дружелюбию и сопереживанию. Герои мультфильмов учат не сдаваться, бороться со злом, и справляться со всеми трудностями. Современный российский мультфильм « Лунтик» выстроен в лучших традициях советских мультфильмов. Добрые, дружелюбные, честные, воспитанные друзья Лунтика Кузя, Мила и Пчеленок борются с вредностью, лживостью, жадностью , злостью и завистью недружелюбных гусениц Вупсеня и Пупсеня. И в конце каждой серии добро побеждает зло, впрочем на чем и должны воспитываться дети. Поэтому «Лунтик» становится частым гостем на уроках литературного чтения. Анализируя поведение и действия этих героев, дети делают выводы, какие качества личности надо воспитывать в себе, а какие искоренять.
2. Развивают воображение, память и мышление ребенка. Это происходит в процессе восприятия и анализа происходящего, сравнения, установления логики последовательности событий, а также рассуждений по итогам просмотренного. Так , из серии «Лунтика» «Круговорот» дети узнали , что такое испарение, как образуются тучи, почему идет дождь? Благодаря серии «Листопад» стало понятно, почему листья сначала желтеют, а потом опадают.
3. Расширяют кругозор учащихся. Сегодня создано много таких мультфильмов, которые учат ребенка считать и читать, различать цвета, формы и фигуры, а еще красочно повествуют об окружающем нас мире. Так , например, из серии «Лунтика» « Краски» дети узнали, что перемешивая две разные краски можно получать совсем новые цвета. Из серий «Комета» и «Солнечное затмение» узнали об интересных явлениях, происходящих с небесными телами. Благодаря «Фиксикам » стали свидетелями достижений науки и техники: узнали об устройстве компьютера и будильника, о работе холодильника и сифона и т.д.
4. Способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли. Ведь у некоторых персонажей дети перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром. Здесь , конечно же, имеет место демонстрация мультфильмов – сказок ( «Гуси –лебеди», «Морозко» и др.)
5. Развивают креативность детей. При просмотре ярких, неординарных картинок включается фантазия, нестандартное мышление и это может стать началом творчества ребенка. Нередко после просмотра мультфильма дети ставят себя вместо героев и думают, как бы они поступили на их месте. Иногда предлагается детям после просмотра только начала фильма самим придумать концовку с развитием событий. Дети дают волю воображению и «полету фантазии» и часто выдают очень интересные версии завершения серии.
Таким образом, просмотр мультфильмов занимает важное место в моей работе.
Но, планируя свой урок, учитель должен помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения . Более того, не следует злоупотреблять демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная. Поэтому благоразумнее запланировать мульт – сеансы на внеучебное время – во время внеурочной деятельности и на классных часах.
Список литературы:
1. Северенчук Н. Влияние анимационных фильмов на развитие психических процессов ребенк. //Психолог. – 2007. -- №16.
2. Черна Л. Влияние современного телевидения на внутренний мир и поведение ребенка. //Психолог. – 2009. -- №15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Презентация....
Статья. Организация внеучебной деятельности младших школьников в рамках ФГОС второго поколения.
Организация внеучебной деятельности в МБОУ СОШ №1 города Верхнего Уфалея....
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.
Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...
Статья "Цели использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников"
Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной ...
Использование цифровой электронной лаборатории в исследовательской деятельности младших школьников
Работа по исследовательской деятельности младших школьников с использованием цифрового оборудования....
Отечественная война 1812 года на уроках эстетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников
Статья "Отечественная война 1812 года на уроках эестетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников решает задачи же заключаются в следующем:·...
Отечественная война 1812 года на уроках эстетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников
Статья "Отечественная война 1812 года на уроках эстетического цикла и во внеучебной деятельности младших школьников" решает следующие задачи:·расширять исторических знаний учащихся о событ...